Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации





Занятие должно быть ориентировано на закрепление навыков употребления конструкций с разными способами выражения сказуемого.

 

Задание 12. Изучите внимательно таблицу.

Конструкции, их значения Примеры Способ выражения дополнения
Что относится к чему Что является одним из чего … Значение конструкций: предмет является одним из ряда подобных, однотипных предметов. Понятие числа относится к числу самых основных математических понятий. Число является одним из главных особенностей человеческого разума, для удовлетворения практических потребностей людей. Д.п. существительного     Р.п. существительного
Что делят на что … Что содержится в чем Что состоит из чего Линейная функция W-2z-(4+3i) делится на две функции Z1=2z,W=Z1-(4+3i) Важные задачи теории конформных отображений содержатся в совместных работах М. Лаврентьева и М.В. Келдыша. Прибор состоит из передатчика и двух генераторов. В.п. существительного   П.п. существительного   Р.п. существительного  

Задание 13. Прочитайте текст. Выпишите из текста предложения с изученными конструкциями.

Логикой мы называем науку о законах и формах мышления. Она является частью философии.

Математическая логика – это наука, которая исследует математические доказательства. Математическая логика возникла в 19 веке. Ее создателем был англичанин Д. Буль, а усовершенствовали Ч. Пирс, Б. Рассел, А.Н. Колмогоров, А.А. Мальцев. Она относится к логике в целом, однако, с учетом специальных потребностей математики.

Математическая абстракция является одной из особенностей математического мышления. Сложные системы математической абстракции, их взаимосвязи и сущность – все это содержится в логической математике, а именно – в доказательствах математических теорем. Классическим примером такого доказательства является создание геометрии Евклидом.

Слова не всегда одинаково, однозначно и точно выражают мысли и понятия. Унификация и уточнение понятий и методов умозаключений в некоторых отраслях математики стало безусловной необходимостью. Поэтому в современной математике применяется метод формализации доказательств.

Формулировки теорем записываются в виде формул с помощью специальных символов, используемых наряду с известными математическими знаками. Доказательство теоремы сводится к выведению представляющей ее формулы. Некоторые математики пытались выразить все математические дисциплины без применения словесных доказательств, только с помощью символов и формул.

Из сказанного следует, что идея создания знаков, которые бы заменили слова – имеющие иногда разное значение – беспокоила ученых уже давно. (С. Коваль)

Задание 14. Определите синтаксическую роль выписанных конструкций.

Задание 15. Приведите собственные примеры на каждое значение изученных конструкций.

Задание 16. Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

Задание 17. Определите тему и основную мысль текста (КЗ). Дайте название тексту.

Задание 18. Выпишите из текста по 3 словосочетания с согласованием, управлением и примыканием. Произведите их разбор.

Задание 19. Передайте содержание текста, используя изученные конструкции.

Задание 20. Изучите способы выражения дополнения.

 

Конструкции, их значение Примеры Способ выражения дополнения
Что входит в состав чего … Что содержится в чем. Характеристика качественного состава веществ Моделирование входит в состав прикладной математики. Газ, замороженный до твердого состояния – аммиак, содержится в комете. Родительный падеж существительного   Предложный падеж существительного
Сколько чего содержится в чем. Сколько чего приходится на долю чего. Характеристика количественного соотношения частей, входящих в состав вещества, предмета 100 сантиметров содержится в одном метре.   25% круга приходится на один сектор круга. Сущ. Р.п. + П.п. сущ.     Числ. + Р.п. сущ. – Р.п. сущ.

Задание21. Прочитайте текст, правильно склоняя числительные.

Поваренная соль

Поваренную соль знает всякий. Наряду с хлебом она является обычным пищевым продуктом. Каждый человек в год потребляет до 67 килограммов соли.

Более 400 граммов поваренной соли содержится в организме человека. Она входит в состав крови и служит для образования в желудочном соке соляной кислоты, которая необходима для пищеварения.

Основной источник соли – это ее запасы в морях и океанах. 20 миллионов кубических километров соли приходится на долю вод всех морей и океанов. 24% самых разнообразных солей содержится в морской воде. Из них 76% приходится на долю поваренной соли. Особенно много соли в озерах Эльтон и Баскунчак. 97-99% поваренной соли содержится в солях озер. Поваренная соль, получаемая из морской воды, называется морской солью.

Задание 22. Ответьте на вопросы. Сколько килограммов соли человек потребляет в год? Сколько поваренной соли содержится в организме человека? Какой процент соли содержится в озерах Эльтон и Баскунчак?

Задание 23. Изучив грамматический материал таблицы, выпишите из текста конструкции, указывающие на качественный и количественный состав вещества. Определите их синтаксическую роль и способ выражения. С какой целью они используются в тексте.

Задание 24. Определите тему и главную мысль текста. Укажите предложение, содержащее КЗ.

 

Теоретическая справка

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи. Основными видами подчинительной связи в словосочетаниях являются согласование, управление, подчинение.

Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному в роде, числе, падеже. При изменении форм главного слова соответственно меняются и формы зависимого слова (холодный дождь, свежим хлебом).

Управление – вид подчинительной связи, при котором употребление зависимого слова обусловлено лексико-грамматическим значением главного слова (смотреть фильм, любоваться пейзажем).

С изменением формы главного слова форма зависимого слова при управлении не изменяется (смотреть на друга, просмотрев фильм, любуясь пейзажем).

Различают управление предложное (встреча с друзьями, книга о любви) и беспредложное (составление тезисов, помощь старикам).

В зависимости от морфологического значения главного слова различают 1) управление глагольное (учиться в университете, посещать занятия); 2) управление приименное (именное, присубстантивное) (обучение по гранту, исследование проблемы); 3) управление приатрибутивное (лучшие из лучших, сильные духом); 4) управление принаречное (справа от дерева, незаметно для присутствующих).

Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается интонационно, лексически и порядком слов (весьма интересный, очень полезный).

Задание 25. Составьте и запишите по 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи по специальности.

 

Теоретическая справка

Тема текста – это предмет, явление, факт, который находится в центре изложения. Тему можно определить, ответив, на вопрос о чем говорится в тексте?

Главная мысль – это предельно сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак (см. схему).

Что говорится об этом   предмете
О чем говорится в тексте

 

       
 
   
Главная мысль текста
 


Задание 26. Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания так, чтобы была выражена количественная зависимость между явлениями.

Кислород; температура. Человек; минеральные вещества. Продукты; углеводы. Угол; градус.

Задание 27. Пользуясь изученными грамматическими конструкциями, понятиями тема, основная мысль текста, расскажите об окружности, гиперболе или эллипсе.

Задание 28. Составьте рассказ о витаминах и их значении с использованием изучаемых конструкций.

 

Тема 11. Микротема текста

 

Материал для наблюдения

Задание 1.Проанализируйте микротексты 1 и 2. Укажите, чем они отличаются. Какой из них представляет собой текст в смысловом и структурном плане.

1. Специалист высокой квалификации – это человек, обладающий широкими общими и глубокими профессиональными знаниями. Специалист высокой квалификации – гармонически развитая личность. Высококвалифицированный специалист – организатор производственного процесса. Специалисты высокой квалификации – проводники технического прогресса. Высококвалифицированные специалисты являются наставниками молодежи.

2. На современном этапе развития нашего общества ведущая роль в решении задач народного хозяйства отводится специалистами высокой квалификации. Высококвалифицированный специалист – это гармонически развитая личность. Он обладает широкими профессиональными знаниями. Именно такие специалисты являются организаторами производственного процесса. Во-первых, высококвалифицированные специалисты – это проводники технического прогресса. Они способствуют внедрению в производство прогрессивной техники и технологии. Во-вторых, они являются наставниками молодежи. Они передают свой богатый опыт молодым, помогают осваивать профессию, готовят достойную смену.

Система высшего образования в условиях модернизации приобретает новое качество, способствующее повышению ее общественного статуса, и понимается она как особая сфера, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, отличающихся гибкостью и адаптивностью к меняющимся условиям. Это значит, что необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой. Только так можно стать высококвалифицированным специалистом.

Задание 2. Вспомните значения следующих слов (если не знаете, то возьмите толковый словарь): квалификация, гармонически, личность, прогресс, наставник, внедрение, технология, осваивать.

Задание 3. Определите, в каком из отрывков наблюдается единство предложений. Почему? Что собой представляет этот фрагмент?

Задание 4. Определите тему текста, установите строение микротем.

Задание 5. Подберите 10-15 слов по специальности для составления текста.

Задание 6. Составьте и запишите небольшой текст по специальности, состоящий из 2-3 абзацев.

Задание 7. Подготовьте пересказ составленного текста.

Задание 8. Подготовьте пересказ одного из микротекстов занятия.

Методические рекомендации

На занятии должна проходить проверка знания языкового материала и умений, которые развиваются в говорении и письме. Используйте на занятии словарь иностранных слов.

Теоретическая справка

Говоря о смысловой цельности текста, о единстве темы, следует учитывать объем высказывания. В тексте большого объема в целом речевом произведении предметное единство проявляется в виде иерархии тем. В нем ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся на более дробные, вплоть до микротем. Микротема считается минимальной единицей речевого смысла.

Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной ее части к другой.

Часть одной общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Чаще всего часть текста, объединенная микротемой, называется абзацем. Поскольку тема обычно распадается на несколько микротем, то и текст, как правило, членится на несколько абзацев.

Микротема имеет определенное строение: зачин или начало (предложение, в котором заключена основная мысль), разработку или развитие мысли, концовку или конец. Концовка свидетельствует о том, что микротема исчерпана.

В речевой практике возможны различные отступления от такой классической структуры. Иногда может отсутствовать концовка. Это бывает оправдано в тех случаях, когда мысль, выраженная в начале, основной частью микротемы полностью исчерпана, и нет необходимости специально оформлять ее окончание.

Материал для наблюдения

Задание 1. Прочитайте абзац текста. Проследите за развитием мысли: где делается заявка на тему, где она разрабатывается, где тема исчерпана. Выделите соответствующие части абзаца: начало, развитие мысли, конец.

И вот теперь, стремясь уложиться в начертанную тобой программу, начал думать о себе, своем деле, о людях, среди которых вращаюсь, пытаясь на все это как-то смотреть со стороны: сверху, сбоку, с отдаления. Но чувствую, что не могу связно рассказать о путях, которые привели меня к тем или иным жизненным и творческим результатам. Теперь уже кажется, все, что было, как-то являлось и уходило само собой. Думаю про себя над этим и все время не могу избавиться от ощущения, что вспоминается почему-то не главное, а побочное, мелкое, второстепенное. По-видимому, не всегда даже представляю, что означает для данного вспомнившегося случая это «главное». Здесь, может быть, сказывается профессия.

Задание 2. Постарайтесь запомнить текст. Расскажите его содержание однокурсникам.

Задание 3. Выпишите по толковому словарю и словарю иностранных слов значение следующих слов: инвестиция, капитал, примитивный, ресурсный, неотъемлемый, стартовый, конкурентоспособный, статистика, мотивация, мобильность, рационально, издержки, регулятор, эффективность, перспектива, потенциал. Выучите определения данных слов.

Задание 4. Прочитайте текст «Образование и экономика». Определите тему текста. Найдите микротемы общей темы, которые могут состоять из нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста.

Образование и экономика.

Чем больше инвестируется в человеческий капитал, тем более качественный инвестиционный капитал привлекается из-за рубежа в нашу экономику и тем дальше мы будем отходить от примитивной ресурсной направленности экономики.

Развитие казахстанского человеческого капитала может быть достигнуто путем открытия большого доступа людей к образованию и информации. Образование – неотъемлемый стартовый компонент в формировании конкурентоспособной рабочей силы и международной конкурентоспособной страны на рынке продуктов и услуг и рабочей силы. Статистика свидетельствует о том, что преуспели те развивающиеся страны, которые инвестировали в образование.

Согласно теории американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике Гэри Беккера человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Исходным пунктом исследования для Г.Беккера служило представление о том, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. В зависимости от экономической целесообразности принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи, следовательно, выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании.

Помимо теоретического обоснования Г.Беккер первым осуществил и практический статистический подсчет экономической эффективности образования. По его выкладкам оказывалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15 % и превышает показатели прибыльности для большинства фирм.

Очевидно, что в перспективе следует ожидать дальнейшего повышения значимости образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров как главных индикаторов уровней развития экономического потенциала любой страны.

Задание 5. Выпишите из текста однокоренные слова. Определите, к какой части речи относится каждое слово.

Задание 6. Определите в каждом предложении число и падеж имен существительных.

Задание 7. Озаглавьте части текста. Запишите план.

Задание 8. Подготовьте пересказ текста. Перескажите текст сначала одному из студентов, затем всей аудитории.

Тема 12. Данная и новая информация текста. Смысловое деление текста. Развитие мысли от какой-либо исходной, известной информации к неизвестной.

 

Теоретическая справка

Наряду с формально-грамматическим членением предложения, выделением в нем главных и второстепенных членов, существует членение смысловое, так называемое актуальное членение. Актуальное членение различает то, о чем делается сообщение, и то, что сообщается. Часть высказывания, выражающую то, о чем делается сообщение, называется термином «данное», а часть высказывания, выражающую то, что сообщается, - термином «новое». В сочетании «данного» и «нового» и нужно видеть самую основу коммуникации. Мы говорим и пишем ради того, чтобы сообщить что-то новое для слушателя или читателя.

Данная информация текста (Д) — это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное текста передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу и служит отправным моментом развития текста. Данная, известная информация текста раскрывается посредством новой информации.

Новым текста (Н) называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать. Новая информация текста может быть комплексной, то есть состоящей более чем из одного члена предложения. Компоненты ее различаются в таком случае степенью коммуникативной значимости. В составе новой информации есть наиболее актуально значимый компонент, являющийся ее организующим центром. Например, в текстах о составе предметов новая информация называет конкретные компоненты состава предмета.

Сущность актуального членения заключается в следующем: на первое место становится известное из предшествующего контекста или из ситуации («данное»), на втором – другой компонент предложения, то, ради чего оно создается («новое»). Это вполне отвечает закономерности движения мысли от известного к неизвестному. Первая часть называется основой высказывания (темой), вторая – ядром высказывания (ремой).

 

Материал для наблюдения

При чтении любого научного текста главное - отчетливо понять содержание прочитанного, т.е. и ясно и точно определить, как раскрывается в тексте его тема. Выражая мысль, раскрывая тему, автор чаще всего как бы движется по ступенькам, переходя от одной ее части к другой. При анализе текста нужно разделить его на смысловые части (абзацы).

Далее необходимо проанализировать содержание смысловых частей. Информация смысловой части текста может быть неодинаковой с точки зрения ее значимости в раскрытии подтемы текста. Чаще всего главную мысль абзаца выражают первое и второе предложения.

Текст представляет собой законченное смысловое единство, в котором мысль от предложения к предложению развивается; в каждом из предложений текста выделяется «данное» и «новое» - «данное» обеспечивает связь предложений в единое целое, а «новое» содержит ту информацию, из-за которой создается высказывание. В спокойной монологической речи «новое» обычно помещается в конце предложения. Мысль в тексте может развиваться последовательно и параллельно, в связи с чем выделяется два способа – последовательная и параллельная. Особенностью текстов параллельного строения с повтором является наличие зачина или концовки обобщающего характера.

Задание 1. Прочитайте небольшие фрагменты текстов. Найдите в предложениях «данное» и «новое».

а) Как я стал ученым? Этот вопрос часто приходит мне на ум после наших бесед.

б) Жизнь сложна. В ней повсюду острые углы, шипы, которые не всегда обойдешь.

Задание 2. Определите в предложениях способы и средства связи предложений.

Задание 3.С помощью словарей объясните значение следующих слов: концепция, глобальный, сугубо, темп, менеджмент, экспертный, инфраструктура, критерий, эффективность. Составьте с ними словосочетания и предложения.

 

Материал для наблюдения 1.Прочитайте текст «О конкурентоспособности страны». Найдите данную и новую информацию в предложениях текста.

О конкурентоспособности страны

Сегодня конкурентоспособность страны – одна из самых влиятельных концепций в глобальной экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений.

Как измерить конкурентоспособность страны? Одним из самых простейших способов ее измерения является показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Чем выше данный показатель, тем богаче страна и ее граждане, тем выше качество жизни.

Однако конкурентоспособность не ограничивается способностью страны достичь и поддерживать высокие темпы экономического роста. Главным показателем конкурентоспособности являются высокий уровень и качество жизни населения.

Институт развития менеджмента в Лозанне, выпускающий Мировой ежегодник конкурентоспособности, анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, в том числе:

83 экономических показателя, 77 показателей эффективности правительства и управления, 69 показателей эффективности бизнеса, 94 показателя инфраструктуры. Именно взаимодействием всех вышеперечисленных критериев и факторов определяется конкурентоспособность страны (Н.А. Назарбаев)

2. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

3. Подготовьте пересказ текста. Обратите внимание на закономерности движения мысли от известного к неизвестному.

 

Методические рекомендации При подготовке к занятию необходимо повторение темы «Склонение имени существительного», а также порядка синтаксического разбора сложного предложения.

Теоретическая справка

Увеличение объема текста и количества информации в нем создается за счет «нового» в тексте. «Новое» движет мысль. Это могут быть сменяющие друг друга действия (при повествовании), признаки предмета (при описании предмета), предметы (при описании места), признаки состояния (при описании состояния), оценка (при оценки действительности). «Данное» соединяет предложения и может указывать на лицо, время, место действия (при повествовании), предмет, его части (при описании предмета), местоположение (при описании места), лицо, элементы среды (при описании состояния), предметы, качества действия (при оценке действительности).

Умение создавать высказывания предполагает пользоваться порядком слов (прямой порядок – «данное» - «новое»; инверсия – «новое» - «данное») как инструментом развития мысли; усиливать эмоциональность речи (если нужно) за счет обратного порядка слов; соединять предложения, выбирая определенный способ и средства связи; правильно строить фрагменты текста, используя различные способы выражения типового значения «данного» и «нового».

Умение создавать высказывания основывается на планировании последовательности изложения, обеспечении развития темы и основной мысли, соблюдении абзацного членения текста.

С композиционно-стилистической точки зрения текст – это высказывание, которое строится по модели: «зачин – развитие темы – концовка». Зачин – предложение, начинающее текст; в нем сообщается тема, которая должна получить развитие в последующих предложениях. Предложение-зачин обладает наибольшей степенью самостоятельности. После зачина в одном или нескольких предложениях, связанных друг с другом цепной или параллельной связью, идет развитие темы. Концовка завершает текст.

Особенностями концовки может быть иной характер связи с предыдущими предложениями, иной тип структурного построения предложения-концовки, использование конструкций, выполняющих функцию обобщения текста, использование вводных слов, указывающих на завершение высказывания (обобщение, вывод): таким образом, итак, вообще говоря, следовательно, следует отметить, значит.

Тема 13. Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения. Механизмы действия этих функций.

Теоретическая справка

Предложение – основная единица текста, т.к. в предложении оформляется мысль, которую пишущий хочет сообщить читающему.

Предложение имеет следующие признаки:

1) грамматическую основу;

2) предложение является высказыванием о предмете речи. 3)предложение является единицей общения;

4)предложение характеризуется интонационной законченностью.

Предложение как информативная единица обладает большими строевыми и коммуникативными возможностями. Сообщение, вопрос и побуждение – разновидности высказывания.

 

Входя в текст в качестве его структурирующего компонента, предложение вместе с другими единицами организует соответствующее сверхфразовое единство и соотносит его части друг с другом.

Смысловые отношения между предложения в составе сверхфразового единства подобны тем, какие существуют между частями ССП. Они могут быть соединительными, сопоставительными, противительными, разделительными, временными, причинно-следственными, уступительными, условными, определительными и т.п.

Однако в сверхфразовом единстве такая связь сложнее, поскольку связываются самостоятельные предложения, а не части, объединенные в составе сложного. От предложения к предложению в сверхфразовом единстве можно задавать смысловые вопросы.

Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте:Ученые приехали на форум с целью обсуждения насущных проблем.

Вопросительные предложения выражают вопрос: В чем видит современный молодой специалист свое предназначение?

В побудительных предложениях выражаются различные побуждения к действию – прогноз, просьба, призыв, совет и др.: Наблюдайте, удивляйтесь, думайте!

В связном тексте встречаются предложения всех типов.

Задание 1. Расскажите, какие функции выполняет предложение в тексте, назовите типы предложений по цели высказывания. Приведите свои примеры.

 

Материал для наблюдения 1. Прочитайте текст. Выделите в нем предложения, в которых:

1)утверждается реальность сообщений и 2)выражается только возможность, желательность, необходимость чего-либо. Какими средствами выражены модальные оттенки возможности, желательности и необходимости.

Юность – это возраст формирования жизненных планов. Именно в этот период новое поколение решает главные для любого человека вопросы: о целях, достижению которых стоит посвятить жизнь, о сфере деятельности, в которой будет происходить это достижение с максимальной полнотой, и, наконец, о тех средствах, которые для всего этого возможны, желательны и необходимы.

Вступление во взрослую жизнь обязательно должно начинаться с критического самоанализа, честной и непредвзятой оценки своих собственных личных и деловых качеств.

 

Материал для наблюдения 1. Прочитайте текст, соблюдая правила пунктуации, запишите его по памяти.

Чудесные знаки

Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить.

В день выхода в свет своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. По просьбе Гюго секретарь послал издателю записку, в которой вверху стоял один только вопросительный знак: «?».

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал: «!».

2. Что вы знаете о писателе Гюго? Какие произведения автора вы читали?

3. Что можно понять из записок Гюго и издателя? Какую самостоятельную смысловую нагрузку несут знаки препинания? Запишите их.

4. Объясните значение слов: издатель, распродажа, остроумный. Составьте с ними предложения.

5. Найдите в тексте сложные предложения и определите виды придаточных предложений.

6. Определите тип предложений (распространенное, нераспространенное).

Методические рекомендации

При подготовке к занятию необходимо просмотреть дополнительный материал о предложении.

Материал для наблюдения 1. Прочитайте текст.

35 лет назад состоялось торжественное открытие здания, в котором разместились кружки и секции для детей. Детям, которые имеют счастье заниматься в каком-либо из кружков Дворца детей и юношества, гулять в подворотнях уж точно некогда.

В тот год, когда Караганде исполнилось 70 лет, на площади состоялось открытие памятника кобызу. Тот, кто пришел на открытие памятника, отметил значимость происходящего. Кобыз установили на той площади, которая находится напротив театра К.Станиславского.

Известно, что строительство третьей угольной кочегарки Союза началось тогда, когда были впервые заложены наклонные разведочно-эксплуатационные шахты. Иногда, когда мы проходим по улицам города, мы и не задумываемся над тем, чьи имена они носят. И кажется, что известному шлягеру, в котором утверждалось, что Караганда – это «незнамо где», пришел конец.

2. Озаглавьте текст.

3. Объясните, как соединяются предложения друг с другом в каждом абзаце. Назовите средства связи предложений внутри абзаца и между абзацами.

4.Подготовьте контрольное чтение текста. Обратите внимание на интонацию каждого предложения.

5. Как вы понимаете данные фразеологизмы? Составьте с ними предложения. Прочитайте предложения с правильной интонацией. Без памяти, брать за душу, до глубины души, глаза разгорелись, смотреть во все глаза, идти своей дорогой, Альфа и Омега, взглянуть на вещи, отдать должное, живая летопись, звезды первой величины, геростратова слава, строить воздушные замки.

6. Допишите предложения. Прочитайте предложения с правильной интонацией.

В историко-краеведческом музее города собрано все, что…

Горожане шутят, что…

Кто бывал в Карагандинском городском акимате, тот…

Посмотрите на то, как…

На открытии гипермаркета обещали, что…

Этнопарк нравится мне тем, что…

Дворец детства необходим для тех, кто…

7. Подготовьте пересказ текста.

8. Напишите сочинение на тему «Мой город».

 

Методические рекомендации: При подготовке к занятию необходимо просмотреть дополнительный материал о городах РК.

Материал для наблюдения 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Впервые я увидел Есенина в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком пятнадцати-семнадцати лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напоминал слащавенькие открытки, изображавшие боярских детей, всех с одним и тем же лицом… Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что ему не место в огромном Петербурге…

Позднее, когда я читал его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик, с которым я стоял ночью на Симеоновском и видел, как он сквозь зубы плюет на черный бархат реки, стиснутый гранитом. Через шесть-семь лет я увидел Есенина в Берлине, в квартире А.Н. Толстого. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно, то вдруг неуверенно, смущенно и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям…

Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические выкрики каторжника показались театральными. Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слез… Даже не верилось, что этот маленький человек обладает огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно равновесна… И вообще все: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза – все это было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час. (М. Горький).

2. Выполните словарную работу по тексту.

3. Разделите текст на части, в которых описано первое и последующее впечатления Горького от встреч с Есениным.

4. Проанализируйте портретную характеристику С.Есенина, данную Горьким. Покажите, как автор статьи через описание внешности героя передает несоответствие ее с внутренним миром Есенина. Выпишите эмоционально-оценочную лексику, передающую отношение Горького к С.Есенину.

5.Найдите словосочетания с согласованными определениями.

6. Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях: неяркое впечатление, очень напоминал, увидел Есенина, настроен недружелюбно, беспокойный взгляд, размахивал руками, попросили читать, начал монолог, охотно согласился, монолог Хлопуши, читает потрясающе, огромной силой.

7. Раскройте значения устойчивых сочетаний слов. Составьте с ними предложения: Стальные нервы, железная логика, железное здоровье, железная воля, золотые руки, глубокие знания.

8. Запишите пословицы. Объясните их значение. Не всё то золото, что блестит. Друг познаётся в беде. Трусам свойственна жестокость. Глупец считает себя умным, а умный считает себя глупцом. Слава и деньги меняют человека.

9. Используя материал заданий № 7, 8, напишите сочинение- рассуждение на свободную тему. Обратите внимание на связь предложений между собой.

10. Подготовьте пересказ текста о С.Есенине.

Методические рекомендации

Для подготовки к данному занятию необходимо повторение типов связи слов в словосочетании. Самостоятельно найдите грамматический материал о роли предложения в тексте.

 

Тема 14. Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложения, выполняющие функции прогрессии текста.

 

Теоретическая справка

Прогрессии текста — увеличение его объема и количества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста (ФПТ)выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста.

Информация развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Обычно оно расположено в начале всего текста или в начале микротемы — 1—3-е предложение.

В предложении, выполняющем функцию обеспечения прогрессии, всегда есть смысловой центр, информация которого распространяется в тексте — данное текста (данная информация текста).

Семантика предложения в функции прогрессии развивается в последующих микротемах посредством новой информации текста, раскрывающей коммуникативную задачу текста. Такое предложение настраивает читателя на восприятие текста, ориентируя на то, какой аспект темы будет раскрываться.

Задание 1. Перестройте предложения, восстановив в них прямой порядок слов.

1) В статье всего раскрывается две проблемы. 2) Студенты знают, что надо самим делать выводы, тем более если они дело имеют с итоговым тестированием. 3) Требуются на работу специалисты на завод со знанием иностранных языков. 4) Я вам расскажу о простом и сложном предложении. 5) Мы четко должны усвоить эти понятия.

 

Методические рекомендации Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача текста, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное.

Данное текста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное). Информация текста в таком случае развивается в одном направлении.

Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров (Д1, Д2 и т. д.). Информация текста в таком случае развивается в нескольких направлениях.

Предложение с многовершинным данным настраивает читателя на восприятие текста, в котором явление рассматривается с разных сторон. Коммуникативная задача текста содержит несколько смысловых центров, то есть более чем одно данное. Два смысловых центра соответствуют двум направлениям развития информации в тексте: первое — Д1, второе — Д2.

Материал для наблюдения

Средства связи, используемые для выражения различных смысловых отношений между предложениями и фрагментами текста, могут быть следующие:

а) причинно-следственные, условные (поэтому, отсюда, тем самым, в результате, следовательно, в этом случае);

б) присоединение к сказанному выше (и, также, при этом, кроме и т.д.);

в) пояснение, уточнение, подтверждение (например, именно, даже, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря, в частности, причем, вообще говоря, то есть);

г) противопоставление (а, но, однако и т.д.);

д) порядок перечисления (во-первых, наконец, прежде всего, сначала, потом, далее, в дальнейшем);

е) источник информации (по мнению, с точки зрения, как видно из, согласно данным, как утверждают, как упомянуто, как описывает автор; как указывалось, как было показано, как указывалось выше, как установлено, как отмечалось);

ж) согласие, подтверждение, несогласие, сомнение (разумеется, конечно, очевидно, действительно, в самом деле, вероятно, кажется, может быть, наверное, вызывает возражение, не соответствует истине);

з) обобщение, вывод (таким образом, итак, вообще говоря, следовательно, следует отметить, в основном словом, значит).

Задание 2. Самостоятельно подберите текст. Проследите за развитием мысли: где делается заявка на тему, где она разрабатывается, где тема исчерпана. Найдите в тексте начало, развитие мысли и концовку. Что собой представляет концовка? Каким синтаксическим средством связывается?

 

Методические рекомендации Для того, чтобы уяснить, какие связи существуют между информацией текста и его заключением, как сформулировать вывод, необходимо иметь представление о предложении в функции обобщения содержания текста.

Функцию обобщения текста (ФОТ)выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами: так, таким образом, в заключение отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его микротемы или части, законченной по смыслу.

Смысловым центром в таком предложении является слово или словосочетание, которое обобщает новую информацию предыдущего текста.

Задание 3. Объясните значения слов и словосочетаний: глобальная экономика, глобализация, национальная экономика, неэкономические явления, экономические последствия, сугубо, валовый внутренний продукт.

Задание 4. Вспомните, какие предложения могут выполнять функцию обобщения текста.

Задание 5. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите, как увеличивается объем текста и количество информации.

Глобализация предъявляет чрезвычайно высокие требования к конкурентоспособности национальной экономики.

Сегодня конкурентоспособность страны – одна из самых влиятельных концепций в глобальной экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений.

Как измерить конкурентоспособность страны? Одним из самых простейших способов ее измерения является показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Чем выше данный показатель, тем богаче страна и ее граждане, тем выше качество жизни (Н.А. Назарбаев).

Date: 2015-08-24; view: 1849; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию