Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 1 page





 

§ 1. Понятие, основания

и субъекты международно-правовой ответственности

 

Одним из важнейших институтов международного права является институт международно-правовой ответственности.

Под международно-правовой ответственностью понимают юридическую обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный другим субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальными международными соглашениями <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.

 

Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом, что она является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права, средством их восстановления.

Цели ответственности состоят в сдерживании потенциального правонарушителя; в побуждении правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности; в предоставлении потерпевшему компенсации за причиненный ему материальный и нематериальный ущерб; в определенном влиянии на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в Резолюциях ООН и других международных организаций <1>.

--------------------------------

<1> Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

 

Принципы и нормы международно-правовой ответственности государств полностью не кодифицированы, работа над этим с 1956 г. ведется Комиссией международного права ООН (КМП ООН). В настоящее время подготовленный Комиссией Проект статей "Ответственность государств за международно-противоправные деяния" (Draft Articles on State Responsibility) в значительной мере представляет собой кодификацию существующих обычных норм, с уточнением их содержания и со значительными элементами прогрессивного развития.

В свою очередь, принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции 56/83 от 12 декабря 2001 г. <1>, включающей в качестве приложения Проект статей "Ответственность государств за международно-противоправные деяния" (далее - Проект статей об ответственности государств), означает их официальное признание и увеличивает возможности утверждения их в обычном праве. Так, еще до завершения работы Комиссии над проектом целый ряд его положений был признан Международным судом ООН кодификацией обычных норм <2>.

--------------------------------

<1> Документ ООН A/CN.4/SR.2616, 12 May 2000.

<2> Особенно показательны в этом плане решения Суда по делу "Венгрия против Словакии" (ICJ. Reports. 1997) и по делу "Германия против США" (ICJ. Reports. 2001).

 

В литературе встречается мнение, согласно которому понятием ответственности охватываются все отрицательные последствия правонарушения, вплоть до применения принуждения <1>. Между тем, как отмечает И.И. Лукашук, "принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляет самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками. На него распространяется действие норм относительно принудительных мер" <2>. Правоотношения ответственности возникают независимо от воли субъектов в силу самого факта правонарушения. В свою очередь, контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации правоотношений ответственности.

--------------------------------

<1> См., например: Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982; Курис П. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.

 

<2> Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004. С. 71.

 

В основе рассматриваемой отрасли международного права лежит принцип международной ответственности, а именно любое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность. Отражая юридическую природу международного права, принцип ответственности тесно связан с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву.


Различают юридические и фактические основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. К юридическим основаниям ответственности относят: договор, правовой обычай, решения международных судов и арбитражей, Резолюции международных организаций (так, ст. ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием международной ответственности является международное правонарушение, представляющее собой деяния субъекта международного права и выражающееся в действиях или бездействии его органов или должностных лиц, нарушающих международно-правовые обязательства.

Субъектами права международной ответственности являются субъекты международного права. Основными субъектами международного права являются государства. Их политико-правовая природа определяет характерные черты международного права, включая право ответственности.

Субъектом права ответственности может быть и государство в процессе образования, прежде всего в случае вооруженной борьбы народа за реализацию права на самоопределение. В Проекте статей об ответственности государств этому посвящено следующее положение: "Поведение движения, повстанческого или иного, которому удается создать новое государство на части территории уже существующего государства или на какой-либо территории под его управлением, рассматривается как деяние этого нового государства по международному праву" (ст. 10).

Международные организации, будучи субъектом международного права, несут ответственность за собственные деяния, т.е. за деяния своих органов и должностных лиц. В 1949 г. Международный суд сформулировал положение, согласно которому ООН может быть субъектом правоотношений ответственности, отстаивая свое право на обеспечение соблюдения обязательств, принятых в отношении Организации. В 1999 г. Международный суд определил, что ООН несет ответственность за поведение ее органов или агентов. Эти положения подтверждаются в комментарии к Проекту статей об ответственности государств: международная, т.е. межправительственная, организация в соответствии с международным правом "обладает отдельной правосубъектностью и несет ответственность за собственные деяния, которые совершаются этой организацией посредством ее органов или должностных лиц" <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к ст. 57, п. 2. Доклад специального докладчика КМП ООН Р. Аго. A/CN/4/318, 24 января 1979 г.; Add. 7, 19 июня 1980 г.

 

Физические лица не являются субъектами международно-правовой ответственности даже в том случае, если они совершают международно-противоправное деяние в качестве должностных лиц государств. За это они несут уголовную ответственность, включая уголовную ответственность непосредственно на основании норм международного права.


 

§ 2. Международные правонарушения

 

Международное правонарушение представляет собой противоправное с точки зрения международного сообщества деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства. Международным правонарушением не может считаться недружественный акт, т.е. акт, причиняющий ущерб иностранному государству или его подданным, но не противоречащий международно-правовому обязательству, например повышение таможенных пошлин, ограничение въезда иностранных граждан в случае, если соответствующие вопросы не регулируются нормами международного права.

В соответствии с принципом, отраженным в ст. 3 Проекта статей об ответственности государств, на квалификацию деяния государства как международно-противоправного не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутригосударственному праву. Таким образом, деяние государственного органа, противоречащее международно-правовому обязательству государства, но соответствующее его внутригосударственному праву, тем не менее влечет международную ответственность.

Выделяют признаки (элементы) состава международного правонарушения. Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.

Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает.

Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.

В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного правонарушения. В принципе элементы состава международного правонарушения те же, что и во внутригосударственном праве, однако они не всегда идентичны принятым во внутреннем праве.


Объект международного правонарушения - это то, на что посягает международное правонарушение (например, сложившаяся система международных отношений, урегулированных международным правом, международный правопорядок, безопасность, права и свободы человека).

Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъектов международного права, нарушающих международно-правовые обязательства и влекущих международно-правовую ответственность. Элементами международно-противоправного деяния государства являются:

- поведение, которое согласно международному праву присваивается данному субъекту международного права, т.е. считается им совершенным;

- поведение, представляющее собой нарушение данным субъектом лежащего на нем обязательства по международному праву <1>.

--------------------------------

<1> В Проекте статей об ответственности государств соответствующее положение сформулировано следующим образом: "Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства".

 

Приведенные положения нашли признание в международной практике, включая судебную. Так, в решениях Международного суда по делам, возбужденным Югославией в отношении стран НАТО, совершивших на нее вооруженное нападение, содержится следующая формулировка: "Независимо от того, признают или не признают государства юрисдикцию Суда, они при всех условиях являются ответственными за присваиваемые им деяния, которые нарушают международное право" <1>.

--------------------------------

<1> Case concerning legality of use of force (Yugoslavia v. USA) // ICJ. Reports. 1999. P. 13.

 

Под влиянием международной практики были выработаны специальные правила присвоения государству противоправного поведения в тех ситуациях, когда связь государства и исполнителя может быть поставлена под сомнение. Указанные правила отражены в ст. ст. 5 - 11 Проекта статей об ответственности государств. Поведение лица или образования, не являющегося органом государства, но уполномоченного правом этого государства осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства, при условии, что в данном случае это лицо или образование действует в этом качестве.

Поведение органа, предоставленного в распоряжение государства другим государством, рассматривается как деяние первого государства, если этот орган действует в осуществление элементов государственной власти того государства, в распоряжение которого он предоставлен.

Поведение органа государства либо лица или образования, уполномоченных осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства, если этот орган, лицо или образование нарушают указания.

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства при осуществлении такого поведения.

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если это лицо или группа лиц фактически осуществляет элементы государственной власти в отсутствие или при несостоятельности официальных властей и в условиях, требующих осуществления таких элементов власти.

Поведение повстанческого движения, которое становится новым правительством государства, рассматривается как деяние данного государства; поведение движения, повстанческого или иного, которому удается создать новое государство на части территории уже существовавшего государства или на какой-либо территории под его управлением, рассматривается как деяние этого нового государства. Действия повстанцев, не сумевших захватить власть, рассматриваются как действия частных лиц и не вменяются государству.

Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного, рассматривается как деяние данного государства.

Поведение частных лиц не может присваиваться государству. В то же время международная ответственность может наступить, если государство не принимает необходимых мер по расследованию действий частных лиц, причинивших ущерб иностранному государству или его подданным, и привлечению данных лиц к ответственности. Э.Х. де Аречага подчеркивает: "Ответственность государства возникает не на основании его соучастия в преступлении, а вследствие невыполнения им своего международного обязательства принимать любые соответствующие и разумные меры для предотвращения правонарушения или, если оно все-таки совершено, для задержания преступника и предания его суду" <1>.

--------------------------------

<1> Хименес де Аречага Эдуардо. Современное международное право. М., 1983. С. 428.

 

Поведение должностных лиц, действующих в личном качестве, без использования полномочий и ресурсов, вверенных государством, также не может присваиваться соответствующему государству.

Международно-противоправное деяние может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия. Обращение к международной судебной практике показывает, что случаи ссылок на бездействие столь же часты, как и ссылки на действия. Так, в решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране Международный суд определил, что ответственность Ирана возникла в связи с бездействием его властей, которые "не приняли соответствующих мер" в обстоятельствах, когда существовала явная потребность в их принятии <1>.

--------------------------------

<1> ICJ. Reports. 1980. P. 22 - 23.

 

Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния.

Субъективная сторона - это отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако в теории международного права с этим элементом ответственности, в отличие от внутреннего права, существуют определенные трудности, которые в первую очередь связаны со спецификой субъектов международно-правовых отношений.

В теории международного права нет единого мнения о применимости понятия вины <1>. Одни авторы полагают, что вина является обязательным условием возникновения международной ответственности. Как отмечает И.И. Лукашук, "вина признавалась элементом международного правонарушения Г.И. Тункиным, Д.Б. Левиным, В.А. Василенко, П. Курисом, Ю.М. Колосовым, В.А. Мазовым, Ю.В. Петровским, т.е. почти всеми, кто анализировал проблемы ответственности. В обоснование обычно ссылались на общую теорию права" <2>.

--------------------------------

<1> Анализ проблемы см.: Толстых В.Л. Курс международного права. М., 2009. С. 537 - 544.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.

 

<2> Лукашук И.И. Право международной ответственности. С. 90 - 91.

 

Сторонники концепции объективной ответственности, в частности Д. Анцилотти, Э.Х. де Аречага, считают, что международная ответственность возникает независимо от вины <1>.

--------------------------------

<1> См.: Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1960. С. 416 - 418; Хименес де Аречага Эдуардо. Современное международное право. С. 428.

 

Термин "вина государства" может употребляться не для характеристики психического отношения, а для указания на сам факт совершения правонарушения. Как отмечает КМП ООН, в международной практике и судебных решениях термин "вменение в вину" иногда используется для обозначения операции "приписывания" государству действий или бездействия <1>.

--------------------------------

<1> Доклад КМП ООН 2008 г. // http://untreaty.un.org/ilc/reports/2008/2008report.htm.

 

Ряд составов международных правонарушений сконструирован таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. Речь идет о так называемой "ответственности независимо от вины", в частности об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, воздушными судами, космическими объектами и т.д.).

В современном международном праве существует следующая классификация международных правонарушений: 1) международные преступления; 2) преступления международного характера; 3) международные деликты.

Международное преступление представляет собой тягчайшее международно-противоправное деяние, которое нарушает принципы и нормы международного права, имеющие основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов мирового сообщества в целом.

В качестве тягчайших международных преступлений в уставах Международных военных трибуналов в Нюрнберге 1945 г. и Токио 1946 г. были названы преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

В 1998 г. Дипломатическая конференция в Риме приняла Статут Международного уголовного суда <1>, по которому к международной уголовной юрисдикции отнесены следующие составы международных преступлений: преступления агрессии, преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления.

--------------------------------

<1> Статут Международного уголовного суда 1998 г. // Действующее международное право: В 2 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2002. Т. 1.

 

Ассамблея Лиги Наций в Декларации 1927 г. признала агрессию международным преступлением. В соответствии со ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала индивидуальную ответственность влекут "преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеизложенных действий". Согласно принятой в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции 3314 агрессия представляет "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН".

Определение военных преступлений содержится в ст. ст. 2 - 3 Устава Международного трибунала по бывшей Югославии, в ст. 4 Устава Международного трибунала по Руанде, в ст. 8 Статута Международного уголовного суда, в ст. 2 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. Указанные преступления представляют собой умышленные действия, направленные против лиц или объектов, охраняемых Женевскими конвенциями 1949 г. и обычаями войны, в том числе убийство, пытки, принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы, лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство, незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы, взятие заложников, использование запрещенных средств и методов ведения военных действий и др.

Согласно Статуту МУС (подп. "c" и "e" п. 2 ст. 8) в настоящее время в качестве военных преступлений также могут быть квалифицированы серьезные нарушения законов и обычаев войны, совершенные во время международного вооруженного конфликта.

Преступления против человечности представляют собой умышленные насильственные действия, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, в том числе убийство, истребление, порабощение, депортация, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым и религиозным мотивам, другие бесчеловечные акты.

Квалификацию преступлений против человечности получили расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), применение ядерного оружия в военных целях (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении применения ядерного оружия для целей войны 1961 г.), колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.).

Принципиально важно отметить, что терроризм в его современном понимании также представляет собой противоправные действия, создающие угрозу международному миру и безопасности человечества. Так, в преамбуле одного из последних универсальных документов в области борьбы с терроризмом Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма особо подчеркивается, что акты ядерного терроризма создают серьезную угрозу международному миру и безопасности <1>.

--------------------------------

<1> Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма, одобрена в рамках ООН на основе консенсуса 13 апреля 2005 г. и открыта к подписанию с 14 сентября 2005 г. Приложение к Резолюции ГА ООН 59/290. A/RES/59/290/ от 15 апреля 2005 г.

 

Акты терроризма следует квалифицировать как международные преступления, посягающие на международный правопорядок и безопасность международного сообщества. По своему характеру, масштабам и последствиям акты терроризма схожи с преступлениями геноцида, преступлениями против человечности, преступлениями агрессии, военными преступлениями. Как отмечает Е.Д. Шелковникова, "масштабы, направленность и тяжесть последствий терроризма обусловливают его высочайшую общественную опасность" <1>. По мнению Н.И. Костенко, концептуальное восприятие международного терроризма как тягчайшего международного преступления делает обоснованным включение его в обозначенный в ст. 5 Статута Международного уголовного суда список самых серьезных международных преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС <2>. И.В. Фисенко также предлагает "наделить компетенцией рассмотрения дел о преступлениях международного характера МУС, так как не исключена возможность конфликта двух (нескольких) национальных юрисдикций, или вообще может быть трудно установить чью-либо юрисдикцию в силу различий в национальном праве отдельных государств" <3>.

--------------------------------

<1> Шелковникова Е.Д. Терроризм: особенности криминологической характеристики и проблемы предупреждения // Право и политика. 2006. N 6. С. 37.

<2> См.: Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. М., 2004. С. 94.

<3> Фисенко И.В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве. Минск, 2000. С. 19.

 

В рамках Контртеррористического комитета ООН государства-члены с 2000 г. обсуждают проект всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Представляется, что ее содержанием должно стать согласованное в рамках мирового сообщества определение понятия международного терроризма как международного преступления, посягающего на международный правопорядок и безопасность международного сообщества, с последующим включением международного терроризма в перечень международных преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС.

Ряд ученых, в частности А. Кассесе, Я. Броунли, также выделяют в качестве отдельной группы международных преступлений пытки в мирное время <1>.

--------------------------------

<1> Cassese A. International law. Second edition. P. 445; Brownlie I. Principles of Public International Law. 2003. P. 564.

 

В отечественной доктрине международного права выделяется категория "преступления международного характера". Преступления международного характера, как и международные преступления, наносят значительный ущерб международному правопорядку, мирному сотрудничеству государств в области экономики, культуры, торговли, правам и свободам человека и в конечном счете касаются интересов всех или многих стран.

В.П. Панов отмечает: "В масштабе одного государства борьба с такими преступлениями, их предотвращение и пресечение не приводит к положительным результатам, и требуются согласованные действия различных государств. По своей юридической природе они в отличие от международных преступлений являются уголовными, общеуголовными, но с "иностранным элементом" <1>. Г.В. Игнатенко определяет эти преступления как "деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей" <2>.

--------------------------------

<1> Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993. С. 13.

<2> Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2007. С. 542.

 

Главным признаком подобных преступлений является присутствующий в них "иностранный элемент", однако, как подчеркивает В.Л. Толстых, "наличие такого элемента не обязательно предполагает существование международного обязательства по борьбе с соответствующим преступлением, и, наоборот, отсутствие такого элемента не обязательно исключает существование соответствующего обязательства" <1>.

--------------------------------

<1> Толстых В.Л. Курс международного права. С. 647 - 648.

 

Критерий существования особых международных обязательств позволяет отграничить преступления, борьба с которыми осуществляется при помощи международного права, от всех иных преступлений. Для обозначения данной группы преступлений также используется термин "конвенционные преступления", учитывая, что соответствующее международное обязательство, как правило, устанавливается в международном договоре. И.И. Лукашук определяет конвенционные преступления как "преступления, состав которых определен международными конвенциями, обязывающими участвующие государства ввести соответствующие нормы в свое уголовное право" <1>. К ним, например, относят:

--------------------------------

<1> Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. М., 2007. С. 433.

 

1) посягательство на лиц, пользующихся международной защитой (перечень лиц, пользующихся международной защитой, содержится в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.);







Date: 2015-08-24; view: 779; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию