Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обеспечение деятельности персонала
Организация деятельности персонала вспомогательных служб. Фэсилити-менеджер ¾ специалист по организации деятельности персонала вспомогательных служб организации ¾ может работать и с персоналом уже имеющихся служб или привлекать на контрактной основе исполнителей из обслуживающих фирм. В последнем случае деятельность фэсилити-менеджера будет заключаться в следующем. 1. Выбор вариантов предоставления услуг: ■ обеспечение безаварийного функционирования тепло-, газо-, электросети, элементов системы водоснабжения и водоотведения; ■ проведение ремонтных и перепланировочных работ в офисе; ■ доставка элементов интерьера, оргтехники; ■ уборка помещений. 2. Юридическое оформление и организационное сопровождение договоров, контроль сроков выплат и качества исполнения. В России давно назрела потребность в профессиональном обслуживании помещений, но пока что немногие организации уделяют ей достаточно внимания. В лучшем случае попытки поднять качество содержания офисов сводятся к закупке импортных средств и оборудования, которые используются неграмотным персоналом и потому недостаточно эффективны. Вряд ли будет ошибочным вывод о том, что этот сектор обслуживания в России практически пуст, несмотря на то что многие фирмы готовы платить за качественную уборку фасадов зданий (например, сезонное мытье стекол) и внутренних помещений. Разделы и основные принципы эргономики. Эффективная работа любой организации зависит от эффективности работы его персонала. Важная роль среди мер по обеспечению эффективности труда в сфере управления принадлежит рациональной организации рабочих мест и созданию благоприятных условий труда, ведь от этого напрямую зависят показатели работоспособности и производительности труда, степень использования творческого потенциала, сохранение здоровья и продолжительность жизни работников управленческого труда. Для обеспечения эффективной деятельности персонала необходимо следование эргономическим принципам формирования рабочего пространства. Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 г., когда группа английских ученых организовала Эргономическое исследовательское общество. В СССР еще в 20-е гг. XX в. предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование ¾ «исследование человеческих факторов», а в ФРГ ¾ «антропотехника», но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин. Известно множество определений этого становящегося все более популярным термина. Одно из самых полных звучит следующим образом: эргономика ¾ научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. И раньше, и сейчас оптимизацией труда занимались специалисты разных направлений (гигиенисты, физиологи, психологи и др.), поэтому эргономика объединяет и дополняет знания, накопленные в других областях. Эргономика состоит из таких частей, как: ■ макроэргономика ¾ занимается исследованием и проектированием систем «человек ¾ общество», «организация ¾ система организаций»; ■ мидиэргономика ¾ изучает системы «человек ¾ коллектив», «коллектив ¾ машина», «человек ¾ сеть», «коллектив ¾ организация»; ■ микроэргономика ¾ посвящена разработкам на уровне «человек ¾ машина». Указанная дисциплина базируется на двух подходах: приспосабливание человека к работе и приспосабливание работы к человеку. Это отнюдь не одно и то же. Если в первом случае во главу угла ставится эффективность, то во втором решающим будет удобство (этот подход перекликается с другим направлением ¾ Usability Engineering, которое для краткости часто называют «юзабилити»). Это вовсе не означает, что высокоэффективная система обязательно будет неудобной, а удобная система ¾ неэффективной. Дело просто в расстановке акцентов.
Федеральный стандарт США от 2001 г. требует, чтобы каждый работодатель был готов предоставить сотрудникам основные сведения о том, какие нагрузки могут оказаться опасными для их здоровья и, в частности, вызвать синдром лучезапястного канала (заболевание, известное также как карпальный тоннельный синдром). В ответ на обращение сотрудников, испытывающих подобные нагрузки, работодатель обязан разработать полную программу претворения в жизнь требований эргономики. Эта программа должна предусматривать: ■ назначение ответственного за вопросы эргономики и извещение персонала об опасных нагрузках; ■ анализ факторов риска на конкретном рабочем месте и управление ими с последующим распространением опыта управления на все рабочие места, где сотрудники выполняют аналогичную работу; ■ обучение персонала, которое должно начинаться не позднее чем через 90 дней со дня получения сотрудниками должностных инструкций и повторяться каждые 3 года; ■ привлечение профессионалов в области здравоохранения для оценки ситуации и наблюдения за ее последующим развитием, а также для наложения ограничений на выполнение работ, небезопасных с эргономической точки зрения, до устранения неблагоприятных для здоровья факторов; ■ пересмотр программы по эргономике не реже чем раз в 3 года.
Эргономические стандарты в Российской Федерации: обеспечение нормального микроклимата и воздушной среды на производстве. Факторами метеорологических условий производственной среды являются: ■ температура воздуха; ■ относительная влажность воздуха; ■ скорость перемещения воздуха; ■ наличие теплоизлучений. Для обеспечения нормальных условий деятельности человека параметры микроклимата нормируются. Нормы производственного микроклимата установлены ГОСТ 12.1.005-88 ССПТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Они едины для всех производств и всех климатических зон. Параметры микроклимата в рабочей зоне должны соответствовать оптимальным или допустимым микроклиматическим условиям.Оптимальные условия обеспечивают нормальное функционирование организма без напряжения механизмов терморегуляции. При допустимых микроклиматических условиях возможно некоторое напряжение системы терморегуляции без нарушения здоровья человека. Параметры температуры, влажности и скорости движения воздуха регламентируются с учетом тяжести физического труда: легкая, средняя и тяжелая работа. Помимо этого учитывается сезон года: холодный период года характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха ниже +10°С, теплый период ¾ температурой от +10°С и выше. Для контроля метеоусловий используются такие приборы, как термометр, термограф и парный термометр, актинометр (при замерах напряженности излучений), психрометр или гидрограф (при измерении относительной влажности), анемометр или кататермометр (для замеров скорости движения воздуха). Вентиляция ¾ это комплекс устройств для обеспечения нормальных метеорологических условий и удаления вредных веществ из производственных помещений. В зависимости от способа перемещения воздуха вентиляция может быть естественной (аэрация) и механической; в зависимости от объема вентилируемого помещения ¾ общеобменной и местной. Общеобменная вентиляция обеспечивает удаление воздуха из всего объема помещения. Местная вентиляция обеспечивает замену воздуха в месте его загрязнения. По способу действия различают вентиляцию приточную, вытяжную и приточно-вытяжную, а также аварийную, которая предназначена для устранения загазованности помещения в аварийных ситуациях. Независимо от типа вентиляции к ней предъявляются следующие общие требования: ■ объем приточного воздуха должен быть равен объему вытяжного воздуха; ■ элементы системы вентиляции должны быть правильно размещены в помещении; ■ потоки воздуха не должны поднимать пыль и не должны вызывать переохлаждение работающих; ■ шум от системы вентиляции не должен превышать допустимого уровня. В основе устройства вентиляции лежитвоздухообмен, т. е. объем воздуха помещения, заменяемый в единицу времени L (м3/ч). Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП) 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» потребный воздухообмен определяется расчетным путем на основе условий удаления из воздуха данного помещения избыточных вредных веществ, теплоты и влаги. Механическая вентиляция распределяет воздух по всему производственному помещению. В общем случае в ее состав входят: воздухоприемное устройство, фильтр, калорифер, вентилятор и сеть воздуховодов. Естественная вентиляция производственных помещений осуществляется под воздействием разности температур наружного и внутреннего воздуха (тепловое давление) и ветра (ветровое давление). Расчет естественной вентиляции в соответствии со СНиП 2.04.05-91 заключается в определении площадей вентиляционных проемов здания. Для увеличения воздухообмена на крыше производственного здания устанавливают вытяжные шахты с дефлекторами, которые увеличивают воздухообмен за счет эффекта эжекции. Местная вентиляция используется для удаления выделяющихся вредных веществ. Она может быть вытяжной и приточной. Разновидностями вытяжной вентиляции являются защитные кожухи, вытяжные шкафы, кабины, аспирационные устройства. К приточной местной вентиляции относятся воздушные души, воздушные оазисы, завесы. Отопление предназначается для поддержания нормальных метеорологических условий в производственных помещениях. Система отопления необходима в помещении, где тепловые потери Qn превышают выделение теплоты от технологического оборудования Q, т. е. Qn > Q. Для обогрева помещений используют паровые, воздушные, водяные, электрические системы отопления. Нормализация зрительных условий труда. Освещение ¾ одно из важнейших производственных условий работы. Через зрительный аппарат человек получает порядка 90% информации. От освещения зависит утомление работающего, производительность и безопасность труда. Достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на суточный ритм физиологических функций организма человека. Практика показывает, что только за счет улучшения освещения на рабочих местах достигался рост производительности труда от 1,5 до 15%. Зрительный аппарат человека воспринимает широкий диапазон видимых излучений от 380 до 770 нм, т. е. от ультрафиолетовых до инфракрасных излучений. Для характеристики зрительных условий работы используются различные светотехнические показатели. Световой поток (F) ¾ это мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению. За единицу измерения светового потока принимается люмен. Сила света (J) ¾ характеризует плотность светового потока, т. е. отношение светового потока к телесному углу. Единицей силы света является кандела. Освещенность (Е) ¾ это плотность светового потока на освещаемой поверхности, измеряется в люксах (лк). Яркость поверхности (L) в данном случае ¾ это отношение силы света, отраженного от поверхности, к проекции ее на плоскость, перпендикулярную к отраженному лучу. Единицей яркости является НИТ (НТ), т. е. кандела на квадратный метр (кд/м2). Коэффициент отражения (р) ¾ это способность поверхности отражать световой поток. Фон ¾ поверхность, к которой прилегает объект различения. В зависимости от величины коэффициента отражения различают фон светлый, средний, темный. Контраст объекта с фоном определяется отношением разности яркости объекта и фона к яркости фона. Наиболее важную роль в трудовом процессе имеют такие функции зрения, как контрастная чувствительность, острота зрения, быстрота различения деталей, устойчивость видения и цветовая чувствительность. Наличие в поле зрения ярких источников света вызывает ослепленность и может привести к повреждению сетчатой оболочки. Ослепленность (Р) ¾ попадание в поле зрения ярких источников. Под остротой зрения понимается максимальная способность глаза различать отдельные объекты. При увеличении освещенности до определенного уровня растет и острота зрения. В прямой зависимости от уровня освещенности находится скорость зрительного восприятия, а также устойчивость ясного видения, под которой понимается способность глаза удерживать отчетливое изображение рассматриваемой детали. Наилучшие условия цветоощущения создаются при естественном освещении. Цвет влияет на другие зрительные функции. Так, острота зрения, скорость зрительного восприятия и устойчивость видения имеют максимум в желтой зоне спектра. При использовании прямого контраста (предмет темнее фона) зрительное утомление меньше, чем при обратном. Увеличение освещенности при прямом контрасте улучшает видимость, а при обратном ухудшает. В производственных помещениях предусматриваются следующие виды освещения. Естественное освещение ¾ используется в помещениях с постоянным пребыванием персонала; в зависимости от расположения световых проемов (фонарей) бывает: боковым, верхним, комбинированным. Искусственное освещение ¾ имеет место при работе в темное время; бывает общим (при равномерном освещении помещения), локализованным (при расположении источников света с учетом размещения рабочих мест), комбинированным (сочетание общего и местного освещения). Помимо этого, выделяют аварийное освещение (включаемое при внезапном отключении рабочего освещения). В этом случае освещенность внутри здания должна быть не менее 2 лк. Совмещенное освещение ¾ применяют в случае выполнения работ наивысшей точности. В соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» освещение должно обеспечить: ■ санитарные нормы освещенности на рабочих местах; ■ равномерную яркость в поле зрения; ■ отсутствие резких теней и блескости; ■ постоянство освещенности по времени; ■ правильность направления светового потока. Освещенность на рабочих местах и в производственных помещениях должна контролироваться не реже одного раза в год. Для измерения освещенности используется объективный люксметр («Ю-16», «Ю-116», «Ю-117»). Принцип работы люксметра основан на измерении с помощью миллиамперметра тока от фотоэлемента, на который падает световой поток. Отклонение стрелки миллиамперметра пропорционально освещенности фотоэлемента. Миллиамперметр проградуирован в люксах. Фактическая освещенность в производственном помещении должна быть больше или равна нормируемой освещенности. При несоблюдении требований к освещению развивается утомление зрения, понижается общая работоспособность и производительность труда, возрастает количество брака и опасность производственного травматизма. Низкая освещенность способствует развитию близорукости. Изменения освещенности вызывают частую переадаптацию, ведущую к развитию утомления зрения. Блескость приводит к ослепленности, утомлению зрения и может стать причиной несчастного случая. Нормы освещенности рабочих мест регламентируются СНиП 23-05-95. При установлении нормы освещенности необходимо учитывать: размер объекта различения (установлено восемь разрядов от 1 до УП), контраст объекта с фоном и характер фона. На основании этих данных по таблицам CНиП 23-05-95 определяется норма освещенности. При выборе источников искусственного освещения должны учитываться их электрические, светотехнические, конструктивные, эксплуатационные и экономические показатели. На практике используются два вида источников освещения. 1. Лампы накаливания ¾ просты по конструкции, быстро разгораются, но имеют низкую световую отдачу (количество излучаемого света на единицу потребляемой мощности) ¾ 13-15 лм/вт; у галогенных ¾ 20-30 лм/вт при небольшом сроке службы. 2. Газоразрядные лампы ¾ имеют световую отдачу 80-85 лм/вт, а натриевые лампы ¾115-125 лм/вт и срок службы 15-20 тыс. часов, могут обеспечить любой спектр. Недостатки газоразрядных ламп ¾ необходимость специального пускорегулирующего аппарата, длительное время разгорания, пульсация светового потока, неустойчивая работа при температуре ниже 0°С. Для освещения производственных помещений используются светильники, представляющие собой совокупность источника и арматуры. Назначение арматуры ¾ перераспределение светового потока, защита работающих от ослепленноcти, а источника от загрязнения. Основные характеристики арматуры ¾кривая распределения силы света, защитный угол, коэффициент полезного действия. В зависимости от светового потока, излучаемого светильником в нижнюю полусферу, различают светильники: ■ прямого света (n), у которых световой поток, направленный в нижнюю сферу, составляет более 80%; ■ преимущественно прямого света (Н) ¾ 60-80%; ■ рассеянного света (Р) ¾ 40-60%; ■ преимущественно отраженного света (В) ¾ 20-40%; ■ отраженного света (О) ¾ менее 20%. По форме кривой распределения силы света в вертикальной плоскости светильники разделяют на семь классов: Д, Л, Ш, М, С, Г, К. Защитный угол светильника ¾ это угол, который обеспечивает светильник для защиты работающих от ослепленноcти источником. Расчет искусственного освещения в производственном помещении ведется в следующей последовательности. 1. Выбор типа источников света. В зависимости от конкретных условий в производственном помещении (температура воздуха, особенности технологического процесса и его требований к освещению), а также светотехнических, электрических и других характеристик источников выбирается нужный тип источников света. 2. Выбор системы освещения. При однородных рабочих местах, равномерном размещении оборудования в помещении принимается общее освещение. Если оборудование громоздкое, рабочие места с разными требованиями к освещению расположены неравномерно, то используется локализованная система освещения. При высокой точности выполняемых работ, наличии требования к направленности освещения применяется комбинированная система (сочетание общего и местного освещения). 3. Выбор типа светильника. С учетом потребного распределения силы света, загрязненности воздуха, пожаровзрывоопасности воздуха в помещении подбирается арматура. 4. Размещение светильников в помещении. Светильники с лампами накаливания можно располагать на потолочном перекрытии в шахматном порядке, по вершинам квадратных полей, рядами. Светильники с люминисцентными лампами располагают рядами. Естественное освещение создается солнечным светом через световые проемы. Оно зависит от многих объективных факторов: времени года и дня, погоды, географического положения и т. п. Основной характеристикой естественного освещения служит коэффициент естественного освещения (КЕО), т. е. отношение естественной освещенности внутри здания к одновременно измеренной наружной освещенности горизонтальной поверхности. Естественная освещенность нормируется согласно СНиП 23-05-95. Для установления необходимого нормативного значения КЕО необходимо учесть размер объекта различения, т. е. разряд зрительной работы, контраст объекта различения и фона, а также характеристику фона. Помимо этого, принимается во внимание географическая широта местоположения здания (для этого используется коэффициент светового климата m) и ориентировка помещения по сторонам горизонта (с). При естественном освещении нормируется его неравномерность, т. е. отношение максимальной к минимальной освещенности . Чем выше разряд зрительной работы, тем меньше допускается неравномерность освещенности. Цветовое оформление оборудования и производственного помещения. В производственной среде цвет используется как средство информации и ориентации, как фактор психологического комфорта и как композиционное средство. Цвет оказывает влияние на работоспособность человека, на утомление, ориентировку, реакцию. Холодные цвета (голубой, зеленый, желтый) действуют на людей успокаивающе, теплые (красный, оранжевый) ¾ возбуждающе, темные ¾ оказывают угнетающее действие на психику. При выборе цвета, цветовом оформлении интерьера нужно руководствоваться указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования. Эти рекомендации содержатся в ГОСТ 26568-85 «Вибрация. Методы и средства защиты. Классификация» и ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ «Цвета сигнальные и знаки безопасности». Цветовое решение интерьера характеризуется цветовой гаммой, цветовым контрастом, количеством цвета и коэффициентами отражения. Цветовая гамма ¾ это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых для цветового решения интерьера. Она может быть теплой, холодной и нейтральной. Цветовой контраст ¾ это мера различия цветов по их яркости и цветовому тону. Цветовой контраст может быть большим, средним и малым. Количество цвета ¾ это степень цветового ощущения, зависящая от цветового тона, насыщенности цвета объекта и фона, от соотношения их яркостей и угловых размеров. При выборе цветового решения интерьеров нужно учитывать категорию работы, ее точность, санитарно-гигиенические условия. Значительная роль в интерьере принадлежит выбору коэффициентов отражения (Р) поверхностей. Потолки помещений окрашиваются в белый цвет или близкие к белому цвету, фермы, перекрытия окрашиваются в светлые тона, нижняя часть стен ¾ в спокойные тона (светло-зеленый, светло-синий), металлорежущие станки ¾ в светло-зеленый цвет, литейное оборудование ¾ в бежевый, термическое ¾ в серебристый, транспортные механизмы ¾ в зеленый. Согласно ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ «Цвета сигнальные и знаки безопасности», красный цвет используется для предупреждения о явной опасности, запрещении; желтый ¾ предупреждает об опасности, обращает внимание; зеленый ¾ означает предписание, безопасность; синий ¾ информацию. В желтый цвет окрашиваются тележки, электрокары; подъемные механизмы имеют желтые полосы на черном фоне, противопожарное оборудование покрывают красным цветом. В различные цвета окрашиваются трубопроводы, баллоны: воздуховоды ¾ в голубой, водопроводы для технической воды ¾ в черный, маслопроводы ¾ в коричневый, баллоны для кислорода ¾ в голубой, баллоны для углекислого газа ¾ в черный. Этим же ГОСТом введены знаки безопасности: ■ запрещающие; ■ предупреждающие; ■ предписывающие; ■ указательные. В офисе необходимы системы эффективного искусственного освещения, система кондиционирования воздуха, устройство звукопоглощающей облицовки стен, полов, перекрытий. Окна, защищенные занавесками, обуславливают ряд эргономических требований (связанных с психологией человека и физиологией труда). К ним относится возможности обзора окружающей местности и регулирования освещенности помещения. Обязательными условиями для нормального функционирования офиса являются обеспечение проветривания, поддержание низкого уровня шума, наличие переставных перегородок-экранов, цветочниц, удачное цветовое решение интерьера, наличие зоны для отдыха и беседы, аквариумов, флорариумов. Окраска стен и потолков, их отделка зависят от размеров и местоположения помещений и имеют цель зрительно улучшить их габариты. Стены помещений при членении горизонтальными или вертикальными полосами воспринимаются человеком как имеющие разный размер. Кроме того, вертикальные полосы создают впечатление движения, а горизонтальные ¾ покоя. Голубая стена зрительно отдаляется от человека, коричневая ¾ приближается, а желтая ¾ исчезает. Прочность сооружения подчеркивают темные и голубовато-серые цвета. Для узкого и длинного помещения целесообразно применять «прозрачные» перегородки, расчленяющие помещение. Чтобы сделать узкое помещение зрительно шире, можно на одной из длинных стен повесить встык большие зеркала. Целесообразно менять яркость цвета окраски стен в помещении в зависимости от освещенности той или иной стены. Так, стена, на которой находятся световые проемы окон, кажется намного темнее других стен помещения. Если помещение маленькое, то голубая и светло-зеленая краски как бы раздвигают стены, создают ощущение большего пространства, делают комнату свободнее. Коричневый и терракотовый (красновато-коричневый) цвета зрительно уменьшают помещение. Поэтому пропорции удлиненной комнаты можно зрительно улучшить благодаря окраске торцевых сторон в более темные цвета. Выбор колорита также зависит от климатических условий. Например, для помещений в районах с жарким климатом хороша гамма зелено-синих цветов различных оттенков в сочетании с теплым акцентом. То же самое относится и к помещениям, выходящим на солнечную южную сторону. Контраст нескольких светлых и темных полос или предметов создает впечатление интенсивности освещенности, что важно для недостаточно светлых помещений. Яркие и пестрые цвета любят женщины. Однако если помещение наполнено множеством ярких вещей, которые не создают цветовой ансамбль, то красота разрушается. Чтобы не создавалось ощущение пестроты, цветовая гамма должна состоять не более чем из четырех цветов. Важный фактор формирования ансамбля офиса ¾ нарастание силы цвета при движении от входа к главной комнате. Решающую роль в создании хорошего эффекта общей композиции играет вид от главного входа главной комнаты, способный повести вошедшего человека в нужном направлении. Замкнуть композицию лучше всего местом для беседы, обставленным красиво и со вкусом. Для зоны отдыха целесообразно сочетать интенсивный теплый зеленый цвет пола и стен с оранжево-красной и желтой мебелью. В настоящее время оформление офисов производится в основном по трем направлениям: 1) «екатерининский» стиль ¾ бордовая гамма цветов с золотым акцентом; в интерьере применяются гобелены, лепнина, филенчатая разбивка стен, хрустальные люстры, зеркала, мебель с овальными формами и бархатной обивкой; 2) «советский» стиль ¾ привычная спокойная бежевая гамма цветов, отделка с применением фанерованных древесно-стружечных плит, которыми выкладываются панели стен; в тон подбирается мебель с кожаной или суконной обивкой; 3) «европейский» стиль ¾ контрастные цветовые сочетания, например черно-белые; в поверхностях шкафов и в конструкциях мебели (ножки столов, кресел) применяется металл. Широко используется также обивка мебели под кожу. Предпочтительные цвета обивки ¾ черный, белый, фиолетовый, «металлик». Рабочее место менеджера ¾ это зона его трудовой деятельности, оснащенная необходимыми средствами труда. Понятие «организация рабочих мест» охватывает: ■ устройство и планировку служебных помещений и размещение в них рабочих мест; ■ планировку рабочих мест сотрудников; ■ оснащение рабочих мест необходимой мебелью и современными техническими средствами переработки информации. Основная задача рациональной организации рабочих мест ¾ создание максимального удобства для осуществления трудовой деятельности, освобождение работников от нерациональных перемещений и движений и за счет этого снижение затрат сил на выполняемую работу. Таким образом, экономия времени и сил работника ¾ главные критерии рациональности организации рабочих мест. Устройство и планировка помещений и рабочих мест. Устройство служебных помещений предполагает выбор для структурных подразделений или отдельных работников помещений рациональных форм, габаритов и размеров, а также планировку этих помещений и рабочих мест в них. Планировка служебных помещений включает в себя распределение структурных подразделений по комнатам, и такое размещение в них мебели и различного оборудования, которое предотвращает потери времени на лишние перемещения, обеспечивает экономное использование площади и сохранение здоровья работающих. Планировка служебных помещений определяется характером осуществляемой в них работы. При этом учитывается функциональная значимость структурного подразделения, содержание и технология выполнения работ, взаимосвязи работников в процессе труда. При планировке служебных помещений и размещении рабочих мест в них необходимо учитывать следующие рекомендации: ■ движение рабочего потока должно происходить без лишних возвращений и пересечений; ■ структурные подразделения и часто вступающих в деловые контакты работников следует размещать в непосредственной близости друг от друга; ■ шкафы, стеллажи и другое оборудование коллективного пользования необходимо располагать так, чтобы было удобно подходить к ним и пользоваться ими; ■ в помещении не должно находиться ничего лишнего, ненужного для работы; ■ площадь отдельных рабочих мест должна соответствовать санитарным нормам и специфике выполняемой работы; ■ подразделения, связанные с приемом сторонних посетителей (отдел снабжения, сбыта, отдел кадров), целесообразно размещать вблизи входов, лифтов или на первых этажах здания; ■ рабочие места сотрудников, связанных с приемом большого числа посетителей, следует размещать поблизости от входа в служебное помещение отдела, службы; ■ подразделения, услугами которых пользуются все другие подразделения (например, канцелярия), должны размещаться приблизительно на равном расстоянии от всех отделов; ■ рабочие столы целесообразно располагать перпендикулярно линии окон, так, чтобы свет падал слева (справа менее рационально, но допустимо, размещение работника лицом к окну нерационально, а спиной ¾ недопустимо); ■ рабочие столы не рекомендуется размещать вблизи отопительных приборов (в крайнем случае эти приборы должны быть закрыты специальными щитами). Рациональный вариант планировки рабочего места предполагает размещение средств и предметов труда в пределах зон, наиболее удобных для выполнения трудовых процессов (рабочих зон). Рабочая зона ¾ пространство на стационарном рабочем месте в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в пределах которых работник, не перемещаясь, может выполнять работу. Различают нормальную и максимальную зоны. Нормальная рабочая зона в горизонтальной плоскости ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев правой и левой рук, согнутых в локтевом суставе при свободно опущенном плече. Такая зона занимает около 1000 мм по фронту и 300 мм в глубину. Здесь располагаются наиболее часто используемые средства и предметы труда и выполняется основная работа. Максимальная рабочая зона в горизонтальной плоскости ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев полностью вытянутой руки человека. В зоне, где работник действует вытянутыми руками, располагаются реже используемые средства труда. Взаимоперекрываемая при этом площадь (для обеих рук) определяется дугой около 1500 мм по фронту и 500 мм в глубину. Обычно габариты стола принимаются несколько большими, чем максимальная зона досягаемости. Организация питания и отдыха работников. Руководитель пищевого комплекса, являющегося структурным подразделением организации, подотчетен фэсилити-менеджеру и несет ответственность за эффективность работы следующих секций: ■ кухня; ■ ресторан, буфет, мини-бары; ■ уборка и мойка посуды. Требования, предъявляемые к руководителю такого ранга, как директор пищевого комплекса, обычно включают не только его должностные обязанности, но и особые способности, знания и опыт, без которых эти обязанности выполнять просто невозможно. Анализ зарубежного опыта показывает, что руководитель пищевого комплекса должен иметь большой опыт работы и быть преданным своему делу. Опыт можно приобрести двумя путями: путем производственной практики в период обучения в специализированном колледже или последовательно работая во всех секциях пищеблока. В любом случае, это должен быть многообразный опыт работы на кухне хотя бы в течение 1-2 лет, затем необходимо по несколько месяцев поработать в снабжении, на складе, в секции мойки посуды. Очень полезно поработать хотя бы по году в ресторане, баре и в секции обслуживания конференций.
Национальная ассоциация ресторанов США сформулировала должностные обязанности управляющего пищеблоком, указав его функции, начиная с работы с кадрами и кончая вопросами санитарного состояния и безопасности. Наиболее важные из них следующие. 1. Работа с кадрами: ■ прием на работу; ■ инструктаж и обучение; ■ составление графика работы; ■ руководство работы с кадрами. 2. Управление финансовой деятельностью: ■ работа с бухгалтерией; ■ контроль над уровнем расходов. 3. Административная работа: ■ составление штатного расписания; ■ координация деятельности пищеблока с другими структурными подразделениями организации; ■ календарное планирование деятельности. 4. Управление маркетингом. 5. Оперативное руководство техническим обслуживанием, санитарным состоянием и обеспечением мер безопасности. 6. Управление производством: ■ проверка наличия и состояния отчетности о товарно-материальных запасах пищеблока; ■ проверка продуктов, доставляемых оптовиками; ■ инспекция обеденных залов, кухни, туалетов, кладовых и складских помещений; ■ ежедневная проверка отчетов служб о хищениях; ■ проведение инструктажа персонала относительно размера порций, контроль за отходами и т. п.
Зона отдыха персонала, без преувеличения, ¾ важнейшая зона в офисе. В зарубежной практике зоны отдыха планируют исходя из расчета 0,4-0,5 м2 на человека. Независимо от того, какое помещение отведено под зону отдыха, здесь нужно предусмотреть удобную мягкую мебель, на которой можно сесть в непринужденной позе, вытянув ноги, расслабиться. Непременный атрибут ¾ место, где можно попить чаю или кофе, перекусить. Это может быть небольшой бар, кафетерий или стол с самоваром. Прекрасно, если в другом помещении, относящемся к зоне отдыха, расположен тренажерный зал. Недостаток движения ¾ бич сотрудников офисов, и с этим надо бороться, в том числе с помощью правильного подбора мебели и оборудования всех помещений. Организация уборки помещений. К функциям фэсилити-службы в числе прочих относится уборка помещений. Повседневное поддержание в должном порядке огромного числа производственных помещений и помещений общего пользования требует большой ответственности и пунктуальности. Управляющему службой уборки в своей работе необходимо руководствоваться следующими правилами: 1) использовать людские ресурсы эффективно, чтобы добиться своевременного выполнения работы; распределять задания и распределять обязанности среди подчиненных; 2) стараться стандартизировать рутинные работы; 3) регулярно проводить инвентаризацию; 4) координировать работу своей службы с другими, особенно с административными и инженерно-эксплуатационными. К уборке помещений могут привлекаться как постоянные сотрудники, так и внештатные работники службы уборки (подрядчики) ¾ для проведения генеральной уборки, мытья окон и т. п. Управляющему этой службы следует: ■ руководить людьми, следить за оборудованием и поставками инвентаря; ■ обеспечивать чистоту и порядок в производственных помещениях и помещениях общего пользования; ■ вести отчетную документацию; ■ предотвращать несчастные случаи среди работников; ■ руководить службой в соответствии с финансовой политикой организации.
Date: 2015-08-24; view: 643; Нарушение авторских прав |