Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели, Задачи и Критерии разработки управленческого решения
Цель разработки управленческого решения. Предпосылкой успешной деятельности предприятия служит эффективная организация и управление его ресурсами. Очевидно, что эти действия призваны обеспечить достижение целей и развитие предприятия на фоне подвижных факторов среды. Поэтому состав производственных и руководящих подразделений компании и связи между ними проектируются таким образом, чтобы иметь возможность продвигаться к намеченным ориентирам, несмотря на возникающие помехи ¾ внешние (повышение инфляции, снижение платежеспособного спроса, срывы поставок ресурсов, неплатежи потребителей услуг, обострение конкуренции на рынке и др.) и внутренние (рассогласование в движении материальных, информационных и других потоков на предприятии, отказы оборудования, нарушения технологической и трудовой дисциплины, конфликты в коллективе и др.). Между тем построение рациональной структуры предприятия ¾ это лишь необходимое условие его жизнеспособной деятельности. Достаточным же условием становится наполнение структуры компании ресурсными потоками (материально-техническими, энергетическими, трудовыми, информационными, финансовыми и др.) и создание такого режима их движения и накопления, который позволит преодолеть негативное влияние помех и добиться поставленных целей (что входит уже в задачу управления предприятием). Тем самым организация и управление органически взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя вместе целостную систему менеджмента предприятия. Исходя из этого, управленческая деятельность состоит в поиске и обеспечении выполнения решений, реализация которых отвечает стратегическим и тактическим намерениям предприятия в ожидаемой экономической ситуации. Вот почему каждое решение, с одной стороны, сохраняет в себе направленное движение к целям, а с другой ¾ обязано уменьшить или нейтрализовать отклонения от плановой траектории поведения фирмы. Эта задача ныне приобретает особую актуальность ввиду того, что предприятие испытывает влияние быстрых перемен, требующих от него не менее оперативного реагирования. Ускорение изменений в нашем окружении и побуждает повышать эффективность принимаемых решений, на что неоднократно обращали внимание авторитетные теоретики менеджмента1. В частности, И. Ансофф для характеристики степени изменчивости окружения компании вводит понятие турбулентности внешней среды, уровень которой определяется комбинацией следующих факторов: непостоянством рыночной среды, скоростью изменений, интенсивностью конкуренции, технологическими возможностями, покупательскими предпочтениями, давлением со стороны правительства и отдельных влиятельных групп2. Чем выше уровень турбулентности внешней среды, тем агрессивнее должно быть поведение предприятия на рынке, что имеет прямое отношение к его управленческим способностям. Стремительность этого процесса выливается в непрерывную коррекцию деятельности предприятия, осуществляемую благодаря планированию показателей его работы и наблюдению за поведением внешней и внутренней среды фирмы. Поскольку по прошествии времени появляется возможность для сравнения полученных фактически результатов с запланированными показателями, последующее управленческое решение учитывает происходящие в среде изменения и обеспечивает «вывод» предприятия на расчетную траекторию. В итоге цель разработки управленческого решения заключается в том, чтобы достигнуть намеченных целей благодаря анализу процесса деятельности и ресурсообеспечения компании и с учетом прогноза того, как в плановом периоде будут изменяться внешняя и внутренняя среда. Основные типовые задачи принятия решений (альтернатив). Среди характерных типов управленческих задач в работе предприятий выделяют3 следующие: упорядочение альтернатив ¾ ранжирование их по некоторому критерию (по степени важности, необходимости и др.); так, предприятие может определить наиболее выгодные для себя инвестиционные проекты и менее привлекательные в зависимости от их будущей доходности; распределение альтернатив по классам решений ¾ соотнесение их с классами лучших, посредственных и т. д. альтернатив; например, отбраковка при планировании производства явно не пользующихся спросом видов продукции в отличие от товаров-лидеров; выделение лучшей альтернативы ¾ поиск предпочтительной альтернативы из набора возможных. В частности, это может быть отыскание самого высокоприбыльного плана производства продукции (услуг, работ и т. д.) среди допустимых вариантов плана. Последние задачи обычно и составляют основной предмет изучения теории принятия решений, и потому их стоит рассмотреть подробнее. Критерии выбора решения. Выбор предпочтительного решения из множества возможных исходит из того, что существует мерило, оценивающее каждое решение и сообщающее о том, лучше оно или нет по сравнению с другими решениями. Такой измеритель определяет степень пригодности рассматриваемого решения с точки зрения достижения целей предприятия и указывает на наиболее выгодное решение, ввиду чего он и называется критерием выбора решения. Тем самым критерий выбора решения представляет собой показатель, обосновывающий принятие того или иного решения. В литературе также можно встретить тождественные по смыслу понятия: показатель эффективности, качества, оптимальности. Выраженный в математических символах, такой критерий носит название целевой, или критериальной, функции. В содержательном аспекте критерий ¾ это приоритетный для деятельности предприятия экономический показатель; например, выручка от реализации продукции (услуг, работ и т. д.), прибыль от продажи продукции, затраты на изготовление продукции, доля продукции предприятия на рынке, конкурентоспособность продукции и др. Обычно различают количественные критерии, допускающие естественное численное измерение, и качественные критерии, которые не могут быть выражены непосредственно в цифровой форме и потому оцениваются косвенным образом. Среди первых ¾ натуральные (например, количество изготовленной продукции в штуках, тоннах и т. п.) и стоимостные (выручка, затраты, прибыль и т. д. в денежных единицах) показатели. Среди вторых ¾ социально-психологические параметры, конкурентоспособность продукции и др. Для выполнения формализованного анализа качественные критерии с помощью экспертного оценивания приобретают численную меру, что дает возможность вводить и обрабатывать такую информацию наряду с количественной и находить обобщающее решение. Между тем в процессе принятия решения иногда приходится прибегать более чем к одному критерию выбора (многоцелевые, или многокритериальные, задачи), что отвечает сложному характеру социально-экономических систем. Так, предприятие может стремиться к наращиванию объема продаж продукции и одновременно с этим к повышению ее конкурентоспособности, вследствие чего постановка задачи становится двухкритериальной. Экономические задачи принятия решения чаще всего формулируются как экстремальные, отражая необходимость поиска экстремума критериальной функции ¾ минимума или максимума ее значения (в зависимости от характера критерия). Решения, полученные с помощью применения оптимизационных экономико-математических методов, называются оптимальными. Следует заметить, что наряду с традиционной постановкой задачи максимизации извлекаемой прибыли в настоящее время развивается и другой подход, вытекающий из психологии и раскрывающий ориентацию предприятий на некоторый уровень удовлетворенности. По этому поводу Г. Саймон пишет: «Если мы хотим объяснить поведение на основе этой теории, мы должны полагать, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного уровня продаж. Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации»4.
Примечательно, что цель большинства западных сервисных фирм ¾ максимизация доходов, поскольку минимизация издержек, свойственная промышленным предприятиям, для фирм утрачивает актуальность из-за ее слабой зависимости от места расположения5. В этом отношении и управление прибылью рассматривается фирмами также в рамках задачи максимизации дохода или объема выработки продукции, ограниченной по объему в заданный период времени.
Критерии выбора из-за объективной взаимосвязи и разнонаправленности изменений могут противоречить друг другу, т. е. удовлетворение решения одному (одним) из них повлечет за собой недостижимость другого (других) критерия (критериев). Например, в упомянутой выше двухкритериальной постановке задачи максимум объема продаж продукции не всегда может быть получен при условии максимизации общей конкурентоспособности выпускаемой продукции, и наоборот. Подобный набор «трудно совмещаемых» критериев придает задаче конфликтный характер, ввиду чего такие задачи носят название конфликтных. Поиск решения в такой ситуации часто приводит к выбору компромиссного варианта, удовлетворяющего в определенной мере всем учитываемым критериям. При этом степень компромисса является регулируемой и может варьироваться аналитиком, что позволяет находить взвешенное решение. Приступая к задаче поиска наилучшего решения, следует тщательно обосновать и умело формализовать критерий или группу критериев, поскольку от этого зависит правильность разработки решения и успех деятельности предприятия.
1 Акофф Р. Планирование будущего корпорации // пер. с англ. М.: Сирин, 2002. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения // пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 2 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 315-316. 3 Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений: учеб. М.: Логос, 2000. 4 Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 55. 5 Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
Date: 2015-08-24; view: 806; Нарушение авторских прав |