Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 2 page





2) незаконный захват воздушных судов (Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.);

3) подделка денежных знаков (Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.);

4) захват заложников (Конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г.);

5) торговля людьми (Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г.);

6) незаконные операции с радиоактивными веществами (Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г.; Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.).

Международные деликты также представляют нарушения международно-правовых норм, но не носящие характера преступления и не имеющие общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера. В качестве примеров можно назвать: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.п.

 

§ 3. Виды и формы международно-правовой

ответственности государств

 

Содержание международно-правовой ответственности включает в себя юридические последствия противоправного деяния. Прежде всего несущее ответственность за противоправное деяние государство обязано прекратить его, если оно продолжается, и в случае необходимости предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения деяния. Имеются в виду все виды длящегося во времени деяния, независимо от того, представляет оно собой действия или бездействие. В настоящее время имеется обширная практика Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, когда указанные органы требовали прежде всего прекратить соответствующее деяние. Прекращение противоправного деяния имеет значение не только для потерпевшего государства, но и для поддержания международного правопорядка в целом.

Требование заверений и гарантий обычно выдвигается в тех случаях, когда потерпевшее государство имеет основания полагать, что аналогичные правонарушения не исключены в дальнейшем. В комментарии Проекта статей об ответственности государств отмечается: "Заверения и гарантии связаны с восстановлением доверия к продолжению взаимоотношений, хотя они предполагают значительно большую гибкость, чем прекращение, и требуются не во всех случаях, а когда потерпевшее государство имеет основания полагать, что простое восстановление существовавшей ранее ситуации не обеспечит ему удовлетворительной защиты" <1>. Характер таких заверений и гарантий определяется соглашением заинтересованных государств или решением судебного органа.

--------------------------------

<1> Доклад КМП ООН 2008 г. // http://www.untreaty.un.org/ilc/reports/2008/2008report.htm.

 

Несущее ответственность государство обязано осуществить полное возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием. Обязанность полного возмещения вреда является общим принципом права, присущим и национальным правовым системам <1>. В международном праве оно утвердилось в начале XX в. В решении по делу о заводе в Хожуве от 26 июля 1927 г. Постоянная палата международного правосудия отметила: "Принципом международного права является то, что нарушение обязательства влечет за собой обязанность обеспечить возмещение в адекватной форме". И далее: "Возмещение должно, насколько это возможно, ликвидировать все последствия противоправного деяния и восстановить положение, которое, по всей вероятности, существовало бы, если бы это деяние не было совершено" <2>.

--------------------------------

<1> В Гражданском кодексе РФ он содержится в ст. 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда": "Вред, причиненный личности или имуществу... юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред". Здесь речь идет о деликтной ответственности, т.е. ответственности за противоправные действия. Вреду, причиненному правомерными действиями, посвящена ч. 3 той же статьи.

<2> PCIJ. 1927. Ser. A. N 9. P. 21, 47.

 

Обязательство возмещения вреда возникает автоматически в результате самого факта правонарушения и не зависит от требования или протеста пострадавшего государства.

Понятие "вред" включает в себя как материальный или имущественный, так и моральный ущерб. Материальный ущерб означает ущерб, причиненный имуществу или иным интересам государства или его граждан, который определяется в денежном исчислении. Моральный ущерб касается нематериальных интересов, например чести, достоинства или престижа государства. Он охватывает и такие понятия, как боль и страдания людей, потеря близких или личное оскорбление.

Выделяют два вида международно-правовой ответственности: материальная и нематериальная (политическая).

Материальная ответственность возникает при наличии совокупности факторов: нарушения нормы международного права, возникновения материального ущерба в результате правонарушения и наличия непосредственной причинной связи между правонарушением и ущербом.

Материальная ответственность выражается в форме реституций, субституций, компенсаций. Для определения формы имеет значение выбор потерпевшего государства.

Реституция означает восстановление в пределах возможного положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Реституция может иметь форму материального восстановления разрушенного либо возврата имущества или территории. К примерам материального восстановления относятся освобождение задержанных, передача государству лица, арестованного на его территории, реституция судов или отдельных видов имущества, включая документы, произведения искусства и т.д.

Существует понятие "юридическая реституция", которая требует изменения юридического положения в правовой системе несущего ответственность государства либо в его правоотношениях с потерпевшим государством, например отзыв, отмена или изменение определенного закона или судебного решения, принятого в нарушение нормы международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица, или требование о принятии соответствующих мер (насколько это разрешено международным правом) по прекращению действия какого-либо договора.

Обязательство обеспечить реституцию не является абсолютным. Оно осуществляется в той мере, в какой реституция не является материально невозможной или совершенно непропорциональной. Это значит, что реституция может быть частичной и сопровождаться компенсацией. В случае полной невозможности реституция целиком заменяется компенсацией.

Также реституция не должна возлагать на несущее ответственность государство бремя, совершенно непропорциональное выгоде потерпевшей стороны. Это положение применяется лишь тогда, когда существует серьезная диспропорция между бременем, связанным с реституцией, и выгодой, которую получит потерпевшее государство.

Разновидностью реституции является субституция - замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Компенсация - это представляет возмещение исчислимого в финансовом выражении ущерба, включая упущенную выгоду, насколько она установлена. Несущее ответственность государство обязано компенсировать ущерб, причиненный противоправным деянием, в той мере, в какой он не возмещается реституцией. В решении по делу "Габчиково - Надьмарош" Международный суд ООН определил: "Существует прочно устоявшаяся норма международного права, согласно которой потерпевшее государство имеет право на получение компенсации от государства, которое совершило международно-противоправное деяние, за причиненный ущерб" <1>.

--------------------------------

<1> ICJ. Reports. 1997. P. 81.

 

Исчислимый в финансовом выражении ущерб означает ущерб, причиненный как самому государству, так и его гражданам и юридическим лицам. Государство вправе требовать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью его должностных лиц и граждан. Компенсируются не только материальные убытки, но и моральный ущерб, например потеря родных и близких, оскорбления.

Учитывая, что в ряде случаев реституция может быть невозможной, например в случае разрушения музея, или же недостаточной для полного возмещения ущерба, компенсация призвана обеспечить полное возмещение ущерба.

Размер компенсации может устанавливаться самими сторонами, а также международными судами и специально создаваемыми комиссиями. При этом четкие методики определения размера компенсации могут отсутствовать. По мнению А. Фердросса, "размеры подлежащих возмещению убытков определяются в соответствии с общепризнанными принципами права, поскольку международное право не создало никаких специальных норм по этому вопросу" <1>. Некоторые общие подходы к определению размера компенсации были выработаны в международной судебной практике, связанной с защитой интересов частных лиц <2>.

--------------------------------

<1> Фердросс А. Международное право. М., 1959. С. 382.

<2> Так, КМП отметила следующее: "Если претензии подаются в связи со смертью лица в результате противоправных действий, ущерб, как правило, основывается на оценке потерь оставшихся в живых наследников или правопреемников и рассчитывается в соответствии с известной формулой третейского судьи Паркера в деле "Лузитания": "К ним добавляются суммы, a) которые покойный, если бы он остался в живых, мог бы передать истцу, b) денежная стоимость личных услуг покойного, которые могли быть предоставлены истцу в рамках его обеспечения, образования или надзора, и c) разумная компенсация за такие психические страдания или потрясения, если таковые имели место, вызванные разрывом семейных связей, которые истец мог фактически пережить в результате такой смерти. Сумма этих оценок, сниженная с учетом их нынешней стоимости, и будет, как правило, представлять собой ущерб, причиненный истцу.

 

При определении возмещения учитывается усугубление вреда намеренными или небрежными действиями потерпевшего государства либо лица или образования, для которого требуется возмещение. Эта норма представляет собой общий принцип права, известный правовым системам государств как "усугубляющая небрежность".

Нематериальная или политическая международно-правовая ответственность может выражаться в форме сатисфакции, декларативных решений.

Сатисфакция предполагает удовлетворение несущим ответственность государством требований нематериального характера, не подлежащих финансовой оценке. Чаще всего речь идет о причинении ущерба достоинству государства, о его оскорблении, например оскорбление флага государства, нападение на его должностных лиц, нарушение дипломатической неприкосновенности.

КМП ООН следующим образом определила назначение сатисфакции: "Материальный и моральный вред, причиненный международно-противоправным деянием, как правило, поддается финансовой оценке и, следовательно, подпадает под компенсацию. Сатисфакция, с другой стороны, является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда нередко носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства, независимо от его материальных последствий для соответствующего государства" <1>.

--------------------------------

<1> Доклад КМП ООН 2008 г. // http://www.untreaty.un.org/ilc/reports/2008/2008report.htm.

 

Формы сатисфакции различны. Чаще всего это признание факта нарушения, выражение сожаления, официальное извинение, заверения в неповторении. Международные суды широко используют такую форму сатисфакции, как констатация факта правонарушения. Так, в решении по делу о некоторых вопросах, касающихся правовой помощи по уголовным делам, от 4 июня 2008 г. Международный суд ООН счел, что Франция, не мотивировав отказ в исполнении поручения Джибути о передаче материалов, относящихся к уголовному делу, нарушила положение двустороннего договора о правовой помощи по уголовным делам 1986 г., и установил, что констатация этого нарушения представляет собой надлежащую сатисфакцию.

В прошлом было немало случаев, когда крупные державы под предлогом сатисфакции выдвигали явно чрезмерные требования. Поэтому во избежание злоупотреблений, противоречащих принципу суверенного равенства, установлено, что сатисфакции должны быть пропорциональны ущербу и не принимать формы, унизительные для несущего ответственность государства.

Декларативные решения представляют собой решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

 

§ 4. Ответственность за правомерную деятельность.

Обстоятельства, исключающие ответственность государства

 

Применение результатов научно-технического прогресса на современном этапе характеризуется значительным использованием объектов, которые относят к источникам повышенной опасности, так как таким объектам, которые из-за своих технико-функциональных характеристик при наступлении непредвиденных и непреодолимых чрезвычайных обстоятельств могут выходить из-под контроля и причинять материальный ущерб другим субъектам международного права. Такой ущерб причиняется вопреки и помимо воли государства, непосредственно причастного к оперированию источниками повышенной опасности, и несмотря на его стремление обеспечить все разумные меры безопасности. Высокая вероятность наступления подобных ситуаций и осознание государствами необходимости правовой регламентации их последствий предопределили возникновение в системе современного международного публичного права норм, призванных обеспечить надлежащее урегулирование возмещения ущерба, причиненного в результате эксплуатации таких видов техники. Появление этих норм положило начало становлению нового института - объективной ответственности государств.

Объективная ответственность государств (также используются термины "ответственность за риск" и "абсолютная ответственность") представляет комплекс международно-правовых отношений, основное содержание которых составляют обязанность государств, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возместить причиненный ущерб в связи с осуществлением ими правомерной деятельности, и право потерпевших государств требовать на основании специальных соглашений возмещений такового.

Нормы, регулирующие указанные международно-правовые отношения, содержатся в отдельных отраслях международного права, в частности в международном космическом праве, международном атомном праве, международном воздушном праве, международном морском праве. В качестве примеров международных договоров, предусматривающих режим объективной ответственности, можно назвать Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенцию об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г., Конвенцию об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.

Необходимо отметить, что имеются различные точки зрения на действие в области объективной ответственности обычных норм. Так, по мнению И.И. Лукашука, "в международном праве утверждается обычная норма, согласно которой государство несет материальную ответственность за вред, являющийся результатом не запрещенной международным правом деятельности, осуществляемой на его территории или под его контролем, если такая деятельность связана с риском причинения значительного трансграничного вреда в силу его физических последствий" <1>. Э.Х. де Аречага считает, что "этот тип ответственности вытекает лишь из договорного права и не имеет никаких оснований в обычном праве или в общих правовых принципах, а поскольку речь в данном случае идет скорее об исключениях, чем об общих нормах, ответственность такого рода не может быть распространена на деятельность, не регламентированную специальными соглашениями" <2>.

--------------------------------

<1> Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. С. 414 - 415.

<2> Хименес де Аречага Эдуардо. Современное международное право. С. 413.

 

Объективная ответственность может возникнуть при наличии:

1) международно-правовых норм, которыми такая обязанность и соответствующее право предусматриваются;

2) событий, с наступлением которых связывается вступление в силу механизма, предусмотренного международно-правовыми нормами;

3) прямой причинной связи между событием и материальным ущербом.

Первое условие представляет собой юридическое основание объективной ответственности государств, а второе выступает в качестве ее фактических оснований.

Источником событий, являющихся фактическим основанием объективной ответственности, выступают непреодолимая сила и случай. Специфика непреодолимой силы проявляется в том, что причины, ее вызвавшие, не могут быть предсказаны и предотвращены с помощью современных научно-технических средств, например землетрясения, шторм, цунами и т.д.

В отличие от непреодолимой силы случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство лишается возможности контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в его оборудовании, в результате чего возникшая независимо от воли этого государства угроза причинения ущерба не может быть устранена, несмотря на все принимаемые меры.

Важно отметить, что рассматриваемые события могут служить фактическим основанием объективной ответственности государств при наличии специальных международных соглашений, которые признают их в качестве таковых. Данные соглашения применяются в конкретных областях и только в отношении указанных в них источников повышенной опасности. При отсутствии таких соглашений государства, в связи с осуществлением правомерной деятельности которых возник ущерб, не являются связанными юридической обязанностью возмещать его.

Специальные международные соглашения устанавливают максимальный предел возмещения ущерба, что является справедливым распределением между государствами, участвующими в соглашении, бремени риска, который связан с использованием источников повышенной опасности в практической деятельности этих государств.

При исчислении объема объективной ответственности государств за ущерб, причиненный в связи с осуществлением правомерной деятельности, может быть применена только категория положительного ущерба, возмещение которого является обязательным. При этом под положительным ущербом понимаются стоимость утраченного или поврежденного имущества, а также расходы, произведенные потерпевшим государством по ликвидации этих утрат или повреждений.

Работа над проблемой объективной ответственности государств идет в Комиссии международного права ООН, которая в 1980 г. по поручению Генеральной Ассамблеи ООН приступила к изучению комплекса вопросов, связанных с международно-правовой ответственностью за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. В 2001 г. Комиссия приняла Проект статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности <1>, а в 2006 г. - Тексты Проектов принципов, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности <2>.

--------------------------------

<1> Проект статей КМП о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности с комментариями // htpp://www.untreaty.un.org/ilc/reports/2001/2001report.htm.

<2> Проект принципов КМП ООН, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности // htpp://www.untreaty.un.org/ilc/reports/2006/2006report.htm.

 

Традиционно трансграничным называют ущерб, переходящий границы двух государств по земле, воде или воздуху, т.е. именно пересечение государственной границы позволяет впоследствии применить международные средства правовой защиты от причиненного вреда и инициировать применение режима международной ответственности <1>. Кроме того, такой ущерб может возникнуть вследствие трансграничного переноса с пересечением нескольких границ, который вызывает пагубные последствия в нескольких государствах. Трансграничное действие может также причинять вред в пределах и за пределами национальной юрисдикции или контроля; примером таких действий может служить загрязнение экстерриториальных морских вод из источников, расположенных на суше.

--------------------------------

<1> См.: Савельева Л.А. Определение трансграничного ущерба в международном праве // Московский журнал международного права. 2009. N 2. С. 90 - 100.

 

Для целей двух вышеозначенных проектов, принятых Комиссией международного права, под трансграничным ущербом понимается ущерб, причиненный лицам, имуществу или окружающей среде на территории или в других местах, находящихся под юрисдикцией или контролем государства, иного, чем государство, на территории или иным образом под юрисдикцией или контролем которого осуществляется опасный вид деятельности. Значительный ущерб, причиненный лицам, имуществу или окружающей среде, включает:

1) гибель или причинение вреда здоровью людей;

2) утрату или повреждение имущества, включая имущество, которое составляет часть культурного наследия;

3) утрату или ущерб в результате ухудшения состояния окружающей среды;

4) расходы на разумные меры по возвращению к прежнему состоянию имущества или окружающей среды, включая природные ресурсы;

5) расходы на разумные меры реагирования.

Действиями, которые могут дать начало трансграничному ущербу, считаются те, которые прямо или косвенно касаются природных ресурсов, например земли, воды, воздуха или окружающей среды в целом. При этом необходима физическая связь между рассматриваемой деятельностью и вызванным ею ущербом. Как правило, в эту категорию попадают промышленные, сельскохозяйственные и технологические действия. Обязательная составляющая трансграничного ущерба - его антропогенная причина, т.е. причина, основанная на деятельности человека. При ущербе, вызванном стихийными бедствиями, режимы ответственности не применяются.

Проект статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности также закрепляет обязательства государств по предотвращению трансграничного вреда, сотрудничеству, выдаче разрешений, оценке риска, уведомлению и др.; Проект принципов, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности, закрепляет обязательства по обеспечению компенсации, уведомлению и реагированию, уменьшению и устранению последствий ущерба, наделению органов необходимой юрисдикцией, предоставлению жертвам доступа к средствам правовой защиты в государстве происхождения.

Международное право определяет обстоятельства, исключающие противоправность деяния, которое не соответствует международно-правовым обязательствам. Такими обстоятельствами являются согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, бедствие и состояние необходимости. Перечень обстоятельств является исчерпывающим и содержится в гл. V Проекта статей об ответственности государств. Указанные обстоятельства не прекращают международно-правовое обязательство, которое восстанавливает свое действие, как только соответствующее обстоятельство прекращает существование, и не влияют на его содержание. Кроме того, ссылка на исключающие противоправность обстоятельства не затрагивает вопросов возмещения материального ущерба, причиненного соответствующим деянием.

1. Согласие на совершение определенного деяния. Согласно ст. 20 Проекта статей об ответственности государств "правомерным образом данное согласие государства на совершение другим государством определенного деяния, не соответствующего обязательству последнего в отношении первого государства, исключает противоправность этого деяния применительно к этому государству, поскольку это деяние находится в пределах вышеуказанного согласия". Согласие должно быть юридически действительным. Противоправность исключается лишь в отношении государства, давшего согласие, и в пределах этого согласия. В практике такие случаи встречаются, когда, например, одно государство разрешает другому осуществить транзит через его воздушное или внутреннее водное пространство. По мнению В.Л. Толстых, "основания недействительности согласия совпадают с основаниями недействительности международного договора (ошибка, обман, принуждение, противоречие нормам jus cogens и пр.)" <1>.

--------------------------------

<1> Толстых В.Л. Курс международного права. С. 548.

 

2. Самооборона. Самооборона исключает противоправность мер, предпринятых в ее осуществление в соответствии с Уставом ООН. Так, согласно ст. 21 Проекта статей об ответственности государств "противоправность деяния государства, не соответствующая международному обязательству этого государства, исключается, если это деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций".

Для того чтобы отвечать требованиям законности, самооборона государства должна соответствовать Уставу ООН, прежде всего условиям ст. 51 Устава. Такими условиями являются:

1) наличие вооруженного нападения на государство другого государства, создающего исключительно серьезную и явную угрозу его территориальной целостности и политической независимости, как это следует из комментария Комиссии международного права;

2) самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности;

3) Совет Безопасности должен быть немедленно поставлен в известность о предпринятых мерах самообороны;

4) такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Совета Безопасности в деле поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Необходимо иметь в виду, что самооборона исключает противоправность поведения в отношении не всех обязательств. Сохраняют свою силу, в частности, обязательства по гуманитарному праву и в области прав человека, что подчеркивалось и Международным судом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Консультативное заключение по делу "О законности угрозы применения или применения ядерного оружия" // ICJ. Reports. 1996. P. 257.

 

3. Контрмеры. Контрмеры представляют собой ненасильственные меры, предпринимаемые в ответ на международно-противоправное деяние, совершенное другим государством. Контрмеры должны быть направлены только против несущего ответственность государства и только тогда, когда последнее не выполняет своих обязанностей из правоотношения ответственности. Контрмеры ограничиваются временным неисполнением потерпевшим государством обязательств в отношении несущего ответственность государства и правомерны лишь до тех пор, пока их цель не будет достигнута.

Международное право определяет ряд обязательств, нарушение которых не может вызывать применение контрмер. К ним относятся обязательства, вытекающие из императивных норм. В первую очередь это относится к принципу неприменения силы, который запрещает применение силы или угрозу силой во всех случаях, включая применение контрмер. Исключение составляет лишь случай самообороны. Неприменимы контрмеры и в случае нарушения обязательств о защите основных прав человека, а также обязательства гуманитарного характера, запрещающего военные репрессалии. Эти положения отражены в договорах о правах человека и в гуманитарном праве.

4. Форс-мажор (непреодолимая сила). Ситуации форс-мажора посвящена ст. 23 Проекта статей об ответственности государств. Под форс-мажором понимается появление непреодолимой силы или непредвиденного события, не поддающихся контролю государства, которые сделали в данных обстоятельствах выполнение обязательства материально невозможным. Противоправность деяния государства, не соответствующего его международно-правовому обязательству, исключается, если это деяние обусловлено форс-мажором. В отличие от ситуации бедствия или состояния необходимости форс-мажор не содержит элемента свободы выбора.

Материальная невозможность выполнения может быть обусловлена естественным событием, например землетрясением, либо политическим событием, например утратой контроля над частью территории в результате вооруженного переворота. Форс-мажор не относится к ситуациям, которые затрудняют выполнение обязательства, например к экономическому кризису.

Принцип форс-мажора не применяется, если ситуация обусловлена поведением ссылающегося на нее государства либо если государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации. Так, согласно ст. 61 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. на материальную невозможность нельзя ссылаться, "если эта невозможность является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства...".

Date: 2015-08-24; view: 782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию