Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление запасами в сфере услуг
Значение управления запасами. В менеджменте современных организаций все больше внимания уделяется управлению запасами. Запасы составляют значительную часть активов любого производственного и торгового предприятия. Однако и предприятия сферы услуг не могут обойтись без материальных запасов. В предыдущих разделах говорилось о практическом отсутствии на рынке «чистых» товаров или услуг. С одной стороны, сегодня покупателю предлагается не только товар как материальный объект, но и услуги, связанные с его приобретением (комплектация, маркировка, доставка товара в точном соответствии с требованиями заказа, гарантийное обслуживание и т. п.). С другой стороны, в сфере обслуживания, где потребитель получает желаемую пользу непосредственно в процессе оказания услуги, чаще всего невозможно обойтись без определенных товаров. Например, услуги парикмахерских невозможны без потребления таких товаров, как бальзамы, гели, шампуни, лаки. Ресторан не сможет функционировать без продуктов, напитков, посуды, столовых приборов и т. п. Таким образом, запасы играют существенную роль и в функционировании организаций сферы услуг. В то же время значение запасов зависит от доли материальной составляющей в предлагаемой услуге. Так, трудно переоценить роль материальных запасов в деятельности автозаправочных станций, теплоснабжающих предприятий, в общественном питании. Немалое значение имеет наличие запасных частей в транспортных организациях и на предприятиях по ремонту бытовой техники. В деятельности медицинских учреждений большую роль играют имеющиеся в распоряжении медикаменты, средства ухода и продукты питания. В то же время ряд организаций сферы услуг, такие, как образовательные учреждения, туристические, консалтинговые, юридические, аудиторские фирмы, могут успешно работать при минимальных материальных запасах или вообще при их отсутствии. Место управления запасами в системе менеджмента организации, оказывающей услуги, определяется именно ролью разнообразных материальных предметов в процессе обслуживания клиентов. Управление запасами связано с высокими рисками. Отсутствие нужного ассортимента запасов может вызвать снижение объемов продаж услуг. Нехватка необходимых запасов может повлечь за собой остановку процесса обслуживания, что в свою очередь приводит к росту расходов и снижению объемов продаж. Однако чрезмерные запасы также создают проблемы для предприятия: растет потребность в складских помещениях, в оборотном капитале, увеличиваются затраты на страхование и хранение запасов (а в некоторых странах и налоги), возникают убытки из-за устаревания и утраты части стоимости хранимых товаров. Поэтому запасы ¾ один из факторов, определяющих политику фирмы и ее возможности в обслуживании. Несмотря на сказанное выше, многие фирмы не уделяют должного внимания управлению запасами, что приводит к большим затратам капитала, чем это могло бы быть при обоснованных расчетах потребности в наличных запасах. Понятие материальных запасов. Запасы относятся к ключевым понятиям в логистике. Общепризнанная формулировка сводится к следующему: материальные запасы ¾ это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственного назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления1. Основная цель запасов ¾ создание определенного буфера между последовательными поставками товаров и исключение непрерывных поставок. Создание запасов связано со стремлением предприятий обеспечить себе хозяйственную безопасность, а также гибко и оперативно реагировать на колебания спроса и предложения. Основные причины создания материальных запасов в сфере услуг: ■ возможность колебания спроса ¾ спрос на услуги редко можно точно предсказать, поэтому, если не иметь достаточного запаса товаров, необходимых для оказания услуги, предприятие может оказаться в ситуации, когда оно не сможет удовлетворить весь платежеспособный спрос; ■ вероятность нарушения установленного графика поставок ¾ в этом случае запас нужен для того, чтобы не остановился процесс обслуживания; ■ сезонные колебания спроса и производства ¾ например, сельхозпродукты создаются в основном осенью, а потребление происходит круглый год, поэтому приходится делать запас таких товаров; ■ скидки при покупке крупной партии товара; ■ рыночная спекуляция ¾ цены на некоторые товары могут резко возрастать, поэтому предприятия, предвидевшие такой рост и сумевшие сделать запас этих товаров, могут увеличить свою прибыль; ■ издержки на размещение и доставку заказа ¾ складываются из расходов административного характера, связанных с поиском поставщика, проведением переговоров и т. п., а также из расходов на транспортировку заказа; эти издержки можно снизить при увеличении объема заказываемой партии и, следовательно, увеличении запаса; ■ необходимость снижения издержек, связанных с единицей услуг, ¾ при оказании услуг (например, ремонтно-строительных) в небольших объемах запасы и связанные с ними затраты будут небольшими, однако возрастают расходы, связанные с организацией выполнения каждого заказа; при выполнении крупных заказов накладные расходы делятся на большее число единиц работ, и себестоимость может снизиться в большей степени, чем возрастут затраты, связанные с ростом запасов; ■ минимизация простоев оборудования ¾ при поломках оборудования отсутствие запасов запасных частей может привести к простоям оборудования, особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом работы; ■ повышение скорости обслуживания потребителей ¾ наличие запаса позволяет быстрее выполнить заказ покупателя, так как в том случае, когда требуемого товара нет в наличии, требуется время на его производство или закупку; в современных же условиях скорость обслуживания ¾ важный фактор конкурентоспособности фирмы; ■ упрощение процесса управления ¾ наличие запасов на различных стадиях обслуживания клиентов позволяет снизить требования к согласованности процессов на различных участках и уменьшает издержки на организацию деятельности. Все эти причины заставляют предприятия создавать запасы, так как при их отсутствии снижается прибыль. Однако объем запасов не должен превышать определенной величины, которую называют оптимальным размером запаса. Следует отметить, что логистические технологии позволяют без увеличения запасов достигнуть тех же производственных или торговых результатов. Например, сокращение времени доставки товаров может потребовать значительно меньшего страхового запаса. Классификация материальных запасов производится по нескольким признакам2. По месту нахождения все запасы делятся следующим образом: ¾ производственные запасы ¾ создаются на разных стадиях деятельности организации и предназначаются для внутреннего потребления, обеспечивают бесперебойность процесса обслуживания; к этому виду запасов относят, например, продукты, поступившие в ресторан, но еще не использованные и не подвергнутые обработке; ¾ товарные запасы ¾ представляют собой готовую продукцию; к таким запасам относятся, например, приготовленные блюда в кафе и ресторанах. По назначению (по исполняемой функции) товарные и производственные запасы разделяются: ¾ на технологические ¾ обусловлены особенностями технологического процесса, движутся из области закупок по всей производственной области, поступая в сбытовую область; ¾ текущие (циклические) ¾ это запасы объемом в один заказ или группу заказов в пределах одного цикла обслуживания; представляют собой основную часть производственных и товарных запасов и обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса; ¾ подготовительные ¾ часть производственных запасов, выделяется тогда, когда их нужно дополнительно подготовить перед использованием в процессе оказания услуги (например, сушка лесоматериалов перед использованием для изготовления оконных рам); ¾ страховые (буферные, резервные, гарантийные) ¾ служат для компенсации случайных колебаний спроса или срыва поставок; размер страховых запасов ¾ величина постоянная, в нормальных условиях страховой запас является неприкосновенным; ¾ спекулятивные ¾ создаются для компенсации возможных изменений ситуации с продукцией, например для компенсации колебания цен; ¾ сезонные запасы ¾ связаны с сезонными колебаниями ситуации со сбытом и поставками, должны обеспечить нормальную работу предприятия во время сезонного перерыва в основной деятельности, потреблении или транспортировке товаров и материалов. Как производственные, так и товарные запасы могут относиться к любой из указанных разновидностей. По времени выделяют различные количественные уровни запасов3: ¾ максимальный желательный запас ¾ это экономически целесообразный в данной системе управления запас, служит ориентиром для расчета объема заказа; ¾ пороговый уровень запаса ¾ используется для определения времени выдачи очередного заказа; ¾ страховой (гарантийный) запас ¾ аналогичен страховому запасу в предыдущей классификации и предназначен для непрерывного снабжения в непредвиденных ситуациях; ¾ текущий запас ¾ соответствует уровню запаса в любой момент времени. Помимо перечисленных групп и разновидностей запасов существуют также неликвидные запасы ¾ длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются в результате ухудшения качества товаров и морального износа. К неликвидным запасам относят также неиспользуемые запасы, которые состоят из товаров, предназначающихся для уже не оказываемых услуг. Этот вид запасов сложно включить в приведенные выше классификации. Иногда к отдельной группе относят запасы в пути ¾ запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время нахождения запасов в пути регламентируется договорами между поставщиками и потребителями, а также утвержденными нормативами сроков доставки для различных видов транспорта. Контроль над состоянием запасов. Расходование запасов обычно определяется спросом, а скорость расходования не зависит от решений лица, управляющего запасами, поэтому основное внимание должно уделяться поступлению запасов. По существу, речь идет о двух решениях: 1) о времени, когда выдавать заказ на пополнение запаса; 2) об объемах заказа. Для того чтобы производственно-сбытовой процесс протекал максимально эффективно, необходимо отслеживать и регулировать фактический уровень запасов. Это объясняется тем, что выход фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запасов, приводит к повышению издержек. При уменьшении запасов ниже установленных норм может возникнуть дефицит и связанные с ним потери, а превышение норм ведет к омертвлению капитала и повышению издержек хранения. Совокупность действий по изучению и регулированию запасов с целью выявить отклонения от норм запасов и принять оперативные меры к ликвидации этих отклонений называется контролем над состоянием запасов. Существует ряд систем такого контроля, которые могут быть классифицированы по различным признакам. Основные системы контроля над состоянием запасов: 1) система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами; 2) система управления запасами с фиксированным размером заказа. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами, как ясно из названия, заказы делаются в строго определенные моменты времени ti, отстоящие друг от друга на равные интервалы Т (например, раз в неделю, раз в десять дней). Интервал времени между заказами определяется на основе расчета оптимального размера заказа, который позволяет минимизировать совокупные затраты на хранение и выполнение заказа. Оптимальный размер заказа рассчитывается по формуле Р. Уилсона: где ОРЗ ¾ оптимальный размер заказа, шт.; A ¾ затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.; S ¾ потребность в заказываемом продукте, шт.; i ¾ затраты на хранение единицы заказываемого продукта руб./шт. В идеальном случае, а именно в условиях стабильного спроса, размер заказа постоянен и равен оптимальному. Поскольку срок поставки также предполагается постоянным, к моменту поступления новой поставки размер запаса равен страховому запасу. В реальных ситуациях спрос не является стабильным, и на момент заказа состояние запасов может быть различным. При этом в случаях скачка спроса или задержки поставки потребность может обеспечиваться за счет страхового запаса. Страховой запас восполняется в ходе последующих поставок через перерасчет размера заказа таким образом, чтобы поставка увеличила запас до максимального желательного уровня. Поскольку в данной системе момент заказа заранее определен и не меняется, основным рассчитываемым параметром является размер заказа. Расчет проводится по формуле РЗ = МЖЗ - ТЗ + ОП, (23.5) где РЗ ¾ размер заказа; МЖЗ ¾ максимальный желательный запас; ТЗ ¾ текущий запас; ОП ¾ ожидаемое потребление за время поставки. Таким образом, при точном прогнозировании ожидаемого потребления за время поставки ожидаемая поставка пополняет запас до максимального уровня. Следует отметить, что такая система не исключает возможности дефицита. Дефицит может возникнуть при резком скачке спроса или при непредвиденном запаздывании очередной поставки. Данная система наиболее эффективна при потребности в многономенклатурных запасах, когда имеется возможность варьировать партии поставки, а транспортно-заготовительные расходы относительно невелики. В системе управления запасами с фиксированным размером заказа постоянной величиной является размер заказа. Он строго фиксируется и не меняется ни при каких обстоятельствах. За основу расчета размера заказа берется его оптимальная величина (по формуле Р. Уилсона) с учетом корректировки на скорость выполнения заказа. В данной системе возможны два варианта: периодическая проверка состояния запасов и непрерывная проверка. В системе с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запасов решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что текущий запас в момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому значению. В противном случае принимается решение не заказывать. В системе с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запасов решение о заказе принимается в момент достижения запасом порогового уровня, т. е. тогда, когда фактическое значение запаса опускается до заданной величины, называемой точкой заказа. Точка заказа ¾ это параметр, используемый в системах контроля за состоянием запасов и обозначающий нижнюю границу запаса, при достижении которой необходимо разместить заказ на поставку. После подачи заказа запас будет продолжать уменьшаться до момента поставки, причем он не должен выходить за пределы страхового запаса. В случае резкого возрастания спроса удовлетворение последнего осуществляется за счет именно страхового запаса. Такой вариант управления запасами иногда называют «двухбункерной» системой, поскольку запас хранится как бы в двух емкостях ¾ бункерах. В первом ¾ для удовлетворения спроса в течение периода от момента поставки до момента заказа, во втором ¾ в течение периода от момента заказа до даты поставки. Указанные системы базируются на фиксации одного из двух возможных параметров ¾ размера заказа или интервала времени между заказами. Этих систем вполне достаточно, когда запасы потребляются равномерно и без отклонения от запланированных показателей. Однако на практике встречаются более сложные ситуации. Например в условиях резких колебаний спроса или при систематических сбоях в поставках описанные выше системы неэффективны, так как требуют наличия значительного объема запасов. В таких случаях могут использоваться другие системы управления запасами, например, система управления запасами с двумя уровнями (система «минимум - максимум») или система с фиксированной периодичностью пополнения запасов до максимального уровня4. Правильный выбор системы управления запасами значительно повышает эффективность логистической системы. Обязательное условие такого выбора ¾ знание основных различий между системами, их преимуществ и недостатков. Системы с непрерывной проверкой состояния запасов позволяют организации эффективно и без дефицита работать в условиях низкого объема запасов, что снижает затраты на хранение и долю омертвленного в запасах капитала. Главный недостаток таких систем ¾ необходимость постоянного контроля размеров запаса. Поэтому данные системы наиболее целесообразно применять в следующих условиях: ■ когда возможны большие потери от отсутствия запасов; ■ когда велики затраты на содержание запасов; ■ когда высока неопределенность спроса.
1 Гаджинский А. М. Логистика: учеб. ¾ 3-е изд., перераб. и доп. М.: Маркетинг, 2000. 2 Логистика: учеб. / под. ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра-М, 2001. 3 Логистика: учеб. / под. ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра-М, 2001. 4 Логистика: учеб. / под. ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра-М, 2001.
Date: 2015-08-24; view: 749; Нарушение авторских прав |