Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Министерство образования и науки Республики Казахстан





Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Костанайский государственный университет имени. А.Байтурсынова

 

Кафедра практической лингвистики

 

Нурсеитова А.К.

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методическое пособие

 

(Уровень В2)

 

 

Костанай, 2013

ББК 81.411.2

Н 90

Автор:

Нурсеитова Алия Касымжановна, кандидат педагогических наук, доцент

Рецензенты:

Баяхметова Айслу Ахметбековна, кандидат филологических наук, доцент

 

Журсиналина Гульжанат Курмашевна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой практической лингвистики

 

Тогжанова Гульжан Кенжегалиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы КГПИ

 

 

Нурсеитова А.К..

Н 90 Русский язык. – Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2013. - 101 с.

Учебно-методическое пособие «Русский язык» (уровень В2) составлено в соответствии с Госстандартом и типовой программой «Русский язык» (Алматы: Казак университет, 2012) как дисциплины общеобразовательного цикла и рассчитано на студентов всех специальностей казахских отделений университета (бакалавриат).

 

 

ББК 81.411.2

Утверждено Научно-методическим советом Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, протокол от ____200_г. № __.

 

© Костанайский государственный

университет им. А. Байтурсынова, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...4

1. Язык и его основные функции. Язык и речь. Виды и функции речи.5

2. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. …………………………………………………………….8

3. Функционально-смысловые типы текстов.Повествование, рассуждение, описание...........................................................................................................11

4. Функциональные стили речи. ……………………………………………14

5. Общее понятие о научном стиле речи. Жанры научного стиля..............20

6. Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах. Подстили научного стиля................................................24

7. Анализ текстов научного стиля…….…………………………………….34

8 Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при чтении научных текстов по специальности..............................................................42

9 Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли………………………………………………………………………...47

10. Коммуникативные задачи текста.Синтаксические конструкции, характерные для научного стиля речи……………………………………...49

11. Микротема текста……...............................................................................58

12. Данная и новая информация текста. Смысловое деление текста. Развитие мысли от какой-либо исходной, известной информации к неизвестной. ………………………………………………………………….61

13. Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения. Механизмы действия этих функций.……………………………………….64

14.Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации. Предложения, выполняющие функции прогрессии текста..69

14. Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации……………71

15. Русско-казахско-английский словарь…………………………………...77

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие «Русский язык» (уровень В2) составлено в соответствии с требованиями к кредитной технологии и содержит материал, необходимый для лингвистического образования студентов любой специальности в рамках государственной программы «Триединство языков», в условиях, когда иностранные языки приобретают статус действенного инструмента формирования интеллектуального потенциала общества, становясь на современном историческом этапе одним из главных ресурсов развития нового государства.

Учебно-методическое пособие «Русский язык» (уровень В2) соответствует типовой программе дисциплины «Русский язык» и государственному общеобязательному стандарту образования РК для студентов казахских групп всех специальностей университета и предназначен для формирования межкультурной компетенции как способности к межкультурной коммуникации у личности, определяемой как субъект межкультурной коммуникации.

Учебно-методическое пособие опирается на лингвистические и методические достижения последних лет и на сложившийся опыт преподавания русского языка как неродного и как иностранного, сохраняя в общих чертах преемственность с предшествующими пособиями. Универсальным научно-теоретическим базисом формирования является впервые разработанная в отечественной методической науке «Когнитивно-лингвокультурологическая методология и теория иноязычного и полиязычного образования» (С.С. Кунанбаева).

Основная цель пособия - формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции - способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурно-коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе образования на уровнях базовой стандартности (В2).

С целью формирования коммуникативной компетен­ции полиязычной личности студентов к учебно-методическому пособию прилагается словарь тематической группы слов, направленных на совершенствование языковой способности студентов в четырёх видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо), позволяющее полноценно участвовать во всех сферах коммуникации, речевой и коммуникативной компетенций в области научного общения.

Структура словаря определяется требованиями программы и состоит из 12 разделов, содержание которых способствуют формированию межкультурной компетенции будущих специалистов.

 

 

Тема1. Язык и его основные функции. Язык и речь. Виды и функции речи.

Материал для наблюдений Прочитайте текст. В чём выражается разница между языком и речью? Каковы виды и функции речи?

Речь – форма общения, сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей. Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Каждый язык имеет свой лексический состав (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов).

Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в речи вводится в определенный контекст. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим (эмоционально-выразительная сторона). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив). В процессе эволюции речь возникла первоначально как жестовая, затем при возникновении орудий деятельности произошел конфликт между основными функциями руки (общение и манипулирование орудием труда). Данная ситуация спровоцировала более интенсивное развитие артикуляционного аппарата и появление членораздельной речи.

Виды речи: 1.Внешняя (устная; монолог -диалог),письменная, кинетическая (жесты). 2. Эгоцентрическая (вслух и для себя) 3.Внутренняя (внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование),аффективная (короткие восклицания)

Функции речи: Коммуникативная - контактная (организация взаимодействия между людьми); воздействия или влияния; обобщения (любое слово уже обобщает являясь понятием); обозначения (в слове фиксируется значение предметов или явлений); контроля (контроль организации собственной деятельности); сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо); информационная (передача информации).

 

Date: 2015-08-24; view: 618; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию