Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Растормаживание причастий





 

 

I. Заполнить пропуски в предложениях словами:

 

ЛЕЖАЩЕЕ, ПЕРЕЛЕТАЮЩИЙ, ИДУЩАЯ, ПРЕГРАДИВШИЙ, ЛЕТЯЩИЙ, ПЕРЕПРЫГИВАЮЩИЙ, БРОСАЮЩИЙ, СПЕШАЩАЯ, ЕДУЩИЕ

 

Машины, ………..... со скоростью 40 километров в час. Машина, …………. движение транспорта. Бревно, ………… поперек дороги. Мяч, ……………. через стенку. Мальчик, ………………… через забор. Самолет, ………………… через горы и долины. Товарищ, ……………… на сцену цветы. Девушка, …………………. на встречу Нового года.

 

 

ПРОСЯЩИЙ, ПРОСЯЩИЙСЯ; ВОЛНУЮЩАЯ, ВОЛНУЮЩАЯСЯ; ОТПРАВЛЯЮЩИЙ, ОТПРАВЛЯЮЩИЕСЯ;

СТРОЯЩИЕ, СТРОЯЩИЕСЯ.

 

Песня, ………………… душу, доносилась из глубины сада. Пассажиры спешили на ………….. поезд. Человек, ……………. милостыню, был слеп. Мать, ……………. за судьбу сына, горько плакала. Дежурный по станции, …………….. поезд, дал сигнал. Здания ………………. по новому проекту, будут красивы и удобны. Мужчина, …………….. в отряд, был стар. Каменщики, …………….. дом, работают быстро и уверенно.

 

 

2. Заполнить пропуски подходящими по смыслу словами из скобок.

 

В городе разгорелся бой с упорно противником. Отряду, ……………… станцию, послано подкрепление. /защищающий, защищающийся/.

 

Девочка, ………………….. ребенка, чуть не перевернула санки. Ребенок, …………… в санках весело смеялся.

/катавший, катавшийся/.

 

Публика спешила на …………… легкоатлетические соревнования. Спортсмены, ……………….. соревнование, готовились к старту.

/открывающий, открывающийся/.

 

Путешественники с тревогой следили за дождем. Северный ветер, ……………….. мороз, постепенно стих.

/усиливавший, усиливавшийся/.

 

2. Любоваться …………… морем и ………….

в облака солнцем /бушующий, заходящий/.

Беседовать о ………………… в городе стадионе /строящийся/.

Пробирается сквозь …………….. в поле пургу /неиствующий/

Думать о………………… на дворе метели /разыгравшийся/.

Рассказывать о …………………. над городом урагане /промчавшийся/.

Разговаривать с ………………….. из похода туристом /возвратившийся/.

Наблюдать за ………………….… на вершину горы альпинистом /взбирающийся/.

Обрадоваться ………….. из командировки брату /вернувшийся/.

Подстрелить …………………. в деревню волка /забежавший/.

3. "Велосипедист, ……………… к своей …………раме, /пригнуться, дрожать/ несется, как осенний пестрый лист,

…………… вот этими ветрами". /подхватить/

Л.Мартынов

 

 

3. Замените слова в скобках нужными по смыслу словами, отвечающими на вопросы "КАКОЕ?", "КАКИЕ?", "КАКОЙ?"

 

Кругом лежит ………….. листва /опадать/.

Дремлю ………….. деревья /пожелтеть/. Прижались к земле …….. кусты /оголиться/. Молчит ………. лес /уснуть/.

 

 

4. Соотнесите слова по смыслу.

 

I/ крепнущая, подрастающее, борющийся, развивающееся, вдохновляющий, движущая.

 

Слова для справок: народ, дружба, хозяйство, поколение, пример, сила.

 

 

2/ проверенный, заслуженный, обдуманное, сбереженное.

 

Слова для справок: успех, путь, решение, время.

 

 

5. Измените выделенные слова по образцу:

 

Образец:

Мальчик, КОТОРЫЙ ПЛЫВЕТ - плывущий мальчик.

Мать, КОТОРАЯ ЖДЕТ - ждущая мать.

 

Хозяйка, КОТОРАЯ УБИРАЕТ -

 

 
 

Ученик, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ -

 

 
 

Балерина, КОТОРАЯ ТАНЦУЕТ -

 

 
 

Художник, КОТОРЫЙ РИСУЕТ -

 

 
 

Спортсмен, КОТОРЫЙ ПОБЕЖДАЕТ -

 

 
 

Заяц, КОТОРЫЙ БЕЖИТ –

 

 
 

 

6. Изменить данное в скобках слово по образцу:

Певец, /петь/ песню - певец, поющий песню.

 

Ученик, /решать/ задачу -

 

 
 

Женщина, /нести/ ребенка -

 
 

Мужчина, /колоть/дрова -

 
 

Ребенок, /читать/ книгу -

 
 

Лодка, /плыть/ по озеру -

 

 
 

 

 

Образец:

Лес, /омыть/ дождем - лес, омытый дождем.

 

 

Воздух, /наполнить/ солнечным светом

 

Запах, /испечь/ черного хлеба –

 

Человек, /лишить/ последнего слова -

 

Дворец спорта, /построить/ шефами –

 

/Сжать/ пересказ книги -

 

Ягоды, /принести/ сыном -

 

Образец:

Наш путь направлялся к едва /видеть/лесу.

Наш путь направлялся к едва видимому лесу.

 

 

………….…… изделие приобретало красивую форму, изящество, благородство.

 

Я смотрел на …………… катером гладь воды.

 

……………… на год планы помогают в работе учителю.

 

Слова для справок: разрезаемая, составляемые, обрабатываемые.

 

7. Заменить многоточия выделенными словами, изменяя их по смыслу.

Машины, ………….. в нашей стране, экспортируются во многие страны мира. /ВЫПУСКАЮЩИЙ, ШПУСКАЕМЫЙ/.

 

В концертах, ………………. по радио, выступают лучшие артисты.

/ПЕРЕДАЩИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ/.

 

В докладе, …………… на заседании, были интересные факты.

/СДЕЛАВШИЙ, СДЕЛАННЫЙ/.

 

После директора, ……………….. о работе завода, выступали рабочие. /РАССКАЗАВШИЙ, РАССКАЗАННЫЙ/.

 

Гости, ……………….. десятками людей, пошли к машинам.

/ОКРУШЩЙ, ОКРУЖЕННЫЙ/.

 

 

8. С данными словами составьте фразы по образцу.

 

Образец: Доклад прочитан

Слово: Книга, статья, произведение, две книга.

 

 

Образец: Библиотека открыта.

Слова: магазин, окно, собрание, дверь.

 

 

Образец: Задание проверено.

Слова: метод, работа

 

 

9. Вписать в предложения данное словосочетание, изменяя его по смыслу.

 

РАБОТАЮЩИЙ В СИБИРИ.

Сибирь - страна будущего. Для ученых, ………………. она открывает большие перспективы. Научно-исследовательские институты, ……………………...., решают важнейшие задачи развития народного хозяйства. В последнее время геологами, ………………………., открыты богатые месторождения.

 

ЖИВУЩИЙ В ДЕРЕВНЕ.

Я еду к брату, ………………….. Это письмо от брата, …………………. Я давно не видел брата, …………………….. Я часто рассказываю своему другу о брате, ……………... В этом году я отдыхал с братом, …………………….

 

Замените слово "брат" словами "сестра", "родители".

 

10. Из двух предложений составить одно, изменяя подчеркнутое слово по образцу.

Образец: Весело ЗАЗВЕНЕЛ звонок. Он возвестил о приходе друзей.

Весело зазвеневший звонок, возвестил о приходе друзей.

 

Воздух еще НЕ СТАЛ знойным. Он приятно освежает грудь.

 
 

 
 

 

 
 

Солнце еще НЕ ВОШЛО в силу. Оно греет бережно и ласково.

 
 

 
 

 
 

Холодный предутренний ветер ПРОГОНЯЛ остатки ночного тумана. Он трепал нашу одежду.

 
 

 

 
 

 
 

Слова для справок: вошедший, прогонявший, ставший.

 

11. Измените данные в скобках слова по образцу.

1.

Образец: Вокруг разливается аромат /скосить/ травы.

Вокруг разливается аромат скошенной травы.

 

Утром роса блестит в косых лучах слабо /греть/ солнца. На фоне берез и /покраснеть, трепетать/ осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. На росистой траве серебрится сеть паутины /лететь/ на фоне голубого неба.

 

Образец: В Поволжье прошли сильные грозы, которые сопровождались дождями. В Поволжье прошли сильные грозы, сопровождавшиеся дождями.

 

Тополя, которые были покрыты росой, наполнили воздух нежным ароматом. Пирог, который был испечен детьми, вышел на славу. Квартира, которую получили соседи, находится в лесной зоне.

 

 

12. Впишите в текст слова из скобок, изменяя их по смыслу.

На картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы" изображена ……………………… гроза /приближающаяся, надвигающаяся/. На ……………….. неба большая серая туча /потемневшее/. Она закрыла почти все небо. Солнца не видно. ………………………… ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь ………………………………..………….. /усиливающийся, налетевший, набежавший; виднеющуюся, желтеющую вдали или расстилающуюся золотистым ковром/. Перед нами ……………………………………. крестьянские ребятишки /испуганный/, …………………… от грозы /убегающий/. Они, очевидно, ходили в лес за грибами.

У девочки в …………………………… переднике много грибов /подвязанный у пояса/. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка, ………………………..………….. шею сестры руками /крепко обнявший/. Он боится хоть на минуту оторваться от нее. ………………………………сердце девочки, громко стучит: успеет ли она добежать до деревни, прежде чем яркая ……………………………………. молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром и хлынет дождь /замирающий от страха; сверкающая/. Одной ногой девочка уже на мостике, …………………………………….

/слегка прогнувшийся под тяжестью детей/.

Вот-вот разразится гроза.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 1121; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию