Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование и наука
Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны. В конце XVIII — первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности у приходского дьячка. Для государственных крестьян были созданы (особенно после проведения реформы П.Д. Киселева) приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян — гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения — военизированные кадетские училища и др. Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры: писатели и поэты А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин, дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гирс, будущий министр народного просвещения Д.А. Толстой, публицист Н.Я. Данилевский и др. Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, привитию хороших манер. Весьма ограниченными оставались возможности для развития женского образования. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов (школ). Наибольшую известность приобрел Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце XVIII в. и положивший начало женскому образованию в России. По его образцу открывались женские институты и в других городах. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, различные виды домоводства. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания". В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности получить даже начальное образование. Правительственная политика в области просвещения и образования имела противоречивый характер. Крупнейшие политические деятели понимали, что государству требуется все больше образованных или хотя бы грамотных людей, в то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту мысль наиболее образно выразил начальник Ш отделения и шеф жандармов A.Х. Бенкендорф: "Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень монархами и не посягнул тогда на послабление их власти". Под строгим правительственным контролем находились все образовательные учреждения и программы. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства. Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особенно прославились лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского, созвучные общественным настроениям того времени. Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России. Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация студенчества. Разночинцы (представители недворянского городского сословия) рвались к получению высшего образования, преодолевая неимоверные трудности. Многие из разночинцев целеустремленно занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. "Не редкость теперь, — писал В.Г. Белинский в 40-е годы, — образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия". Среди них поэт А. Кольцов, публицист и историк Н.А. Полевой, литературный критик и академик Петербургской академии наук А.В. Никитенко, многие известные в будущем ученые. Наука В отличие от XIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний, всё большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. В естественных науках наблюдалось стремление к более глубокому познанию основных законов природы. Открытия Я.К. Кайданова, И.Е. Дядьковского, К.Ф. Рулье внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г., намного опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы 19 в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой, в том числе самым большим в мире 38-см рефрактором. Обсерваторию возглавил выдающийся астроном В.Я. Струве, который прославился, тем, что обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути. В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал первые пригодные электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П.Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося как закрепитель краски в текстильной промышленности. Профессор Московского университета М.Г. Павлов внес большой вклад в развитие агробиологии. Н.И. Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской войны, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М. Филомафитский ввел практику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза. Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна. На кораблях "Надежда" и "Нева" (командир Ю.Ф. Лисянский) экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным предприняли попытку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские острова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М. Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819 на двух кораблях "Восток" и "Мирный" была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду. Экспедицию возглавляли Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Ученик В.М. Головина Ф.П. Литке исследовал Северный Ледовитый океан, продолжал изучение Камчатки. Г.И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как полагали ранее. О.Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После всех этих экспедиций на карте мира многие географические объекты были названы русскими именами. В особую отрасль выделились и успешно развивались гуманитарные науки. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. "Слово о полку Игореве" — выдающийся памятник древнерусской литературы (единственный подлинный список "Слова", находившийся в доме известного собирателя древностей А.И. Мусина-Пушкина в Москве, погиб при пожаре 1812 г. вместе с другими древнерусскими рукописями). Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России. В 1818г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции. Тем не менее "История" Н.М. Карамзина имела громкий успех и неоднократно переиздавалась. Она способствовала пробуждению дальнейшего интереса к историческим знаниям. Под влиянием Карамзина были созданы "Исторические думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, драматические произведения А.К. Толстого, исторические романы И.И. Лажечникова и Н.В. Кукольника. Большую известность получили работы историков К.Д. Кавелина, Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М. Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории. Важной задачей становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что дворяне презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. и в целом для эпохи классицизма. Некоторые справедливо выражали протест против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику", за что был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Date: 2015-08-24; view: 313; Нарушение авторских прав |