Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение и распространение знаний





Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Химическое, Математическое, упомянутые выше общества истории и любителей русской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали исследования.

Особое значение для просвещения народа играло развитие книгопечатания. Если в начале XIX. в. существовало лишь 13 государственных типографий, то в 30-40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось снизить стоимость книг, увеличить тиражи изданий и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В эти годы заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты: "Северная пчела", "Литературная газета" и др.. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале "Сын Отечества". Огромной популярностью в 30-50-е пользовались литературно-художественные журналы "Современник" и "Отечественные записки".

В 1814 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в России, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Открывались и платные (коммерческие) библиотеки. В те же годы создавались крупные частные коллекции в домах богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Интересно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических коллекций. Все это было собрано графом Н.П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. богатейшая коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний и накоплению информации способствовали также ставшие с конца 20-х годов XIX в. ежегодными всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Литература и искусство

Особого расцвета в первой половине XIX в. достигла литература. Именно она определила это время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях, стремлениях и чаяниях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противостоявшие течения. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г.Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк H.M. Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.).

Русский сентиментализм просуществовал недолго и не оказал большого влияния на художественный метод в литературе. Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм. Этот литературный стиль был широко распространен и в России, и в других европейских странах. Крупнейшим европейским романтиком в литературе был английский поэт Дж. Байрон. В русском романтизме существовали два течения. В.А. Жуковский считался представителем "салонного" романтизма. В своих балладах он воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Гражданский пафос, подлинный патриотизм были свойственны другому течению в романтизме, связанному с именами поэтов и писателей декабристов: К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе утверждался реализм. В России его основоположником А.С. Пушкин. С появлением романа "Евгений Онегин" и «Горе от ума» А.С. Грибоедова этот художественный метод стал определяющим. Именно реалистическая литература возбуждала в обществе наиболее живой интерес, так как она предназначалась не только для салонной публики, но и для всего народа. Писателями-реалистами стали М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.В. Гоголь ("Ревизор" и "Мертвые души"), позднее Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Для реализма были характерны правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах родины и народа.

Большое значение для развития русской литературы имела деятельность "толстых" журналов "Современник" и "Отечественные записки". Основателем "Современника" был А.С. Пушкин, а в 1847 г. его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. На страницах этих журналов возникло новое явление для России - литературная критика. Журналы стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и общественная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с либеральными и радикальными течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. Жестко действовали цензурные ограничения, доходившие дорой до крайности. (В 1826 г. был принят новый цензурный Устав, названный современниками "чугунным"). Кромсались произведения писателей. Штрафовались и закрывались журналы. Был наказан цензор, пропустивший при издании "Евгения Онегина" в поэтическом описании А.С. Пушкиным въезда Татьяны в Москву строку "...И стаи галок на крестах". Жандармы и священники усмотрели в этом оскорбление церкви.

Date: 2015-08-24; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию