Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство периода Римской республики и его лучшие достижения
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоёванные им страны и народы. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создава-ли все народы, входящие в великую державу. В худ-ном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим. гос-ва влияли местные традиции. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характе-рно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом кото-рых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпенди-кулярные улицы, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако остав-ленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства. История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельчес-кой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в могучую державу. Приток рабов и ценностей из покорен-ных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного неравенства, увеличению масштабов крупного землевладения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противоречий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политические права, гражданские войны 1 в. до н. э., многочисленные восстания рабов (восстание рабов в Сицилии 2—1 вв. до н. э., грандиозное восстание Спартака—1 в. до н. э.) свидетельствовали о кризисе Рим. республики, оказавшейся неспособной управлять обширной многоплеменной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой форма-ции, но уже в условиях жестокой диктатуры империи.
Архитектура. В республиканский период сложились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. Грандиозные сооружения - древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах выложенные из камня. Рим. дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (4-3 вв. до н. э.). Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, акведук Марция), заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей. К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал в Риме, сохранившийся до наших дней. Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утончен-ность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Большое место поэтому принадле-жало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружения со сводчатыми и куполь-ными перекрытиями. В аркадах сохранялась их конструктивная роль. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унасле-дованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического наличием базы, отсутствием фриза и каннелюр. В эпоху республики, особенно в 5-2 вв. до н. э., храм - основной тип общественного здания. Строились круглые и четырехугольные псевдо-периптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер – состоял из цилиндрической основы, окруженной колон-надой. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (1 в. до н. э.) близ Рима. Окружен коринфскими колоннами. Парадный вход с расположен-ными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Прямоугольные римские храмы также отлитчались от греческих - храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н. э.). Храм типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Своеобразие рим. архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома. Осевая композиция. Дом состоял из официальных парадных и хозяйственных помещений, окружающих атриум, и открытого перистильного двора, характерного для греческого дома. Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн. Перистиль был центром жилой интимной части дома. В середине его разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, окруженными колоннадами. Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри привлекают красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой.
Декоративные росписи. С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стен-ных росписей. Использовалась античная фреска. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов. По характеру помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно названные стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2 в. до н. э., имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). Архитектурные детали (пилястры, карнизы и др.) исполнялись объемно из штукатурки и расписывались. Росписи первого стиля конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республикан-ской архитектуре. С 80-х гг. до н. э. до 20-х гг. 1 в. до н. э. применялся второй, помпейский, стиль - архитектурно-перспективный. Мастера превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. Между колоннами часто размещалась большая многофигурная компози-ция, - сюжеты на мифологические темы из произведений знаменитых греческих художников («Вилла Мистерий» близ Помпеи). Стены покрывались изображениями улиц, площадей, домов, храмов, садов, сельских равнин и гор(«Дом Ливии» на Палатине). Создавалась воздушная перспектива тем самым как бы расширялось внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентализирующий, характерен для эпохи империи (с конца 1 в. до н. э.). В противоположность пышности второго стиля третий стиль отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знамени-того древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, ювелир-но выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнаты. Четвертый, декоративный, стиль распространяется с сер. 1 в. н. э. Пышностью и декоративностью пространственно-архитектурного решения он продолжает традицию второго стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Создается впечатление театральных декораций, воспроизво-дящих замысловатые фасады дворцов, сады, виднеющиеся через их окна, или картинные галереи — копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной манере.
Скульптура. В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. В республиканский период произведения круглой скульптуры еще часто исполнялись этрусскими мастерами из бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погребальных масках своих современников стремились к максимальной конкретности в воспроизведении индивидуальных черт лица. Бронзовая «Капитолийская волчица» - символ Рима (5 в. до н. э.), отличается той же ост ротой реализма, экспрессивностью и превосходной техникой литья. Лучшим и художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное своеобразное художественное явление он прослеживается с начала 1 в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами, следуя в этом традиции этрусков. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм. Зарождение рим. портрета, как и у этрусков, было связано с древ-ним заупокойным культом предков.Делали восковые маски, снятые с лиц умерших членов рода, их выставляли на семейных торжест-вах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процес-сии. Рим. мастера работали в местном камне, мраморе и бронзе. Портретам республиканской эпохи, при документальной точности воспроизведения индивидуальных черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. К числу немногих памятником раннеримской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец 3- нач. 2 в. до н. э.). Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост - статуя «Оратор», воздвигнутая в честь Авла Метелла (начало 1 в. до н. э), очевидно, изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам. Рим. портрет - поражающий беспощадной правдивостью, интересом к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц. Скульпторы эпохи республики создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные и в рост портреты родственников. Образ человека в портрете эпохи республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Взгляд обычно остается безразличным к окружающей среде (человек находит опору в себе самом).В римском скульптурном портрете 3-1 вв. до н. э. были заложены основы развития всего западноевропейского портретного искусства.
Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э.. С этого времени ис-во Др. Рима наз. ис-вом империи и принята детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, т.к. их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор стиля. Период поздней империи это время кризиса, заката античной культуры. Ис-во империи Октавиана Августа: В конце 1 в.д.н.э. республика уступила место монархии, императорской эпохе, задача ис-ва в это время прославление римский цезарей. Это «золотой век» Др. Рима, особенно литературы. Поэзия связана с тремя именами: Вергилий «Буколики», Гораций «Оды», Овидий любовная поэзия. Август стремился восстановить республику, избавиться от войн. Основная тема культуры Миссия Рима. Завершился синтез античной греческой и римской культуры. Август окружил себя людьми понимающими силу ис-ва. В арх-ре была ориентация на Грецию. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Разделили конструкцию на декор. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. Построен новый Форум – гл. его сооружением был храм Марса, он был украшен коринфскими колоннами, воздвигнут храм Аполлона – изящные, стройные, классические пропорции. Построен алтарь Мира, его стены украшены рельефами, изображающими торжествен. процессии. Храм всех богов – Пантеон в Риме с огромным куполом, диаметр 43 метра, в центре купола окно. На Палатине возводили дворцы – палаццо. Их украшали фресковой живописью «мелочным письмом», которое можно рассматривать с близкого расстояния. Стену мелко расписывали колоннами, вазами, мелкими статуэтками, фигурками. Дома украшали мозаикой. Декорировали термы, рыночные лавки. В Риме воспроизводились образцы греч. ск-ры. Многочисленные портреты Августа изображали его как бога, жреца, гос. деятеля. Идеалом в ск-ре считалась чистота линий, изысканность и монументальность. На героику намекали обнаженными до колен ногами, либо помещали рядом символ Афродиты – амура на дельфине (т.к. род Юлиев пошел от Афродиты). К-ра «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римской культуры в I-м вв.н.э. Ис-во империи Юлиев-Флавиев. Культура в эту эпоху ран. Империи сохранила блеск и великолепие. Были такие философы как: Сенека, Марк Аврелий, писатели Плутарх, Петроний «Золотой осел». В создании культуры этого периода принимали участие жители всей Италии и ее провинций. Появилось и распространялось христианство. Оформилась система римского права, которое легло в основу всех правовых систем Средневековья и Нового времени. Императоры кот. были после Августа украшали Рим новыми зданиями и сооружениями. Тиберий на Палатнинском холме построил нов. императорский дворец кот. завершен при Калигуле. Неро перестроил центр Рима после пожара. Центр. улицы Рима были расширены, ограничена высота зданий, город украшали новые портики (от солнца). При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Колизей в три этажа, с арочно-сводчатыми перекрытиями, четвертый ярус - глухая стена. Триумфальные арки – одна – трех-пяти пролетные в честь императора (победа-это личная заслуга императора). Сохранились арки Тита – однопролетная, и Константина. Императоры украшали Римский форум - красивый был форум Трояна, он сооружен в нач. П в. греч. зодчим Апполодором, форум окружен коллонадой, с конной статуей императора, были рынки Трояна, базилики Ульпия для судебный заседаний, две библиотеки (латинская и греческая), триумфальная арка Трояна высотой 27 м., ее обвивает лента барельефов. При Адриане перестроен римский пантеон на Марсовом поле. К храму пристроили портик с колоннами и коринфскими капителями. Для римской архитектуры типично соединение греческого портика с римской купольной конструкцией. Во II в. в Риме появляются первые коне статуи – Марка Аврелия на Капитолийской площади. Большую роль в повседневной жизни римлян играли термы. Знамениты термы Императора Каракаллы. Они отделаны мрамором, богато украшены, это комплекс зданий, сады, стадионы, бассейны, библиотеки. В других городах Италии так же активно шло строительство: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, в Помпеях. В Египте, Месопотамии, в Испании сохран. следы античной Греко-римской арх-ры цирки, термы, акведуки, дороги, мосты, арки, колонны. Особое место заним. скульптурный портрет – идущий от римских традиций отливать восковые маски с лиц умерших. Бюсты Каракалла, Домициан, Вителлий очень выразительны. Есть характер, страсть. Они жизненны и правдивы, хотя и театральны.
Римская к-ра Ш-V вв.н.э. С этого времени Римская империя наход. в состоянии кризиса. Это касается политической жизни Рима: гражданские войны, нападение германцев. В экономическом плане состояние разрухи. Кризис затронул и культуру. Пропал интерес к философии и науке. Чаще обращение к религии, культам, суевериям. В конце Ш в. Диоклетион затем Константин провели ряд реформ. Христианская церковь союзница гос-ва, император наместник Бога на земле. По «миланскому эдикту» – христианская церковь признана законнй. Ее представители Васил. Великий, Иоанн Злотоуст, Аврелий Августин. Христианство стало господствующей религией. Языческие храмы перестраивались или разрушались. В 326 г. Константин начал строительство новой столицы, назвав его именем. Город создавался под влиянием римской и эллинистической арх-ры. Планировка как военного лагеря, обнесен.прямоугольными стенами, улицы под прямым углом., форум, курии, базилики, ипподром, амфитеатры. При строительстве храмов использовали два типа построек. 1 тип - имел в плане квадрат, круг или крест. II тип -базилика, здание прямоугольной формы, внутри разделено на 3-5 нефов. Своеобразие христ. храма – в контрасте между их внешним и внутренним убранством (мозаика). И художник должен отображать не реальное, а только внутреннее, т.е. душу. Эта же тенденция в фаюмских портретах из Египта. Фаюмский портрет-живопись восковыми красками на дерев. доске или холсте. Характерные черты – интерес к индивидуальности, отображение внутреннего мира человека. Позднеримское ис-во символично – статуи императоров величественны, нет личностного, общие понятие силы, жестокости (голова Константина). После смерти Константина в Риме кризис античных порядков: варвары нападают на границы. В 395 г. Римская держава разделена на Западную (столица Рим) и Восточную (столица Константин). В 410 г. Рим громили готы, затем вандалы. В V в. конец Западано Римской империи и конец античной культуры. Особенности: - Теорема Пифагора геометрия Евклида, законы Архимеда – основа образования в феод. Европе; - Христианство впитало ценности античной культуры, стала ведущей мировой религией; - Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств; - Латынь – язык др. римлян, основа романских языков, язык науки и католической церкви, Латинский алфавит – в Западной Европе, греческий – основа славянских языков; - Осовремененные жанры и виды литературы восходят к античности. К ней обращаются европейский театр, драматургия и литература; - Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на европейскую архитектуру (Испанию, Францию, Италию). В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика. Date: 2015-08-24; view: 759; Нарушение авторских прав |