Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство периода Римской республики и его лучшие достижения





Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпо­хи, но и все завоёванные им страны и народы. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создава-ли все народы, входящие в великую державу. В худ-ном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим. гос-ва влияли местные традиции.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью - всё то, что характе-рно для цивилизованного об­щества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом кото-рых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпенди-кулярные улицы, на перекрестье которых возводили центр го­рода. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако остав-ленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)

 

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец 6 — конец 1 в. до н. э.)

К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельчес-кой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в могучую державу. Приток рабов и ценностей из покорен-ных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного нера­венства, увеличению масштабов крупного земле­владения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противо­речий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политиче­ские права, гражданские войны 1 в. до н. э., многочисленные восстания рабов (восстание ра­бов в Сицилии 2—1 вв. до н. э., грандиозное восстание Спартака—1 в. до н. э.) свидетельствовали о кризисе Рим. республики, оказав­шейся неспособной управлять обширной много­племенной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой форма-ции, но уже в условиях жестокой диктату­ры империи.

 

Архитектура. В республиканский период сло­жились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада в усло­виях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументаль­ных инженерных сооружений. Грандиозные соору­жения - древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах выло­женные из камня.

Рим. дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части стра­ны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (4-3 вв. до н. э.). Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, акведук Марция), заняли видное место в ар­хитектуре города, в облике его живописных окрестностей. К древнейшим сводча­тым конструкциям относится сточный канал в Риме, сохранившийся до наших дней.

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утончен-ность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства.Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл

конструктивную роль, в Риме он исполь­зовался главным образом в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадле-жало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе на­грузку многоэтажных сооружения со сводчаты­ми и куполь-ными перекрытиями. В арка­дах сохранялась их конструктивная роль. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унасле-дованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием фриза и каннелюр.

В эпоху республики, особенно в 5-2 вв. до н. э., храм - основной тип общественного зда­ния. Строились круг­лые и четырехугольные псевдо-периптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер – состоял из цилиндрической основы, окруженной колон-надой. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (1 в. до н. э.) близ Рима. Окружен коринфскими колоннами. Парадный вход с расположен-ными перед ним ступеньками, дверью и окнами.

Прямоугольные римские храмы также отлитчались от греческих - храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н. э.). Храм типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осе­вой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуко­лоннами, сливающимися со стеной. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка.

Своеобразие рим. архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома бо­гатых землевладельцев, торговцев, ремесленни­ков. Римские особня­ки - это большей частью одноэтажные дома. Осевая композиция. Дом состоял из официальных парадных и хозяйст­венных помещений, окружающих атриум, и открытого перистильного двора, характер­ного для греческого дома. Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн. Перистиль был центром жилой интимной части дома. В середине его разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, окруженными колоннадами. Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри привлекают красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой.

 

Декоративные росписи. С перенесением ак­цента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах на основе гре­ческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стен-ных росписей. Использовалась античная фреска. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов. По характеру помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно названные стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2 в. до н. э., имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). Архитектурные детали (пилястры, карнизы и др.) исполнялись объемно из штука­турки и расписывались. Росписи первого стиля конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республикан-ской архитектуре. С 80-х гг. до н. э. до 20-х гг. 1 в. до н. э. при­менялся второй, помпейский, стиль - архитек­турно-перспективный. Мастера превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. Между колонна­ми часто размещалась большая многофигурная компози-ция, - сюжеты на мифологические темы из произведе­ний знаменитых греческих художников («Вилла Мистерий» близ Помпеи). Стены покры­вались изображениями улиц, площадей, домов, храмов, са­дов, сельских равнин и гор(«Дом Ливии» на Палатине). Создавалась воздуш­ная перспектива тем самым как бы расширялось внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентализирующий, характерен для эпохи империи (с конца 1 в. до н. э.). В противоположность пышности второго стиля третий стиль отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знамени-того древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, ювелир-но выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнаты. Четвертый, декоратив­ный, стиль распространяется с сер. 1 в. н. э. Пышностью и декоративностью пространствен­но-архитектурного решения он продолжает тра­дицию второго стиля. Вместе с тем богатство ор­наментальных мотивов напоминает росписи тре­тьего стиля. Создается впечатление театральных декораций, воспроизво-дящих замысловатые фасады дворцов, сады, виднеющиеся через их окна, или картинные га­лереи — копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной манере.

 

Скульптура. В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

В республиканский период про­изведения круглой скульптуры еще часто ис­полнялись этрусскими мастерами из бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой ми­фологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погре­бальных масках своих современников стреми­лись к максимальной конкретности в воспроиз­ведении индивидуальных черт лица. Бронзовая «Капитолий­ская волчица» - символ Рима (5 в. до н. э.), отличается той же ост ротой реализма, экспрессивностью и превосход­ной техникой литья.

Лучшим и художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное своеобразное художественное явление он про­слеживается с начала 1 в. до н. э. В Риме воз­никло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами, следуя в этом традиции этрусков. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм.

Зарождение рим. портрета, как и у эт­русков, было связано с древ-ним заупокойным культом предков.Делали восковые маски, снятые с лиц умерших чле­нов рода, их выставляли на семейных торжест-вах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процес-сии. Рим­. мастера работали в местном камне, мра­море и бронзе.

Портретам республиканской эпохи, при доку­ментальной точности воспроизведения индиви­дуальных черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. К числу немногих памятником раннеримской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец 3- нач. 2 в. до н. э.).

Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост - статуя «Оратор», воз­двигнутая в честь Авла Метелла (начало 1 в. до н. э), очевидно, изображает римского или эт­русского магистра в момент обращения с речью к согражданам. Рим. портрет - поражающий беспощадной правдиво­стью, интересом к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц.

Скульпторы эпохи республики создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные и в рост портреты род­ственников. Образ человека в портрете эпохи республики сохраняет внутреннюю замк­нутость. Взгляд обычно остает­ся безразличным к окружающей среде (человек находит опору в себе самом).В рим­ском скульптурном портрете 3-1 вв. до н. э. были заложены основы развития всего западно­европейского портретного искусства.


Искусство Римской империи. Общая характеристика этапов развития и своеобразия.

Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э.. С этого времени ис-во Др. Рима наз. ис-вом империи и принята детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, т.к. их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор стиля. Период поздней империи это время кризиса, заката античной культуры.

Ис-во империи Октавиана Августа: В конце 1 в.д.н.э. республика уступила место монархии, императорской эпохе, задача ис-ва в это время прославление римский цезарей. Это «золотой век» Др. Рима, особенно литературы. Поэзия связана с тремя именами: Вергилий «Буколики», Гораций «Оды», Овидий любовная поэзия. Август стремился восстановить республику, избавиться от войн. Основная тема культуры Миссия Рима. Завершился синтез античной греческой и римской культуры. Август окружил себя людьми понимающими силу ис-ва. В арх-ре была ориентация на Грецию. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Разделили конструкцию на декор. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. Построен новый Форум – гл. его сооружением был храм Марса, он был украшен коринфскими колоннами, воздвигнут храм Аполлона – изящные, стройные, классические пропорции. Построен алтарь Мира, его стены украшены рельефами, изображающими торжествен. процессии. Храм всех богов – Пантеон в Риме с огромным куполом, диаметр 43 метра, в центре купола окно. На Палатине возводили дворцы – палаццо. Их украшали фресковой живописью «мелочным письмом», которое можно рассматривать с близкого расстояния. Стену мелко расписывали колоннами, вазами, мелкими статуэтками, фигурками. Дома украшали мозаикой. Декорировали термы, рыночные лавки. В Риме воспроизводились образцы греч. ск-ры. Многочисленные портреты Августа изображали его как бога, жреца, гос. деятеля. Идеалом в ск-ре считалась чистота линий, изысканность и монументальность. На героику намекали обнаженными до колен ногами, либо помещали рядом символ Афродиты – амура на дельфине (т.к. род Юлиев пошел от Афродиты). К-ра «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римской культуры в I-м вв.н.э.

Ис-во империи Юлиев-Флавиев. Культура в эту эпоху ран. Империи сохранила блеск и великолепие. Были такие философы как: Сенека, Марк Аврелий, писатели Плутарх, Петроний «Золотой осел». В создании культуры этого периода принимали участие жители всей Италии и ее провинций. Появилось и распространялось христианство. Оформилась система римского права, которое легло в основу всех правовых систем Средневековья и Нового времени. Императоры кот. были после Августа украшали Рим новыми зданиями и сооружениями. Тиберий на Палатнинском холме построил нов. императорский дворец кот. завершен при Калигуле. Неро перестроил центр Рима после пожара. Центр. улицы Рима были расширены, ограничена высота зданий, город украшали новые портики (от солнца). При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Колизей в три этажа, с арочно-сводчатыми перекрытиями, четвертый ярус - глухая стена. Триумфальные арки – одна – трех-пяти пролетные в честь императора (победа-это личная заслуга императора). Сохранились арки Тита – однопролетная, и Константина. Императоры украшали Римский форум - красивый был форум Трояна, он сооружен в нач. П в. греч. зодчим Апполодором, форум окружен коллонадой, с конной статуей императора, были рынки Трояна, базилики Ульпия для судебный заседаний, две библиотеки (латинская и греческая), триумфальная арка Трояна высотой 27 м., ее обвивает лента барельефов. При Адриане перестроен римский пантеон на Марсовом поле. К храму пристроили портик с колоннами и коринфскими капителями. Для римской архитектуры типично соединение греческого портика с римской купольной конструкцией. Во II в. в Риме появляются первые коне статуи – Марка Аврелия на Капитолийской площади. Большую роль в повседневной жизни римлян играли термы. Знамениты термы Императора Каракаллы. Они отделаны мрамором, богато украшены, это комплекс зданий, сады, стадионы, бассейны, библиотеки. В других городах Италии так же активно шло строительство: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, в Помпеях. В Египте, Месопотамии, в Испании сохран. следы античной Греко-римской арх-ры цирки, термы, акведуки, дороги, мосты, арки, колонны. Особое место заним. скульптурный портрет – идущий от римских традиций отливать восковые маски с лиц умерших. Бюсты Каракалла, Домициан, Вителлий очень выразительны. Есть характер, страсть. Они жизненны и правдивы, хотя и театральны.

 

Римская к-ра Ш-V вв.н.э. С этого времени Римская империя наход. в состоянии кризиса. Это касается политической жизни Рима: гражданские войны, нападение германцев. В экономическом плане состояние разрухи. Кризис затронул и культуру. Пропал интерес к философии и науке. Чаще обращение к религии, культам, суевериям. В конце Ш в. Диоклетион затем Константин провели ряд реформ. Христианская церковь союзница гос-ва, император наместник Бога на земле. По «миланскому эдикту» – христианская церковь признана законнй. Ее представители Васил. Великий, Иоанн Злотоуст, Аврелий Августин. Христианство стало господствующей религией. Языческие храмы перестраивались или разрушались. В 326 г. Константин начал строительство новой столицы, назвав его именем. Город создавался под влиянием римской и эллинистической арх-ры. Планировка как военного лагеря, обнесен.прямоугольными стенами, улицы под прямым углом., форум, курии, базилики, ипподром, амфитеатры. При строительстве храмов использовали два типа построек. 1 тип - имел в плане квадрат, круг или крест. II тип -базилика, здание прямоугольной формы, внутри разделено на 3-5 нефов. Своеобразие христ. храма – в контрасте между их внешним и внутренним убранством (мозаика). И художник должен отображать не реальное, а только внутреннее, т.е. душу. Эта же тенденция в фаюмских портретах из Египта. Фаюмский портрет-живопись восковыми красками на дерев. доске или холсте. Характерные черты – интерес к индивидуальности, отображение внутреннего мира человека. Позднеримское ис-во символично – статуи императоров величественны, нет личностного, общие понятие силы, жестокости (голова Константина). После смерти Константина в Риме кризис античных порядков: варвары нападают на границы. В 395 г. Римская держава разделена на Западную (столица Рим) и Восточную (столица Константин). В 410 г. Рим громили готы, затем вандалы. В V в. конец Западано Римской империи и конец античной культуры.

Особенности:

- Теорема Пифагора геометрия Евклида, законы Архимеда – основа образования в феод. Европе;

- Христианство впитало ценности античной культуры, стала ведущей мировой религией;

- Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств;

- Латынь – язык др. римлян, основа романских языков, язык науки и католической церкви, Латинский алфавит – в Западной Европе, греческий – основа славянских языков;

- Осовремененные жанры и виды литературы восходят к античности. К ней обращаются европейский театр, драматургия и литература;

- Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на европейскую архитектуру (Испанию, Францию, Италию). В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.

Date: 2015-08-24; view: 691; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию