Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава II. История международного права и его науки 2 page
- "Одни и те же нормы права и справедливости должны применяться к поведению как отдельных лиц, так и государств. Государство, сообразующееся с этими правилами, может стать "государством Божьим", государство же уклоняющееся от их применения - не что иное, как "большая шайка разбойников"; - "Международные обязательства, скрепленные религиозной клятвой, должны быть свято соблюдаемы"; - "Есть войны справедливые и несправедливые. Справедливые, если имеют справедливую причину и ведутся они на законном основании, т.е. по приказу власти. Несправедливые, если войны ведутся из алчности, и отвечает за такую войну царь перед Богом, но не воин, повинующийся царю"; - "Рабство побежденного - естественное следствие одержанной над ним победы". Монарх Грациан, приводя определение международного права, заимствованное у Исидора Севильского (570 - 636), христианского писателя, церковного деятеля, архиепископа Севильи: - высказывается за соблюдение договоров, подкрепленных клятвой; - допускает нарушение обязательства постыдного, незаконного, неосторожного и противоречащего божественным предписаниям; - разделяет войну на справедливую и несправедливую; - затрагивает вопросы выкупа пленных, военной добычи и сношений между воюющими; - считает, что священник не должен брать в руки оружие, но он может призывать к оружию для защиты угнетенных и для наказания врагов Божьих. Таким образом, в этих высказываниях выражается стремление к тому, что в государстве должен быть установлен правопорядок, закреплен принцип pacta sunt servanda. Кроме того, в них выражается отношение к войне; рабство же считается естественным явлением. Философ Фома Аквинский (1225 - 1274), систематизируя и углубляя высказывания своих предшественников, считал, что все государства составляют единую "Республику под Богом"; международное право положительно отчасти, является отчасти и естественным правом. Естественное право - выражение человеческого разума; рабство пленных по природе несправедливо, но установлено для блага людей, сохраняя жизнь для побежденного и стимулируя мужество у победителя. Что касается ученых-юристов, а к ним относились глоссаторы (итальянские юристы XI - XIII вв.), комментаторы, легисты (разработчики законопроектов), к примеру Аккурсий, Бартол, Балд и др., то они: - отрицали частные войны; - устанавливали ограничения международной правосубъектности отдельных феодалов; - признавали и закрепляли признание силы договоров, заключенных по принуждению; - заложили основания теории международного частного права. Весьма показательным является испанский кодекс "Сиете Партидас" (XIII в.), который: - гарантировал неприкосновенность иностранного посла; - допускал отступление от международного договора, заключенного в ущерб интересам своей страны; - осуждал практику частных репрессалий; - запрещал продажу оружия "неверным", а во время войны и продуктов питания; - предусматривал в морской войне вооружение частных судов для борьбы с неприятельской торговлей (каперство); - различал две категории пленных: христиане - временно лишенные свободы, подлежащие выкупу, и "неверные" (варвары), которые, попадая в плен, могли быть умерщвлены либо обращены в рабство; - обещание, данное даже "неверному" (варвару), должно соблюдаться. О кодификации международного права более позднего периода, характеризовавшейся как временная, то надо отметить высказывания таких ученых, как А.М. Бульмеринг (1874), который применил к кодификации доводы немецкого юриста Ф.К. Савиньи (1779 - 1861), основанные на утверждении того, что для успеха кодификации необходима полнота, наличие руководящих начал и ясная формулировка норм, чего нет в современном международном праве. Ученики Бульмеринга <1>, одним из которых являлся К. Бергбом (1876), высказывались не только против возможности кодификации международного права, но и против желательности ее, утверждая, что "общего международного права нет, а есть лишь специальное международное право каждого отдельного государства". -------------------------------- <1> См.: Грабарь В.Э. Очерк литературной истории международного права в Средние века. 1936 (на фр. яз.).
О преждевременности кодификации международного права высказывался и М.Р. Кантакузин-Сперанский (1876) <1>, утверждая, что "кодификация нежелательна; плохой кодекс хуже никакого" <2>. -------------------------------- <1> См.: Там же. <2> Кантакузин-Сперанский М.Р. Вопрос о кодификации международного права. XIX. 1876. Прил. С. 99 - 121; Он же. Вопрос о кодификации международного права. Одесса, 1876.
В.П. Даневский (1852 - 1898) в своих трудах 1876 - 1878 гг. говорил о желательности кодификации, но призывал к тому, что должны быть изжиты недостатки современного международного права, и видел путь к общей кодификации в постепенной кодификации отдельных институтов международного права. Того же мнения о кодификации был и Д.П. Никольский <1> (1855 - 1918). Высказываясь о преждевременности кодификации международного права, ученые XIX в. в то же время осознавали, что она является одним из средств обновления международного права, т.е. прогрессивным его развитием. -------------------------------- <1> См.: Никольский Д.П. Международное право. СПб., 1903.
Первые кодексы международного права были опубликованы такими учеными, как австрийский юрист А. Домин-Петрушевич (1861), швейцарский юрист И.К. Блюнчли (1868), в пользу кодификации выступал также Д.И. Каченовский. В 1873 г. идея кодификации усилиями ученых многих стран воплотилась в создании Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие научные организации: Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права <1>. -------------------------------- <1> См.: Лукашук И.И. Международное право: Общая часть: Учебник. С. 93 - 94.
Известны также национальные проекты кодификации более позднего периода, к примеру кодификация отраслей международного права, проделанная американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета в 1930 г. Официальная кодификация во второй половине XIX в. касалась законов и обычаев войны. Значимыми в этом вопросе явились Гаагские конференции 1899 и 1907 гг.
2.2. Работа Лиги Наций по кодификации и развитию международного права
Многочисленные попытки осуществить кодификацию предпринимались отдельными учеными, научными обществами и правительствами. Первой предпринятой в мировых масштабах попыткой осуществить кодификацию и развитие целых областей международного права явилось принятие Ассамблеей Лиги Наций Резолюции от 22 сентября 1924 г. В данной Резолюции предусматривалось создание постоянного органа, именуемого Комитетом экспертов для прогрессивной кодификации международного права. В 1927 г. Совет Лиги Наций принял решение о созыве дипломатической конференции для кодификации наиболее важных вопросов: о гражданстве; о территориальных водах; об ответственности государств за ущерб, нанесенный на их территории личности или собственности иностранцев. Но приняты были лишь документы, которые касались вопроса о гражданстве. Конференция по кодификации проходила с 13 марта по 12 апреля 1930 г., ее участниками были представители 47 правительств. В 1931 г. Ассамблея Лиги Наций приняла Резолюцию о процедуре кодификации, основная мысль которой заключалась в укреплении влияния правительств на каждом этапе процесса кодификации. Являясь основополагающей идеей, в дальнейшем она была включена в Положение о Комиссии международного права ООН. Вполне соглашаясь с мнением А.П. Мовчан о том, что кодификация - "правотворческий процесс, один из видов нормотворческой деятельности государств в международных отношениях" <1>, нельзя не согласиться с определением И.И. Лукашука: "Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми" <2>. -------------------------------- <1> Мовчан А.П. Курс международного права. М., 1989. Т. I. С. 228. <2> Лукашук И.И. Международное право: Общая часть: Учебник. С. 93.
Возвращаясь ко времени Лиги Наций, надо отметить следующее: при выборе вопросов для кодификации употреблялись определения: "темы, созревшие для кодификации" и "темы, пригодные для кодификации". В дальнейшем Комиссия международного права ООН при определении выбора тем для кодификации руководствовалась следующими соображениями: по данной теме имеются "определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной (ст. 15 Статута Комиссии); тема имеет актуальное значение для международного сотрудничества; существующие политико-правовые разногласия государств, их различный подход к толкованию и оценке сущности сложившихся норм международного права по данной теме не исключают возможности достижения общего согласия по конечному проекту кодификации и его официальному одобрению государствами.
2.3. Кодификация международного права со времени образования ООН
В 1949 г. Комиссия международного права ООН осуществила первоначальный выбор тем для кодификации: - режим территориального моря; - режим континентального шельфа; - режим открытого моря; - вопросы рыболовства; - вопросы охраны живых ресурсов открытого моря; - вопросы дипломатического и консульского права; - вопросы по праву международных договоров; - вопросы по правопреемству государств и др. В дальнейшем проекты статей послужили основой для создания соответствующих конвенций. Различают официальную и неофициальную кодификацию международного права. Официальную кодификацию осуществляют государства, их организации, неофициальную - общественные организации, частные лица. Любая кодификация осуществляется с участием ученых и тем самым является в той или иной мере доктринальной. Проекты кодификации по тематике обсуждаются Шестым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН и передаются правительствам для представления замечаний. Окончательный проект представляется дипломатической конференции для подготовки на его основе конвенции. Кодификацией в своих областях занимаются и другие органы ООН, к примеру Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО и др. В течение почти 10 лет (1973 - 1982 гг.) работала III Конференция ООН по морскому праву, которая подготовила Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Исторически сложились два основных типа кодификации: ad hoc, когда кодификация осуществляется без участия международной (межправительственной) организации; кодификация, проводимая в рамках международной организации. Кодификация и развитие международного права ad hoc осуществлялись: - на Венском конгрессе 1815 г.; - на Парижской конференции по вопросам права морской войны 1856 г.; - на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг. по законам и обычаям войны; позднее - на Конференции по Антарктике 1959 г. Кодификация современного международного права осуществляется в рамках международной организации универсального характера - ООН. Различают три основные стадии кодификационного процесса: - определение темы; - установление и разработка содержания международных правил поведения государств, их фиксация в письменном и систематизированном виде; - признание и утверждение этих правил в качестве норм международного права, которые проявляются в деятельности различных органов ООН. Решающая роль в выборе и определении тем и вопросов для кодификации принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Важнейшим постоянным вспомогательным органом для выполнения функций ООН в области кодификации является Комиссия международного права ООН - орган, состоящий из индивидуальных экспертов, не являющихся официальными представителями государств. Являясь одним из средств обновления международного права, кодификация стала важным элементом правотворческого процесса, средством установления и закрепления прогрессивных изменений, происходящих в международном праве под влиянием идей и сил мира и демократии. Правомерно заключенные международные договоры развивают международное право. Кодификация неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права. Кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, и развитие международного права в целом - вопрос, в котором заинтересовано все мировое сообщество. За последнее время кардинальные изменения произошли и происходят в правотворчестве, в основе которого лежит процесс кодификации и прогрессивного развития. В новом веке роль международного права и соответственно его кодификации и прогрессивного развития в решении стоящих перед государствами и международным сообществом жизненно важных проблем весьма велика.
§ 3. Международное право в Древнем мире
"Попытки игнорировать историю неизбежно ведут к непониманию сущности явления и к ошибкам в его использовании. Неправильное толкование прошлого влечет за собой непонимание настоящего и ошибочную оценку будущего" <1>. --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.
<1> Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004. С. 23.
История международного права и история международных отношений начинается с классической древности. "Ни идеи международного общения, ни, следовательно, международное право в древности не существовало" <1>. Решительным противником мнения о существовании международного права в древности является и известнейший ученый Ф.Ф. Мартенс. -------------------------------- <1> Таубе М.А. История зарождения современного международного права: Средние века. 2-е изд. СПб.; Харьков.
Международным правом Древнего мира называют систему юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с IV тысячелетия до н.э. по 476 г. н.э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи. Авторы сегодняшнего дня, такие как О.В. Буткевич, утверждая, что "международные отношения возникли и существовали в период, когда еще не сложились государства и... имеют свои истоки и предпосылки формирования в отношениях первобытных племен, семейных кланов, групп", считают, что "решение вопроса о происхождении международного права прямо зависит от позиции, избираемой относительно появления и становления международных отношений как объекта его регулирования" <1>. -------------------------------- <1> См.: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 168.
Особенности древнего международного права порождены природой и потребностями международных отношений и их участников. Межгосударственные правовые нормы начинают складываться с возникновением первых рабовладельческих государств на базе имевшихся правил догосударственного межплеменного "права". Документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. Например, Законы Ману закрепляли положения о том, что враг - это наш сосед; что мирные договоры должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать; что задачи послов - это осуществление миссии, поддержка договоров, интриги, использование секретных сил и т.д. То есть право рассматривалось как действующее лишь внутри страны, в международных отношениях ему не отводилось места. Основными чертами межгосударственных правовых норм Древнего мира являлись: 1) правила из догосударственного межплеменного "права", закрепленные в обычаях и договорах; 2) религиозность; 3) регионализм; 4) обычай как главный источник международного права. Центрами международной жизни считались Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др. <1>. -------------------------------- <1> См.: Международное публичное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2003. С. 35.
Преобладание обычая, к примеру, в межплеменном общении является одной из особенностей древнего международного права. Обычай являлся стабильным средством регулирования долговременных отношений экономического характера и гарантией неизменности приобретаемых в результате выгод. Международный договор Древнего мира содержал множество различных положений об урегулировании текущих международных отношений. Специальные международные акты, посвященные тем или иным отраслям межгосударственных отношений, отсутствовали, что, естественно, повлияло на сравнительно "низкую степень систематизации древнего международного права" <1>. -------------------------------- <1> Буткевич О.В. Указ. соч. С. 240.
Первым межгосударственным нормам (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.) предшествовали выработанные на протяжении многих веков правила общения между отдельными племенами и их союзами, которые были связаны с ведением переговоров, отправлением религиозных обрядов и принесением клятв в качестве средств обеспечения заключенных соглашений. Конечно, эти обычаи оказали влияние на содержание международно-правовых актов. Одним из древнейших международно-правовых актов является договор, заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма около 3100 г. до н.э., согласно которому подтверждалась государственная граница и ее неприкосновенность; договор обязывал спорящие стороны решать спорные вопросы мирным путем; обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам. Право и религия в период Античности были едины, и это проявлялось в заключении договоров, соглашений, в создании международных обычаев, в процедуре объявления войны, ее ведения; религиозность прослеживалась в дипломатии. Что касается международных обычаев, то, к примеру, в Китае церемониальные процедуры отражали обычаи того времени и прием послов, и заключение договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями. Признание религии другой стороны также имело огромное значение. Благодаря этому противоборствующие стороны могли объединиться, так как обещания, данные Богу с обеих сторон, считались нерушимыми; благодаря религии установился принцип международной ответственности (процедура приема и обмена посольствами, ведение переговоров, заключение договоров, правила обмена дарами). Неравенство субъектов являлось также одной из особенностей международного права Древнего мира. Если в период зарождения норм международного права в Древнем Египте субъектами считались фараоны, цари и другие правители, то в Древней Греции субъектом международного права был каждый полис; Древняя Индия не знала равенства субъектов международного права. Результатом явилось то, что сложился так называемый институт признания и государство, получившее "признание", признавалось независимым во внутренних и внешних делах. Международному праву Древнего мира были известны принципы справедливости и равенства. Речь шла об установлении справедливых отношений, основанных на равенстве (Кодекс Хаммурапи, переписка месопотамских правителей). Также был известен принцип нерушимости правовых предписаний, что проявлялось в общем признании принципа pacta sunt servanda. Понимание войны и отношение к ней в Древнем мире также были неоднозначны. Война являлась главным средством ведения внешней политики древнейших стран. Но надо отметить и то, что Древнему миру были известны институты нейтралитета и невмешательства (Древняя Греция). Особенностью этих институтов являлось то, что нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время. Если в Египте во время войны господствовал неограниченный произвол <1> (побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя), то в Индии Законы Ману закрепляли гуманные правила ведения войны: запрещалось убивать просящих милостыню, сдавшихся в плен добровольно, спящих и безоружных. Эти так называемые гуманные правила ведения войны предусматривало и законодательство Моисея. -------------------------------- <1> См. подробнее: Лурье С.Я. Вопросы войны и мира 2300 лет тому назад // Летопись. N 6 (июнь 1916). С. 184 - 202.
Но надо отметить то, что все эти предписания были скорее религиозного характера, нежели юридического. Следует остановиться и на таком институте Древнего мира, как институт международной ответственности, нормы и принципы которого не были сгруппированы наподобие норм и принципов, например посольского, договорного, торгового, морского права, права войны и т.д. Положения данного института содержались в каждом международном нормативном акте древнего периода. Международная правовая ответственность долгое время сохраняла коллективный характер; причина заключалась в том, что личность в первобытном обществе считалась неотъемлемой частицей социума <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 246.
Дополнительной гарантией соблюдения права стали военные репрессалии, происходившие из принципа коллективной ответственности. Становление принципа ответственности за нарушение международных обязательств способствовало утверждению основных принципов международного права, а также росту эффективности механизма его регулирования. Положения ответственности включались в тексты международных актов и связаны были с религиозными нормами и стандартами. Ученый-международник И.И. Лукашук, рассуждая об этапах становления права международной ответственности, утверждает, что "международная ответственность является частью механизма действия международного права, ее история представляет существенный аспект развития этого права", а также отмечает, что отношения в Древнем мире, а именно "отношения неограниченной вражды должны были уступить место первичной социальной регламентации". По мнению И.И. Лукашука, межгосударственные политические отношения регулировались нормами политического характера. Подчеркивая, что "утверждение относительно того, что международное право существовало в Древнем мире, является главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления", И.И. Лукашук приходит к выводу, что "не существовало норм и об ответственности государств" <1>. --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.
<1> Лукашук И.И. Право международной ответственности. С. 26.
Нельзя не согласиться с современным исследователем О.В. Буткевич в том, что "урегулирование положений относительно международной ответственности было вызвано необходимостью предотвратить проявления своеволия в международных отношениях..." <1>. -------------------------------- <1> Буткевич О.В. Указ. соч. С. 247 - 248.
Позднее складываются институты проксенов <1> в Греции и преторов <2> в Риме, что явилось началом формирования консульского права. -------------------------------- <1> Проксены - покровители иностранцев в Греции. Сначала этот институт носил личный характер, постепенно он приобрел государственные черты. <2> Преторы - должностные лица, определяющие принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме.
Для Индии и Китая были характерны институты посредничества и арбитражных судов. Древний Китай был знаменит и тем, что на общекитайском конгрессе впервые был подписан договор о ненападении, предусматривавший мирное разрешение споров (в 546 г. до н.э.). В Древнем мире заключались и мирные договоры (если война не заканчивалась полным покорением одного из государств, то заключался мирный договор), а также договоры о покровительстве, которыми предусматривались сдача оружия, выдача противной стороной вождей и заложников. Были известны Древнему миру и договоры о перемирии, которые подписывались командующим армией, консулом или легатом и подлежали ратификации. Подводя итог вышесказанному, надо подчеркнуть: Древний мир не создал науки международного права, те или иные правила, которые действовали на практике, не могли быть названы системой международного права, и те союзы, которые существовали, нельзя назвать международными союзами. Обобщая вышесказанное, можно отметить то, что основные характерные черты древнего международного права были обусловлены особенностями древних международных отношений. В круг вопросов межгосударственных отношений, подлежавших договорно-правовому урегулированию, входили: соглашения о союзе, о взаимной помощи, о нейтралитете, о государственных границах, об обмене спорными территориями, о порядке раздела военной добычи, о праве убежища, о правилах торговли, о праве контроля за каботажным плаванием. Известными были институты признания государств, арбитража, посредничества, нейтралитета и т.д. <1>. -------------------------------- <1> См.: Буткевич О.В. Указ. соч. С. 250.
Утверждая, что "осознание независимыми государствами необходимости подчиняться правовым нормам происходило весьма медленно" и приводя мнения Ю.Я. Баскина и Д.И. Фельдмана о том, что "международное правосознание начало формироваться лишь в XII веке", на наш взгляд, данный параграф можно завершить, приведя мнение И.И. Лукашука: "...международное право... могло появиться лишь тогда, когда межгосударственные отношения достигли достаточно высокого уровня развития. Государства должны были осознать необходимость во имя своих национальных и интернациональных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой. Процесс этот оказался длительным" <1>. --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Статья И.И. Лукашука "Право международной ответственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Международное публичное и частное право", 2002, N 2.
<1> Лукашук И.И. Право международной ответственности. С. 28 - 29.
3.1. Становление основных институтов в Древнем Египте
3.1.1. Институт договорного права
Для древних народов международный договор являлся реальным воплощением принципа международного соглашения и соблюдения международных обязательств. Исторически первыми появились международные правовые обычаи. Древнему Египту известны были договоры, объектами которых выступали конкретные аспекты двусторонних отношений, - брачные договоры, договоры о порядке совместных действий, договоры о территориях, соглашения о порядке экспорта или импорта определенных товаров, договоры о порядке установления границы. К примеру, договор о порядке совместных действий между хеттским царем Мурсилисом и правителем Амурру Дуппи-Тешубом (конец XIV в. до н.э.) содержал положение о порядке совместных военных действий и был полностью посвящен военным вопросам <1>. -------------------------------- <1> См. Лукашук И.И. Право международной ответственности. С. 402.
Примером договора о порядке установления границ является уже упоминавшийся договор между Лагашем и Уммой (около 3100 г. до н.э.). Текст договора на шумерском языке высечен на каменной стеле. По статусу договаривающихся сторон международные соглашения разделялись на равноправные и неравноправные. Иногда даже названия договоров указывали на статус его сторон (например, договор царя страны хеттов Хаттусилиса III с государством Тилиурой). Существовала традиция делать копии на языках договаривающихся сторон. Известны договоры другой категории - срочные и бессрочные. Срочными считались договоры о перемирии; бессрочными - договоры, содержащие, к примеру, положения о порядке пребывания войск одной стороны на территории другой (договор между хеттами и Амурру 1340 г. до н.э.). Процедура заключения договоров в Египте гарантировала их исполнимость. Одним из древнейших договоров международного права Древнего Египта среди таких, как договоры союзные, о границах, о заключении браков, считается договор между хеттским царем Хаттусилисом III и фараоном Египта Рамсесом II 1272 г. до н.э. <1>. -------------------------------- <1> Длительное противоборство двух великих держав (Хеттское государство не могло смириться с ростом египетского влияния) и убеждение в том, что уничтожить друг друга военной силой невозможно, привели к тому, что был заключен мирный договор. Date: 2015-08-24; view: 655; Нарушение авторских прав |