Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Here соте sickness walking dowп ту street





«И ПРИХОДИТ тошнота»

Here соте sickness walking dowп ту street

Shaking her hips like she's some kind оf streat

All the neighbourhood dogs licking at her feet

Here comes sickness

Here comes sickness

Here comes sickпess walking dowп ту street

(И приходит тошнота, идет по моей улице,

Поводит бедрами, как будто обещает что-то приятное.

Все псы в районе лижут ей ноги.

И приходит тошнота,

И приходит тошнота,

И приходит тошнота, идет по моей улице).

«Неге Comes Sickness», «Mudhoney», 1988

Именно там все и началось.

Меня часто спрашивают, чем так всех привлекал Сиэтл. Энергия, невообразимое количество энергии, исходящее со сцен местных клубов, музыканты с длинными грязными волосами и бесконечны­ми мрачными шутками, возбуждение от громкой музыки. Тела, па­дающие на другие тела; улыбающиеся, скалящиеся и жаждущие боли лица; множество гранж-команд, сливающихся в одно исте­кающее потом, блистающее целое. Вечеринки, где невозможно по­пасть в туалет из-за моделей-наркоманок, ищущих, с кем бы пере­спать; затем кружение по улицам, в алкогольном экстазе и возбуж­дении от холодного ночного воздуха. Небоскребы, возвышающиеся в ночи, - симфония неоновых огней и заманчивых предложений, окруженные почти мифическим кольцом гор, которые из-за плот­ного дождя и туманов скрыты от глаз уже много лет. Дешевое мек­сиканское пиво и бесконечный кофе. Верхний этаж «Терминал сэйлс билдинг», где находились офисы «SuЬ Рор», блестящие виды на Пьюджет-Саунд (внутреннее море), и из каждого окна виден город. Склад, путешествие среди полок с цветными виниловыми пластин­ками - по раю коллекционера; ты знаешь, что можешь взять все, что захочешь; и ты хочешь все то, что взял.

Так что же там было такого привлекательного? Сразу и не ска­жешь...


Многочисленные ночные звонки на другую сторону океана, вос­торг по любому поводу, никакой проверки фактов - никогда ­только при сочинении еще более безумного вранья; постоянные рассказы о славе. Живые концерты - шум, удивление, жужжание усилителей, слишком громкий бас, беснующаяся толпа. Ночные по­ездки, проведенные за беседой с дружелюбными, но властными женщинами; стрп-бары, которые благодаря зеркальному шару под потолком служили еще и ночными клубами, долбежка группы Тэда; грязные кабаки, из которых вышвыривают, когда никак не можешь допить последний стакан. Путешествия на поезде, длившиеся сут­ками, под конец которых я мог перекупить у владельцев «Sub Рор» за ту сумму, что они мне проигрывали в покер. Участники «Sound­garden» обожали выпустить газы и поджечь их; «Mudhoney» раз­говаривали о древних надписях; «The Walkabouts»¹играли с нежной грацией; «Nirvana» была молода и непокорна.

В чем состояло обаяние Сиэтла? В улыбке Марка Арма, в этой всезнающей усмешке - в тот момент, когда он крутился вокруг стойки с микрофоном. Невероятное количество улыбающихся лиц, 'кoтopыe хотели убедиться в том, что вам так хорошо, что лучше некуда; чокнутые девушки, таскавшие приятелей в сумасшедшие места и сочинявшие песни даже тогда, когда сна уже не хватало критически; разговоры, длившиеся годами.

- Помню, однажды в ноябре 1987 года я вернулся из месяч­ного турне с группой «Skin Уагd»и узнал, что «Melvins» распались,­ начинает продюсер из Сиэтла Джек Эндино. - Или по крайней мере мы так думали. «Green River» распались. «Feast» распались. Это были самые крупные группы на Северо-Западе. Мы подумали: ни хрена себе, остались мы, остался «Soundgarden», и кто,еще? Была еще группа «Bundle of Hiss». «Tad» в то время еще не заявили о себе в полный голос.

Группа «Skin Yard» образовалась в 1985 году; они играли рез­кий nсиходелический грайнд, который позднее назовут гранжем. Они появились в середине 80-х на сборнике «Dеер Six C/Z» вместе с «Melvins», «Soundgarden», «Malfunkshun» и «Green River». Джек

1 «The Walkabouts» - одна из первых групп «Sub Рор», вероятно, не­дооцененная из-за того, что их мощный и резкий кантри-рок не вписывался в концепцию «гранжа».


играл на гитаре, менеджер по продажам «SuЬ Рор» (а позднее вла­ делец «С/Z) Дэниел Хаус на бас-гитаре. Мэтт Кэмерон - потом выступавший с «Soundgarden» и «Pearl Jam» - играл в первом составе на ударных.

Будущий ударник «Mudhoney» Дэн Питерс присоединился к груп­пе «Bundle Of Hiss» в 1984 году, тогда ему было 15 лет; в команде также играли два будущих участника группы «Tad»:- гитарист Курт Дэниелсон и вокалист Тэд Дойл (вообще-то игравший на гитаре всего несколько месяцев). «Bundle Of Hiss» тоже являются одними из классических предшественников гранжа - мировоззрение пост­панка они соединяли с риффами в духе «Black Sabbath». «Tad», в свою очередь, играли отчаянный безжалостный хардрок, на­ходивший вдохновение в личностях серийных убийц - как и груп­пы с Северо-Запада, например, «Killdozer». Песня «Wood Goblins» ­суперклассика жанра.

- И потом в январе, - продолжает Джек, - я оказался в сту­дии с группой «Mother Love Воnе» ---= мы записывали их первые демо-кассеты, с «Мudhопеу» и- с «Nirvana», всех в одни и те же дни. Тогда же я встретил свою будущую жену. В общем, январь 1988 года был очень интересным периодом в моей жизни. Моя группа на­бирала обороты, вставал на ноги «SuЬ Рор», и за несколько месяцев до этого мы записали ЕР-альбом «Soundgarden» «Screaming Life».

«Mother Love Bone» была образована Стоуном Госсардом и Джеф­фом Аментом - они играли постгринриверовский глэм-метал; мно­гие считали, что именно они станут первой группой из Сиэтла, ко­торая обретет широкую популярность, - пока их фронтмен, ко­лоритный Эндрю Вуд (игравший ранее в «Malfunkshun»), 16 марта 1990 года не умер от передозировки героина. Госсард и Амент затем некоторое время играли в одной группе с Крисом Корнеллом и Мэт­том Кэмероном из «Soundgarden» - под названием «Temple Of Тhe Dog»; после этого они образовали «Pearl Jam». Более продвинутые группировки сообщества «SuЬ Рор» всегда - и справедливо ­смеялись над этими командами.

я: Как по-вашему, у этих трех групп («Mother Love Вопе», «Mud­honey», «Nirvana») есть что-нибудь общее?

- Нет, - отрезает продюсер. - Ничего общего между ними нет.

я: Но их объединяет Джек Эндино.

-... а еще то, что все они из этого города, играли в одних и тех же клубах, ходили на одни и те же концерты «Black Flag»..


Можно было выступить в «The Vogue» по вторникам и средам, и «KCMU» [радиостанция вашингтонского университета] устраи­вала по вторникам странные концерты инди-групп в «The Rainbow», продюсируемые Джонатаном Поунмэном. Сьюзен Сильвер [в буду­щем - менеджер «Soundgarden»] также участвовала в проекте. у меня есть плакат, который дает обобщенное представление об этом. На нем написано: «"Green River" + "Room 9" +,,Soundgarden" + +,,Skin Yard" + "Bundle Of Hiss": вторник, клуб "The Rainbow", стои­мость билета - один бакс».

Эти три группы начинали с одного и того же, но затем их до­роги очень сильно разошлись. Тогда это не ощущалось. Тогда они были просто чуваками с шумными гитарами и не сказать чтобы пре­красной техникой. Никто из них не считался великим исполните­лем. Вся цель была в том, чтобы играть необработанную, сумасшед­шую музыку, выплескивать эмоции - и просто шуметь. Вот что мне нравилось. Люблю группы, которые играют невероятно громко, и не переношу людей, ковыряющихся в гитарах. Музыка должна быть хорошей, независимо от техники; ну почти.

А на репетициях, проходивших дома у Криста в Такоме, Курт Кобейн предъявлял все большие требования: был отлучен Буркхард, приходивший туда по большей части за пивом. «Они хотели репе­тировать каждый вечер, - жаловался он Майклу Азерраду. ­Каждый вечер. Я говорил, блин, дайте передохнуть». Аарон по­прежнему жил в Грейс-Харбор и не очень-то стремился полностью включаться в работу группы. Его больше привлекала перспектива стать менеджером в «Бургер Кинг».

Курт, недовольный своим барабанщиком, в октябре 1987 года поместил объявление в журнале «The Rocket»: «ТРЕБУЕТСЯ СЕРЬЕЗНЫЙ УДАРНИК. Андеграунд, "Black Flag", "Melvins", "Zeppelin", "Scratch Асid", Этель Марман. Должен уметь все. Курдт 351-0992». Немедленных откликов не последовало, поэтому сле­дующие три недели Курт и Крист репетировали с Дэйлом Кро­вером, Намереваясь сделать демо-запись. Курт выбрал студию «Reciprocal Studios» в Сиэтле, потому что ему нравился саунд аль­бома «Screaming Life».

- Они очень хотели поработать вместе с Джеком, потому что он записывал «Soundgarden» и «Green River», - вспоминает Спим. ­Это стоило недорого, и он согласился еще снизить обычную стои­мость.


3.

Студия находилась в Балларде, нефешенебельном районе Сиэтла, в здании, построенном еще в 30-е годы под магазин «Трайангл гро­сери». С середины 70-х годов здесь находилась студия «Тriапglе Rесогdiпg» - тут записывалась панк/нью-вейв группа «Seattle Sупdгоmе»¹. Студия «Reciprocal» открылась 1 июля 1986 года; тре­угольное здание с операторским пультом у верхнего угла треугольни­ка, туалетом в нижнем углу и входом на противоположном углу. Рядом с туалетом была небольшая огороженная комната, вроде кладовки, куда обычно ставился усилитель. И всё. Двери болтались; воняло пивом и барабанщиками. Не было кондиционера; в жаркую погоду приходилось открывать дверь – поэтому добавялась вонь выхлопных газов проезжавших мимо грузовиков.

- Отвратительная студия! - восклицает Джек. - Ужасная ком­ната, абсолютно никакая, только ковер и штукатурка, операторская отвратительная; до сих пор не верится, что там удалось записать что-то хорошее. Когда я туда возвращаюсь сейчас, меня всего про­сто выворачивает: «Неужели я провел пять лееееет в этом здааа­нииии!»

Джек - общительный, простой человек, бывший морской ин­женер, с длинными волосами, большими, ухоженными руками, со множеством браслето-в. «8 то время записываться можно было только у одного человека, - вспоминал Дэн Питерс. - У Джека Эндино. Если кто-то хотел завоевать его расположение, он при­носил Джеку какие-нибудь сладости, например, упаковку сладких хлопьев вроде" "Кэптэн Кранч"».

- Мы его называли Маикл Гранжело - его полное имя Майкл Джек Эндино, - смеется Джо Ньютон, барабанщик группы «Gas Huffer»². - У него длинныe руkи, как у паука, и длинные распущен­ные волосы. Он сводил треки на такой охрененной громкости, что я шел к нему в диспетчерскую и орал: «Я пошел отсюда». Никто не сводит на такой громкости. Это изменяет звучание музыки.

23 января друг Криста Дуайт Кови отвез «Niгvапа» с их обо­рудованием в своем фургончике в Сиэтл. Группа записала и свела девять с половиной песен за шесть часов: вокальные партии были записаны в один присест, а в это время Крист с Коуви напились

1 В серии «Seattle Sупdгоmе» выходили «The Fastbacks», «The Fartz» и «The Beakers».

2 «Gas Huffer» - гаражная группа из Сиэтла, больше относящаяся к моду, чем к гранжу.


на улице. Когда записывалась песня «Реn Cар Chew», кончилась пленка¹, но музыканты не захотели платить дополнительные 40 долларов за новую пленку, поэтому Джек постепенно убрал гром­кость в этой песне до нуля. Вся сессия обошлась в 152 доллара и 44 цента - Курт заплатил из денег, заработанных во время ра­боты уборщиком. Были записаны песни: «If You Must», «Dоwпег», «Floyd The ВагЬег», «Рарег Cuts», «Spank Thru», «Hairspray Queen», «Аего Zeppelin», «Beeswax», «Мехicап Seafood» и «Реп Сар Chew». Тем же вечером эти же песни в том же порядке были сыграны на концерте в «Сommunity World Theatre» - выступали музыканты под названием «Ted Ed fred»².

- Я обожаю рок-музыку, построенную вокруг рифов, - говорит Джек. - Я вырос на «Dеер Purple» и «Zeppelin» и прочих металли­ческих группах из Англии. Музыка, которую я начал слушать в стар­ших классах, - ранние «Blue Cheer», «Сгеат» и Джими Хендрикс ­была близка в инди-року, насколько тогда вообще можно было об этом говорить; страшная, тяжелая музыка, которую не ставили на радио. Эта демо-запись походила на типичный риффовый рок 70-х с небольшой угловатостью, идущей от постпанка; Дэйл был плоть от плоти металлическим барабанщиком, а Курт строил песни вокруг интересных риффов. Что выделяло их из массы другой музыки ­вокал. У Курта был очень харизматичный голос, и ОН очень свое­образно воспринимал мелодии - он не повторял риффы голосом, как какой-нибудь среднестатистический идиот. И уже тогда у Курта круто получалось кричать. Мне кажется, внимание Джонатана [Поунмэна] он привлек и этим тоже.

Я: Зачем вы отнесли кассету в «Sub ·Рор»? - Мне очень понравилась эта запись.

я: Вы часто относили пленки в «Sub Рор»?

- Ну, «Sub Рор» на тот момент существовал не так давно, и я общался с ними ежедневно. Это произошло буквально на следу­ющий день после того, как я записал «Touch Ме I’m Sick» [сингл группы «Mudhoney»].

1 Три из записанных тогда песен оказались в итоге на первом альбоме группы, «Bleach»; четыре - на «Incesticide», а две - на сете 2004 года «With The Lights Out». Версия «Spank Thru» с Чедом на барабанах, которая вышла на «Sub Рор 200», записана на сессиях «Love Buzz» в июне 1988 года, а не с демки Дэйла, как часто говорят.

2 Название «Ted Ed Fred» было взято в честь приятеля бойфренда матери.

 


я: Дэйл на самом деле бил по барабанам сильнее, чем кто­ либо другой?

- Нет, это не так, - улыбается Джек. - Он просто уникальный ударник: он самоучка и у него очень своеобразный стиль. Такое ощущение, что у него вместо рук барабанные палочки. В любом случае, когда они стали собираться уходить, я сказал: «Мне очень понравилось, можно я сделаю себе копию?» Парни пришли в пол­день, ушли в шесть, поехали в Такому, отыграли там концерт, и по­сле этого Дэйл в ЭIОМ не участвовал - он уехал в Сан-Франциско, встретился с Баззом, и они возродили «Melvins».

- Сиэтл, как и любой другой отдаленный угол Америки, - это магнит для бездомных и обездоленных, - говорит Джонатан Поунмэн. - Многие из них едут сюда, становятся серийными убийцами или радикальными экстремистами. Это очень прогрессивный город, здесь всегда были популярны социалистические движе­ния, наука, и здесь всегда найдутся чокнутые провинциальные радикалы. Получается очень воспламеняемая - и уникальная в целом - среда.

Родившийся в Толедо (штат Огайо), Бывший музыкант Поунмэн переехал в Сиэтл в середине 80-х. Он устроился на работу ведущим передачи о местной музыке на радио «KCMU». Через своего друга Кима Тзйла из «Soundgarden» он познакомился с Брюсом Пэвипом, И В 1986 году они объединили усилия и создали «SuЬ Рор records».

- Впервые я услышал о. Брюсе, когда купил одну из его кас­сет, ~ вспоминает Джонатан. - Это было восхитительно. Он бли­стательно и элегантно воссоздавал контекст американского про­винциального инди-рока - рассказывал о таких группах; как «The Embarrassinent» из Лоуренса, штат Канзас, или «Pylon» из Афин, штат Джорджия, не говоря уж о «The U-Men». Позднее мы подру­жились. Мы мало в чем походили друг на друга, но 'нас сближал черный юмор.

В 1988-м Сиэтл был практически неотличим от остального мира: дождь, хороший кофе, «Боинг», рыбный рынок и красивая линия горизонта, в центре которого к Всемирной выставке 1962 года была построена башня Спейс-Нидл. Это был большой город с провин­циальным характером; с. одной стороны он был отгорожен Олим­пийскими горами и Тихим океаном, с другой - заливом Пьюджет­Саунд, с третьей - Канадой, и отрезан от остальной Америки Кас-


кадными горами и 2 тысячами миль бесплодных земель, кукурузных полей и Скалистых гор.

Как в любом крупном городе, здесь были тусовщики и куча крутых мест: Кэпитол-Хилл, район красных фонарей на Первой авеню - тут находились клубы «ОК Hotel.» и «The Vogue»; здесь Пэвитт крутил мощный гаражный рок в противовес диджейским сетам в стиле хип­-хоп. Первым виниловым диском, выпущенным на «Sub Рор», стал сборник 1986 года - «Sub Рор 100». На нем было всего лишь не­сколько музыкантов с Северо-Запада («Wipers», «U-Men», Стив Фиск). И только следующим летом, после выпуска ЕР-альбома «Green River» «Dгу As А Воnе», Брюс заинтересовался местными группами.

я: Как вышло, что Брюс Пэвитт так разбогател?

- Ему тупо повезло, - вздыхает Фиск. - Очень сильно - но тупо - повезло. Он не настолько умен. Он не глуп, но и не на­столько умен.

я: А у кого есть эта предпринимательская жилка?

- Ни у кого, - отвечает музыкант и продюсер. - У Брюса были великие идеи. Но он не чертов Тони Уилсон. Брюс хотел создать монструозную, гигантскую корпорацию, не занимаясь бумажной работой. «Sub Рор» был по сути клоном «Factory Records»¹, Брюс ­предприниматель, но ему далеко до Дональда Трампа. Брюс - ком­мунист. Тогда это была действительно одна чокнутая рок-семья.

Главным фактором, отличавшим Сиэтл от десятков других аме­риканских городов, являлась его самодостаточность. Отрезанные от остальной Америки, музыканты на тихоокеанском Севера-Западе вовсе не хотели идти в ногу с модой Лос-Анджелеса или Нью-Йорка, они имели возможность развиваться самостоятельно. Буквально: они· думали, что кроме их непосредственных друзей и коллег на них никто не обращает внимания - такая точка зрения усиливалась и из-за политики игнорирования местной музыки, проводимой ре­дакторами музыкальных журналов вроде Чарлза Кросса из «Рокет». Местные группы слушали одно и то же: Игги Поп, «The Sonics»².

1 Когда «Atlantic Records» решили переманить «New Order» с легендар­ного манчестерского постпанковского лейбла, то обнаружили, что глава лейбла Тони Уилсон так и не озаботился подписать с группой хоть какой-то контракт, так что команда досталась им даром.

2 Из Такомы, штат Вашингтон: «The Sonics» - типичные представители гаражного рока 6О-х: грубого, сырого и дикого. Особо отметим их песни «Strychnine», «The Witch» и «Psycho».


и «The Wipers», «Led Zeppelin», «Black Sabbath» и «Flipper». Мало у кого из них оставалось время на панковскую лаконичность или ханжескую элитарность.

- В большинстве своем эти музыканты работали в шутовских группах, игравших смесь хардкора с панком,- говорит Рич Джен­сен. - Через несколько лет они начинали восставать против ле­нивого псевдобунтарского позерства своих коллег - слишком много ирокезов, слишком много кожаных курток с тупыми поли­тическими слоганами, запрет на гитарные соло... И они начинали буянить, отращивали волосы и вели себя как небожители рока из допанковской эпохи.

В отличие от металла, который выродился в Лос-Анджелесе в идиотскую «волосатую» пародию на самого себя, в этой музыке была страсть. Музыканты из Сиэтла хорошо восприняли уроки пионеров панка в США - «Black Flag», «Minuteen» и женской группы «The Avengers» из Сан-Франциско. Группы с Северо-Запада уже тогда обладали собственным звучанием. «Тяжелая музыка, ис­полняемая в медленном темпе» - так Курт Кобейн описывал мне его в феврале 1989 года. Равноправными источниками звучания были хард-рок, панк-рок и психоделический рок; в эту смесь до­бавилась свежесть, что сделало звучание уникальным. Требовалось подобрать слово для описания того, что происходило вокруг: са­моуничижительное, сохраняющее гаражную специфику и эксклю­зивное. И не пришлось долго думать, чтобы подыскать название, которое подходило бы для описания грязного, резкого звучания «Mudhoney», - гранж1

Хотите узнать, кто же придумал это определение? Музыкальный критик Лестер Бэнгс в апреле 1972 года писал в журнале «Роллинг стоун», что группа «The Groundhogs» играет «хороший, среднего уровня, тяжелый гранж». Стив Тернер, гитарист «Mudhoney», утверж­дает, что это слово употребляли еще раньше - на обложке альбо­ма Джонни Бернетта, пионера кантри-музыки, а также в связи с Линком Рэем2• И во времена альбома «Dгу As А Воnе» «Sub Рор» рекламировал фирменный саунд своего лейбла следующим образом:

1 Зануда; грязнуля (англ.). - Прuмеч. пер.

2 Линк Рэй - звезда рок-н-ролла 50-х, король фузза. Пит Тауншенд из «The Who» однажды сказал: «Если бы не Линк Рэй и не "RumbLe" [инстру­ментальный хит 1958 года], я бы гитару и в руки не взял».


«Смелый вокал, ревущие усилители "Marshall", сверхраскрепощен­ный ГРАНЖ, разрушивший нравственные устои поколения».

- Да, в 1988-м уже говорили «гранж», - подтверждает Доун Андерсон. - И только после того, как термин начали употреблять за пределами Сиэтла, он превратился в шутку.

- Гранж стал возможен из-за того, что в Сиэтле образовалось идеальное сочетание хороших групп, независимых продюсеров, хороших звукозаписывающих студий и фотографов - и все ра­ботали за небольшие деньги, - считает Эндино. - Все случилось в нужный момент - когда коммерческий рок стал убогим и пред­сказуемым.

- Обычно в таких городах, как Сиэrл, развитие идет очень бы­стро, потому что здесь много самых разных музыкальных направ­лений, - объясняет Том Хэйзелмайер, глава «Аmрhеtаmiпе Reptile records». - В Сиэтле были фаны хардкора и металла, а также инди­рокеры, которые слушали «Gаng Of Four» и «The Birthday Party». Сиэтл был маленьким городом, и здесь все было не так, как в Лос­Анджелесе или Нью-Йорке., где у каждого направления имеется собственный клуб. Им приходилось объединяться. [Джефф] Амент из «Gгееп River» был типичным металлистом. Стив Тернер слушал только хардкор. Кроме этого, никто ничего нe знал о Сиэтле. Я не считаю себя полным идиотом, но когда я узнал, что мне предстоит туда ехать, мне пришлось достать карту.

В Сиэтл редко приезжали группы, - продолжает Хэйзелмай­ер. - Он был слишком на отшибе. В самом городе странным об­разом перемешалось многое. В нем были приметы большого горо­да - магазины антиквариата, дома с клевой мебелью, лучшие музыкальные магазины, которые я когда-либо видел, - но это был отсталый, рабочий город; высокая культура смешивалась с культу­рой старого портового поселка. С тех пор сюда понаехали «белые воротнички», а раньше многие музыканты работали на кораблях, ездили на три месяца в Аляску и зарабатывали деньги, на которые жили оставшийся год.

- Те, кто едет в крупные города вроде Лондона, Лос-Анджелеса или Нью-Йорка, хотят преуспеть, хотят выбиться в люди, - объяс­няет Марк Арм. - Они мечтают быть рок-звездами. Все, кто жил в конце 80-х, за исключением разве что парней из «Mother Love Воnе», знали, что в Сиэтле с этим ничего не выйдет. Там нельзя было сделать карьеру - оставалось просто играть в группе и веселиться.


- Мы не хотели воспринимать себя слишком серьезно, - со­глашается фотограф Чарлз Питерсон. - В ином случае музыка превращается в спорт.

Перед тем как уехать в Калифорнию, Дэйл успел порекомендо­вать Курту и Кристу еще одного парня из Абердина, Дэйва Фостера. Фостер был металлистом, носил усы и ездил на пикапе - еще один выходец из рабочей семьи и любитель выпить. В школе он учился играть джаз на ударных. Курт велел ему забыть все, чему его учили, и просто стучать по барабанам. Сильно.

Курт также настоял на том, чтобы Дэйв сократил количество частей в своей ударной установке с 12 до 6.

- Дэйв подходил им· намного больше, - утверждает Слим,,­потому что он был поклонником Дэйла Кровера. Но у него была до смешного большая ударная установка, и он использовал две бочки вместо двойной педали, Мы всегда смеялись над ударника­ми с двумя бочками, потому что вторую они ставили, только чтобы покрасоваться перед зрителями. Все его друзья носили· одежду с логотипом «Кока-колы». Они все еще учились в школе, все были выходцами из среднего класса. Нам они казались просто отвра­тительными. Дэйва мы с Диланом называли Психанутым, потому что он всегда орал, бросался на Курта, Криста или зрителей или хватал собеседника и швырял об стену. Потом у него были какие­-то проблемы с законом, и он оказался в специальном учреждении по обучению управлению гневом.

Первый концерт, отыгранный новым составом, состоялся на вечеринке в «Caddyshack» в Олимпии - там было полно студентов из Эвергрина. Курт был одет в рваную джинсовую куртку, на плече у него сидела игрушечная обезьянка (Чим-Чим из комикса «.Cпиди­-Гонщик»), а на спине была пришита репродукция «Тайной вечери», купленная в супермаркете. Фостер нарядился как типичный метал­лист: джинсы из грубой ткани и майка-«алкоголичка». Еще до на­чала концерта какой-то «панк» из Олимпии с ирокезом1 схватил микрофон и заорал: «Боже мой, барабанщики из Абердина так жут­ко выглядят!»

1 Конечно, все настоящие панки знают, что стрижка «ирокез» не имеет НИЧЕГО общего с музыкой- ее изобрели в конце 70-х в Английском совете по туризму.


Никки Макклюр присутствовала на концерте в библиотеке в Эвергрине.

- Когда я увидела их впервые, - говорит она, - мне сразу же представились «King Dome»¹ и свет прожекторов. В них было «не­что». Я знала, что они станут суперзвездами.

Вскоре после этого трио сыграло еще один концерт в «Community World Theatre»- впервые под названием «"Nirvana": также из­вестная как "Skid Row", "Ted Ed Fred", "Реn Сар Chew" и "Bliss"». Название придумал Курт: он рассказал Дэйву Фостеру, что назва­ние пришло к нему после изучения принципов буддизма. «Это означает достижение совершенства», - пояснил Курт, когда Фостер заметил флаер концерта, лежавший дома у Курта. Позднее Кобейн объяснял Азерраду: «Я хотел, чтобы у нас было красивое, благо­звучное имя, а не грубое, развязное панковское название вроде,The Angry Samoans" ("Злобные самоанцы")²».

- Я всегда считал, что это идиоrское название, - говорит Слим Мун. - Оно не подходит к той музыке, которую они играли. Может быть, именно это и было круто, по мнению Курта. Тогда они просили всех своих друзей придумать название. Если бы «Sub Рор» не предложил им записать семидюймовую пластинку, то, возможно,

через неделю у них бы было уже другое название..

Агрессивное поведение и облик Фостера оказались проблемой: он полагал, что Курт с Кристом плохо К нему относятся, считая его самого и его друзей гопниками - им не нравилось то, как он ввя­зывался в драки. Однажды кто-то плюнул на его фургон, и Фостер ударил обидчика ногой по голове; более серьезный случай произо­шел, когда Фостер узнал, что его девушка изменяет ему, - он избил ее любовника до полусмерти; тот оказался сыном мэра соседнего Космополиса. Фостер провел две недели в тюрьме, к тому же у него забрали права - это означало, что он больше не сможет отвозить группу на репетиции в Такому.

Устав от Психанутого Дэйва, Крист с Куртом стали снова репе­тировать с Буркхардом. И опять очень недолго. Однажды Аарон и Курт пили после репетиции. Аарон взял машину Курта, чтобы

1 «King Dome» - монструозных размеров такомская арена в форме чаши, которую хорошо видно с шоссе 1-5 каждый раз, когда едешь из Олим­пии в Сиэтл.

2 «The Angry Samoans» - неполиткорректная лос-анджелесская панк­группа.


съездить за пивом, но вместе этого попал за решетку. Темнокожий полицейский по фамилии Спрингстин остановил его за вождение в нетрезвом состоянии. Аарон начал смеяться над фамилией копа и якобы назвал его «долбаным ниггером». Машина Курта была конфискована, а обескураженному Кристу пришлось вносить за Аарона залог.

На следующий день Буркхард не явился на репетицию из-за сильного похмелья и был выставлен из группы.

- Аарон был ужасен, - морщит нос Слим. - Они выкинули его из группы, потому что он оказался в тюрьме в те выходные, когда у них был концерт. Я помню, что Курт очень разозлился по этому поводу, но Аарон всегда воспринимался как временщик. Они постоянно говорили, что он отстойно играет, но у Аарона была машина. Это ценилось, потому что он мог перевозить.аппаратуру и доставлять их всех на репетиции.

Давайте на минуту отвлечемся.

«Mudhoney» нарушали практически все пункты Свода правил «Ramones». Песня должна быть короткой. Используйте минималь­ное количество соло. Не увлекайтесь шоуменством. Играйте на тех инструментах, на которых умеете играть. Стройте звук на основе звучания женских групп 6О-х годов. Образ очень важен. Образ ­это все. Не переступайте предел 1 минуты 15 секунд. Не пересту­пайте предел 2 минут 15 секунд. Не переступайте предел 3 минут 15 секунд. Не меняйте стрижку. Если из первоначального состава группы кто-то уходит, берите на это место фанатов. Не прекращай­те спорить друг с другом на протяжении 23 лет и обрушивайтесь с критикой на любого, кто осмелится сообщить об этом в СМИ. Уво­дите друг у друга партнеров. Не играйте на лид-гитаре на своих дисках. Никогда не ломайте гитару. Исключите всяческую спонтан­ность. Точность - это почти то же самое, что чистота.

Мэп Люкин ушел из «Mudhoney» в 2000 году после 12 лет в груп­пе - в рок-музыке не бывает торжественных проводов на пенсию, только иллюзия красивого дома в предместье. Наслаждение, шоу­менство, спонтанность и великий рок-н-ролл - вот что всегда от­личало «Mudhoney». Забавно, но, кажется, они никогда не заботи­лись о самом главном факторе, заставляющем людей в Сиэтле жить, дышать и стоять в очередях за этой золотой морковкой, - о славе.

Стив Tepнеp - это американский аналог гитариста «Blur» Грэма Коксона. Это не значит, что он валялся пьяным на сцене во время


концерта Билли Чайлдиша1, пытаясь одновременно приставать к участницам группы «Huggy Веаг»². Нет, скорее это говорит о том, что на протяжении всей своей карьеры в «Mudhoney» он постоянно экспериментировал, шел далеко за предполагаемые пределы своей музыки. Кроме того, говорят, что он все-таки падал пьяным на сце­не во время концертов Билли Чайлдиша. А у Марка Арма, между прочим, ученая степень по английской литературе, и он работает в магазине «Фантаграфикс комикс».

Курт боготворил Марка Арма. До 1991 года, когда Кортни Лав встретила Курта Кобейна (не в 1990-м, как везде ошибочно пишут³), она пыталась завязать отношения с Марком. В те времена вокалист «Mudhoney», вне всяких сомнений, был звездой Сиэтла. Заворажи­вающие выступления на сцене, невероятные песни, энергия, едкая ирония, огромная эрудиция в области рок-музыки, пристрастие к нар­котикам, массивный нос... Он был олицетворением Сиэтла. KOPTH~ даже сказала мне, что назвала свою группу «Hole» («Дыра») в честь Марка Арма - «дыра В центре его существа», что-то вроде того.

- Когда мы с Марком расстались, Курт был потрясен, - говорит бывшая подружка Марка Арма Кэрри Монтгомери. - Мы с ним встретились как-то вечером и он спросил: «Но вы вед!ь опять буде­те вместе, да?» Меня удивило, что он так на это отреагировал. Он поспорил со мной на литр текилы, что я вернусь к Марку. До этого мы с Марком жили вместе, поэтому у меня оставались какие-то ящи­ки с его вещами, какие-то блокноты, в которых он начинал писать песни. Однажды Курт спросил: «Слушай, ты не против, если я взгля­ну на эти блокноты?» В одной из песен «Nirvana» есть строчки ­всегда считала, что они именно об этом. Нет, не скажу, что это за песня, - смеется она. - Я могу ошибаться.

я: Считал ли Курт тебя с Марком своими вторыми родителями? - До некоторой степени, - отвечает Кэрри, - но мы ведь, были ровесниками! Кроме того, и без меня хватало подобных

I Билли Чайлдиш - настоящий человек эпохи Возрождения: поэт, музыкант и художник. Его несложная трехаккордная музыка исполняется, однако, на старинных инструментах, он выступает в сценическом костюме. особенно любим в Сиэтле и Олимпии.

2 «Huggy Веаг» - мятежные британские девчонки начала 90-х, вдохнов­ившиеся в равной степени «Sonic Youth», «Bikini Kill» и хардкор-группами Сан-Диего.

3 Потому что так говорит сама Кортни.


людей - как, например, Ким Гордон [«Sonic Youth»], которая очень по-матерински относилась к Марку и Курту. Однажды Курт пришел к нам домой, я как раз покрасила волосы в темно-красный цвет. Так получилось, что на лбу образовался клин в форме буквы «V», как у Эдди из «Семейки Манстеров». Курт думал, что это будет реально круто и прикольно. Но едва он увидел меня, когда я от­крыла дверь, то так напугался, что в буквальном смысле отпрыгнул. Я две недели после этого смеялась. Осваиваться в новой обста­новке всегда тяжело.

Датой образования «Mudhoney» считается Хэллоуин 1987 го­да. В 1989 году я писал о том, как они ЗВУЧаЛИ: «Motorhead», «Sра­сеmеn 3»¹, «Blue Cheer» и Игги прогуливаются вместе после кон­церта «МС5». Их первая репетиция состоялась 1 января 1988 года. Марку Арму было 29 лет. Их первый концерт в Сиэтле прошел 19 апреля, за пять дней до первого выступления «Nirvana» в клубе «The Vogue».

- Я даже не знал, как мы называемся, пока не увидел нашу фотографию в «Рокет», - смеется Дэн. - Я позвонил Марку и спросил: «Так что, мы называемся "Mudhoney"?»

Дебютный сингл «Мudhопеу» - «Touch Ме I'm Sick» - явля­ется квинтэссенцией..

- Настоящего гранжа, не так ли? - прерывает меня Джек Эндино. - Это была их первая сессия. Мы записали пять или шесть песен, и в конце концов две из них попали на сингл. На их первой песне «Twenty Four» обе гитары были дико расстроены, поэтому я вежливо попросил чуваков настроить их. На запись пяти песен ушло полдня.

я: Когда вы записывали эту песню, вы понимали, насколько мощной она окажется?

- Нет. Я знал, что это крутая песня, но в то время MH€ нрави­лись вещи типа «The Witch» [группы «The Sonics»]. Я был молод, только начинал свою карьеру и еще не привык к мысли о том, что можно петь с помощью гитарного усилителя.

Впервые я увидел «Mudhoney» в феврале 1989 года в гостинице «Virginia Inn», находящейся напротив главного офиса «Sub Рор World». Сейчас я понимаю, что тогда они дали мне искаженное пред-

1 «Sрасеmеn 3» - психоделическая гипнотическая английская группа 80-х; их высшее достижение - сингл 1989 года «Rеvоlutiоп», где с помощью грозных повторов достигается потрясающий эффект.


ставление обо всех американских группах - это было мое первое посещение Америки, и тогда казалось, что здесь у всех блестяще раз­витое, злое чувство юмора и бесконечные запасы энергии. Большую часть своих первых Заграничных интервью «Мudhопеу» выдумы­вали всякую чушь - и мне это нравилось.

-«Улицы здесь покрыты гранжем», - позже Марк Арм жалел о том, что произнес эту шутку.

Именно от «Мudhопеу» ничего не подозревающий мир - в пер­вую очередь Великобритания - узнает о гранже. Их концерты превращались в настоящий разгром: пот, угар, стейдждайвинг, секс и спонтанность. Не было ни одного студенческого союза в на­чале 90~X, который не сходил бы с ума, услышав первые аккорды «Touch Ме I'm Sick». В свой непродолжительный период расцвета «Мudhопеу» были неприкасаемыми.

Джек передал демо-запись «Niгvапа» нескольким своим дру­зьям, среди прочих - Доун Андерсон, Ширли Карлсон и Джонатану Поунмэну. Так группа получила первые рецензии в прессе, первый радиоэфир в Сиэтле и соответственно первый контракт.

. - Мне очень понравилось, - говорит Доун Андерсон. - Я как раз основала «Бэклэш» [фан-журнал о рок-музыке] и искала груп­пы, про которые было бы интересно написать. Мне очень нравились «Маlfuпkshuп», «Green River», «Melvins», «Soundgarden», «Skin Yard» и группы~ такого же толка. Я помню, как впервые объявили, что рок в Сиэтле умер. Это было в начале 1988 года, когда распались «Green River», из «Melvins» ушел Мэтт, а сами они уехали в Сан-Франциско. Распались и «Feast». Потом, конечно, появились «Mudhoney», «Mother Love Воnе», «Tad» и «Nirvana». Это было прекрасное время.для открытия журнала.

Тираж «Бэклэш» составлял 10000 экземпляров, и по уровню продаж журнал немного отставал от «Рокет», но тем не менее все­а был на грани банкротства. Среди музыкального истеблишмента города и в среде поклонников «Pокет» «Бэклэш» получил репутацию «журнала, который всегда пишет про плохие гаражные группы»­ например, про «Soundgarden» и «Nirvana».

- Джек сидел в моей комнате, когда звонил в «Sub Рор», что­бы узнать, послушали ли они кассету, - продолжает Доун. - Джо­атан сказал Джеку, что ему понравилось, но Брюс заявил, что это «слишком интеллектуально». На что Джек воскликнул: «Он рабо-


 



 


 


тает только С посредственностью!» Кажется странным, что про те ранние вещи говорили, будто они «слишком интеллектуальны», но это не совсем неправда. Они были намного более изобретательны, чем большинство песен тогдашних групп, игравших гранж.

- Меня вдохновляла идея, что в этой части света может про­изойти музыкальная революция, - объясняет Джонатан Поунмэн. ­Я знал, что там появляется множество великих групп, потому что я и организовывал эти концерты. Я постоянно спрашивал Джека, есть ли у него что-нибудь новое. и вдруг он говорит: «Дэйл Кровер приходил с парнем из Абердина. Это восхитительно. Но я никогда не слышал ничего подобного». Он записал для меня кассету. Я пом­ню, как я слушал первую песню «If Уои Must» и думал: «Да, класс­ный гитарный рифф, бормотание в стиле Тома Петти...» и вдруг ­крещендо и это «РАААААА...»! Тогдая в первый раз услышал крик Курта. Я сидел, глядя на кассету, и думал: «Боже мой». Я в букваль­ном смысле выхватил кассету из магнитофона и сбежал вниз, в офис «Yesco», где работал Брюс: «Ты должен послушать эту запись!»

Сиэтлская «Yesco» купила компанию «Muzak», производившую синтетическую фоновую музыку для лифтов и супермаркетов. «Когда я только пришел в эту компанию, мне досталась самая худ­шая работа, - рассказывал Марк Арм. - Нам давали большие старые кассеты, и мы оттирали с них наклейки, чтобы их можно было повторно использовать. Мы работали в маленькой - комнате ­повсюду летала пыль и ничего не было слышно, потому что целы­ми днями работали шлифовальные станки. Это было ужасно. Но забавно. Там работал Крис из "Swallow", Грант из "The Walkabouts", Тэд и Рон из "Love Battery"¹...»

Несколько месяцев спустя «Sub Рор» перебрались в «Терминал сэйлс», и практически все, кто там работал, были из «Muzak». Поэтому во время обеденного перерыва Брюс включил кассету перед всеми музыкантами...

- Марк сказал что-то вроде того, что это звучит как третьесорт­ный «Skin Yard», - вспоминает Джонатан. - Я на него накинулся: «Окстись, чувак!» У Марка безупречный вкус, но тут он его подвел. Правда, с тех пор он отрицает, что когда-либо говорил подобное. Возможно, это Брюс приписал Марку то, что сам думал про эту запись.

1 Перечислены ранние саб-nоnовские группы.


Изначально «SuЬ Рор» не входил в планы Курта. Даже когда переговоры со студией уже начались, он искал другие варианты. «SuЬ Рор» был новичком и успел выпустить не очень много дисков. В течение 1988 года Курт посылал демо-записи с длинными руко­писными письмами различным американским лейблам, на которых записывались его любимые группы - «Touch And Go» из Чикаго («Scгatch Acid», «Big Black», «Butlhole Suгfers»), «SSТ» и «Alternative Tentacles» из Сан-Франциско («Dead Kennedys»). В своем дневни­ке он даже называл кассету «демо-запись для "Touch And Go"»: по его прикидкам он отправил 20 копий чикагскому лейблу, прилагая к каждой копии подарок - начиная от маленьких игрушек и кон­фетти и заканчивая бумажными полотенцами с соплями. Ни на одно письмо он не получил ответа.

«Мы С удовольствием заплатим за печать 1000 копий нашего диска и выплатим все расходы, связанные с записью, - писал Курт.- Мы просто хотим попасть на ваш лейбл. Если вас не за­труднит, не могли бы вы, ПОЖАЛУЙСТА, прислать хотя бы ответ вроде "пошли на хрен" или "мы не заинтересованы в вас", просто чтобы мы больше не тратили деньги на отправку вам кассет. Спа­сибо. "Nirvana"».

Впечатленный демо-записью, Джонатан организовал группе концерт в Сиэтле.

И Джонатан, и Брюс настаивают на том, что в начале 1988 года состоялся еще один концерт до выступления в «The Vogue» 24 апре­ля (который долгое время считался дебютом «Nirvana» в Сиэтле). Этот концерт прошел на Пайонир-сквер, в «Central Тауеrn»: это был длинный кирпичный тоннель со сценой у стены и баром сбоку. «Central Tavern» славился своим либеральным подбором исполни­телей: здесь выступали «Sonic Youth», здесь играли «Butthole Suгfers».

- На первом концерте [в Сиэтле] присутствовало три человека:

Джонатан, я и бармен, - вспоминает Пэвип. - Песни у них были плохие. Но Курт хорошо пел. Они сыграли одну хорошую песню, сочиненную «Shocking Blue». Ни ОДИН из их оригинальных номеров точно не был выдающимся. Я подумал, что для начала мы сможем выезжать на этом кавере. Это было моим первым впечатлением. И еще у барабанщика были усы - просто ужас.

я: Это был Аарон?

- Да. И ни у кого, кто их тогда видел, не мелькнула мысль вроде «через три года это будет крутейшая группа в мире» -


ничего подобного. Тогда я бы сделал ставку один к миллиарду. Но мы выпускали синглы, и мне казалось, что на хороший сингл у них есть материал; к тому же их энергетика была близка тому, что де­лали мы. И это самоем важное.

- Был один концерт в «Central», который отменили, - говорит Джонатан, - но было еще одно выступление, которое состоялось. Где Аарон Буркхард играл на барабанах. И да, там были Брюс, Трэйси, я, еще парочка человек. Курта вырвало - потом это у него войдет в привычку. Брюс стоял с выражением лица, говорящим: «ну давай­те, покажите, что вы умеете». Он начинал проникаться потихоньку, а когда они заиграли «Love Buzz», он наклонился ко мне и сказал: «Это сингл». Именно в этот момент Брюс был побежден, к тому же «Nirvana» понравилась его друзьям в Олимпии.

я: Он сказал, что проблему также представляли усы барабан­щика.

- Это правда, - смеется Джонатан. - Лучше и не скажешь.

Очень лаконично.

Итак, свой второй концерт в Сиэтле «Nirvana» сыграла в «The Vogue», небольшом альтернативном танцевальном клубе, вла­дельцами которого были трансвестит Монти и его подружка­стриптизерша. Там в основном играли электронную танцевальную музыку, но иногда проходили и живые концерты - одно воскре­сенье в месяц отводилось группам из «SuЬ Рор». Клуб был неболь­шой, но не противный. Людей пришло не так много: завсегдатаи и горстка местных музыкантов. Растущая аудитория «SuЬ Рор», дру­гими словами.

Перед тем как выйти на сцену, группе пришлось ждать снаружи, потому что Фостер был несовершеннолетним. Они отыграли 14 пе­сен, на бис не вызывались, первой шла «Love Buzz». По всем пара­метрам выступление было заурядным.

- Не сказать, чтобы я была впечатлена, - вспоминает Доун. ­Мне казалось, что Курт вел себя немножко застенчиво, хоть это и придавало шарму, и у него еще не до конца получалось одно­временно играть на лид-гитаре и петь. На концерте было, может быть, 20 человек: Трэйси, Ширли и... а был ли там кто-нибудь из «SuЬ Рор»? После концерта Курт сказал, что у него болит желудок, и его в тот день тошнило. Затем фотограф из «Бэклэш» сделал пару фотографий.

На фотографиях Рича Хансена - первой фотосессии «Nirva­па» - Курт небрит, с длинными, по плечи, светлыми волосами,

 


в черном свитере. Он сидит на коленях у Криста, по сравнению с которым остальные участники группы выглядят карликами. Дэйв в бейсболке, перевернутой козырьком назад, и в белой футболке. Его усы действительно не катят.

- «Nirvana» играла сразу после «Blood Circus», не самой лю­бимой моей группы, но они трясли волосами как настоящая гранж­команда, и вообще на них было интересно смотреть, - говорит Чарлз Питерсон. - Про «Nirvana» этого не скажешь. На сцену вы­шли три депрессивных чувака - воплощение занудного рока. Я не был впечатлен вообще и не сделал ни одной фотографии. Я по­думал: «Зачем фотографировать первый и последний концерт груп­пы?» Помню, я сказал Джонатану: «Ты уверен, что хочешь подписать с ними контракт?» У них была кассета-пот [пот - закольцованная кассета с восемью дорожками], где было записано исполнение песни «Floyd the ВагЬег» с «KCMU» - Ширли иногда ее включала, обычно поздно ночью, когда я работал. Эта песня мне показалась интересной, но слишком резкой. И поэтому, еще и после концерта, я подумал: «Эта группа играет настоящую нудятину».

Именно поэтому я делаю фотографии для звукозаписывающей компании, а не управляю ей, - добавляет Чарлз со смехом.

«На концерте были представители всех команд из Сиэтла, ­жаловался Курт в письме Дэйлу Кроверу, слегка преувеличивая количество публики. - Казалось, что они стоят и ставят нам оцен­ки. После выступления Брюс возбужденно пожал нам руки и ска­зал: "Круто, чуваки, отличная работа. Надо записать диск!"¹ Теперь мы будем должны со всеми общаться, встречаться с людьми, пред­ставляться и так далее. ЧЕРТ! Я СНОВА В ШКОЛЕ!»

«Мы вели себя скованно, - говорил Кобейн Доун Андерсон. ­Это не было похоже на концерт. Нас как будто оценивали».

- Курт был довольно застенчив, - добавляет журналистка, ­но я привыкла к этому. Большинство музыкантов в Сиэтле далеки от мачо, поэтому, когда я брала у кого-нибудь интервью, им нужно было сначала переварить, что перед ними настоящая женщина. Курт мне показался милым, разве что слегка растерявшимся от избытка внимания - это был их первый концерт в Сиэтле. Позднее он чув­ствовал себя намного раскрепощеннее. Я.не сразу поняла, что Курт фронтмен, хотя очевидно, что основная творческая энергия

1 Так всё и было, но не в тот раз и без Брюса. Это Джонатан предложил «Nirvапа» сотрудничество - через несколько дней по телефону.


исходила от именно него. Крист выглядел намного более уверен­ным. С их барабанщиком я не разrоваривала, даже не помню его имени, просто «парень с усами». Когда тот номер «Бэклэш» был отправлен в печать, они его выгнали из группы, поэтому в послед­ний момент мы~ вырезали его изображение с фотографии.

Может быть, концерт и не слишком удался, но несколько дней спустя Джонатан позвонил и предложил записать на «Sub Рор» сингл «Nirvana»,. Они договорились встретиться в кафе «Рома» на Бродвее.

Встреча прошла не очень хорошо: Крист перед встречей на­пился, в кафе рыгал и постоянно обзывал Поунмэна на протяжении всей беседы. Кричал он и на других посетителей: «Какого хрена вы~ смотрите? ЭЙ! ЭЙ!» (Курт рассказывал Майклу Азерраду, что «ничего смешнее не видел».) Трэйси не понравился длинный плащ Джонатана. Курта порадовало, что Джонатан скопил кое-какие деньги¹ которые планировал вложить в первый выпуск лейбла – синглы и альбомы ограниченным тиражом, преимущественно мест­HblX команд. Но певца расстроило, что «Sub Рор» не хотел заключать контракт на что-либо большее, чем один сингл к тому же они не хотели ставить песню «Nirvana» на сторону «А» - и, похоже, у них не было никакой деловой проницательности.

«SuЬ Рор" всегда на мели, - писал Курт в письме Марку Лэ­негану. - Поэтому мы открыты для любых других предложений. у них благие намерения, но нам кажется несправедливым, что “Мudhопеу" получают привилегии и с ними обращаются лучше, чем с другими группами».

Так или иначе, начало было положено.

- Сначала на встречу в кафе «Рома» пришли Курт, Трэйси и я, - объясняет Джонатан. - Крист завалился позже. Он был пьян В стельку, но намного более вежлив, чем это сейчас описывается. Он, несомненно, был насторожен и многое наговорил, но ему стало интересно. Нам всем было интересно.

- Они были разочарованы, когда поняли, что «Sub Рор» не хо­чет выпускать полноценный альбом с их песнями, - говорит Спим. - Запись «Love Buzz» была компромиссом, потому что Брюсу

1 Не наследство, как ошибочно предполагалось, а облигации правитель­ства США на сумму от 15 до 19 тысяч долларов.


они не очень сильно понравились. «Sub Рор» ходили вокруг да око­ло. Курта это раздражало. Я не мог поверить, когда узнал, что они наняли мою подругу Элис [Уилер], чтобы она нарисовала обло­жку, - и попросили сделать ее черно-белой. После всех этих исто­рий мое представление о «Sub Рор» сильно изменилось в худшую сторону.

- Дело в том, что ни Слим, ни кто-либо другой, казалось, не замечали, что я охренеть как нервничал, - говорит Джонатан. ­Я был в восторге от таланта Курта. Я знал, что он станет великим музыкантом. Кроме того, мне нужно было сделать так, чтобы люди в «Sub Рор» прониклись талантом «Niryana». Поэтому любые от­срочки были результатом искусства уговаривания, чтобы ребята почувствовали себя более комфортно. То, что все решал ограни­ченный круг людей, - это отстой; но это же делало наше сообще­ство более сплоченным.

- Вот классическая история о «Nirvana», - говорит Кэндис Педерсен. - Трэйси дала мне кассету с какими-то их песнями, и я сказал: «ЭЙ, Кэлвин, тебе бы стоило это выпустить». Он ответил: «Я не записываю группы бойфрендов своих знакомых девушек». Кассета пролежала на окне несколько лет. Он даже не послушал ее. Я ему говорила, что это интересная группа, я ведь хожу на каж­дый их концерт в Такоме. Упс. Но такие моменты - «упс» - обыч­но вас и спасают. Кто знает, что бы могло произойти?

я: А что в них было интересного?

- Они были плохими и тупыми, - отвечает она. - Глупые, не­истовые и долбанутые - все время. Не то чтобы сами долбану­тые, но они раздалбывали каждую песню. Может быть, Крист слег­ка с чудинкой, но все остальные были здравомыслящими. Но в них присутствовала тупость в чистом виде; собственно рок-н-ролл та­ким и должен быть - тупым и смешным.

Группировка «Sub Рор» постепенно их принимала, И «Nirvana» начала выступать и на других концертах в Сиэтле - обычно с дру­гими начинающими гранж-командами. Тем не менее впечатление на местную публику они произвели не сразу.

- Впервые я увидел «Nirvana» в «Central», - вспоминает Джеймс Бердишоу. - Они были очередной громкой плохой груп­пой. Было очевидно, что они стараются быть похожими на «Mel­vins». Курт делал только одно - кричал. Во второй раз я увидел их летом 1988 года, они выступали на.разогреве у«The Obituaries»


в «Squid Row». Я был пьян, но в этот раз они понравились мне больше. Только и всего. Я помню, как Курт орал «УааааааАААА­ААААААААААААААА!!!!!», и все остальные в это время кричали ­«Дынц-дынц-дынц-ДЫНЦ!!!». Нет, ну правда, «МеLviпs»­младшие

Только после концерта в «Squid Row» З0 июля, когда «Niгvana» разогревала «Skiп Yard», Дэйв Фостер понял, что он больше не игра­ет в «Niгvana». На тот момент он не репетировал с группой около двух месяцев, но его официально не выгоняли. Это было не в стиле Курта и Криста. Дэйв узнал об увольнении из журнала «Рокет»: он взял его, чтобы посмотреть расписание концертов. И увидел, что в этот же вечер выступает «Niгvапа».

Курт написал ему увольнительное письмо, но так и не отослал его, боясь, видимо, реакции Дэйва. «Дэйв, -писал он, - группа должна репетировать, по нашему мнению, как минимум пять раз в неделю. Мы устали от полной неопределенности на каждом кон­церте. Две главные причины: Крис и его работа; ты и твое место­нахождение. Мы не будем тебе лгать и говорить, что мы распались, мы скажем правду - мы нашли другого барабанщика. Его зовут Чед, он из Такомы и готов репетировать каждый вечер. Что более важно - мы можем с ним общаться».

Date: 2015-08-24; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию