Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания. 1. Прочитайте тексты. Сравните их





1. Прочитайте тексты. Сравните их.

1)Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Птиц страсть как люблю.

2)Розничная торговля (ритейл, ритейлинг) – совокупность видов предпринимательской деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.

3)Мир и спокойствие царят в нашей стране, а добиться этого можно было, по убеждению Главы государства, только объявив приоритетом гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан, независимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов. Казахстан – одно из немногих постсоветских государств, которое сохранило общенациональное согласие и гражданский мир, не знает межнациональных конфликтов и конфессиональной розни.

2.Расскажите сокурсникам о стилях литературного языка, используя в виде карточки наглядности таблицу «Стили русского литературного языка».

Методические рекомендации

Большое значение для характеристики речи имеет форма ее реализации: письменная, специфичная для книжных стилей, устная – для разговорного.

Классификация функциональных стилей находится в особых отношениях с формами речи – устной и письменной.

Устная речь – речь звучащая, произносимая. Большую роль в ней играет интонация, логическое ударениe.

В письменной речи интонация не дана непосредственно. Она опирается на структуру предложения, порядок слов, пунктуацию.

Для осмысления письменного текста к нему можно обращаться неоднократно; устная речь воспринимается сразу, одновременно с процессом говорения.

 

Задание 1. Прочитайте тексты. Определите, к какому стилю речи они относятся – разговорному или книжному? Сравните, чем различаются эти два вида речи.

1) Алгоритмический язык, формализованный язык для однозначной записи алгоритмов. Состоит из набора символов (алфавит), синтаксических правил и семантических определений. Он является основой языков программирования ( БЭС ).

2) Думаю, что математическая наука сегодня как никогда является наиболее важной наукой. В современном процессе глобализации каждому выпускнику вуза и молодому специалисту необходимо знание основ программирования и методов математического моделирования, живых и искусственных языков, экономики и права. Без этого он не сможет состояться как специалист и найти своё место в жизни. А мне бы хотелось, чтобы каждый выпускник школы был перспективным, успешным и состоятельным.

Задание 2. Распределите лексико-семантическую группу слов по стилям. Составьте предложения с выделенными словами и словосочетаниями.

Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, разделаться, трансформатор, тангенс, информация, улепётывать, молодцеватый, гонка вооружения, разрядка международной напряжённости.

Задание 3. Прочитайте предложения. Определите характер связи между подлежащим и сказуемым.

29 579 делится на 7 и на 13, но не делится на 11. Через час собралось около двухсот. (К. Седых) Там пришли каких-то семь. (А. Купр.) Семейно живут только десять. (А.Чех.) Туда же через час проскользнула рыжая. (П. Далец.) Однорукий пошел назад – искать свой номерок. (Г. Матв.) Военные здесь живут по десять, по пятнадцать лет. (Н. Анов) Встречный показался из-за поворота. Рядом шли веселые провожающие. (В. Райм.). Как-то странно искоса поглядывает усатый. (П. Далец.)

Задание 4. Прочитайте пословицы, поговорки и скороговорки. Перепишите их. Попробуйте проговорить их как можно быстрее. Отработайте произношение. Обратите внимание на звуки [ф] и [ф’], [х] и [х’]. Вспомните скороговорки на казахском языке.

а)Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Федя физкультурник, первый футболист. Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про Фрола навру.

б) Хлеб за брюхом не ходит. Ехал к Фоме, а заехал к куме. Май холодный – год хлебородный. Худо ли ухи хлебнуть, да не охнуть – вздохнуть. Осип охрип, Архип осип.

Задание 5. Ответьте на вопросы.

1)Что Вы понимаете под функциональным стилем? Сколько их? Назовите их языковые и стилистические особенности, сферы употребления.

2)Каким стилем речи чаще всего Вы пользуетесь в жизни? Реже всего?

3) К каким стилям, по вашему мнению, относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу. Чтобы уточнить определение жанров речи, воспользуйтесь толковым словарем русского языка.

Научный Художественный Публицистический Официально-деловой Разговорный
Тезисы Повесть Очерк Протокол Реплика

 

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, сказка, статья.

4) Укажите особенности использования терминов в газетных текстах.

1. Надо сделать лишь один-два легких нажима баллончика, и целебное облачко эфедрина, как говорят врачи «купирует» приступ астмы. 2. Глаз у лодки нет. Зато есть уши – гидроакустики. 3. Мы выпускаем также моторовагонные поезда с кремниевыми выпрямителями, короче сказать, электрички. 4. Некоторые наши сотрудники заражены вирусом канцелярщины, сокращенно – вирусом «К». 5. Человек, попадая в новую незнакомую обстановку, воспринимает ее с особой остротой. Меняются события – по синусоиде колеблется настроение.

5)Прочитайте текст. Запомните как можно больше информации.

Сегодняшний город – это кусок земли, покрытый застывшей лавой. И только букеты цветов и осенних красных листьев говорят, что где-то есть пахнущая влажная почва с миллионами трав и деревьев.

Современный город несет в себе противоречия. Разрастаясь, покрывает огромные территории, обедняя природу, окружая себя корками аэродромов, автострадами, высоковольтными линиями. Растекаясь как гигантский каменный блин, он мучается в поисках выхода из самого себя. Поэтому лучшие умы в архитектуре ищут новые решения, предлагают разные варианты городов будущего. Эти предложения различны, как различны умы, их породившие. Но их объединяет одно: они стремятся вернуть человеку живую землю и живое небо, привлечь в города изгнанную природу, соединить гигантские «цветы» небоскребов с земными полевыми цветами, повернуть человека лицом к природе.

6) К какому стилю относится данный текст? Почему? Выделите лексические особенности текста.

7) Прочитайте тексты. Сравните их.

1. Дерзайте, боритесь за большие дела, если вы беретесь всерьез. Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка, ничего не откроет. Изучайте свою специальность досконально, но не жалейте время и на чужую.

2. Вот мои книги. Я их очень люблю. Книги – мое увлечение.

- Я тоже люблю книги, но почти не покупаю их, потому что я беру книги в библиотеке.

- Приходи ко мне, бери читать мои книги.

3. …Мальчик спешил домой.

Байтас и старый Жумабай только восклицали:

- Ну и торопится же мальчуган домой.

Байтас, умеряя пыл подростка, крикнул ему:

- Не скачи без нас! В Есембаевском овраге воровской притон!

Разбойники, наверное, следят за тобой,- прибавил Жумабай.

- А вы на что?

- А что мы сможем с ними сделать? Нас двое…

Но эти слова только подзадорили мальчика.

- Ну, раз вы ничего не можете сделать, так не все ли равно, один я буду или с вами? Я поехал!

 

 

Он ударил коня, поскакал вперед, и до самой лощины Есембая ни разу не оглянулся назад.

(отрывок из романа М. Ауэзова «Путь Абая»)

8) От чьего лица ведется повествование в текстах? Выделите фрагменты в текстах, которые представляют авторское повествование (речь от автора) и передают речь двух лиц (реплики героев). Какая в текстах связь между фрагментами? Чем она выражена?

9) Определите, какие из текстов иллюстрируют диалог, полилог, монолог.

Задание 6. Напишите сочинение «Моя Родина – Казахстан», используя языковые особенности литературно-художественного стиля.

 

Тема 5. Общее понятие о научном стиле речи. Жанры научного стиля.

Материал для наблюдений

1. Научный стиль – это стиль научных работ, учебников и учебных пособий, статей на научные темы и т.д. Научный стиль характеризуется широким использованием терминов и абстрактной лексики, употреблением слов в их прямых значениях, наличием особой фразеологии. Научному стилю характерны четкие синтаксические построения.

2. Составьте опорную схему по теме «Письмо и его виды»

Письмо продуктивный вид речевой деятельности, который имеет своей целью передачу информации в письменной форме, соответствующей ситуации общения, и который обладает механизмом, подобным механизму говорения.

Научные тексты можно разделить на две группы: первую группу составляют средства организации умственного труда (план, тезисы, конспект), вторую группу составляют письменные тексты научного стиля (реферат, рецензия, отзыв, аннотация, статья и т.д.)

 

Методические рекомендации

Научный стиль обслуживает сферу науки. Науку характеризует интеллектуально-понятийный образ мышления. Научный стиль отражает те особенности научного познания и научного мышления, которые находят отражение в языковой форме. Это воплощается в содержании и отражается в языковой форме научных произведений, то есть в определенном отборе и организации языкового материала. Все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач – информативной и воздействующей. Воздействие научного текста зависит от того, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте. Следовательно, логичность, ясность, точность являются спецификой научной речи.

 

Материал для наблюдений

Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов: учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад, аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме, рецензия.

 

Методические рекомендации

1) Тезисы – жанр речевого произведения, особенно актуальный в научной и деловой сферах общения и в соответствующих им стилях. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы.

Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.

2) Аннотация - это предельно сжатая характеристика первоисточника.

В тексте аннотации обычно указывается главная тема работы и перечисляются основные вопросы, рассмотренные в тексте книги, статьи. В ряде случаев аннотация характеризует структуру первоисточника, указывает на цель издания и на его адресата.

Для оформления структурных частей аннотации используются определенные стандартные конструкции, иначе называемые клише. Клише — это готовые речевые обороты, которые легко воспроизводятся в определенных условиях. Например, вам нужно указать, для кого создан прочитанный вами первоисточник (т.е. надо назвать адресата). Для этой цели существуют клише: книга рассчитана на кого, предназначена для кого, адресована кому и др.

Составление аннотации имеет целью проанализировать первоисточник, извлечь нужные вам сведения и в крайне обобщенной форме обозначить его тематику. Высокая степень обобщения определяет его размер. Например, средний размер аннотации определен в 30-40 слов (3-4 предложения).

При подготовке к занятиям обратите внимание на порядок работы над аннотацией:

1. Чтение первоисточника. 2. Деление на смысловые части. 3. Составление назывного плана. 4. Трансформация пунктов плана в простые предложения-тезисы.

Оформление предложений в аннотацию соответственно структуре с использованием необходимых клише.

Материал для наблюдений 1. Прочитайте.

Реферат (от лат. reffere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документами и определения целесообразности обращения к нему (ГОСТ 7.0-84).

Важнейшая задача реферата – в сжатом виде передать содержание, основные идеи, положения, выводы первоисточника.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме (индикативный реферат) приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста, но в отличие от аннотации в реферате-резюме проблематика статьи излагается более развернуто.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных источников, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточнике, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяются 3 основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

2. Составьте аннотацию и реферат:

а) монографии по вашей специальности;

б) статьи по вашей специальности.

3. Дайте сравнительно-сопоставительную их характеристику с точки зрения структуры, содержания и языка и скажите, что общего и отличного в них и почему.

4. Прочитайте теоретический материал.

Рецензия - критический разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения; указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе. Рецензия (на сочинение, о книге.)

Отзыв – это мнение, впечатление о произведении без детального анализа – важной является общая оценка. Отзыв о чем? (о работе, о книге).

Типовой план рецензии, отзыва:

Вступление: предмета анализа, актуальность темы, структура текста (для отзыва – без детального анализа); 2) Основная часть: краткое содержание (для отзыва - без детального анализа), общая оценка, недостатки, недочеты; 3) Заключение: выводы, итоговая оценка, пожелания автору.

 

Теоретическая справка

Рецензия включает:

-Общую характеристику темы и композиции статьи

Рассматриваемая статья посвящена одной из актуальнейших проблем (вопросу); рассмотрению вопроса (проблемы, путей); проблемам (чего)…. В рецензируемой статье рассматривается…. Автор статьи – известный публицист; журналист; ученый. Рассматриваемая статья представляет несомненный интерес…. Статья состоит из … частей. Во вступительной части статьи говорится (о чем)… Дается обоснование темы (чего)… Первая часть статьи посвящена характеристике (чего)…; рассмотрению (чего)…; анализу (чего). В основной части статьи приводятся убедительные данные (факты, сведения), свидетельствующие о (чем)…; подтверждающие мысль о том, что …

-Характеристику положений основной части статьи.

Далее автор рассматривает основные аспекты…. Мы вполне разделяем точку зрения автора на (что)…; По-нашему мнению, автор в своем определении правильно…; Следовало бы яснее подчеркнуть…; Примеры, приводимые автором, можно было бы продолжить

-Характеристику выводов автора и рекомендации рецензента.

В заключительной части автор совершенно справедливо указывает, что…. Итак, основные положения статьи сводятся к следующему: это, во-первых,…;во-вторых,…; в-третьих,… и, наконец,…. Автор статьи на богатом материале показал, что…. В статье достаточно убедительно доказывается мысль, что…

6. Напишите рецензию и отзыв на один из рефератов студентов вашей группы. Обсудите их на занятиях.

Тема 6. Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах. Подстили научного стиля

Материал для наблюдений

Лексика научного стиля. Лексика – и, ж. 1. Совокупность слов какого-либо языка или диалекта. Русская лексика. 2. Совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности. Общенаучная и терминологическая лексика. 3. Лексика книжно-письменной речи и др. Словарный состав произведений какого-либо автора. Лексика Абая.

Общеупотребительные слова (лексика) - слова, используемые независимо от стиля речи, не имеющие стилистических синонимов. К ним относится значительная часть имен существительных (вода, книга, молния, река, улица), прилагательных (белый, далекий, осенний, письменный, ранний, умный, мудрый), глаголов (делать, завтракать, продолжать, начинать, читать), все числительные, почти все местоимения, большая часть наречий, предлогов и союзов (кроме книжных и разговорных).

Специальная лексика - 1. Слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека и не являются общеупотребительными. В специальную лексику входят термины и профессионализмы. 2. Профессиональная лексика. Лексика, свойственная данной профессиональной группе, используемая в речи людей, объединенных общей профессией.

Задание 1. Все слова любого текста распределите по группам: общеупотребительные, специальные слова, общенаучные слова и термины. Учтите, что некоторые слова могут одновременно входить в разные группы.

Теоретическая справка

1. Общенаучная лексика - это уже непосредственная часть научной речи как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др.

2. Ядро научного стиля составляет третий пласт лексики науч­ного стиля - терминология. Терминология – совокупность терминов данной области знания, производства, деятельности. Терминология международная.

Материал для наблюдений

Особенностью любой науки является отвлеченно-обобщенность научной информации. Обобщение – это соединение сходных предметов, явлений, действий по общим для них признакам. Известные науке законы, принципы, правила – это обобщения.

Итак, в научных текстах почти каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного понятия. Прежде всего обобщение выражается в господстве имен существительных. Наибольшее число наименований отвлеченных понятий признака образуется посредством суффиксов - изм и - ость.

В качестве производящих основ для создания имен отвлеченного качества посредством суффикса - ость могут выступать качественные или относительные прилагательные: плоскость, пластичность, гармоничность, монументальность, художественность

Отглагольные существительные обозначают действие как понятие, т.е. представляют действие в отвлеченном смысле. Образуются от глаголов как без суффиксов: ввоз, распад, обмен, так и при помощи суффиксов: наблюдение, утверждение, исследование (с суффиксами – ни-е, -ани-е, -ени- е), развитие, участие, прибытие (с суффиксом – ти-е), перевозка, вырубка (с суффиксом – к-а) и др.

Методические рекомендации

Иноязычные слова - слова, заимствованные из других языков. В научной речи частотны иноязычные слова-термины: бионика, голография, квазар.

Определенная часть заимствованной терминологии пополнила научную речь дублетами - полными синонимами: инфинитив - неопределенная форма глагола, префикс - приставка, флексия - окончание и др. Многие термины многозначны или имеют омонимы, поэтому одно и то же слово-термин может использоваться в нескольких научных сферах, например: морфология - в естествознании, языкознании; донор - в медицине, химии, технике и др.

Выполняя задания, воспользуйтесь Словарем иностранных слов (М.: Русский язык, 2001).

 

Материал для наблюдений

Термин - это слово или словосочетание (образованное на базе подчинительных связей), имеющее профессиональное значение, выражающее и формирующее профессиональное понятие, которое применяется в процессе (и для) познания и освоения некоторого круга объектов и отношений между ними - под углом зрения определенной профессии.

Термины каждой отрасли знания составляет корпус терминологических словарей.

Терминологией называется совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства. Употребление терминологической лексики социально ограничено. Каждая область знания имеет свою терминологическую систему.

Теоретическая справка

В составе терминологической лексики можно выделить несколько «слоев», различающихся сферой употребления, особенностями обозначаемого объекта.

1. Прежде всего, это общенаучные термины, которые используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом: эксперимент, адекватный, эквивалент, прогнозировать, гипотетический, реакция и т.д. Эти термины образуют общий понятийный фонд различных наук и имеют наибольшую частотность использования.

2. Различаются и узкоспециальные термины, которые закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники; например в лингвистике: подлежащее, сказуемое, прилагательное, обстоятельство и т.д. В этих терминах концентрируется сущность каждой науки.

Материал для наблюдений

Специфика термина, в отличие от общеупотребительного слова, состоит в том, что значение термина должно быть определено, иначе говоря, термин не просто обозначает то или иное понятие, а основан на определении (дефиниции) понятия. Основным приемом определения понятия является прием определения через ближайший род и видовое отличие, который заключается в том, что отыскивается ближайший род для определяемого понятия и отличительные признаки, имеющиеся только у данного вида предметов и отсутствующие у всех других видов предметов, входящих в этот ближайший род. Например, фонетика, лексика, графика, морфология, синтаксис - это разделы языка (видовое понятие). Значит, раздел языка - родовое понятие, более широкое по объему, но это только начало определения. Язык состоит из множества понятий: фонема, лексема, морфема, синтаксема... Для того, чтобы установить содержание данных слов, надо найти тот специфический существенный признак, который отличает это слово от всех остальных слов, входящих в указанный ряд. Так, фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для различения значимых единиц языка: слов и морфем. Указание на звуковой строй - это указание на видовое отличие, выделяющее данное слово из множества других слов. Данный прием определения понятия называется дефиницией. Следовательно, «когда надо кратко, сжато охарактеризовать сущность того или иного предмета, установить четкую границу (предел) его, неизбежно прибегают к дефиниции».

Теоретическая справка

Сложные прилагательные пишутся через дефис:

а) прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием: юго-восточный; б) прилагательные, обозначающие оттенки цветов, два цвета: ярко-красный; в) прилагательные, имеющие в составе две или более основы, обозначающие равноправные понятия: аграрно-промышленный.

Пишутся слитно имена прилагательные, образованные:

а) от сложных существительных: закономерность – закономерный; б) от словосочетаний, когда одно слово подчинено другому по способу управления: общенародный – общий для народа.

в) от словосочетаний (прилагательное + существительное), когда одно слово подчинено другому по способу согласования: народнохозяйственный – народное хозяйство; г) от словосочетаний, когда одно слово подчинено другому по способу примыкания: малоисследованный – исследован мало.

Всегда пишутся слитно сложные прилагательные, если одна из частей его не употребляется как самостоятельное слово: общенародный, среднеазиатский, дальневосточный, среднестатистический.

Материал для наблюдений

1) Конструкции для выражения источника, способа получения, наличия информации: известно, что; считалось, что;

В рассуждении используются конструкции для выражения источника информации:

утверждает кто?(как) установили что?

Date: 2015-08-24; view: 6498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию