Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. История международного права и его науки 3 page





 

Данным договором две великие державы отказывались от применения силы друг против друга; договаривались об установлении прочного мира; о решении спорных вопросов мирными способами; разделили сферы влияния в Восточном Средиземноморье; заключили между собой союз против возможного врага и обязались оказывать помощь в случае военного нападения; договорились о выдаче перебежчиков.

Договор отражал не только уровень международной практики Древнего Египта, но и степень развитости международного права XIII в. до н.э.; прямо или косвенно отвечал на вопросы, касающиеся сущности источников, субъектов, объектов, предмета правового регулирования; позволил внести определенную ясность в предысторию становления международно-правовых взглядов и науки международного права в целом. Договор занял заметное место в истории мировой дипломатии <1>.

--------------------------------

<1> Первый поход Рамсеса II против хеттов был в 1286 г. до н.э. и оказался неудачным. Позже Рамсес II, тщательно подготовившись, совершил военные походы в Сирию и Палестину, причем избегал решительных сражений и в полной мере использовал дипломатические средства.

 

С исторической точки зрения договор был интересен своей широкомасштабностью, т.е. он охватывал не только вопросы мира и войны, но и ряд других проблемных отношений обоих государств.

 

3.1.2. Институт правосубъектности в Древнем Египте

 

Древний мир не знал принципа равенства субъектов международного права. Великими и относительно равноправными считались в Древнем мире Египет, Вавилон, Митанни и Хеттское царство - соперник Египта в борьбе за господство в Азии.

Египетский фараон среди других правителей занимал первенствующее положение, и все от него зависели в той или иной степени, так как максимальным объемом международной правосубъектности обладали правители наиболее сильных унитарных государств Античности. Более того, в периоды господства Древнего Египта его фараоны добивались признания международной правосубъектности и за своими супругами.

Классическим субъектом древнего международного права был суверен - правитель государства. Фараоны воспринимались своими подданными как "гаранты международного мирового уклада, выступая тем самым и в роли активного субъекта международного права" <1>.

--------------------------------

<1> Буткевич О.В. Указ. соч. С. 301 - 307.

 

Что касается государств, то исторически первыми субъектами международного права были не государства, так как они появились позже. Характерной особенностью института международной правосубъектности Древнего мира было то, "что все без исключения государства и государственные образования располагали определенным объемом международной правосубъектности независимо от своего политического положения" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 295.

 

Институт международной правосубъектности в Древнем мире был связан с институтом международного признания субъекта международного права, который также формировался в древний период, хотя особой процедуры международно-правового признания в древности не существовало. Показателями признания нового субъекта международного права могли быть возникновение нового государства, смена власти, факты ведения субъектами международного права международных отношений. Для признания нового субъекта международного права было достаточно, чтобы его статус признал хотя бы один независимый субъект международного права.

 

3.1.3. Институт посольского права в Древнем Египте

 

Государства Двуречья, а именно их правители и египетские фараоны, направляли посольства. Посольства в Египте носили временный характер. Только со временем стали появляться постоянные посольства. Прерогативой же фараона считалось:

- определение уровня контрагентов в международных отношениях государства;

- определение дипломатического, придворного протокола и церемониала путем утверждения предложенных ему проектов или собственного решения;

- принятие иностранных послов, правителей, членов царских домов;

- отправление в зарубежные страны своих представителей;

- определение классов и рангов дипломатических представителей, штата аппарата внешних сношений, функций и полномочий высших должностных чиновников этого аппарата;

- назначение чиновников.

Регулирование внешних сношений являлось исключительным правом фараона. Правила соблюдения дипломатического этикета и церемониала, структурная организация внутригосударственной системы внешних сношений Египта свидетельствовали о том, что "именно правитель государства является основной стороной в дипломатических сношениях, а дипломатические представители лишь осуществляют их на практике, олицетворяя не только волю, но и личность своего правителя" <1>. Постепенно формировались дипломатические ранги: послы, герольды (глашатаи), гонцы.


--------------------------------

<1> Буткевич О.В. Указ. соч. С. 450.

 

Известны были две категории послов: а) послы, которые поддерживали связи с независимыми правителями и были особо доверенными лицами фараона; б) послы, которые поддерживали связи с правителями зависимых от Египта стран.

Что касается неприкосновенности послов, то это явление не получило широкого распространения. Иностранных представителей могли убить или их удерживали в качестве почетных заложников во время решения межгосударственных вопросов. Известны сетования на невозвращение посла (письмо правителя Вавилона к фараону Аменхотепу III). Но это было не правилом, а исключением из правил. Практиковались унизительные процедуры во время переговоров, которые были обязательными для малых и зависимых государств. Судьба покоренных царей и правителей зависела от воли и интересов победителя.

 

3.1.4. Отношение к войне древних египтян

 

Исследователь международных отношений Античности А.С. Херши отмечал, что война для древних египтян не считалась постоянным явлением. Выводы этнологов также убеждают в том, что скорее невоинственные отношения между различными племенами и народами были характерны для Античности (Египет), чем воинственные. В Древнем Египте опережающими темпами, по сравнению со становлением законов и обычаев войны, закладывались основы посольского, торгового, договорного и других институтов права. Утверждения, что Египет вел войны ради получения рабов и установления своего господства над системами водоснабжения, также следует считать, по мнению

А.С. Херши, ошибочными. Главными причинами войн, которые вели египтяне, являлись прежде всего гарантирование безопасности от врагов-соседей и обеспечение своих экономических потребностей. Войны египтяне считали необходимым вести по установленным правилам.

На сегодняшний день найдено более 350 документов (раскопки города Ахетатона), написанных клинописью на аккадском языке (международный дипломатический язык середины II тысячелетия до н.э.), среди них переписка глав царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии и др., которая характеризует сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н.э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств.

Таким образом, древние египтяне заложили основы межгосударственного сотрудничества, которые в дальнейшем стали важным приобретением для последующих цивилизаций.

 

3.2. Становление основных институтов международного права

в Древней Греции

 

Выгодное для внешних сношений географическое расположение, общность происхождения племен (известны четыре группы племен: ахейцы, дорейцы, понийцы, эолийцы, различия были незначительные - в диалекте языка), сходство религий и многое другое явились благоприятными условиями для развития международных отношений в Древней Греции.


Наряду с благоприятными условиями существовал целый ряд условий, неблагоприятных для развития международных отношений. К примеру, в Греции сложился особый взгляд на индивидуума как на члена государственной организации, гражданина, а не как на человека. Не было и речи о личных правах человека, речь шла лишь о свободе гражданина.

Исходя из вышесказанного, надо отметить то, что в Древней Греции полисы являлись самодовлеющей политической единицей, членами которой могли быть только свободно рожденные граждане. Все внешние сношения велись от имени самих граждан и народного собрания.

Особенно заметным в Древней Греции было неравенство в отношениях греков с варварами. Существовали такие виды грубых репрессалий, как андролепсии, согласно которым позволялось захватывать и наказывать иностранцев того государства, где совершалось какое-либо преступление в отношении афинского гражданина. Иноземцы рассматривались как враги, и, конечно, они не пользовались гражданскими правами. К примеру, в Спарте сложился институт ксенеласии, согласно которому иностранец подвергался изгнанию; в Афинах иностранец не обладал ни гражданскими, ни политическими правами.

Но все же Древняя Греция знала такой институт гостеприимства, как институт проксенов. Проксенами могли быть лица из местных граждан, избиравшиеся местным правителем, на которых была возложена обязанность покровительства и защиты иностранных граждан, пребывающих в этой местности. Считалось, что все иностранцы (чужестранцы) находятся под покровительством божества Зевса-Ксения (гостеприимца). Проксены - прототипы современных консулов - были весьма зависимы от правителя, назначавшего их. Тем не менее отношение к иноземцам в Древней Греции отличалось жестокостью, и только с IV в. до н.э. оно стало несколько смягчаться. К примеру, за особые заслуги перед государством иностранец мог получить ограниченное гражданство (исополитию) и в связи с этим приобретал право владеть землей, недвижимостью и т.д. Полное же гражданство иностранцу предоставлялось крайне редко <1>. В отличие от проксенов назначение послов было прерогативой чужеземного правителя.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Даневский В.П. Исторический очерк развития международных отношений: Пособие к изучению истории и системы международного права. Харьков, 1892.

 

Существовали в Древней Греции такие институты, как институт вестников, институт старейшин, институт герольдов (глашатаев). Во время исполнительной миссии посол пользовался неприкосновенностью. Но бывали случаи нападения на послов, и тогда посол имел право требовать выдачи виновников. Сроки пребывания послов могли быть ограничены, к примеру до 10 дней. Иногда послы подвергались высылке. К примеру, в 392 - 391 гг. до н.э. спартанцы поступили именно так с посольством Андроникида.


Особенно развитым, чрезвычайно обширным по объему и содержанию являлось в Древней Греции международное договорное право. Заключались договоры религиозного характера; военно-политического характера; договоры о торговле; договоры о ненападении; договоры о взаимопомощи; договоры о правах иностранцев.

 

3.2.1. Понятие о союзах в Древней Греции

 

Амфиктиония - своего рода религиозный союз племен и городов с общими святилищем, казной, правилами ведения войны. Известен такой союз, как Дельфийский (Дельфийская амфиктиония), состоявший из 12 общин Средней Греции и Фессалии. Это был религиозный институт международного характера, целью создания которого являлась охрана храмов, их сокровищ, земель и владений. Амфиктионовы союзы не вмешивались во внутренние дела союзных государств, не имели политического характера и авторитета.

В Древней Греции существовали также симмахии, к примеру Лакедемонская и Афинская. Отношения между ними были враждебными. Симмахии заключали договоры о военном и политическом сотрудничестве. Лакедемонская и Афинская симмахии характеризовались как политические союзы. Эти союзы являлись предшественниками современных международных организаций, действовали на постоянной основе. Симмахии чаще всего выступали в качестве третейского суда в решении вопросов окончания войны, споров о границах и т.д.

 

3.2.2. Отношение к войне древних греков

 

Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. Войной греки признавали лишь вооруженные столкновения между самими полисами. Греки различали войны законные и войны, не имеющие законного основания.

Законная война - это, к примеру, первая священная война (591 - 590 гг. до н.э.), была начата по приказанию амфиктионова совета. Помимо оснований необходимо было ее торжественное объявление, которое сопровождалось рядом действий, носивших не только юридический, но и религиозно-обрядовый характер. Цель войны - истребление неприятеля. Религия не могла смягчить войну: по верованиям греков, война между отдельными городами, отдельными государствами означала войну и между их богами. Не было различия между комбатантами и некомбатантами. Можно отметить следующие случаи ограничения применения оружия:

- нейтрализация храмов и культовых учреждений;

- осуждение употребления отравленного оружия;

- объявление перемирия во время Олимпийских игр;

- объявление перемирия для погребения убитых.

Древняя Греция не знала института военнопленных. Пленных подвергали пыткам и убивали, а имущество неприятеля считалось добычей победителя. При решении споров греками:

- выделялось равное количество воинов с каждой стороны, сражение между которыми решало исход войны;

- применялся институт заложников;

- окончание войны оформлялось мирным договором;

- различались понятия нейтралитета и невмешательства: институт нейтралитета действовал только во время войны, а институт невмешательства - и в мирное время.

 

3.2.3. Наука международного права в Древней Греции

 

Как таковой отдельной науки международного права в Древней Греции не было, и ею занимались философы, политики, ораторы. В трудах древнегреческих философов и историков можно встретить отдельные рассуждения по некоторым вопросам международного права, к примеру, таким, как война, правовое положение пленных, отношения между греками и варварами. Изложение взглядов на международно-правовые вопросы мы встречаем в трудах Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и др. <1>. К примеру, Аристотель писал: "Государственные взаимоотношения с самого начала сложились, очевидно, ради взаимной пользы и постоянно ей служат; и законодатели стараются достичь ее и утверждают: что всем на пользу, то и есть право". "...Неоценимой заслугой Аристотеля, как считают позитивисты, было то, что он особо выделял международное право (хотя так его и не называл) и считал, что его реализация требует отдельного "законодательного обеспечения" <2>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 112 - 113.

<2> См.: Там же. С. 590, 760.

 

Хотя и Аристотель считал, что войны против варваров являются справедливыми, но уже и в его времена (384 - 322 гг. до н.э.) в защиту всеобщего мира между эллинами и против гегемонии отдельных полисов начинают раздаваться голоса за установление равноправных отношений <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Даневский В.П. Исторический очерк развития международных отношений: Пособие к изучению истории и системы международного права. Харьков, 1892.

 

Таким образом, "...если рассматривать происхождение международного права с позиций естественно-правовой или позитивно-правовой концепции и последовательно руководствоваться в этом их постулатами, то неминуем оказывается вывод о появлении и становлении международного права в практике государств древнего периода" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 762.

 

3.3. Становление основных институтов международного права

в Древнем Риме

 

В III в. до н.э. Древний Рим становится насильственным объединением городов и племен территорий всей Италии и сильнейшим государством Западного Средиземноморья. В I и II вв. Древний Рим являлся мировой империей, раскинувшейся по всем берегам Средиземноморья, включающей обширные области Западной и Юго-Восточной Европы, Персидской Азии и Северной Африки. Зародившись в VIII в. до н.э. в этрусских городах и греческих колониях Южной Италии и Сицилии, а в VI в. до н.э. на территории Лацио, древнеримская цивилизация просуществовала более чем тысячелетний период и завершилась в V в. н.э.

Значительная роль в становлении международного права принадлежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция. Поклонение римскому праву привело к печальному заблуждению. Хотя римский народ и разграничил области морали и права, впервые создал правоведение, независимое от теологии (богословия), хотя институты международного права у римлян и проявились более яснее и полнее, чем у греков, но все же история Рима не выработала ни правильных, ни постоянных международных отношений, ни основ международного права.

В истории римского законодательства мы встречаемся с понятием jus gentium (право народов). В нем нет тождества с международным правом, так как jus gentium действовало лишь внутри государства сначала для одних иностранцев, а затем для римских граждан. Право народов (jus gentium) в Древнем Риме - под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам - как к римлянам, так и к иностранцам.

Республиканский Рим характеризуется поклонением грубой силе. Политика Рима была завоевательная. Свои отношения с другими государствами Древний Рим осуществлял с помощью специальной жреческой коллегии фециалов. Жреческая коллегия фециалов отправляла священные обряды при объявлении войны и заключении мира, выполняла роль военных герольдов (глашатаев). Что касается института фециалов, то такие древнегреческие историки, как Плутарх, Дионисий, и римский политический деятель Цицерон ошибочно утверждали, что от воли фециалов зависели вопросы войны и мира. Позднее о функциях фециалов также говорили Гуго Гроций и Ваттель. Но все же право войны и мира решали специальные комиссии.

Право фециалов понималось у древних римлян как совокупность правил и обрядов, которые должны были выполняться фециалами по полномочию народа и правительства. Таким образом, являясь послушными исполнителями предписаний римского народа и органов по соблюдению обрядов религиозного характера, фециалы могли давать советы консулам и даже сенату, но эти советы касались лишь одних обрядов; наблюдали за тем, чтобы действовали и не нарушались правила гостеприимства, вели переговоры с иностранными государствами, заключали трактаты; принимали участие в заключении мирных договоров; объявляли войну (метание на вражескую землю дротика с обожженным и окровавленным концом).

Древнему Риму был известен институт рекуперации, своего рода международный суд, который разрешал споры и недоразумения между подданными иностранных государств, между римскими гражданами и иностранцами. Целью такого рода суда являлось возвращение какого-либо предмета, составляющего спорный вопрос. Таким образом, институт рекуперации представлял собой институт международного суда с гражданским оттенком.

Древнему Риму были известны трактаты, так называемые foedera, которые считались наиболее важными в истории международных сношений. Они были двух видов: а) трактаты foedera aequa, согласно которым иностранцы наделялись наибольшей правоспособностью, но даже в них абсолютного приравнивания иностранцев с римлянами не было;

б) трактаты foedera non aequa, согласно которым ограничивалась политическая независимость дружественных и союзнических с Римом государств.

Известны трактаты союзные (социетас) и договоры о дружбе (амицициа) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Талалаев А.М. Международные договоры рабовладельческого общества // Правоведение. 1960. N 3.

 

3.3.1. Институт посольского права в Древнем Риме

 

Послы считались в Древнем Риме священны и неприкосновенны, пользовались почетом и гостеприимством. Но со временем, когда европейские, азиатские и африканские народы были покорены римлянами, отношение к послам изменилось: римляне запретили покоренным народам посылать к ним послов и тем самым начала посольского права потеряли свое международное значение и затем посольства стали ненужным учреждением.

Ранги в Древнем Риме: 1) легаты (назначавшийся сенатом посол или уполномоченный); 2) кадуцеаторес - послы; 3) ораторес - ораторы; 4) вестники - нунции (постоянные дипломатические представители, приравнивающиеся к послу).

Существовало специальное учреждение в лице претора (ведающего делами иностранцев). Институты посольского права, как и институты, касавшиеся заключения международных договоров, в древний период являлись ключевыми сферами правового регулирования международных отношений.

 

3.3.2. Отношение к войне древних римлян

 

Правила объявления войны достигли совершенства в практике Римской империи. Война у римлян считалась справедливой и законной <1>. Прежде чем объявить о войне, древние римляне "...предоставляли враждебной стороне определенный срок, на протяжении которого враждебная сторона должна была возместить убытки, обновить состояние, существовавшее между сторонами до начала конфликта, или другим способом удовлетворить претензии римлян; и только если это не было сделано, римляне прибегали к процедуре объявления войны" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мишулин А.В. Объявление войны и заключение мира у древних римлян // Исторический журнал. 1944. N 10 - 11. С. 103.

<2> Цит. по: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 509.

 

Римляне при ведении войны не признавали ограничений: захваченные города, жители, имущество считались законной добычей. Неизвестен был римлянам и институт военнопленных: пленных либо убивали, либо обращали в рабство. Война, которую вели римляне, характеризовалась несоблюдением каких-либо обязанностей по отношению к своим врагам. Неизвестен был Древнему Риму и институт нейтралитета, так как были только враги, по мнению римлян, а также временные друзья (по договорам) <1>. Ведение войны находилось под контролем богов, а сама война часто рассматривалась как противоборство между богами обеих сторон. Что касается международного общения, то после ряда войн не было независимых государств, с которыми Рим мог бы установить международное общение, так как общение подразумевало союз между свободными и равноправными государствами.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Ливий Тит. Римская история от основания города.

 

§ 4. Международное право в Средние века

 

Система юридических принципов и норм, сложившаяся с V по XVII в., именуется международным правом Средних веков. Отличительными чертами этого периода являлись:

- регионализм;

- преобладание обычных норм над договорными;

- существенное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Для данного периода характерно и то, что войны были постоянными. Постоянство войн и развитие государственности вынуждали государства вступать в разнообразные международные отношения, в основном речь шла о мирных отношениях и торговле.

В Средние века уделялось внимание поклонению грубой силе и пропагандировались индивидуальные свободы, породившие личное право человека, т.е. на первое место выдвигались индивидуальная свобода и личные права. На второе место выдвигалось государство и гражданин. Христианство и церковь внесли в государство идею власти, поставленной от Бога. Церковь сама стремилась к владычеству; господствовало каноническое право. Это было время, когда церковь взяла верх над государством. Каноническое право имеет несомненный интерес для международного права, так как именно оно пропагандировало:

- божье перемирие;

- запрещение во время войны грабить церкви, уничтожать поля, жатвы;

- право убежища для иностранных купцов;

- нейтралитет церковных земель и т.д.

Как отрицательные аспекты канонического права в развитии международного права можно отметить следующее:

- божье перемирие означало перемирие: от субботы до понедельника; в неделю, предшествующую крещению, с включением шести дней после него; период от Великого поста до Троицы; все Господние праздники;

- божье перемирие гарантировалось присягой вассалов, сюзеренов. Если нарушалась присяга, то применялась санкция - епитимия (церковное отлучение и проклятие).

Церковные сборы XVI в. были предшественниками будущих международных конгрессов. Они собирали представителей всех тогдашних государств, представителей западного христианства и решали споры различного рода, в том числе вопросы международного характера. Церкви удалось содействовать образованию института постоянных посольств. Неприкосновенность посла подтверждалась и каноническим правом (1582 г. - свод канонического права). Стремление церкви к всемирному духовному и светскому владычеству привело к появлению сект; расколу католического мира; войне с язычниками и еретиками; объявлению вечной и непримиримой войны иноверцам таким образом, что из международного общения исключались мусульмане, язычники, еретики, протестантские государства.

Те же действия были и со стороны мусульман, которые верили в свою религию до фанатизма: война с иноверцами считалась священной; допускалось опустошение вражеской страны; убийство пленных, освобождение их осуществлялось за выкуп, в лучшем случае - рабство; запрещалось истязать женщин, детей, больных; слово, данное врагу, должно было честно соблюдаться.

Таким образом, разногласия религий католических и протестантских государств привели к крестовым походам, которые сыграли положительную роль в развитии международного права и явились толчком для установления международных отношений; организации международного правопорядка (укрепилась на экономической основе связь между Востоком и Западом), что повлекло за собой развитие торговых отношений; укрепилась связь между купцами морских торговых городов, таких как Барселона, Марсель, Венеция и др.

Христианство, играя большую роль на Европейском континенте, оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения вышеуказанного периода и ограничивало произвол. Например, церковные соборы принимали постановления, направленные на ограничение способов и средств ведения войны, торговли оружием <1>. Хотя и не запрещалось убивать пленных, раненых, но известны были такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих милостыню. Постепенно стал использоваться институт выкупа пленных.

--------------------------------

<1> Лютеранский собор в 1139 г. запретил использовать арбалеты, продажу мусульманам судов и оружия под угрозой отлучения от церкви.

 

Значимым в развитии международного права Средневековья является и то, что были известны проекты создания международных организаций. Один из проектов - проект папы Льва X (1475 - 1521 гг., папа римский с 1513 г.). Но совершенным его назвать нельзя, так как в это время процветало кумовство (непотизм), спекуляция индульгенциями (лат. милость). В Католической церкви имело место полное или частичное отпущение грехов, что являлось средством обогащения духовенства.

К концу Средних веков римские первосвященники постепенно лишались первенствующей роли, произошел раскол католического мира и протестантизм повлиял на возникновение идеи политической свободы и самостоятельных государств. Протестантизм провозгласил религиозную терпимость, а отсюда и религиозную равноправность народов, содействовал проникновению начала равенства в сферу отношений между народами, свободными от единого высшего авторитета. К концу XV в. образовалась система колониальной и своеобразной торговой политики. В XVII - XVIII вв. все это повлияло на организацию порядка международных сношений.

Если в первые века феодализма в основном заключались многочисленные устные договоры, сопровождавшиеся клятвой, рукопожатием, то позднее устанавливается форма письменного заключения договора. Феодальные договоры в основном были двусторонней сделкой, позднее появляются многосторонние договоры, к примеру Вестфальский мирный договор 1648 г., или, как его называют, Вестфальский трактат.

Надо отметить и то, что договоры заключались по вопросам не только, связанным с окончанием той или иной войны и передачей территории, но и относящимся к развитию и укреплению международных политических и торговых отношений, династических связей.

Средневековью был известен институт гарантий. Особое внимание в договорной практике государств уделялось вопросу обеспечения выполнения международных договоров. Одним из средств выполнения договоров являлась религиозная клятва. Средневековая практика кроме рыцарского слова прибегала к торжественной клятве и целованию креста, в случае нарушения клятвы следовали церковные санкции.

Интердикт - полное или частичное временное запрещение совершать богослужение и религиозные обряды, налагавшиеся папой римским или епископами на определенную территорию. Со временем религиозная клятва становилась недостаточной, и государства прибегали к таким мерам, как поручительство, взятие заложников или обмен ими, залог ценностей или даже территорий, т.е. к своего рода гарантиям исполнения договора.







Date: 2015-08-24; view: 579; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию