Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение, печать, наука





Глубинной основой культурного прогресса было развитие просвещения. Народ получал начальное образование в школах двух типов — земских и церковных. Обучение здесь длилось от двух до шести лет. В земских школах преподавали учителя со специальным образованием; рядом со школами земства старались устраивать библиотеки, народные читальни, книжные склады. В церковных школах обычно учительствовали священник и его помощники — дьякон, псаломщик; главное внимание здесь уделялось не столько обучению, сколько воспитанию.

В деле просвещения народа были достигнуты немалые успехи.

Число начальных школ выросло за 1894-1906 гг. с 32 до 93 тыс. В 90-е годы ряд земств поставил вопрос о введении всеобщего начального обучения; в 1906 г. правительство внесло соответствующий законопроект в Государственную Думу. Но проблема так и не была решена. Помешали соперничество между земской и церковной школой, недальновидность и медлительность правительства, а главное — нехватка средств. Россия тратила на народное просвещение (в расчете на душу населения) в 14 раз меньше чем США, в 8 раз меньше, чем Англия и Германия. Около половины детей школьного возраста не имели возможности учиться. И хотя доля грамотных в России выросла за 1897-1917 гг. с 21 до 31%, это не соответствовало ни уровню европейских стран, ни потребностям России.

Довольно разветвленной была в России система средних школ. В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы, учились здесь в основном дети дворян. Их целью был университет, а затем — чиновная и педагогическая карьера. К 1912 г. действовало 480 гимназий со 125 тыс. учащимися. Казенные гимназии давали основательное, но несколько архаичное образование, а их строгая, подчас механическая дисциплина осуждалась обществом (вспомним чеховского "человека в футляре" - гимназического учителя Беликова). Выше был педагогический уровень частных гимназий.

Будущих техников, инженеров готовили реальные и коммерческие училища. Здесь преобладали естественные и точные науки, поступить отсюда можно было лишь на медицинские и математические факультеты, в высшие технические заведения. К 1913 г. насчитывалось 276 реальных и 260 коммерческих училищ. Среднее образование давали также кадетские корпуса, духовные семинарии, специальные училища — промышленные, сельскохозяйственные, художественные и др. Несмотря на успешный рост, средняя школа в России оставалась в основном городской и платной, т.е. закрытой для многих слоев населения.

Флагманами высшего образования в России были университеты. Их в начале XX в. насчитывалось десять; число университетских студентов за 1894-1913 гг. выросло с 14 до 35 тыс. Немало было и специальных высших училищ — технических и медицинских, лесных и сельскохозяйственных, педагогических. Славились Московская и Петербургская консерватории, Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, училище Академии художеств в Петербурге. К 1913 г. в России действовали 105 высших учебных заведений, в них обучалось около 128 тыс. студентов. Особое место занимали Высшие женские курсы, лучшие из них (курсы профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге, профессора В.И. Герье в Москве) давали образование, близкое к университетскому. К высшим училищам относились также четыре духовных и семь военных академий.

Бурная эпоха рубежа XIX — XX вв. оказала двойственное влияние на высшую школу. Она оживила научную и учебную жизнь, возвысила статус университетов (после 1905 г. им вернули автономию). В то же время политика часто вставала на пути науки. Волнения студентов, протестовавших против несправедливостей самодержавного строя, регулярно повторялись с середины 90-х годов и нередко перерастали в забастовки; правительство в ответ закрывало высшие учебные заведения, исключало студентов, отдавалоих в солдаты. Профессора часто поддерживали студенческий протест: так, в 1911 г. подали в отставку химик Н.Д. Зелинский, физик П.Н. Лебедев, ботаник K.A. Тимирязев — цвет Московского университета.

Но жажда просвещения, охватившая широкие слои общества, была так велика, что непрерывно "перехлестывала" через традиционные формы обучения. Особенно это заметно стало после 1905 г. По всей России - вплоть до уездных городов - возникали рабочие курсы и "народные университеты" (первый из них был основан в Москве в 1908 г. на средства золотопромышленника А.Л. Шанявского; просуществовал до 1918 г.). Рабочие и ремесленники, учителя и мелкие служащие могли здесь слушать лекции профессоров и доцентов, получить образование в объеме средней и высшей школы.

Просветительными учреждениями были и "народные дома" — своеобразные клубы, где работали библиотеки, вечерние курсы для взрослых, устраивались лекции, спектакли, концерты. К 1914 г. действовало около 220 народных домов. Многообещающее начинание уже стало приносить плоды, но было прервано революцией 1917 г.

Печать

Приобщала массы к культуре и печать, переживавшая бурный расцвет. Число типографий выросло за 1900-1913 гг. с 1 до 2,7 тыс., количество ежегодно издаваемых книг — с 10 до 27 тыс. названий. Библиотек стало больше в пять раз. Книгоиздательство становилось выгодным коммерческим делом, оно перестраивалось на предпринимательских началах. Лидировали фирмы А.С. Суворина (Петербург) и И.Д. Сытина (Москва).

В периодике на первый план выдвинулась ежедневная газета, теснившая "толстый" общественно-политический журнал. Число газет выросло за 1900-1913 гг. в десять раз, перевалив за тысячу. Печатный мир пестрил разнообразием: здесь были и изысканные журналы об искусстве — "Аполлон", "Золотое руно"; и издания по истории — "Русская старина", "Русский архив"; юмористическая пресса —«Сатирикон» и др. На правом фланге политической жизни стояла газета "Московские ведомости" под руководством В.А. Грингмута и Л.А. Тихомирова. Либеральный центр представляли журналы "Вестник Европы" (руководитель — М.М. Стасюлевич), "Русская мысль" (П.Б. Струве); народнические традиции продолжал журнал "Русское богатство" (Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко). Возникает партийная печать. Широко издается и "бульварная" пресса, рассчитанная на примитивные вкусы и дешевую сенсацию.

Наука

Выдающихся успехов достигла русская наука. И.В. Мичурин (1855-1935) прославился селекцией растений. Великий химик Д.И. Менделеев в начале XX в. работал над практическим применением достижений науки в промышленности. Н.Е. Жуковский (1847-1921) разрабатывал вопросы авиастроения, а учитель из Калуги К.Э. Циолковский (1857-1935) — проблемы освоения космического пространства. Многие ученые отличались разносторонними дарованиями: В.И. Вернадский (1863-1945) стал одним из основателей биохимии и геохимии, современного учения об экологии. Религиозный философ П.А. Флоренский (1882-1937) был известен работами по физике, математике, лингвистике.

Наука в России жила бурной, полнокровной жизнью: работали сотни научных обществ, проводились съезды, конференции, совещания. Русские ученые действовали в тесном контакте с зарубежными коллегами, их авторитет признавался во всем мире. Ботаник К.А. Тимирязев (1843-1920) был почетным доктором Кембриджского университета. Нобелевской премии удостоились И.П. Павлов — за труды по высшей нервной деятельности и И.И. Мечников (1845-1916) — за работы в сфере иммунологии. После 1917 г. русские эмигранты успешно работали за рубежом: авиастроитель И.И. Сикорский конструировал вертолеты в США, молодой обществовед П.А. Сорокин стал профессором Гарвардского университета, классиком современной социологии.

С 90-х годов XIX в. общественные науки в России развивались под влиянием марксизма, особое внимание уделявшего экономическому базису общества, объективным, общемировым социологическим закономерностям. Новацией стали исследования "легальных марксистов" — экономистов П.Б. Струве, М.И Туган-Барановского, С.Н. Булгакова. Расширилась и проблематика исторических исследований, шире изучавших хозяйственную жизнь, народные движения. Корифеем исторической науки был В.О. Ключевский, воспитавший плеяду учеников — историков и политиков (в их числе — кадет П.Н. Милюков, марксист М.Н. Покровский). Философия же развивалась в русле, намеченном еще в 80-е годы В.С. Соловьевым, — по пути усвоения религиозных идей.

Первыми задумалась над религиозно-философскими проблемами представители творческой интеллигенции. Писатели, поэты и критики приходили к выводу, что искусство в поисках красоты должно быть связано с высшими, неземными идеалами. Встал вопрос об отношении христианства к культуре, земной жизни, современности. Так возникли Религиозно-философские собрания (1901-1903), в которых участвовали верхи столичного духовенства и литераторы — публицист В.В. Розанов, писатель Д.С. Мережковский, его жена поэтесса З.Н. Гиппиус. Религиозную проблематику глубоко разрабатывали выдающиеся философы Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), С.Л. Франк (1877-1950). Они полагали, что без связи с Богом человек неможет преодолеть зло, завоевать свободу. Открытия русских философов стали вершинами мировой мысли, но на Родине после 1917 г. они были преданы забвению

Литература и искусство

К началуXX в. художественная жизнь России, как и наука, опиралась на прочные организационные основы: учреждались музеи и специальные журналы, одна за другой проводились массовые выставки, съезды, возникали союзы писателей и художников. В литературе продолжала развиваться реалистическая традиция, идущая из XIX в. Крупнейшим ее представителем был Л.Н. Толстой. В своих рассказах, романе "Воскресенье", пьесе "Живой труп" он бичевал официальную церковь, суд, семью, видя в них фальшь и ложь. Писатель призывал уйти от испорченной цивилизации к природе, проповедовал непротивление злу насилием. До конца дней Толстой не мог примириться с неправедностью окружающей жизни, глубоким стариком ушел из дома и умер в пути.

А.П. Чехов (1860-1904) в своих рассказах и пьесах — "Палата N6", "Чайка", "Вишневый сад" — описал духовную опустошенность интеллигенции 1880-1900 гг., пытаясь понять, почему бесплодно проходит жизнь умных и образованных людей. Темные глубины русской жизни — быт купечества, мещанства, крестьянства — описывал Максим Горький (1868-1936), в молодости обошедший пол-России. Героями Горького стали бунтари-бродяги, бросившие вызов обществу (пьеса "На дне"), а затем — революционные пролетарии (роман "Мать").

Реалистического направления придерживались также И.А. Бунин и А.И. Куприн, А.Н. Толстой и Л.Н. Андреев. Но уже с конца XIX в. набирает силу иное течение — модернизм (от французского moderne — "современный"). Начало переменам положили в 1890-х гг. Розанов и Мережковский, выступившие против радикально-разночинских идеологов (Чернышевского, Писарева, Михайловского), против подчинения искусства общественной борьбе. Целью творчества они провозгласили красоту, темами искусства — вечные вопросы: о жизни и смерти, добре и зле. Одним из направлений модернизма стал символизм, пришедший из Франции (поэты Бодлер, Верлен, Рембо). Символисты старались разглядеть в явлениях зримой реальности отражение высшего, неземного мира, стремились к совершенству художественной формы. Зачинателем и теоретиком символизма в России был поэт В.Я. Брюсов (1873-1924), ярчайшими представителями этого направления — А.А. Блок (1880-1921), К.Д. Бальмонт, Андрей Белый.

С 1910-х гг. возникает новое направление — акмеизм (греч. "акмэ" — "вершина"). Акмеисты — Н.С. Гумилев (1886-1921), А.А. Ахматова (1889-1966), О.Э. Мандельштам (1891-1938) — говорили о возврате к реальному миру, но описывали не социальную жизнь, а мир человеческих чувств, экзотику дальних стран и былых веков.

Самым радикальным и шумным течением был футуризм (лат. "футурум" — будущее), объявивший о полном разрыве со старой культурой, создававший новое искусство и новый язык. Футуристами были В.В. Маяковский (1893-1930), Велимир Хлебников.

Многоцветье художественных стилей обогатило русскую культуру, привело к появлению новых рифм, размеров, образов. Но у модернизма была и теневая сторона: часто погоня за красотой становилась самоцелью, оттесняя на второй план мораль, заставляя воспевать разрушение и любоваться злом, смертью, углубляться в подсознательные, темные инстинкты человека. Изъяном "нового искусства" было нарочитое равнодушие к социальным проблемам. Модернизм нередко называли "декадансом" (фр. "упадок").

Date: 2015-08-24; view: 232; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию