Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный характер энергетического будущего для Евразии и стран СНГ. Сланцевый газ и украинский кризис





МИХАИЛ БАКАЛИНСКИЙ

независимый обозреватель

ТЭК постмайданной Украины: попытки диверсификации поставок российского газа

В начале июля правительство Украины обнародовало амбициозный план по замене дорогостоящего российского трубного газа альтернативными энергоносителями.

В качестве альтернативы предлагается использовать биоресурсы, газ собственной добычи, а также уголь и импортный сжиженный природный газ (СПГ); гражданам также предлагается экономить электроэнергию. Из всех ингредиентов данного рецепта особый интерес вызывает каменный уголь, некогда гордость горнодобывающей промышленности Украины, и СПГ, который с начала эскалации политической ситуации не сходит с повестки официального Киева.

Ситуацию вокруг топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на Украине следует рассматривать через призму ситуации в ТЭК "новой

стр. 132

старшей сестры" Украины - Польши, которая с 2012 года взялась опекать Украину в ее стремлении "вернуться домой, в Европу". В начале марта на фоне эйфории вокруг "возможных" поставок американского СПГ и возвращения к "страшилке" сланцевого газа премьер-министр Польши, заявляя решительный протест Москве, твердо вознамерился разработать механизм налоговых преференций с целью приближения промышленной добычи сланцевого газа.

Говоря о запасах сланцевого газа в Польше, следует упомянуть несколько фактов, не попавших в украинское медиапространство по определенным причинам. Начнем с того, что запасы сланцевого газа в Польше были сознательно завышены Управлением по энергетической информации США (EIA), что неудивительно, учитывая экономическое и геостратегическое значение газа: в 2012 году Геологический институт Польши снизил запасы сланцевого газа с 5300 млрд. м3, заявленных американским EIA, до скромных 346 - 768 млрд. м3, которых при нынешнем уровне потребления хватит на 36 - 65 лет. Но это еще не все: по странному стечению обстоятельств уже через год, в начале 2013 года, ведущая американская нефтегазовая компания "Exxon Mobil" закрыла проект по добыче сланцевого газа в Польше.

Поэтому через несколько месяцев после громкого и грозного заявления польского премьера Польша высказывается уже не столько о развитии добычи сланцевого газа, сколько о необходимости наращивания технического сотрудничества в угольной сфере с "постылой ордынской" Россией. Мало того, Польша является крупным покупателем российского угля, который дешевле польского на 30%! Из этого можно сделать вывод, что за наращиванием технического сотрудничества в угольной отрасли последует и рост закупок российского угля, учитывая привлекательность его цены на фоне непрекращающегося финансово-экономического кризиса в ЕС.

А что Украина? В планах правительства - активно использовать имеющийся в стране уголь, в частности для получения синтетического газа: "Запасы угля в стране позволяют использовать его тремя способами для замещения газа". На первый взгляд звучит оптимистично, поскольку на Украине есть каменноугольный бассейн. Однако это заявление ориентировано на среднестатистического гражданина, нежели на специалиста ТЭК, так как носит медийно-популистский характер по следующим причинам:

- Украина не обладает достаточными запасами собственного угля, необходимыми для ведения хозяйственно-экономической деятельности:

стр. 133

ее собственные мощности по добыче коксующегося угля выдают 3,5 млн. тонн сырья в год из 12 - 14 млн. тонн/год, необходимых для предприятий металлургической и цементной промышленности; то же самое относится и к энергетическому углю, который используют в качестве топлива для ТЭС. При этом данное сырье добывается в Донбассе, где "по чистой случайности" киевские власти развернули карательную операцию, которая приведет к снижению объемов добываемого энергосырья;

- данное заявление правительства Украины является полной противоположностью предыдущих заявлений его же главы: ровно месяц до этого премьер-министр Украины компетентно заявлял о нецелесообразности строительства заводов по газификации угля и производству синтетических жидких углеводородов по причине экономической и технической необоснованности. Причина такого, на первый взгляд сомнительного, заявления очень проста: программа газификации углей была предложена еще "старым режимом", а главное - за китайские кредиты. Задача нового правительства - дискредитировать все, что связано со "старым режимом", а кроме того, учесть современную геополитическую ситуацию - с началом открытого геополитического противостояния России и США Китай занял сторону России.


Тем не менее остается без ответа вопрос об экономической причине различий между заявлением главы правительства в июне и решением правительства в июле. Анализ ситуации на международном рынке угля в контексте напряженной геополитической ситуации в мире дал неожиданные ответы. После национал-буржуазного переворота все чаще стали звучать заявления украинских чиновников и глав госкомпаний о необходимости избавиться от "газового лоббизма" и диверсифицировать энергоносители, при этом нехватку собственного угля настойчиво предлагалось компенсировать импортными поставками высококачественного угля. Откуда же могут быть поставки высококачественного коксующегося и энергетического угля? Ответ напрашивается сам собой - из США и Польши. В последнее время на фоне сланцевой революции позиции угольных операторов в США несколько пошатнулись: газовое лобби, занимающее очень сильные позиции в системе государственного управления США, активно выступает за закрытие угольных ТЭС. Формальных причин две:

1) экологическая: объем CO2, выделяемый при производстве первой единицы электроэнергии, в два раза превышает объем CO2, выделяемый при сжигании газа в аналогичных условиях;

стр. 134

2) технологическая: КПД угольных ТЭС - 35%, КПД газовых ТЭС - 45%.

Данная ситуация способствует росту экспорта американского угля, прогнозируемые объемы которого в 2014 году могут превысить 100 млн. тонн. Кроме того, одними из главных потребителей американского угля являются страны ЕС: из десяти основных импортеров угля из США четыре страны находятся в Старом Свете - Великобритания (основной импортер американского угля - 12,3 млн. тонн в 2013 г.), Нидерланды (11,5 млн. тонн в 2013 г.), Италия (6 млн. тонн в 2013 г.) и Германия (5 млн. тонн в 2013 г.). При этом, как отмечает "The Wall Street Journal", в 2013 году поставки угля в Нидерланды выросли на 12,8% в годовом исчислении, а в Германию - на 8,3%.

Возникает вопрос: какое отношение ситуация вокруг американского угля имеет к постмайданной Украине? Ответ кроется в особенностях правящей элиты Украины, в частности ее "старого режима". Среди ряда финансово-политических групп в окружении Виктора Януковича присутствовала так называемая "группа газовиков" - крупных олигархов, интересы которых находились в сфере ТЭК или энергоемких производств. Эта группа имела тесные контакты с российским "Газпромом" и даже получила "индивидуальный пряник" - возможность беспошлинной закупки газа.

Поэтому, учитывая увеличение объемов экспорта коксующегося угля из США в этом году, а также эскалацию геополитического противостояния между США и Китаем, нетрудно догадаться, почему Яценюк так настаивал на "нерентабельности" украинско-китайского проекта по газификации угля, а "эксперты" в его кабинете выступали за увеличение импорта угля. В свете ситуации на рынке угля становятся понятными методические удары украинских силовиков по угольным шахтам Донбасса: кредит от МВФ и закрытие шахт в Донбассе, о дотационности которых все чаще говорят подконтрольные новой киевской власти СМИ и "эксперты", "освободит" в бюджете Украины дополнительные средства на закупку американского сырья.


Однако сырье может быть импортировано не только из США. В соседней Польше угольная промышленность переживает не лучшие времена из-за высокой себестоимости добываемого энергоресурса, поэтому, как уже отмечалось, Варшава вынуждена импортировать более дешевый уголь из России. Таким образом, накопленный в Польше дорогостоящий уголь может быть экспортирован в Украину, а учитывая, что польская угольная промышленность является одной из передовых в Европе, доказательством чему являются переговоры с Россией о поставках польского

стр. 135

оборудования, вопрос газификации углей будет решаться с привлечением польских технологий, а вместо китайских кредитов будут денежные вливания Запада. Точно так после свержения Саддама Хусейна нефтяные месторождения французских компаний в Ираке были переданы британским и американским, так как Париж не поддержал операцию по "освобождению Ирака".

Еще одним громким заявлением правительства Украины является собственно газовый вопрос. Киев продолжает рассматривать в качестве альтернативы российскому трубному газу поставки СПГ: "Серьезной альтернативой импорту российского газа станет ввоз сжиженного природного газа (СПГ) через морской терминал". Такой оптимизм "экспертные круги" Украины также заимствовали у Польши, которая уже несколько лет строит СПГ-терминал для приема поставок с Ближнего Востока, в частности из Катара. Мотивацией Варшавы стали переговоры между Катаром и немецкой энергетической компанией "EON", которые в 2013 году подписали контракт на поставку СПГ в Германию. Подписание немецкой компанией контракта на поставку СПГ - это действительно прецедент, если учесть, что Германия ориентируется в основном на поставки трубного газа из России.

Но, как всегда, дьявол кроется в деталях: для получения СПГ необходим соответствующий СПГ-терминал, которого на Украине нет (последний раз такой терминал собирались строить в 2012 г. при участии испанской компании "Gas Natural Fenosa" и даже подписали некий контракт, но подписант от лица испанской компании оказался аферистом, а сама компания заявила о непричастности к этому скандалу).

Однако нынешние власти Украины непреклонны: они намерены построить СПГ-терминал, и это при том, что Турция, контролирующая проливы, связывающие внутреннее Черное море с Мировым океаном, на это согласия не давала и в обозримом будущем не собирается. Причина отказа Турции кроется в угрозе масштабной техногенной катастрофы в случае крушения или взрыва метановоза, а Ближний Восток в целом сегодня снова становится регионом нестабильности, если учесть, что на территории соседней Сирии действует террористическая организация "Исламское государство" (бывшее "Исламское государство Ирака и Леванта"), вооруженные отряды которой уже на нескольких участках вышли к границе с Турцией. Поэтому заявления о том, что посол Украины в Турции ведет переговоры в этом направлении, являются хорошей миной при плохой игре.


стр. 136

Но даже и отказ Турции не останавливает украинских "экспертов": они продолжают настаивать на необходимости СПГ-терминала, а главное - на его рентабельности. "Проект строительства терминала для приема сжиженного газа из США через Турцию важен и интересен... Он может быть реализован не раньше ближайших двух-трех лет при определенных условиях. Необходимо найти инвестора и заключить контракт на поставку сжиженного газа, причем желательно, чтобы этот контракт был долгосрочным и обеспечивал возврат инвестиций", - считает ведущий эксперт по энергетике Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Заявлять со всей ответственностью о том, что в Украину, с ее перманентным политическим кризисом, а сейчас еще и гражданской войной, может прийти инвестор, с которым можно подписать долгосрочный контракт, - это, по меньшей мере, непрофессионально. Однако, чтобы не уподобляться "ведущему эксперту по энергетике" и его популизму, обратимся к фактам. Исключим из данного уравнения СПГ-терминал и турецкий фактор и рассмотрим механизм ценообразования поставок СПГ из возможных источников. На сегодня это США, Мексика и Катар.

СПГ из США

Цена американского газа для Украины будет состоять из рыночной цены на газ на главной ценообразовательной площадке газового рынка США "Генри Хаб" и цены доставки. Цена на терминале "Генри Хаб" на начало июля 2014 года составляет 4 - 4,25$/1 млн. британских термальных единиц (БТЕ). Учитывая, что в Европе цена на газ рассчитывается в долларах за 1000 м3, указанную цену необходимо перевести на основе таблиц перевода величин. На основании проведенных расчетов получаем формулу перевода цены $/1 млн. БТЕ в $/1000 м3: $/1000 м3 = $/1 000 000 БТЕ * 1,109 * 35,31. Таким образом, цена на газ на внутреннем рынке США составляет 156,6 - 166,4$/1000м3.

Однако из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и наличия законодательных барьеров США смогут поставлять газ в Европу и в Украину не раньше 2020 года, а к этому времени цена на газ на терминале "Генри Хаб" вырастет до 6 - 7$/1 млн. БТЕ или 234,9 - 274,1$/1000 м3. Цена доставки СПГ в страны Европы (на март 2014 г.) - 4$/1 млн. БТЕ или 156,64$/1000 м3. Таким образом, цена СПГ из США в Европу составит 391,54 - 430,74$/1000 м3, и это без учета затрат покупателей на превращение СПГ в газообразное состояние.

Тем временем Киев официально заявляет, что готов платить за газ, альтернативный российскому, всего лишь 365 - 370$/1000 м3. Как видим,

стр. 137

предлагаемая Украиной цена уже не соответствует рыночной. Но главное то, что американские поставщики СПГ в качестве приоритетного направления рассматривают не Европу с Украиной, а страны Азии, и вот по каким соображениям: Япония закупает американский СПГ по цене 16 - 18,5$/1 млн. БТЕ или 626,5 - 724,4$/1000 м3 (в марте цена доходила до 19,45$/1 млн. БТЕ или 761,6$/100 м3); Южная Корея закупает американский СПГ по цене в среднем 14,94$/1 млн. БТЕ или 585$/1000 м3. При этом цена доставки СПГ в страны Азии в марте 2014 года составляла 6$/1 млн. БТЕ или 235$/1000 м3. Вопрос: куда при таких ценах пойдет американский СПГ?

Сейчас Япония ищет возможную замену дорогостоящего СПГ из США и в начале июля подписала соглашение о свободной торговле с еще одним поставщиком СПГ, Австралией, по которому поставки предполагаются на конкурентной основе, то есть будут выгодно отличаться от поставок СПГ из США. Австралия уже сегодня является основным экспортером СПГ в Японию, а подписанное соглашение о свободной торговле может привести к дальнейшему увеличению поставок голубого топлива в Страну восходящего солнца с Зеленого континента, а значит - к вероятному сокращению поставок СПГ в Японию из США.

В условиях возможного сокращения доли американского СПГ на рынке Японии американские поставщики, возможно, решат переключиться на Европу, включая Украину, но все равно украинской стороне потребуется существенная скидка, которая в отношениях с геополитическими тяжеловесами может быть не только экономической, но и политической, от чего Украина определенно не выиграет.

СПГ из Мексики

В мае правительство Мексики заявило, что готово помочь Европе диверсифицировать поставки газа: в недрах шельфовой зоны Мексики сокрыто 540 трлн. м3 сланцевого газа. Звучит оптимистически, правда, как всегда, дьявол кроется в деталях, которые вытекают из текста заявления Мехико:

- деталь N1: нет данных, разведанные это запасы или доказанные, а также неизвестно, какой объем газа является промышленным, то есть, рентабельным для добычи;

- деталь N2: запасы эти пока недосягаемы, а для проведения геолого-разведывательных и буровых работ еще нужно привлечь инвесторов;

- деталь N3: как и в случае с США, нет необходимой инфраструктуры.

стр. 138

СПГ из Катара

Катар, в отличие от США, обладает всей необходимой инфраструктурой для поставки СПГ в Украину, если не учитывать турецкий фактор и отсутствие у Киева СПГ-терминала. Теоретически Киев может использовать СПГ-терминал, строящийся в Польше, однако здесь снова наталкиваемся на детали:

- деталь N1: строительство этого терминала пока не завершено, и сроки завершения строительства не известны;

- деталь N2: помимо самого терминала необходимо построить трубопровод до территории Украины, в котором заинтересована только Украина;

- деталь N3 (главная): как и в случае с американским СПГ, СПГ из Катара будет дороже трубного газа из России, и цена его будет выше допустимой цены в 365 - 370$/1000 м3, заявленной украинской стороной, а как подчеркнул заместитель председателя правления катарской государственной компании-производителя СПГ "Ras Laffan Liquefied Natural Gas Co". Ибрагим Аль-Ибрагим: "Мы ничего не продаем со скидкой". К слову сказать, приоритетным направлением Катара, как и США, является Азия. Неслучайно все переговоры между Катаром и "старым режимом" в Украине о поставках СПГ закончились неудачей, так как официальная Доха четко заявила, что поставки будут идти исключительно по рыночным ценам.

Таким образом, громкие заявления киевских властей об использовании угля и СПГ в качестве альтернативы дорогостоящему трубному газу из России являются непрофессиональными, медийно-популистскими и будут иметь лишь краткосрочный эффект - до ухудшения ситуации в ТЭК и промышленности многострадальной Украины. Предлагаемые "решения" правительства, говоря языком его же главы, "не имеют под собой ни технической, ни экономической основы", а призваны обслуживать экономические интересы своих партнеров - США и Польши. Польша после громких заявлений об отказе от сотрудничества с Россией в сфере ТЭК наращивает поставки российского угля. Хочется верить, что власти Украины, поразмыслив, отделят политические амбиции от реальной экономики, как сейчас наблюдается в той же Польше, поскольку в противном случае хозяйственная деятельность таких правителей цивилизованной и развитой страны приведет к остановке ключевых отраслей промышленности, а граждан доведет до использования "буржуек". Ближайшие месяцы расставят все точки над "i".

стр. 139

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА

научный сотрудник Института энергетических исследований РАН

Перспективы добычи сланцевого газа в Украине в общеевропейском контексте

Неоднозначное и крайне неопределенное явление, получившее название "сланцевой революции" в США, настойчиво стремится к ее экспорту за пределы Северной Америки, преследуя при этом разнообразные политические и экономические цели. Одним из первых объектов подобного экспорта стала Европа, активно включившись в поиски сланцевого газа на своей территории в стремлении повысить собственную энергобезопасность. Украина может стать следующим центром потенциальной добычи сланцевого газа, находясь в данный момент на нулевом этапе поисково-разведочных работ, но уже активно используя эту тему в выстраивании новых энергетических отношений со своими традиционными партнерами, прежде всего с Россией.

Международное энергетическое агентство (МЭА) и Агентство по энергетической информации Департамента энергетики США (EIA), как основные идеологи "сланцевой революции" сделали все возможное, чтобы вовлечь энергодефицитную Европу в свою орбиту. Первые оценки потенциальных ресурсов сланцевого газа для Европы в объеме 16 трлн. куб. м появились в ежегодно обновляемом прогнозе развития мировой энергетики World Energy Outlook в 2009 году, что практически совпало с началом первых разведочных работ на сланцевый газ в регионе. Позднее, в 2011 и 2013 годах, EIA выпускает два исследования о потенциальных ресурсах сланцевого газа в мире, где оценки для Европы

стр. 140

несколько корректируются, оставаясь при этом достаточно высокими - 13,3 трлн. куб. м. при доказанных запасах природного газа в регионе на уровне 4 трлн. куб. м.

При этом самые высокие оценки, основанные исключительно на кабинетных расчетах, были даны для Франции и Польши, на территории которой развернулись самые масштабные работы по поиску сланцевого газа, что дало основания назвать эту страну "сланцевой лабораторией Европы". Однако к середине 2014 года ни одна из пробуренных скважин не дала однозначных положительных результатов к началу промышленной добычи, целый ряд международных компаний свернул свои работы в этой стране, а представители польского правительства уже заявили о сокращении числа намеченных к бурению скважин.

На фоне постепенного разочарования результатами поисковых работ в Польше, акцент европейских надежд на собственный сланцевый газ все более смещается в Великобританию, где, по оценкам европейского объединения сетевых операторов газа (ENTSOG), возможна добыча 1 млрд. куб. м. сланцевого газа к 2020 году. На настоящий момент это единственный официальный и достаточно трезвый расчет по перспективам развития сланцевой газодобычи в Европе. Многочисленные независимые исследования на эту тему с диапазоном будущих объемов добычи от нуля до 150 млрд. куб. м. и с таким же широким разбросом оценок по стоимости извлечения от 130 до 550 $/1 тыс. куб. м. являются не более чем модельными расчетами, не подтвержденными результатами геологоразведочных работ (ГРР). Достаточно сказать, что последний документ Еврокомиссии на эту тему - коммюнике о разведке и добыче нетрадиционных углеводородов (сланцевый газ) с использованием гидроразрыва пласта в ЕС от 17.03.2014 оперирует старыми прогнозами МЭА из WEO2012, предполагая, что к 2035 году добыча газа из сланцевых пород составит до половины внутренней добычи газа в ЕС, согласно наиболее благоприятному сценарию.

Отсутствие положительных результатов в Польше, высокая степень неопределенности с перспективами развития сектора в других странах Европы, многие из которых запретили проведение гидроразрыва на своей территории, на фоне растущей озабоченности европейских властей проблемами энергобезопасности в текущих политических реалиях обусловили высокий интерес к Украине как еще одному потенциальному центру добычи сланцевого газа в регионе. Оценка технически извлекаемых ресурсов для этой страны была поднята EIA с 1,2 трлн. куб. м.

стр. 141

в 2011 году до 3,6 трлн. куб. м в 2013 году, хотя очевидно, что для такой переоценки нет никаких реальных оснований, поскольку ГРР на сланцевый газ в Украине к этому моменту еще не были начаты.

В течение 2013 года Украиной были заключены два соглашения о разделе продукции (СРП) с компанией "Shell" по Юзовскому лицензионному участку и с компанией "Chevron" по Олесскому участку. Условия соглашений не сообщаются, равно как ничего не известно и о результатах пробного бурения. В июне 2014 года "Shell" сообщила о сворачивании работ в связи с обострением ситуации в местах их проведения. Однако тема украинского сланцевого газа, не будучи подтвержденной никакими фактическими данными, уже успела прочно войти в европейскую энергетическую повестку.

Очевидно, что в течение, как минимум, ближайших пяти лет тема сланцевой газодобычи в Украине не может быть действительным аргументом в диалоге Европы, России и Украины в силу целого ряда объективных обстоятельств. Несмотря на самый начальный этап ГРР в Украине, общеевропейский контекст указывает на то, что геология в регионе имеет мало общего с условиями залегания и добычи сланцевого газа в США. Нельзя сбрасывать со счетов и результаты поисковых работ в Польше, поскольку украинские сланцы, по меньшей мере в их западной части, являются продолжением польских сланцевых пород. При отсутствии достаточного объема разведочного бурения любые оценки перспектив добычи сланцевого газа в Украине как по объемам, так и по стоимости их извлечения характеризуются максимальной степенью неопределенности, которую только усиливает не поддающийся никакой оценке инвестиционный климат в этой стране.

Отдельного рассмотрения заслуживает экологический аспект при проведении даже разведочных, не говоря о промышленных, работ. Совершенно очевидно, что в текущих политических реалиях забота о должном контроле за деятельностью компаний-операторов не будет являться приоритетной для государства. В итоге на территории Украины может быть реализован самый грязный в экологическом отношении вариант проведения работ.

Таким образом, тема сланцевой газодобычи в Украине будет заслуживать серьезного рассмотрения лишь по завершении хотя бы начального периода специализированной геологоразведки, сроки окончания которого в нынешних политических условиях определить крайне затруднительно.

стр. 142







Date: 2015-08-24; view: 432; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию