Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6. Бывший басист «Soundgarden» и вокалист «Hater» Бен Шепард - человек размеренный, вдумчивый
Город рока «Sub Рор» Бывший басист «Soundgarden» и вокалист «Hater» Бен Шепард - человек размеренный, вдумчивый. У него своеобразное чувство юмора, порой по-настоящему черного. Я помню бессонные ночи, проведенные с ним в Японии, - незадолго до смерти Курта он казался вросшим в землю, таким глубоким было его чувство отчаяния. Он напоминает мне Курта и вокалиста группы «Screaming Trees» Марка Лэнегана - этих сверхсерьезных, почти ворчливых музыкантов с тихоокеанского Северо-Запада. Они меня очень уважали, но я никогда не понимал почему. Возможно, потому что Я был таким же, как они, интровертом, замкнутым в себе, но как только напивался, взрывался и становился невыносимым - пьяный от ожидания, от жизни, от отчаяния; потому что - черт! - какая разница, проснусь я завтра утром или нет. Бен редко говорит с журналистами. Он им не доверяет. Предпочитает выпить по пиву СО своими друзьями, вроде его друга детства, с которым они раньше играли в одной группе, - Чеда Ченнинга. - Я познакомился с Куртом Кобейном на одной вечеринке в Олимпии, - говорит Бен. - Мы сидели в одиночестве по краям дивана, наблюдая, как веселятся все остальные. Потом разговорились; там была акустическая гитара, которую мы по очереди брали в руки. И сошлись на том, что обычно на этом вечеринки для нас и заканчиваются - в одиночестве, с гитарой. Никого особенно не знаешь, да и не хочешь ни с кем знакомиться-то. Настроения нет. Бен тусовался с «Меlviпs» в начале 80-х. Он жил какое-то время в родном городе Чеда, в Бейнбридж-Айленд; если разразится цунами - а так непременно и будет, как считают паникерыа мериканцы, - то именно там в первую очередь можно будет укрыться. Бейнбридж настолько красив, что дух захватывает: извилистые горные дороги, вдоль которых растут сосны; уютная главная улица; рыночная площадь; хот-доги на пароме; старые усадьбы и непритязательные хижины в лесу. Курту стоило бы пожить здесь: ему понравилась бы здешняя атмосфера покоя - никакой элитарности Олимпии, духа соревновательности Сиэтла или пролетариев Абердина. Возможно, Кобейну стало бы слегка скучно - ритм жизни здесь достаточно неспешный, - но в Бейнбридже есть своя музыка. Чед и Бен могут это подтвердить. - С Кристом Я познакомился через «Меlviпs», - рассказывает мне Бен в плохо освещенном баре на 15-й авеню в Сиэтле; в воздухе плавают клубы сигаретного дыма. - Я не знал, что он играет в группе, пока мы не встретились в «Community Theatre» в Такоме, где давала концерт группа «The Magnet Меп»\ в которой тогда играли мы с Чедом. Знаменитые фотографии Курта, где он в синих штанах, были сделаны на этом концерте. В тот вечер они выступали под названием «Bliss». Крист спросил меня, можно ли взять ударную установку нашего барабанщика. Я сказал: «Ух ты! Ты играешь в группе? Круто, чувак!» В итоге они одолжили установку Чеда. Кажется, тогда у них за ударными сидел Майк Диллард. Вскоре наша группа распалась, и они взяли к себе Чеда. 1 «The Маgпеt Маn» были переименованы в «Тic-Dolly-Row», после того как Бен стал их солистом. «Тic-Dolly-Row» - моряцкое слово для обозначения корабля-скитальца. у нас в группе Чед просто зажигал за ударными, - продолжает певец. - В «Nirvana» он так и не заиграл в своем привычном стиле. Он очень ловкий. Чед охрененно играет и на гитаре. Его сильно недооценивали. Да и сейчас недооценивают. Прошло несколько недель. Мы сидим в гостиной дома у Чеда в Бейнбридже, где он живет со своей женой и дочерью. Дома беспорядок, но уютно; открытая планировка, низкие потолки; в таких домах на входе надо снимать обувь, на холодильнике висят школьные рисунки, на стене - фотография создателя «Пинатс» Чарлза Шульца с автографом; в гостиной стоит удобный старый диван. Кофе невероятной крепости, скорее турецкий, чем американский. «Извини, если недостаточно крепкий, - предупреждает Чед. Я не пил кофе сто лет». Чеда я не видел уже 15 лет. Раньше я путал его с Куртом: оба были невысокими, чувствительными, выглядели несколько смешно - длинные волосы и акцент, в котором угадывалась близость к Пьюджет-Саунд; оба были очень деликатными, даже стеснительными. - Это забавно! - смеется барабанщик. - У меня всегда была плохая память на цифры и на имена. Зато я- запоминаю звуки, и у меня неплохая визуальная память. Чед абсолютно не изменился за это время. Я сразу же его узнал, когда он вылезал из машины - он приехал за мной на причал паромов (Бейнбридж-Айленд находится в 30 минутах от Сиэтла), извинившись, что не смог забрать меня пораньше. Он по-прежнему одевается в стиле гранж - клетчатая рубашка, кроссовки, длинные волосы, баки, - но так он всегда и выглядел. Он приветлив, с удовольствием говорит о музыке. Рассказывает о своей нынешней группе, о старых командах, которые нам обоим нравились раньше («Talulah Gosh», «The Shaggs», «Магiпе Girls»), и о своих планах построить звукозаписывающую студию на острове. Мы едем по извилистым улочкам Бейн-бриджа, Чед показывает мне некоторые примечательные места: «Когда я был моложе, я забирался на эту башню и обедал там. Места там было мало, поручней не было, и платформа раскачивалась на ветру. И от нее примерно двадцать пять метров до того места, где Чарлз Питерсон сделал одну из ранних фотографий "Nirvana" - в поле, посреди цветов….» - Я тоже из Бейнбриджа, - рассказывал мне Джек Эндино,И еще раньше этих чуваков залезал на башню - еще когда учился в школе. Это радиовышка бывшей военной базы Форт-Уорд, оставшаяся после Второй мировой войны, - сейчас она заросла бурьяном и сорняками. Ее высота составляла 65 метров. Место, где Чарлз сделал фотографии, - это бывшая летная полоса базы. Теперь там поле - одно из главных мест на острове, где в 70-е можно было найти псилоцибиновые грибы. Эти изумительные галлюциногенные грибы больше в США нигде не растут- насколько я знаю; и их неоспоримое значение для развития гранжа до сих пор должным образ.ом не было отмечено. Чед родился в семье Бернис и Уэйна Ченнингов 31 января 1967 года в городе Санта-Роза, штат Калифорния. Уэйн работал диджеем на радио- по слухам, он был знаком с Элвисом Пресли, и по работе ему приходилось ездить по всей стране, Гавайи, на Аляску, в Анакортес и Миннесоту. Они постоянно переезжали, и Чед нигде не мог толком освоиться и завести друзей: «С кем бы я ни познакомился, я всегда знал - это ненадолго, - говорит он. Такая жизнь отбивает охоту знакомиться с людьми». Он хотел стать футболистом, но, как и Марк Лэнеган (тот в 16 лет сломал обе ноги, спрыгнув с грузовика, и погубил начинавшуюся карьеру баскетболиста), сломал бедренную кость в странном происшествии в тренажерном зале. Только через 7 лет он оправился от травмы. Как и Лэнеган, Бен в поисках утешения обратился к музыке, выучившись играть на барабанах и на гитаре.. - Я начал играть на ударных со школьными друзьями в 1982 году, в Анакортесе,' - вспоминает он. - Мы были настоящей панкрок-группой. Никаких каверов. Я никогда не хотел играть каверы, потому что у меня было слишком много своего в голове. Одно время, когда мы жили в Якиме, я участвовал в группе, которая играла невнятный, темный нью-эйдж. 3атем был «Мind Circus» - я за ударными, Бен Шепард на гитаре, очевидный закос под «Меlviпs». В семнадцать я перешел в «Stоnе Crow» - эта группа играла спидметал и часто выступала вместе с хардкорными (панк-]командами типа «DRI». и «СОС»¹. Как у Курта и Криста, родители Чеда были разведены, а сам он постоянно подрабатывал, кое-как сводя концы с концами. На момент знакомства с ребятами он жил в Бейнбридже и работал 1 Аббревиатуры расшифровываются как «Dirty Rotten Imbeciles» («Грязные вонючие кретины») и «Corrosion of Conformity» («Ржавчина конформизма»). поваром в местном ресторанчике. Интересы у новых друзей также были схожие: травка, кислота, вечеринки, панк-рок и набирающая силу местная музыка Олимпии. - Курту нравились местные группы вроде «Beat Нарреning». Крист больше слушал рок-музыку 70-х. Каждый из них увлекал друг друга новой музыкой. Я подсадил их на «Shonen Knife»¹. В 1985 году я нашел одну кассету с альбомом «Burning Farm». Можно сказать, что я подсадил их и на Дэвида Боуи. У меня оказалась виниловая пластинка с альбомом «The Man Who Sold The World» в идеальном состоянии, я записал его на кассету и включил как-то в машине. Курт спросил: «Кто это?» Они познакомили меня с музыкой «The Vaselines». Тогда я уже слушал «Shocking BLue». У «Smithereens»² был альбом, который мне тоже очень нравился. А Курту нравилось то, что делал Кэлвин. Нам всем нравилось. Это ведь Олимпия, чувак. Тогда там было много всего клевого. Хотя первыми открытиями стали некоторые группы из Сиэтла во многом благодаря знакомству с нeyгoмонным Марком Армом (певшим тогда в малоуспешном «Мг Ерр»). - Позднее я стал слушать «Soundgarden», «Melvins», «The U-Men» и прочее, - вспоминает далее Чед. - Я присутствовал на втором концерте «Soundgarden». Это было реально круто: не металл, скорее какая-то чокнутая гитарная музыка. Чувствовалось сильное влияние трип-хопа. После концерта мы взяли ящик пива и пошли к железнодорожным путям на пересечении 5-й авеню и Джексон-стрит~ Официально Чед познакомился с Куртом и Кристом на последнем концерте «Malfunkshun» в «Community WorLd Theatre», который состоялся б мая 1988 года, - там же играли «Lush»³ и «Skin Yard», которые были хедлайнерами. Познакомил парней общий друг, 1 «Shonen Knife» - чудесная японская девичья группа, настоящий кич, но притом очаровательный. Возникла в Осаке в 1983 году и по-прежнему играет наивный гаражный поп 60-х, яркий и красочный. «Buгning Farm» кассетное переиздание их дебютного альбома на лейбле «К». «Когда я все же увидел их живьем, - рассказывал Курт, - я превратился в девятилетнюю истеричную девочку на битловском концерте». 2 Вероятно, это,меланхоличный шедевр гранжа и пауэр-попа 1986 года «Especially For Уоu». «The Smithereens» - современники «The Replacements» и «R.E.M.». 3 Группа Слима Муна, которую не надо путать с одноименной британской женской группой. Деймон Ромеро, участник «Lush» и «Treehouse»¹, студент Эвергрина. Курт помнил выступление группы Чеда на том концерте, где они сами играли под названием «Bliss»: особенно его впечатлила ударная установка из стекловолокна - конусообразные кожухи возвышались над барабанщиком. «Выглядело ужасно, - говорит Чед, - но звук получался очень мощный». Кроме того, группа «The Magnet Меn», существование которой ограничилось тем концертом, устроила радиовыступление с Джоном Гудмансоном - его записывал на кассету Курт. Поэтому Курт и Крист пригласили Чеда на их следующий концерт в Эвергрине. - Они мне сказали: «Хочешь С нами играть?» - вспоминает Чед. - А я ответил: «Было бы круто». Я подружился с этими чуваками. Они казались веселыми и интересными. После концерта мы тусовались около их белого Тупоносого фургончика «додж». Именно на нем мы в первые дни ездили по концертам. Их выступление мне понравилось, - продолжает он. Большинство песен я знал, потому что они тогда играли номера вроде «Мехicаn Seafood». Я смотрел за игрой Дэйва и пытался понять, почему они хотят сменить ударника. Он стучал достаточно хорошо. Возможно, дело было в человеческих качествах, и они просто не подходили друг другу. - Чед им понравился, потому что у него была крутая, огромных размеров, ударная установка2, - объясняет Слим Мун. - Он был первым, кто их устроил. Были, правда, сложности из-за того, что он собирался писать песни: что-то вроде мелодичное и в духе прогрессив-рока. Они этого не хотели. Плюс чувство ритма у него было не идеальным. Но он вполне подходил, чтобы начать ездить с концертами. - Первый раз я играл с ними в подвале у Криста, в Такоме, говорит Чед. – Подвал был примерно с эту комнату величиной, может быть, чуть меньше. Везде был пенопласт ~ для звукоизоляции, и какие-то куски даже свисали с потолка. Кажется, у них там стоял магнитофон на четыре дорожки. Там было сыро - очень сыро, но опять же, в таких комнатах всегда сыро. В комнате размещалась моя установка, а в углу вроде бы валялись чьи-то старые, разбитые барабаны. Также там был большой красный усилитель 1 «Treehouse» - наивный хипповский полакустический гранж-поп. 2 Крист и Курт также звали на барабаны Тэда Дойла. Криста. Кажется, Курт был со своим усилителем «Randall», но он не играл на всю мощь 212 волы в тот вечер. Хотя новый барабанщик их привлек в первую очередь своей гигантской ударной установкой, Курт и Крист заставили Чеда уменьшить ее - как и в случае с ДэЙвом. Группа начала серьезно репетировать: они играли песни с первой демо-записи и новый материал, такой как «School» (очень характерная для Олимпии песня) и «Big Cheese», напоминающий похоронный марш в духе «Melvins», - заглавный герой песни был списан с Джонатана Поунмэна. «В этой песне я говорю о том давлении, которое он оказывал на меня в то время, - он был слишком критичен и субъективен по отношению к тому, что мы тогда записывали», - рассказывал Курт Майклу Азерраду. «у нас появился ударник, и мы начали постоянно играть в этом маленьком доме, - писал Крист в книге "О гранже и правительстве". - Мы по-настоящему напряженно репетировали. Выворачивались наизнанку. Все было настолько серьезно, что мы жутко расстраивались, когда нам казалось, что мы плохо играли во время репетиции. Если не удавалось поймать эту волну, это космическое чувство свободы - мы были разочарованы; трудно терять Бога, когда ты его однажды увидел. Мы не играли чужих песен и не устраивали растянутых блюзовых джемов. Это было чистое выражение душевного беспокойства». Официально Чед никогда не играл в группе. - Они постоянно звали меня на репетиции, - говорит он. Но никогда не говорили, что я принят в группу. Нашим первым концертом можно считать выступление либо в клубе «The Vogue» [3 июля], либо в «Central Tavern» [23 июля, на разогреве у «Leaving Trains»l и «Blood Circus»]. Ни на одном из этих концертов не было толпы народу. До того как в группе появился Чер" музыканты успели сыграть в мае несколько концертов: один в «The Vogue»; в другой раз друг попросил их выступить в Эвергрине на вечеринке, посвященной его 18-летию, - это было 14-го числа, там Курт сыграл кавер на песню группы «Scratch Acid» «The Greatest Gift». Был еще один концерт 1 Солистом «Leaving Trains» был переодетый в женское платье Фоллинг Джеймс, первый муж Кортни Лав. Кортни как-то сказала мне, что вышла за него замуж только потому, что тот тогда встречался с ее лучшей подругой Кэт Бьелланд. 4. 5 июня в «The СепtгаL Таvегп» в Сиэтле, организованный опять же Поунмэном. я: Что вы можете сказать о ваших ранних концертах? - Там никого не было, - утверждает Чед. я: Были ли какие-нибудь драки, беспорядки?. - Не особенно. Мы сами бесновались·на сцене и ломали аппаратуру, но' не с самого начала. Это началось, может быть, концерте на третьем. И я не придумывал этого намеренно. Я лишь присоединился к тому, что уже творилось на сцене. Нам было реально весело. Не то чтобы мы договаривались: «Так, Крист, ты, короче, прыгаешь высоко-высоко, бросаешь басуху вверх и ловишь ее башкой. А ты, Курт, падаешь на пол и начинаешь извиваться, как червяк». Нас просто уже тошнило, выворачивало от этого стадионного рока, его спецэффектов и всего того, что полагалось делать на сцене - и чего мы делать не хотели. я: Вы когда-нибудь играли пьяным? - Никогда! А вот Крист играл. Об этом все знали. я никогда не пил во время концерта. После - пил, но очень редко напивался. 11 июня «Nirvаnа» вернулась в студию «Reciprocal», решив наконец записать сингл для «Sub Рор». Первой песней стала «Вlаndest», затем были записаны версии «Love Buzz» и «Big Cheese», первые варианты «Мг Moustache» и «Blew», а также инструментальная версия «Sifting» с фуззом. В этот раз процесс шел тяжелее, чем во время демо-записи. Возможно, из-за того, что все знали: сейчас они записывают уже готовый продукт. Кроме того, Курту не нравилось, что Чед стучит по барабанам недостаточно сильно. На самом деле «Nirvana» старалась основательно изменить свое звучание, пытаясь сформировать собственный образ, стать непо" хожими на свои любимые группы. Они совмещали мачизм рокеров из «Black FLag» и «Led Zерреlin» и более деликатный подход, свойственный «R.E.M.» и «The Beatles». Группа дважды возвращалась в студию дописывать синтл 30 июня и 16 июля. Песни записывались поверх предыдущих треков, поэтому не приходилось платить дополнительные 50 баксов за новую ленту. Вторая версия «Love Buzz» вошла на сингл; вначале шел 10-секундный аудиоколлаж, вырезанный Куртом со своей кассеты со звуковыми сэмплами «Мопtаgе Of Heck». Курт хотел, чтобы песня начиналась 45-секундной записью этих сэмплов, но его отговорили от этого шага.
- Не уверен, что Курт остался доволен тем, что на сторону «А» поставили кавер, но в итоге он решил, что по поводу сингла нечего спорить, - говорит Джек Эндино. - На сторону «В» они собирались поставить песню «Blandest» («Слабейший»). Она не зря так называется (смеется). Но остальным членам группы она не очень нравилась, и Чед не знал, как ее играть. Они показали ему партию за день до записи. В итоге они сыграли «Big Cheese» и еще пару песен. Я подумал: «Ого, а эти будут покруче». Они легко согласились на то, чтобы поставить песню «Big Cheese» на сторону «В». Первая собственная песня должна сразу же привлекать внимание людей - вряд ли это могла сделать шумная, достаточно медленная композиция. Они собирались впоследствии переписать «BLandest», но так в итоге и забросили ее. я: Был ли этот кавер выбран по каким-то особым причинам? - Нет, - отвечает продюсер. - Это был единственный кавер в их репертуаре на то время¹, и он понравился Джонатану. Это была его идея. Запись кавера в качестве первого сингла может навредить группе - часто это означает конец карьеры. Но ребята были достаточно умны, чтобы дальше не перепевать чужие песни. «Sub Рор» заплатил за эту сессию - согласно легенде, позже, когда гранж уже был на волне популярности, а финансы лейбла были в полном беспорядке, они возвращали чеки в «ReciprocaL». - На самом деле было всего один или два чека, - признает Джек, - но отподобной репутации трудно избавиться. Печально известная некомпетентность лейбла в финансовых вопросах не добавляла уверенности их музыкантам. Однажды, вскоре после заключения соглашения о выпуcке cингла, Брюс позвонил Курту и попросил у него в долг 200 долларов. В августе Джонатана и Брюса посетила удачная идея, как можно бороться с проблемой притока денег: они решили создать «Клуб синглов» - меломаны платят 35 долларов и получают подписку на один год; в течение этого года им каждый месяц присылают по почте сингл. Было решено, что синглу «Nirvana» будет оказана честь стать первым в этой серии - диск был выпущен ограниченным тиражом в 1000 копий. Курт был разочарован этим известием - он хотел, чтобы у его группы состоялся «настоящий дебют», - но не передумал: в конце концов, большинству групп вообще не удается записать и выпустить хоть какой-нибудь диск. 1 Не совсем: трио записало каверы и на «Led Zeppelin», и на «$cratch Acid». 5. Движение началось - в самом Сиэтле и в окрестных городах. «Soundgarden» приобрели сомнительную репутацию группы, подписанной сразу на трех лейблах: «SuЬ Рор», «551» (там они выпустили местами просто восхитительный альбом «Ultramega ОК»¹) и «А&М» - мейджор, с которыми они и стали в дальнейшем сотрудничать. Вскоре появилась хеви-метал группа «Alice In Chains»², но в 1988 году главными ньюсмейкерами в городе была именно команда Криса Корнелла. «SST» уже давно подписал «Screaming Trees» и выпустил три их альбома, в том числе и клаустрофобический «Buzz Factory» (1989), продюсером на котором выступил Джек Эндино, а также ЕР-альбом номеров, не вошедших на другие диски, «Other Worlds». После этого «Screaming Trees» недолгое время сотрудничали с «SuЬ Рор», успев выпустить блестящий двойной семидюймовый диск «Change Has Соте», а затем подписали контракт с крупным лейблом «Epiс». Начинал принимать участие в движение и нью-йоркский лейбл «Homestead records»³- на нем вышел двойной 12-дюймовый диск «Screaming Trees» и «Beat Happening»4 (Кэлвин продюсировал самые первые концерты «Trees», проходившие за пределами Элленсбурга). - К лету 1988 года ситуация в городе значительно поменялась, - говорит гитарист «Mudhoney» Стив Тернер. - Мы дали несколько концертов; и вдруг внезапно оказалось, что, где бы мы ни выступали, место было забито под завязку. Мы играли внизу в «Comet Tavern» - вместе с «The Walkabouts» и вроде бы «Blood Circus», - все билеты были проданы. Положение менялось очень 1 «Название означает, что это просто совершенно, невероятно неплохо, - сказал мне в феврале 1989 года солист Крис Корнелл. - Когда я пою, то стараюсь имитировать- голос моей мамы, как она кричала на меня, чтобы я убрал коноплю перед приходом полицию>. Несмотря на заслуженную репутацию мрачной группы, в музыке «Sоuпdgагdеп» всегда ощущалась сильная струя юмора. 2 Иногда «Alice In Chains» ошибочно относят к гранжу, но это типичные представители сабербан-метал, а не панки. К «гранжевому звучанию» они пришли, как и тысячи других групп, только после прорыва «Nirvana». 3 «Homestead» возглавлял Джерард Кослой, пока не ушел в середине 90-х в «Matador records», доминировавший в независимом секторе американской музыки. Родной дом для «Big BLack», «Dinosaur Зг», «ButthoLe Surfers», Джи Джи Аллина... 4 Эта сборная двенадцатидюймовка вышла в Великобритании на лейбле «5Згd And Згd», где издавались также «The VaseLines». быстро. Раньше на местные команды никто не ходил! Мы решили, что это какая-то странная аномалия, поэтому старались оторваться по полной: море пива и сумасшествия. Мы выступали в «The Vogue» так много раз за эти девять месяцев, что все эти концерты слились у меня в один. Ближе к концу 1988 года «Мudhопеу» выпустили альбом «Sирегfuzz Bigmuff» и отправились в свое первое турне по США. Концерты были неистовыми, безумными: месиво из потных тел и длинных волос; Марк Арм язвительно приглашал фанатов на сцену и бросался в драку; Мэтт Люкин с одинаковой периодичностью отхлебывал из пивной бутылки и бил по своей бас-гитаре. музыканты из других городов - «Sonic Youth», Том Хэйзелмайер из хардкоркоманды «HaLo of FLies» со Среднего Запада и влиятельный диджей Джон Пил из Великобритании - начинали проявлять интерес. «Soпiс Youth» выпустили совместный 12-дюймовый сингл с «Mudhoney» на британском лейбле «Blast First»: каждая группа играла кавер на песню другой («HaLLoween» и «Touch Ме I'm Sick» соответственно). В следующем году команды отправились в турне по Великобритании - именно тогда в Соединенном Королевстве впервые воочию увидели гранж. Я представлял «Mudhoney» на их первом английском концерте - в клубе «Riverside», город Ньюкасл, - надев на себя пиджак в стиле мод. Я должен был прокричать несколько слов и прыгнуть в толпу, однако было столько народу, что я испугался и убежал за сцену, где встретил басгитаристку «Sonic Youth» Ким Гордон. «Ты куда это собрался?» рявкнула она. Короче, я прыгал со сцены семь раз, и каждый раз толпа выбрасывала меня обратно на сцену. Этот диск я сделал синглом недели в Великобритании, написав в «Мелоди мейкере»: «Бессознательный, первобытный рок - такой, каким он должен быть.,,SuЬ Рор" скоро до вас доберется лучше поберегитесь». Казалось, Брюс и Джонатан выпускали сингл каждую неделю«BLood Circus», «Tad», «SwalLow», «The FLuid», «Screaming Trees»... у этого списка не было конца. Тогда существовали и другие лейблы - «С/Z, «Рор LLama», «Т/К» из Портленда, - но настоящим лидером был именно «SuЬ Рор», движимый энергетикой Джонатана и проницательностью Брюса. Снимки делал Чарлз Питерсон, альбомы записывал Джек Эндино … «SuЬ Рор» - кустарное производство - был впереди всех. 6. - Во сколько обошелся диск «Touch Ме I’m Sick», в 100 долларов? - задает риторический вопрос Пэвитт. - На запись «BLeach» ушло 600 долларов, а диск разошелся 1,5-миллионным тиражом. Это, видимо, самый крупный возврат капиталовложений в музыкальную пластинку со времен «Sun Sessions» Элвиса1• Эндино великoлепен. Кто-то должен уметь увидеть талант и проводить последовательную политику - мне кажется, именно в этом заключалась моя заслуга. - Джек работает очень неброско и очень тщательно, - говорит Марк Арм. - Был какой-то период, когда он стал работать по шестьдесят часов в неделю, и именно тогда, мне кажется, он утратил какую-то часть своей спонтанности. - Примерно в течение года мне казалось, что все без исключения группы записывались у меня, - комментирует Эндино. Может быть, они мне доверяли, потому что я сам был музыкантом. Я играл не только в «Skin Yard», я был ударником в «Crypt Kicker Five», басистом в нашей с Терри Ли Хейлом [музыкант, записывающийся на «Sub Рор»] группе «The Ones» - в 1988 году я был участником трех команд. Кроме того, мы записывали практически даром. Как бы то ни было, я оказался в эпицентре всех этих событий. «Sub Рор» постоянно присылал мне записи. Каждый раз, когда Джонатан или Брюс занимались одноразовым синглом для своего «Клуба cинглов», они отправляли группу ко мне. Чаще всего записывали семидюймовые пластинки, - продолжает продюсер. - За время расцвета гранжа я записал больше сотни семидюймовых дисков. Сейчас про них все забыли, но тогда они высоко ценились. Сердце коллекционера при виде их начинало биться чаще: «О, это коллекционное издание, вышло только 500 экземпляров». Мне очень нравились семидюймовые пластинки. Удовольствие достигалось мгновенно. Идешь в студию, записываешь пару песен, они выходят пару месяцев спустя, и ты с полным правом можешь говорить, что ты записал пластинку. В общем, нам надо было записывать все эти одноразовые синглы для других 1 Дебютный альбом «The Beatles», «Please Please Ме», был записан 11 февраля 1963 года за 10 часов. Брутальные рокеры-с примесью соула «The Animals» записали «The House Of The Rising Sun» за 14 минут с двух заходов, причем первый был лучше. «Тhе Who» записали «Anyway Anywhere Anyhow» за час между саундчеком и концертом в «Marquee» 13 апреля 1965 года. групп не из Сиэтла - «L7» [женская группа из Лос-Анджелеса), «ВаЬes in ToyLand», «Helios Creed»¹. Больше других я любил «Вabes In ToyLand». Все, что я находил важным в рок-музыке, было связано с этими тремя женщинами из Миннеаполиса. Кэт Бьелланд стояла на сцене с искаженным от ярости лицом, выплевывая слова о любви и ненависти поверх изломанного гитарного риффа. Она носила низкие каблуки, шифон и вообще создала странный образ маленькой девочки: сильно обесцвеченные кудри, как у малышки из детского сада; порванное «кукольное» платьице; красная помада и широко распахнутые глаза. Кортни Лав позднее утверждала, что это она изобрела взгляд «девочки-шлюхи» (она играла в командах вместе с Бьелланд и басгитаристкой «L7» Дженнифер Финч) - но первенство, без сомнения, принадлежит Кэт. К концу выступления ее ноги были сплошь в синяках - от соприкосновения с гитарой; эта боль заглушалась нескончаемым потоком виски. Но ничего «девчачьего» или детского в ее выступлениях не было. От ее криков кровь стыла в жилах, они были очищением, изгнанием дьявола прошлого и вереницы недавних бойфрендов-ублюдков. Рядом с ней стояла Мишель Леон, которая могла бить по бас-гитаре с адской силой - от девушки ее габаритов ничего подобного не ожидаешь. За ними сидела Лори Барберо - нахальная, громкая, любимая сестричка всех и каждого - и выбивала дурь из ударной установки, иногда подпевая в своей оперной, протяжной манере. В конце выступления она вскакивала из-за установки и фотографировала зрителей - как будто все мы были гостями на какой-то частной вечеринке. Тем не.менее все внимание публики было каждую секунду приковано к Кэт - она закатывала глаза к небу, стучала ногой по сцене и била своей гитарой, облепленной стикерами, по бедрам. От Кэт исходило электричество. - Пластинка «Spanking Machine» [группы «Babes In ToyLand», 1989] - один из самых гениальных альбомов за всю историю, сбивчиво рассказывала мне Кортни в 1992 году. - Это истина, уверенность, кислотные приходы, бэд-трипы, ложь, идиоты из Миннесоты, открытые рваные раны, дешевое вино, День святого Валентина, старые вонючие ночнушки, никаких парней, обожание Ника Кейва и «Butthote Surfers», суровая зима и клевые киски, чув- 1 «Helios Creed» играли задумчивый кислотный рок. ство, что ты одна на свете чокнутая девушка, да и еще какие-то мо тексты, но это не важно, просто от этого даже лучше. - Вначале мы даже не понимали, что создаем какую-то особенную, уникальную, по общему мнению, эстетику, - объясняет Чарлз Питерсон. - Мы были больше впечатлены деятельностью «Touch Аnd Go», «Homestead», «SST» и «Dischord». Брюс с Джонатаном шутили о «всемирном господстве,,Sub Рор"», говорили, что мы станем популярны. Мы отвечали: «Да-да, конечно». Мы просто хотели поменьше платить за аренду. И с музыкальной точки зрения было интересно, прикольно, ребята записывали хорошие альбомы... но, черт, у нас не было групп вроде «The Replacements», «Sonic Youth», «Black Flag» или «ButthoLe Surfers». Вот что было реально. я: Сколько людей приходило на ранние концерты групп из «Sub Рор» в Сиэтле? - Мало, - отвечает Питерсон. - Не больше ста человек. «CentraL Тауеrn» вмещал максимум двести пятьдесят. я: Как одевались зрители? - Ужасно, - смеется фотограф. - Насчет одежды в Сиэтле никто особенно не запаривался. Как и сейчас. На одной фотографии-, сделанной в 1983 году, изображены зрители того времени мы их называли «деревенскими бродячими собаками». Нет какого-то одного представления о стиле. Что-то от хиппи, что-то от глэмрока; на одном тренч, на другом фланелевый плащ, на третьем - кожаная куртка со значком «Сид Вишес»; что-то от панка. Просто все тогда одевались в дешевых магазинах. Носили всё подряд. Потом началось разделение на лагеря. Я больше общался с фанатами «Mudhoney», которые носили «дудочки» и олдскульные рубашки «Пингвин». Это было ближе к гаражному року. я: Я всегда считал, что у «Mudhoney» чувствуется это влияние модов. - За исключением Мэтта Люкина, никто из них в жизни бы надел фланелевую рубашку, - кивает Чарлз. - Это идет от эстетики олдскульного панка. Именно он был нашим вдохновением, и именно на нем мы выросли. По сравнению с ними я больше любил английские группы. Марк больше слушал чокнутые американские хардкор-команды вроде «The Angry Samoans». Значение, которое имел для всех нас панк-рок, часто недооценивается. То, что делала «Soundgarden», кардинальным образом отличалось от той музыки, которую играли «Mudhoney» и «Nirvaпa». На концерте «Alice In Chains» не найдешь никого, кого можно было увидеть на концерте «Mudhoney». На выступления «PearL Jam» я не ходил уже много лет. - Тем, кто приходил на концерт, было от 18 до 29 лет, - вспоминает бывший звукооператор «Niгvana» Крэйг Монтгомери. Одеты они были в старые джинсы и футболки с символикой рок-команд, кожаные куртки, много фланелевых рубашек, трусы торчали над джинсами... У многих были длинные волосы, ботинки «Доктор Мартенс» или кеды «Конверс». Это были студенты колледжей или бездельники - уж точно не поклонники мейнстримовых рок-н-ролльных команд и не фанаты готических или хардкорных групп. Ненавижу слово гранж, но... - я родилась в Истсайде, поэтому казалось, что мы сделали частью своей культуры эти садо-мазо штуки, которые тогда приходилось покупать в жутких подпольных секс-шопах. Все носили черные джинсы, - говорит Джулиан Андерсон. - Всем было по хрен. Мы носили футболки с переведенными вручную изображениями. Многие девушки, например я, очень любили вещи из секонд-хендов, скажем, домашние платья 50-х годов и прочие вещи в стиле ретро. Не было какой-то системы или моды; вся эта чепуха насчет пристрастия к фланели - это все выдумки СМИ. Да, некоторые люди носили фланелевые рубашки, но... я: А как же «Tad»? - Они были из Бойза! - восклицает Андерсон. - Фланелевые рубашки, эти плотные шерстяные клетчатые рубашки? Ну поймите же, здесь холодно и влажно! Никто не носил их с каким-то расчетом, намерением. Люди ходили каждый день в рок-клубы и надевали то, что находили в секонд-хендах и считали на тот момент прикольным. Это происходит каждый день в этой стране - даже сейчас, пока мы говорим. Будут об этом написаны книги или нет - именно в этом заключается волшебная неопределенность жизни... В августе была организована фотосессия для обложки сингла «Love Buzz» - в черно-белом цвете, для экономии, - с фотографом из Сиэтла Элис Уилер. За работу ей заплатили 25 долларов. Уилер познакомилась с Пэвипом, когда жила в Олимпии и была студенткой колледжа Эвергрин. «Он постоянно говорил О том, что покорит мир, И все такое», - рассказывала она Джиллиан Дж. Гаар. Уилер также помогала в управлении клубом «GESCCO» в Олимпии и дружила с Трэйси Марандер.
Крист отвез всех в Такому, где группа позировала на фоне местных достопримечательностей, в том числе Пойнт-Дефайнс-парк и Нэрроус-Бридж. «у меня были проблемы технического характера, - рассказывала Уилер Гаар. - Я взяла не очень хороший фотоаппарат. Снимки получились в инфракрасном свете и поэтому немного размытыми». Статья Доун Андерсон в журнале «Бэклэш» появилась примерно в это же время. «Я знала только то, что они дружили с "Melvins", смеется она. - К счастью, они еще и оказались крутой командой». В том интервью Курт признавал, что поначалу больше всего боялся, что «люди будут думать о нас как о подражателях "Melvins"». «Melvins» очень часто упоминались в этой статье. Доун считала, что, набравшись опыта, «Niгvana», может быть, станет даже «лучше, чем "Melvins"». - Про нас и про другие команды в то время писали одни банальности, - улыбается Чед. - «"Niгvana" - это шквал грязных, спутанных, взлохмаченных волос; их музыка - это резко, дерзко, мерзко, зверсkо; топко, липко, мягко». Ближе к делу, черт возьми! Отзывы всегда были положительными, но они продвигали что-то свое. В сентябре Шелли ушла от Криста - сказалось напряжение, возникшее в результате различных образов жизни. Шелли работала по ночам; Крист только что бросил работу. Они решили разойтись. Шелли шел 21 год, и до того момента она никогда не жила одна. В разлуке они долго не протянули - слишком сильноскучали друг по другу, - но без ПОСilЂДСТВИЙ не обошлось. После того как Крист просадил 400 баксов за две недели на пиво и вечеринки, ему пришлось переехать жить к матери в Абердин. «Однажды ящик пива у меня ушел за две минуты, - говори он. - И в тот же момент я понял, что я на мели». Зато теперь Крист мог посвятить всего себя репетициям со своей группой. Репетиционная база переместилась из подвала в Такоме в комнату над «-Парикмахерским салоном Марии» (фирма мамы Криста). Расставание Криста и Шелли внесло дополнительное напряжение и в отношения Курта и Трэйси: Трэйси любила Курта и ждала от него каких-то знаков привязанности, особенно после того как их лучшие друзья расстались. Курт не реагировал, поэтому она решила блефовать - начала угрожать, что выгонит его из дома. Курт также решил ответить блефом и заявил, что будет жить в машине. Он победил в этом споре - и продолжил жить с ней: поздно вставал и смотрел телевизор, в то время как Трэйси тщетно составляла ДЛЯ него списки заданий по дому. - Я пошел к ним, чтобы узнать, не хочет ли «Nirvana» дать какую-нибудь песню на кассетный сборник, которым мы с Донной тогда занимались, - вспоминает Джон Гудмансон, - а он в это время рисовал в гостиной, в одном белье. Я часто видел, как Курт ездил на машине Трэйси, и думал: «Да уж, этот чувак умеет воспользоваться ситуацией. У нее хорошая работа, а он сидит дома и рисует». Трэйси жаловалась, что Курт не написал ни одной песни о ней, хотя даже сочинил оду мастурбации («Sрапk Thru»¹), поэтому на следующей неделе он начал писать песню «About А Girl»; Курт никогда не признавал, что она о Трэйси, хотя строчка в припеве «I сап't see уои every пight for free» («Я не могу встречаться с тобой каждую ночь бесплатно») недвусмысленно намекает на их спор. Это потрясающая песня, грустная, мелодичная - Курт рассказывал своему другу, что в тот день, когда он ее написал, он три часа кряду крутил альбом «Meet The BeatLes», чтобы поймать лравильный настрой. Название появилось после того, как Курт сыграл песню участникам своей группы, и Чед спросил, о чем она. «О девушке ("About А GirL")», - ответил Курт, и фраза осталась. В это же время «Nirvana» продолжала давать выступления по всему штату Вашингтон - Такома, Беллингэм, Сиэтл, студенческие вечеринки в Эвергрине. «Те ранние концерты были просто сумасшедшими, и именно поэтому там было так весело, - вспоминает сотрудник,,Sub Рор" Меган Джаспер. - Это было круто - когда Курт разбивал гитару при любой возможности; все знали, что у него нет денег, но он все равно ломал инструменты». - Я слышал тогда, чro один парень был настолько сумасшедший, что сломал свой абсолютно новый усилитель, - подтверждает бывший генеральный менеджер «Sub Рор» Рич Дженсен. Джими Хендрикс так делал. «The Who» так делали2• «Nirvana» продолжила традицию - и это производило сильное впечатление, поскольку у чуваков было не густо денег. На одном из первых концертов «Nirvana», которые я посетил, они выступали в клубе 1 Одна из старейших песен «Nirvana» - появляется уже на демо «Fecal Matter». 2 Собственно, «The Who» разбивали инструменты задолго до Хендрикса. Притом тогда у них и денег не было. 7. «Vogue» вместе с «Pussy Galore» или с «Tad» - это был один из вечеров «Sub Рор». В конце они сломали всю свою аппаратуру. Было очевидно, что Курт готовился к этому. Иэн Диксон рассказывал мне, что его усилители были предварительно наполовину сломаны, поэтому Курт мог просто прыгать на них и крушить их, крушить, крушить. Концерт, на котором впервые, по общему мнению, была полностью разбита гитара, состоялся 30 октября в колледже Эвергрин Стейт (через два дня после выступления на разогреве у «Butthole Surfers» в клубе «Union Station»). После неистового выступления группы «Lush» - во время которого барабанщик ударил Слима Муна в лицо и была вызвана охрана студенческого городка, - «Nirvana», вымазавшись поддельной кровью, вышла на сцену. - Моя группа не была выдающейся, но когда мы играли слаженно, мы могли дать очень хорошее выступление, - говорит Слим. - Тем вечером мы сыграли свой лучший концерт в жизни, а затем вышли они и разломали на хрен свои инструменты. Мне показалось, что они сделали это, чтобы нас переплюнуть в тот вечер. Меня это ранило, потому что мы были близкими друзьями, и, несмотря на это, они не позволили нам затмить их на сцене хотя бы один раз. «Nirvana» не была чужда шоуменства - в тех ситуациях, когда оно требовалось. - Мне как-то рассказывали об одном благотворительном концерте на Хеллоуин, - вспоминает Дженсен, - возможно, в пользу площадки в «GE5CCO» в Олимпии; очень давно, году в 1987-м или 1988-м. Там Курт изображал рок-звезду - поддельные шприцы то ли висели у него на руках, то ли были воткнуты в кожу. Я хочу сказать, что тогда смешно было представить, что он станет выродком, рок-звездой на героине. «Love Buzz» вышел в ноябре 1988 года - сингл от «Sub Рор» номер 23; конверты с дисками были пронумерованы вручную. Именно на этих конвертах Курт впервые публично употребил альтернативное написание своего имени - «Курдт 1 Кобейн». Поскольку не за горами было Рождество, Курт раздал экземпляры этого диска в качестве подарков своим близким родственникам. «Я была очень 1 Курт придерживался такого написания вплоть до выхода «Nevermind», а порой и позже. Это поклон в сторону Курдта Вандерхуфа, гитариста абердинской трэш-металлической группы «Metal Church». рада и гордилась им, - вспоминает Мэри Эрл. - Засовывая пластинку "Love Buzz" в карман куртки, я засмеялась, увидев надпись на ней: "Почему бы тебе не сменить гитару на лопату?" Эти слова любил повторять отец Криста». Диск сопровождался пресс-релизом, который сочинил Курт: ПРИВЕТ, «Nirvana» - это группа из трех человек, явившаяся на свет из чрева гопнического городка лесорубов под названием Абердин (штат Вашингтон) и коммуны хиппи на Бейнбридж-Айленд. Несмотря на то что Курт (гитара, вокал), Крис (бас) и Чед (ударныle) всего лишь семь месяцев вместе, у нас уже выlшел сингл на «SиЬ Рор Records», один номер на сборнике «SиЬ Рор 200» и демокассета, а затем нас ждет полноценный альбом (в апреле), успех, слава и поклонение миллионов. Продавая свой пот в бутылках и волосы, мы уже стали caмыми успешными предпринимателями в истории, но в будущем у нас запланировано следующее: куклы, корки засохшей мочи, коробки для обедов и постельные nросmыни. Работая в npeкpaсных офисах всемирной штаб-квартиры «SиЬ Рор», наши талантлиВblе агентЬ! Брюс Пэвитт и Джонатан (так!)Поунмэн с пониманием относятся к группе. «NIRVANA» надеется на дальнейшнее сотрудничество с ними в будущем." МУЗblка «NIRVANA» похожа на: «Black Sabbath» с песнями «The Kпack», «Black Flag», «Led ZEP», «The Stooges» и немного на «Вау City Rollers». На нашу музыку наибольшее влияние оказали: «H.R. Puffnstuff»¹, «Морской мальчик»², разводы, наркотики, кассеты с записанными звуковыми эффектами, «The Beatles», «Young МаrЫе Giants»³, «Slayer», Лидбелли и Игги. 1 Верное написание - «Pufnstuf», американская телепрограмма 6О-х для детей, известная своими психоделическими образами и метафорами. 2 «Морской мальчик» - мультфильм 6О-х о приключениях мальчика, который мог дышать под водой, жуя «кислородную жвачку». з «Young Marble Giants» - минималистское валлийское трио, выпустившее в 1980 году свой единственный альбом, пугающий «Colossal Youth». Их солистка Элисон Уитон вышептывала слова под странную мелодию. Когда она пела о том, как девочка красит себе ногти, почти можно было услышать звуки опустевших валлийских деревень при угольных шахтах. Гитарист Стю- «NIRVANA» считает ОЧЕВИДНblМ, что андеграундная музыка заходит в тупик в своем развитии и все больше уступает крупным лейблам, которые преследуют только коммерческие интересы. Чувствует ли «NIRVANA» моральный долг искоренить это ужасное зло? Конечно же, нет! Мы хотим воспользоваться этой ситуацией и выжать из крупных шишек все до последнего и надеемся на то, что нам тоже удастся СЛОВИТЬ КАЙФ и ПОТРАХАТЬСЯ. СЛОВИТЬ КАЙФ и ПОТРАХАТЬСЯ. СЛОВИТЬ КАЙФ и ПОТРАХАТЬСЯ. Скоро цыпочки будут валиться перед нами штабелями. Скоро мы будем в вашем городе и попросимся к вам переночевать и воспользоваться плитой. Скоро мы будем петь на бис песни «Gloria» и «Louie Louie» на благотворительных концертах вместе со всеми нашими знаменитыми друзьями. 98101, штат Вашингтон, Сиэтл, 1103, 1-я авеню, 1932, «Sиb РОР», для «NIRVANA». Спасибо зa внимание. Сама же песня была монотонной, нарочито упрощенной. На фоне навзячивой бас-партии из семи нот Курт не переставал умолять, -выкрикивая.один и тот же рефрен: «Саn you feel mу love buzz / Саn you feel ту love buzz». Сдерживаемые эмоции, клаустрофобичная атмосфера - гитара лишь иногда спускалась с поводка, после чего взрывалась фидбэком. Сдерживаемая мощь - вот что было важно. После выхода сингла незамедлительно появились положительныe отзывы. - Осенью 1988 года мы выпустили сингл, И они сыграли несколько концертов вместе с «Mudhoney», - вспоминает Брюс Пэвип. - В то время больше всего для меня значили мнения двух людей - Чарлза Питерсона и Стива Тернера. Чарлз подошел кo мне через несколько дней после выхода сингла: «у меня вчера была арт Моксхэм позднее стал продюсером «Beat Happening». В 1992 году Курт включил «Colossal Youth» в число своих любимых 10 альбомов. «Я впервые услышал "Colossal Youth" за год до того, как мы выпустили "Bleach", - рассказывал мне Курт. - Я фанател некоторое время от их солистки, а кто не фанател-то?» Позднее «Hole» перепели песню «Giants» «Credit In The Straight World», которую Курт изначально застолбил для «Nirvana». вечеринка, мы включили "Love Buzz". Потом мы поставили ее еще раз. Мы играли ее всю ночь - больше ничего на вечеринке не было». Стив Тернер сказал: «Мы ездили в -турне с этой группой они великолепны. Курт Кобейн играл на гитаре, стоя на голове [11 февраля 1989, Сан-Хосе, штат Калифорния]». Я бы ни за что не поверил, если бы Чарлз не сфотографировал его тогда. Взгляните на эту фотографию! Все стало меняться, и очень стремительно, - продолжает Брюс. - Мы выпустили «Bleach» - реакция была просто ошеломительной, особенно учитывая тот факт, что «Bleach» был, по сути, всего лишь неплохим альбомом с парочкой отличных песен - «About А Girl» и «Blew». Его не назовешь блестящим, но у него была особенная магия, которая и покорила людей. В период между 1988-м и 1990-м годами просто стали появляться другие песни. Такие потрясающие изменения происходили как будто по волшебству. В самом начале центром внимания был вовсе не Курт Кобейн, а компанейский гигант, игравший на бас-гитаре, - Крист Новоселич. - Крист обладает потрясающей интуицией, - говорит Джонатан Поунмэн. - Его вклад в творчество «Niгvana» недооценивается. Он был единственным басистом, кто мог бы играть в этой группе. Курт писал очень хорошие песни, но именно благодаря Криту они обретали плоть и кровь. Крист не был просто довеском к Курту а такая точка зрения очень распространена. я: Запомнилось ли вам что-нибудь особенное на первом концерте Niгvana, на котором вы побывали? - Крист, - отвечает бывший гитарный техник «Niгvana» Эрни БэЙли. - Крист находился в центре внимания. Он был уморителен. Он показывал в лицах телевизионные шоу 70-х, пародировал персонажей «Деревенщины из Беверли-Хиллз». Я просто умирал со смеху. Парни из «Nirvana» наверное, такие же смешные, как и чуваки из «Mudhoney», - если рок-группа не только классно играет, но и хороша в жанре стенд-ап камеди, это, по мне, большой плюс. После первых концертов Курт мне не очень запомнился - просто гитарист с восхитительным голосом, чьи длинные светлые волосы постоянно падали на лицо. Звук его гитары, конечно, выделялся много скрипов и скрежетов из-за того, что гитара фон ила; но он не пытался этого избежать, наоборот, он всячески к этому стремился, добиваясь все новых звуков. Но больше всего запомнился Крист. - Крист был очень общительным, - вспоминает Брюс. - Он любил ходить на вечеринки. Он и Мэтт Люкин из «Мudhопеу» - эти парни были просто неистовыми. Основная часть любого турне это коммуникация, знакомство с людьми, налаживание контактов. Курт от природы был достаточно замкнутым и стеснительным. Поэтому Крист выполнял роль человека, завязывающего социальные связи, парня, с которым весело тусоваться. В частности, я помню, что он сумел оказаться на первом альбоме «Jапе's Addiction»¹. Он был очень прогрессивным. Но это не значит, что он был металлистом, а Курт - чувствительным панком. Дело было в социальной динамике. я: А что насчет Чеда? - Чед, мне кажется, был больше похож на Курта, - отвечает Пэвитт. - Очень чувствительный парень, деликатный, творческий человек. в декабре песня «Spank Thru» «Nirvana» вошла в бокс-сет «Sub Рор 200». 27 сентября в студии «Reciprocal» трек был заново сведен и записан поверх оригинальной версии «Blandest». Это странная песня, можно даже сказать, отрешенная: мешанина эмоций от рока 6О-х и речитативных фрагментов, приправленная сверху могучим ревом Курта. «Гранжевая» составляющая налицо - грязный гитарный звук, тяжелые ударные, дисторшн. Хотя, по правде говоря, это одна из самых слабых песен на том сборнике. Бокс-сет, изданный тиражом в 5000 экземпляров, состоял из 19 песен на трех 12-дюймовых ЕР-пластинках и буклета; все это было упаковано в простую белую коробку. Несмотря на то что сборник был рассчитан на Ceвepo--3апад, широта охваченных музыкальных стилей потрясала и опровергала утверждение о том, что «Sub Рор» являлся лейблом одного направления. Независимый поэт-битник Стивен Джесси Бернстайн соседствовал с неистовой поп-музыкой от «Beat Наррепiпg»;«Souпdgагdеп» со своей энергичной песней «Sub Рор Rock City», инспирированной «Kiss», высмеивали «позицию» Сиэтла; «Mudhoney» перепевали «The Rose» Бепи Мидлер с восторженным задором; «The Walkabouts» и Терри 1 «Jапе's Аddictiоп» - эстествующая готическая лос-анджелесская рокгруппа Перри Фаррелла; они выпустили два студийных альбома, в том числе напыщенный «Ritual de Lo Habitual» 1990 года, после чего распались из-за проблем с наркотиками. Ли Хейл переосмысливали сладко-горькие мелодии кантри; в жестком рубилове «Tad» заключалась как будто квинтэссенция ярости, фрустрации и боли тысячи жизней, которые должны окончиться смертью. «Screaming Trees» играли кислотный блюз. «Nights And Days» здесь напоминали группу, оказавшую влияние на «The White Stripes» в самом начале их пути, - «The Gories»l. «Fastbacks» играли поп - беспримесный и простой; «Girl Trouble» - чистый рок. - Моя философия «Sub Рор» заключается в следующем, говорил мне Пэвитт в то время. - Я три года работал в «Muzak» со многими из этих парней. Это была классическая корпоративная система. Начиналось все непринужденно и легко, но вскоре, как это всегда бывает в бизнесе, свобода выражения стала ограничиваться. И если восемь-десять часов в день вашу личную свободу ограничивают, наказывают за проявление творческого начала это значит, что вы ЖИEfете не в свободной демократической стране. Вы живете при режиме фашистской диктатуры. «Sub Рор» - это компания, созданная для поощрения свободы мысли. - Которая, конечно, зависит от менеджеров, - добавил Джонатан. - Отправляешься посмотреть на группу одного из друзей и думаешь: «Да, это круто». Мы очень редко позволяем себе идти на риск. Я рискнул с «Nirvana». В буклете было 14 страниц черно-белых фотографий от Чарлза Питерсона, никаких слов (кроме имен музыкантов или названий групп) - создавался неизгладимый визуальный образ длинноволосых музыкантов из Сиэтла и окрестностей образца 1988 года. Размытые линии движения; руки молотят воздух; фотографии гитар, в основном с живых выступлений - в руках у музыкантов; невероятно захватывающие, невероятно привлекательные. Пэвитт и Поунмэн поступили умно: поручив одному фотографу запечатлеть всех музыкантов, они создали такой яркий образ своего молодого музыкального сообщества, какой им не удалось бы создать и с помощью тысячи слов. я: Одно время, казалось, все группы, заключившие контракт c «Sub Рор», в обязательном порядке записывались у Джека Эндино и фотографировались у Чарлза Питерсона. Насколько намеренным это было? 1 Как и многие группы из Олимпии, детройтское гаражное трио Мика Коллинза «The Gories» не озаботилось nриглашением басиста.
5 N, 1569
- Более чем, - отвечает Брюс Пэвип. - Прежде всего, они оба делали свою работу великолепно. Я очень хотел создать индивидуальный стиль лейбла, держа в уме примеры «BLue Note» и «4АD»¹. Прекрасным примером служил «Factory»², поскольку там большое внимание уделялось и дизайну, и процессу производства. Я хотел перенять все это. Панк-музыка казалась очень разрозненной, очень расхлябанной - за исключением «SST». - Что касается графического образа, это было в основном видение Брюса, а также Джеффа Амента и Линды Оуэнс, нашего первого графического дизайнера, - говорит Джонатан. - Брюс изъяснялся очень просто. Он сразу же определял, что ему нравится и что не нравится в оформлении альбома. Брюс вспоминает, как он впервые оказался дома у Чарлза и увидел его огромные фотографии на стенах. - Все было именно так, - соглашается Джонатан. - Чарлз был основным компонентом, особенно в самом начале. Его фотографии - я ничего подобного никогда не видел. Снимки передавали саму суть этой музыки. Кроме того, они были отличного качества. Все было преувеличено: тяжелее тяжелого и максимально сексуально. По большому счету эти фотографии ЯВЛЯЛИСЬ противоположностью всему тому, что пользовалось популярностью в то время. Фотография «Nirvana» в буклете «Sub Рор 200» была сделана во время первой официальной фотосессии Питерсона с группой в начале того лета в Бейфнбридже. - Мы ехали по проселку, в магнитофоне играла кассета «5hocking BLue», - вспоминает Питерсон, - и занимались обычным «поиском натуры». Я ни хрена не представлял, как будет проходить эта фотосессия. Было неудобно, что Крист почти на две. головы выше каждого из двух других участников группы. Они выглядели очень клевыми, слегка хиппанутыми. Курт был немыт, застенчив и очень хрупок. В конце дня мы в итоге сделали фотографию в поле с засохшими цветами. Все чувствовали себя неловко по этому поводу. Но, хоть нам это и казалось тупостью, фотографии получились достаточно милые. 1 «TAD» - британский лейбл, давший приют бостонским группам «Pixies» и «Throwing Muses». Стилизованный, эстетский, по происхождению готический. 2 За дизайн обложки на манчестерском лейбле отвечал гениальный Питер Сэвил. - Шесть месяцев спустя после моего первого знакомства с ними они начали реально прогрессировать, - рассказывает Пэвитт. Поворотным моментом я считаю выступление в «Аnnех Theatre» на 4ой авеню. Хотя они и настраивали инструменты по пять минут после каждой песни - было в них нечто. Мой друг из Олимпии, Дэйв Тодд, присутствовал на этом концерте и сказал: «Они будут новыми “Beatles"». Неожиданная реакция, потому что я не мог понять, шутит он или говорит серьезно; мне кажется, что я думал тогда примерно то же самое - хотя они были очень молоды, неопытны и не могли даже нормально настроить инструменты. Там творилась какая-то магия, а я не мог к этому даже притронуться. - Реально я подсел на «Niгvапа» после вечеринки по поводу выхода диска «Sub Рор 200», - говорит Джеймс Бердишоу. Для продвижения альбома Джонатан и Брюс два вечера подряд, 28-29 декабря, устраивали вечеринки в клубе «The Underground», где выступали восемь их групп. «Niгvana» открывала первый концерт. Там было около сорока человек. Я стоял с открытым ртом Курт начал играть свои мелодии. Я этого не ожидал. Такого таланта я и.не подозревал в чуваке, который два месяца назад со своей группой «Squid Row» только и мог, что оpaть. Оставшийся вечер я не обращал внимания на другие группы; все, о чем я мог думать, - как же крута «Nirvana». Окрыленные реакцией на «Love Вuzz», Джонатан и Брюс начали разговоры о выпуске альбома. Но при одном условии: «Niгvana» придется оплатить все расходы по записи - сразу же. Курт понял, что ему нужен человек, который представлял бы интересы группы; он начал искать среди своих друзей кандидата, подходящего на роль менеджера.Он оставил свой выбор на Тэм Ормунд, составив для нее кассету с подборкой своей любимой музыки - «Вау City Rollers», «The Velvet Underground», «The Knack», «Soundgarden», «Blondie», «Metallica», «АС/DС», Redd Kross»¹- и предложил ей стать менеджером группы, несмотря на тс) что у нее не было никакoro опыта в этой сфере. Ормунд дали кучу дисков с «Love Buzz» и велели разослать их потенциально заинтересованным лицам. В это время - в конце декабря - «Niгvana» вернулась в студию «Reciprocal» для записи песен, которые войдут на их дебютный альбом «Bleach». 1 «Redd Kross» - лос-анджелесские братья, любители поп совой жвачки с извращенным чувством юмора.
Курт взял в библиотеке книгу Дональда Пассмана «Все, что вы должны знать о музыкальном бизнесе» и, прочитав ее, начал более настороженно относиться к богемному подходу Пэвитта к записи дисков. В результате однажды вечером пьяный Крист пришел к дому Пэвитта на Кэпитол-Хилл и потребовал, чтобы «Sub Рор» заключил с «Nirvana» контракт. 1 января 1989 года «Sub Рор» заключил с «Nirvапа» договор на три альбома в течение трех лет. Было достигнуто соглашение о том, что за первый год лейбл выплатит группе 6 тысяч долларов, за второй - 12 тысяч, за третий - 18. - Они спросили: «Мы платим за запись или за адвоката?» вспоминает Джонатан. - Мы пытались оттянуть дело насколько можно, потому что хотели сделать все сразу. Нам нужно было заплатить «ReciprocaL», но я не хотел подписывать контракт сам, потому что я ни хрена не понимал в этом. поэтому я взял книгу о музыкальном бизнесе, переписал оттуда какую-то хрень, которая звучала солидно, отксерокопировал и сказал: «Вот ваш контракт!» Чуваки, видимо так же смущенные, как и я, увидели числа; которые я там нацарапал, - около 30 ООО..долларов или что-то такое. Отлично! Мы подписали контракт на три вроде бы лонгплея. я: То есть вы впервые заключили контракт с какой-либо группой? – Ну…. вообще-то был еще контракт с «Soundgarden», но он не был оформлен до конца. Поэтому фактически - да, это был первый контракт¹. -я: Вся ли история об этом контракте правдива? Крист напился, постучал в вашу дверь и сказал: «Нам нужен контракт»? - Да, - отвечает Брюс. - Всё правда. И когда я вспоминаю сейчас то время, мне все это кажется божественным вмешательством, потому что это событие спасло «Sub Рор». Тогда договoры не заключали, а просто скрепляли рукопожатием, но кроме этого у нас попросту не была денег на адвоката. Мы не смогли бы подписать их еще какое-то время. Поунмэн очень хотел заключать контракты с группами. Мы разговаривали с несколькими мейджорами, Джонатан работал в таком стиле: «Пойдем-ка пообедаем и послушаем, что они нам скажут». А они обязательно говорили: «у вас должен быть контракт». " Божественное вмешательство состояло в том, что время всех действий совпало идеально. В тот вечер, когда ко мне пришел Крист, 1 На самом деле первый контракте «5иЬ Рор» заключила Джесси Бернстайн. меня не было дома. Я сидел у своего соседа и в какой-то MOM€HT подумал: «Пойду на свежий воздух». И в тот момент, когда вышел за дверь, заявился Крист. Если бы я вышел из дома минутой позже, мы бы не встретились, он проснулся бы на следующий день трезвым и, скорее всего, не стал бы угрожать избить меня, если мы не подпишем контракт. Большие вещи складываются из маленьких. В тот вечер Крист требовал контракт, он угрожал мне - огромный, пьяный И агрессивный. Я позвал Джона и сказал: «Надо подписать с этим чуваком контракт, потому что он нажрался. Придется это сделать». Крист был в комнате, когда я уговаривал Джона: «Достань контракт где хочешь. Этот чувак меня прибьет, ты понимаешь?» Джон пошел в библиотеку, отксерокопировал контракт из какой-то книги, замазал имена и вписал туда наши фамилии. Этот контракт был заключен без юриста и стоил нам всего 10 центов. Когда они подписали его в офисе, я подумал: «Этот момент может стать очень важным». Мы впервые подписали контракт с группой. Дополнение 1: «Тhrown-Ups» - «Thrown-Ups» даже и не собирались репетировать, но мы собирались отрываться по полной, как настоящая группа, - объясняет исполнявший роль гитариста Лейтон Бизер. - Мы никогда не репетировали, но держались так, будто мы самые крутые, и люди велись на это. Устраивали нам концерты. Потом сожалели об этом. И... эээ... записывали диски (смеется). Но затем чуваки из «Мudhопеу» решили заняться музыкой более серьезно и писать песни, поэтому я выкинул их из «Thrown-Ups». Ты играешь музыку, ты не работаешь над ней, так? Это, возможно, самый настоящий антикарьеризм, но эта идея близка идее джаза. Необязательно обходиться без репетиций, скорее не нужно слишком серьезно к ним относиться. Как только выкидываешь из головы мысль о том, что нужно репетировать, - больше для этого причины и нет. Играть музыку - весело, поэтому время от времени включаешь магнитофон' и - не репетируешь, а записываешься... Мы выступали в «Sсоundгеl's Lair». Большинство из нас были одеты в полиэстеровые халаты, какие носили наши мамы, но Эд [Фотерингем, вокалист] соорудил себе -костюм Кровавого Пердуна. Он привязывал большую бутылку кетчупа к животу горлышком вниз, делал дырку в джинсах и вставлял туда трубку, соединенную с бутылкой кетчупа; подходил к краю сцены, задирал задницу и поливал всех кетчупом! Это было отталкивающее зрелище... Как-то мы давали концерт незадолго до Рождества. Эд нам сказал: «Пусть это будет смешно, но я буду изображать младенца Христа, а вы будете тремя волхвами. Вот и все». Эд напился и ни хрена не сделал, так что, когда я пришел к нему забрать реквизит для концерта, ничего не было готово. У него были козлы, из которых он собирался сделать овец. Он обмазал их клеем и облепил ватными шариками. Я говорю ему: «Эд! Концерт через час! Где все остальное?» Он пошел в ванную, принес оттуда кусок ткани и проделал в нем дыру, чтобы я мог надеть его на себя. Потом он взял плотную бумагу, сделал большую конусообразную шляпу и сказал: «Ну все, теперь ты волхв-!» Мы прихватили ткань, еще два костюма волхвов и отправились на выступление. Концерт вышел настоящим пьяным спектаклем: Эд так напился, что не мог стоять. Публика реально была очень шокирована. В КОНце я подошел к своему другу и сказал: «Знаешь, по-моему, нам сегодня были не очень рады». Он ответил:,«Ну, я думаю, если наряжаешься как чувак из ку-клукс-клана, не стоит ожидать хорошего приема у публики. А Эд трахал овцу в задницу!» Фраза того дня: «Мы пытались сделать сценку о яслях, а получилась обыкновенная субботняя пьянка в Алабаме». Date: 2015-08-24; view: 426; Нарушение авторских прав |