Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение фэсилити-менеджмента в современной экономике





Понятие фэсилити-менеджмента. За последние годы отечественный экономический лексикон преобразился кардинально. Совершенно естественно воспринимаются самые экзотические термины. И тем не менее такое устоявшееся на Западе понятие, как «фэсилити-менеджмент», сегодня остается практически неизвестным российской аудитории.

Это можно объяснить следующим образом. Для экономики советского периода была характерна концентрация внимания на производственной сфере. При этом на втором плане оставались вопросы, связанные с обеспечением основной деятельности.

Сегодня акценты расставлены по-другому. Переход к рыночной экономике, сопровождаемый ускоренным развитием постиндустриального общества, вызвал к жизни необходимость целенаправленно управлять процессами обеспечения основной деятельности в организациях непроизводственной сферы и в системах контроля над производством. Это, в свою очередь, требует нового подхода к управлению инфраструктурой организации. Эффективность работы, успешная реализация целей фирмы в значительной, а нередко ¾ в определяющей мере зависят от ее инфраструктуры, качества вспомогательных услуг, в совокупности составляющих систему обеспечения основной деятельности. Решить эту остро актуальную проблему можно путем формирования нового направления менеджмента управления инфраструктурой организации, ¾ соответствующего требованиям рыночной экономики и развивающейся непроизводственной сферы. Управление инфраструктурой компании относится к компетенции фэсилити-менеджмента (facility management). Данное направление представляет собой область сервисного менеджмента. Сервисный менеджмент, по мнению Б. Чернышева1, ¾ это философия управления, которая принципиально ориентируется:

1) на максимально возможное удовлетворение специфических потребностей конкретного клиента путем предоставления ему сервисного продукта (самостоятельной услуги или системы, объединяющей материальный продукт и сопутствующие услуги), обладающего определенным эффектом полезности, т. е. качеством, оцениваемым потребителем;

2) на создание в организации возможности и условий для производства такого продукта (обеспечение персоналом, материальными ресурсами, технологией);

3) на увязывание целей и интересов (выгоды) всех вовлеченных в процесс оказания услуги сторон (организации, клиентов, других групп интересов).

Этимология слова «фэсилити» восходит к латинскому facilitas ¾ «удобный», «благоприятный». Латинско-русский словарь [СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1909] определяет facilitas как «легкость», «удобоисполнимость», «готовность».

Согласно Вебстерскому экономическому словарю, facility ¾ что-либо разработанное, построенное, установленное с целью сделать возможным выполнение специфической функции по обеспечению определенных условий или услуг. Еще одно значение рассматриваемого понятия, приведенное в этом словаре, ¾ что-то, что обеспечивает более легкое выполнение какого-либо действия.

Следует отметить, что в современном русском языке слово «фэсилити» используется в основном в значении «удобства», к примеру при описании категории гостиниц. Так, сообщается, что в отеле есть номера с ванной, кухней и другими фэсилити. Или же (реже) термин встречается в более близком к современному английскому значению ¾ «подсобные помещения». Обычно в этом значении слово «фэсилити» употребляется в профессиональном сленге компьютерщиков и людей, работающих в инофирмах (так как это прямой перевод с английского языка).

В современном менеджменте английское facilities имеет несколько значений:

■ удобства, средства обслуживания, возможности;

■ оборудование, устройства;

■ сооружения.

Все эти понятия отражаются в словосочетании «инфраструктура организации». Но понятие «управление инфраструктурой организации» намного шире, чем это может показаться из перевода с английского словосочетания facility management. Действительно, управление инфраструктурой организации ¾ это управление недвижимостью, инженерной и социальной инфраструктурой фирмы, пространством и внешним видом здания. Именно поэтому служба управления внутренней инфраструктурой в крупных западных компаниях выглядит весьма внушительно.

В сочетании с другими словами facility образует целый ряд экономических терминов, помогающих уяснить отдельные аспекты этого понятия:

■ community facilities ¾ «районные предприятия бытового обслуживания»;

■ educational facilities ¾ «средства обслуживания учебного процесса»;


■ housing facilities ¾ «жилищные условия»;

■ office facilities ¾ «служебные помещения».

Существует целый ряд классических определений фэсилити-менеджмента. В главном они не противоречат друг другу. Фэсилити-менеджмент ¾ это интегрированное управление (планирование и мониторинг) инфраструктурой организации и предоставление услуг и средств, из которых должна складываться эффективная, гибкая и созидательная реализация целей организации в изменяющейся окружающей среде.

Составные части системы деятельности организации. Деятельность организации по производству товаров и услуг строится по определенной системе, состоящей из трех подсистем:

■ производительная подсистема ¾ выполняет работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты;

■ административная подсистема (дирекция, отдел кадров, общий отдел, юридическая служба, служба охраны труда, бухгалтерия и планово-экономический отдел) ¾ выдает решения, как именно должна работать производительная подсистема;

■ подсистема обеспечения производительной и административной подсистем ¾ состоит из подразделений, выполняющих необходимые для работы указанных двух подсистем функции. Как правило, подсистема обеспечения включает в себя службы, обеспечивающие жизнедеятельность организации: эксплуатация помещений, инженерных коммуникаций и прилегающих к зданию территорий; службы питания, приемов, охраны; спортивно-оздоровительные, транспортные, издательско-полиграфические службы и т. д. Следует отметить, что отдельные подразделения подсистемы обеспечения в одной организации могут быть составляющей частью производительной подсистемы в другой. В университете, например, типография выполняет обеспечивающую функцию, а в рамках коммерческого предприятия она может оказаться основой производительной подсистемы.

Обеспечение основной деятельности организации. Процесс производства организацией какого-либо продукта (услуги), представляющего реальную ценность для ее клиентов, является предметом исследования многочисленных разновидностей менеджмента (в зависимости от профиля организации). Так, производство вещественной продукции рассматривается в рамках производственного менеджмента, оказание государственных и муниципальных услуг находится в ведении государственного и муниципального управления, предоставление финансовых услуг ¾ предмет финансового менеджмента и т. д.

До настоящего времени процесс обеспечения производства продукции отечественным менеджментом практически не рассматривался. Это объясняется многими причинами, главные из которых ¾ гипертрофированное развитие промышленности и архаичная недооценка сферы услуг, характерная для советской и постсоветской политики экономического развития Российской Федерации. В силу сложившихся традиций понятия «организация» и «предприятие» до сих пор широко применяются как взаимозаменяемые. Излишне говорить о том, что подобное положение дел резко контрастирует с колоссальной ролью сферы услуг в современной экономике развитых стран, где бурный рост третичного сектора за последние десятилетия привел к подлинной «революции услуг». Сегодня в экономической теории и практике указанных стран акценты расставлены таким образом, что принято прежде всего задумываться о влиянии условий производства на само производство.


Существование развитой рыночной экономики и свободной конкуренции, борьба за долю на рынке и квалифицированный персонал заставили зарубежные компании обратить внимание на роль инфраструктуры в получении прибыли. Следствием этого стало появление на рынке труда такого специалиста, как фэсилити-менеджер. Последний благодаря своим знаниям в области эксплуатации и использования здания способен не только решить инфраструктурные проблемы, но и сэкономить значительную часть бюджета организации, эффективно используя как финансовые, так и материальные ресурсы.

Инфраструктура ¾ фундамент социального и экономического развития организации ¾ делает возможным функционирование всех производственных подсистем компании. Инфраструктура означает капиталовложения, ориентированные на будущее. Развитие общественной и внутрифирменной инфраструктуры в немалой степени будет содействовать достижению высокого уровня жизни и производительности труда.

Управление сервисными службами организации. Практически любая организация обладает солидным набором различных сервисных служб. Перечень служб хозяйственного подразделения университета, к примеру, достаточно внушителен. Структура служб гостиничного или больничного комплекса характеризуется, как правило, еще большим разнообразием.

Управление сервисными службами организации во многом сводится к координации усилий этих подразделений, выполняющих конкретные задачи. Все эти службы, заметно различающиеся между собой, должны тем не менее действовать не порознь, а как единый комплекс. Однако в подавляющем большинстве российских организаций существующие службы функционируют практически автономно, вне всякой координации друг с другом. Подчинение одному административному лицу (замдиректора по общим вопросам, проректору по хозяйственной части, управляющему делами и т. п.) не устраняет того факта, что каждая служба ревностно оберегает собственную «территорию». Вся сервисная часть организации в целом представляет собой достаточно механический набор служб, выполняющих свои узкопрофессиональные обязанности. А это одна из причин того, что многие направления и сферы деятельности организации на сегодняшний день ускользают из поля зрения сервисных служб. Они смогут полноценно выполнить свои задачи только в случае слаженного функционирования. Периодическое снижение внутренних издержек организации ¾ результат координации усилий различных сервисных служб ¾ составляет ключевой момент в работе специалиста по управлению службами обеспечения. Так, например, важными направлениями экономии внутренних непроизводственных затрат могут быть такие комплексные мероприятия, как: организация внутреннего пространства фирмы, обеспечение оптимальной конфигурации инженерных и информационных сетей, организация эффективного рабочего места, проведение конкурсов на выполнение ремонтных и эксплуатационных работ. Осознание хозяйственных служб как единого комплекса по обеспечению жизнедеятельности организации ¾ важное мировоззренческое изменение, которое еще только должно произойти в отечественном менеджменте.


Еще одна насущная проблема заключается в том, что до самого последнего времени в нашей стране не осуществлялась подготовка специалистов для работы в этой сфере.

Специализация фэсилити-менеджера. Функционирование хозяйственных служб как единого комплекса требует появления на отечественном рынке труда специалистов по управлению всей инженерной и социальной инфраструктурой организации, т. е. фэсилити-менеджера. Его не следует путать с завхозом. Фэсилити-менеджер ¾ это специалист, анализирующий альтернативы, оценивающий последствия их реализации, юридически оформляющий и организационно сопровождающий договоры.

Фэсилити-менеджер координирует физическое пространство вместе с людьми и работой в организации, сочетает лучшие управленческие принципы с наиболее распространенными профессиональными и техническими знаниями для обеспечения эффективной работы оборудования и людей. Фэсилити-менеджер отвечает за координацию всех усилий в планировании, проектировании и управлении зданием и его системами, в использовании оборудования с целью расширить возможности организации и, в конечном счете, помочь ей достичь успеха в постоянно изменяющемся мире.

Такой специалист нужен практически любой организации, располагающей собственной недвижимостью. Фэсилити-менеджеры требуются как крупным компаниям, так и небольшим офисам. Данная специальность универсальна. Во всех организациях, будь то гостиница, больница, университет, коммерческая фирма, госучреждение, существует набор сервисных служб по проведению встреч и переговоров, созданию дизайна помещений, управлению информационными и жизнеобеспечивающими системами офисов, организации питания, отдыха, охраны и т. п. В конечном итоге все усилия фэсилити-менеджера направлены на повышение эффективности деятельности организации.

Фэсилити-менеджмент представляет собой полноправную бизнес-функцию.

 

 

1 Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.

 

 







Date: 2015-08-24; view: 847; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию