Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Театр и музыка. В первой половине XIX в. в России оживилась театральная жизнь
В первой половине XIX в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.) Государственных театров было немного (Александрийский, Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которое постоянно вмешивалось в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями. Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились и романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов особенно был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова. В 30—40-е годы XIX в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». В России складывалась национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов. В.А. Каратыгин прославил себя исполнением роли Гамлета. Выдающимся выразителем романтизма на сцене был П.С. Мочалов, раскрывший русскому зрителю глубокий философский смысл пьес Ф. Шиллера и В. Шекспира. Замечательной русской трагической актрисой была Е.С. Семенова. Малый театр, исповедовавший реалистические традиции, вырастил великого актера М.С. Щепкина. Сын русского крепостного крестьянина, он прославился великолепным исполнением роли Фамусова («Горе от ума») и Городничего ("Ревизор"). В Александрийском театре реалистические образы Хлестакова в "Ревизоре", Митрофанушки в "Недоросле" создал А.Е. Мартынов. Русская музыка первой половины XIX в. получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Многовековое музыкальное народное творчество дало мощный толчок для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса — особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева «Матушка-голубушка» популярны и сегодня. Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с истинно русскими народными мотивами. Опера "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэты А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера "Русалка", восторженно принятая публикой. Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н. Вестовский (опера "Аскольдова могила"). Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине XIX в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время. 11. 5. Русская культура конца XIX – начала XX вв. Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("веком золотым" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени. Мощными стимулами культурного роста стали экономический прогресс, рост промышленности, появление европейски образованной буржуазии, модернизация политической жизни (парламент, партии, общественные свободы). Менялась повседневность, темп и уклад жизни. Быстро растущие города стягивали массы людей, бросали их в водоворот торгово-промышленной деятельности, подчиняли единому ритму машинного производства. Культурные новации гораздо легче, чем ранее, находили публику, деньги, потребительский рынок. На каждом шагу встречались технические новшества, ускорявшие темп жизни и расширявшие возможности человека (телефон и радиосвязь, автомобили и аэропланы, электрическое освещение, трамвай). Менялся быт народа. Рабочая верхушка, мещанство и мелкие служащие быстро приобщались (особенно после 1905 г.) к партийной и профсоюзной жизни, тянулись к культуре. Миллионы крестьян уходили в города. Все больше примет городского быта появлялось и в самой деревне: газета и граммофон, швейная машинка и городской костюм. Разворачивалась деревенская кооперация, предъявляя спрос на грамотных людей. Но столкновение масс с современной цивилизацией имело и теневую сторону: нередко рушились религиозные основы нравственности, семейные устои, уважение к старшим. Стремительный рывок России из одних эпох в другие, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры началаXX в. Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие - с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв. Date: 2015-08-24; view: 436; Нарушение авторских прав |