Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптимизма. Из всего сказанного выше очевидно, что интеллект – сила великая





 

Из всего сказанного выше очевидно, что интеллект – сила великая. Но как он не могущественен, он все же не всесилен. Поэтому не всесильно и базирующееся на его деятельности самоубеждение. Относительной самостоятельностью обладают и чувства человека, и его воля, и представления. Так, например, относительная самостоятельность чувств связана с тем обстоятельством, что в нашем жизненном опыте всегда имеются разного рода отрицательные чувства (неуверенность, сомнения и др.), которые в процессе непосредственной жизни возникают стихийно и интеллектом полностью никогда не охватываются и не контролируются. Вследствие действия этих чувств достигнутая посредством самоубеждения уверенность в своем будущем, наш оптимизм относительно осуществимости принятого проекта, решения становятся неполными, усеченными.

Выходом из этой ситуации является обращение к внушению. Внушение (суггестия) – вид целенаправленного коммуникативного влияния на поведение и сознание человека (группы людей) вопреки имеющейся фактической информации (воспринимаемой, извлекаемой из памяти) признает существование того, что в действительности не существует, либо что-то делает вопреки своим намерениям или привычкам. Иначе говоря, внушение изменяет свойственные человеку способы анализа информации и способы поведения. Эффект внушения обусловлен снижением самоконтроля и самокритики в отношении содержания внушения. Субъекта внушения называют суггестором, а объекта – суггерендом. Внушение – неотъемлемая сторона любого человеческого общения и жизнедеятельности каждого человека. Его сущность, на наш взгляд, состоит в формировании вероятного отношения во всем многообразии его проявлений: от абсолютной веры до полного неверия. Воздействие внушения возможно только при наличии всего объекта внушаемости. Внушаемость – индивидуальная некритическая податливость, готовность подчинится внушающим воздействием окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заряжаются чужими настроениями и привычками. Внушение может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень внушения зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной внушаемостью.

Свойственная субъекту степень внушения может быть повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления, при разнообразных заболеваниях, в условиях неопределенности и других ситуациях.

Внушаемость обычно рассматривается как качество личности, противоположные критичности.

Внушение подразделяется на внешнее и внутреннее. Внутреннее внушение выступает в виде самовнушения, которое, на наш взгляд, после самоубеждения, является вторым основным методом формирования оптимизма. Замечательный советский психотерапевт Георгий Николаевич Сытин с сожалением отмечал, что в нашей стране самовнушению не учат ни в детских яслях, ни в детсадах, ни в школах, ни в вузах. Тогда как, например, йоги Индии приучают своих детей к работе с того возраста, когда ребенок только начинает говорить. Едва ребенок произнесет первые фразы из 2 – 3 слов, как отец ему тут же предлагает проговаривать какую-либо простейшую формулу самовнушения, например, «Я смелый».

Более того, в нашей стране многие будущие педагоги, воспитатели, получив высшее педагогическое образование, о внушении и самовнушении даже не слышали. Так продолжается целые десятилетия. Вот почему проведение самовнушения большинству из нас кажется чем-то необычным, мистическим и вызывает явное недоверие.

О том, что внушение – это не некий призрак, а реальный феномен человеческого бытия, проиллюстрировать можно следующими примерами из книги П.С. Таранова «Управление без тайн» (Донецк: Сталкер, 1997).

Первый пример называется «И чем зорче мы всматриваемся в мир, тем яснее видим только себя». «Однажды учитель принес на урок старинную монету и предложил, чтобы каждый внимательно ее рассмотрел. Монета отправилась путешествовать по рукам, пока не вернулась назад к учителю. «Теперь проверим вашу наблюдательность, – объявил он. – Пусть каждый на листке бумаги изобразит, какого размера эта монета и в каком месте ее находится дырочка». Весь класс принялся старательно выводить кружки и дырочки, за исключением одного ученика, нарисовавшего лишь кружок. В действительности никакой дырочки на монете и в помине не было».

Второй пример называется «Знает вся планета власть авторитета». Американский психолог Роберт Чальдини в своей книге «Воздействие: наука и практика» приводит данные множества исследований, раскрывающих, в частности, природу влияния авторитета на наше поведение.

«Так, по условиям одного из исследований, психолог приводил в пять разных классов колледжа одного и того же человека, представляя его как гостя из Кембриджского университета. При этом в первом из классов он назвал его «студентом», в следующем – «ассистентом», в третьем – «преподавателем», в четвертом – «старшим преподавателем», наконец, в пятом – «профессором». После того, как гость уходил из аудитории, учащихся просили примерно оценить его рост. Результаты, разумеется, показали (правильно, вы угадали), что рост «профессора» оказался значительно выше, чем рост «студента». И вообще с каждым повышением титула гость «прибавлял в росте».

Третий пример называется «И ненавидим мы, и шутим мы случайно». «Чем выше авторитет, тем сильнее внушающее воздействие его слов на больного. Так, одна женщина обратилась к сравнительно молодому, но уже знаменитому профессору. Он установил у нее декомпенсированный порок сердца. Заметим, что среди лиц с указанным пороком имеются даже всемирно известные спортсмены. Чтобы ободрить пациентку, профессор, шутя, сказал: «Вы можете вообще не беспокоиться о вашем сердце – раньше меня не умрете, а если умрем, то вместе». На следующий день профессор скоропостижно скончался. Женщина об этом узнала и впала в состояние крайнего волнения. Вызванному на дом участковому врачу женщина говорила: «Я знаю, что должна умереть». Через несколько часов работа ее сердца резко ухудшилась, а немного позже наступила смерть. Шутка знаменитого врача сыграла роковую роль».

Эффективность внушения в общем случае определяется: 1) свойствами субъекта внушения (социальным статусом, обаянием, волевыми, интеллектуальными и другими качествами);
2) особенностями объекта внушения, выражающимися интегрально в степени его внушаемости. Степень же внушаемости определяется субъективной готовностью объекта внушения подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Повышенной внушаемости благоприятствуют: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления. На повышение внушаемости воздействуют также разного рода ситуативные факторы: психофизическое состояние (внушаемость возрастает в состоянии покоя, релаксации, а также при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе), низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности и ряд других факторов; 3) отношениями, которые складываются между субъектом и объектом внушения (доверие-недоверие, авторитетность, зависимость); 4) особенностями построения тех «словесных формул», которые внедряются в сознание объекта внушения и становятся затем активными элементами сознания и его поведения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление другими воздействиями). Особенно действенным бывает внушение, когда проводится оно непосредственно перед засыпанием или при пробуждении.

Внушение широко используется прежде всего в психотерапии, педагогике, средствах массовой коммуникации.

Как внушение, так и самовнушение может быть как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное внушение – это целенаправленное внушающее воздействие субъекта внушения на объект внушения посредством использования специальных «словесных формул» или мысленного воспроизведения определенных желаемых ситуаций с целью изменения своего психического или физического состояния. Если, например, я буду повторять словесную формулу «Мне холодно» и одновременно воспроизводить в памяти разного рода жизненные ситуации, в которых мною ощущался холод, то я действительно, находясь в тепле, могу испытать, ощущение холода. Непроизвольное самовнушение – это самовнушение нами непланируемое и неконтролируемое. Непроизвольное внушение включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью передачи или усвоения его содержания. Результатом этого самовнушения может быть как слепая вера во что-либо или в кого-либо (например, бездумная самоуверенность, самонадеянность) или, так сказать, вера в неверие себя, т.е. пессимистическое отношение к себе, к своему будущему.

Учитывая все сказанное выше, сделать можно вывод о том, что в основании пессимизма лежит, прежде всего, самовнушение, являющееся результатом некритического восприятия разного рода жизненных неприятностей. Эти неприятности при зацикливании на них превращаются в своеобразные формулы самовнушения. Но если самовнушение играет столь значительную роль в формировании пессимизма, то почему бы не использовать его и в процессе формирования оптимистического отношения к жизни, в обучении оптимизму?

В свете сказанного нельзя согласиться с Мартином Зелигманом, который роль самовнушения в формировании оптимизма фактически отрицает. (Его он называет «позитивным мышлением»). «Важно осознать разницу, – пишет он, – между этим подходом (о подходе этом речь шла выше – В.Б.) и так называемым позитивным мышлением. Последнее зачастую сводится к тому, чтобы пытаться убеждать себя банальными фразами типа: «Каждый день всеми способами я совершенствуюсь все больше» – причем не только в отсутствии свидетельств этого, но даже, когда имеются противоположные. Конечно, если вы в силах поверить в подобное заявление – тем лучше для Вас. Однако многие образованные люди, привыкшие к критическому мышлению, не могут убеждать себя таким образом... Мы установили, что простое повторение себе позитивных утверждений не поднимает особенно настроения и уровня достижений. Эффективным является то, как вам удается справиться с отрицательными утверждениями: «Оптимизм, которому Вам надлежит научиться, базируется не на необоснованно позитивных представлениях о мире, а на мощи «не негативного мышления».

Да, действительно, «не негативное» мышление, опирающееся на принцип объективности познания, действительно обладает великой мощью и является основным способом формирования оптимизма. Но и из этого отнюдь не следует, что в процессе формирования оптимистического отношения к будущему следует пренебречь самовнушением. Как ни велико значение самоубеждения в «производстве» оптимизма, оно все же не всесильно и имеет вполне определенные границы воздействия на сознание.

Самоубеждение непосредственно воздействует только на интеллект, на мышление и лишь опосредованно на чувства, оно ограничивается только оперированием абстракциями, аргументами. Но важными составляющими нашего сознания являются также наглядно-чувственные образы (восприятия, представления, а также непосредственно возникающие эмоции, воздействовать на которые мы можем не только посредством логического мышления (например, посредством осознания их). Кроме того, реализации принятого на основе самоубеждения, даже самого обоснованного решения, могут препятствовать некоторые отрицательные черты характера (например, тревожность, недостаточно развитая воля), психофизические состояния (например, усталость), дефицит времени для принятия решения и всегда лишь относительная обоснованность любого нашего проекта (любой проект, как отмечалось, всегда заключает в себе момент неопределенности).

Скепсис в отношении самовнушения имеет и определенные исторические корни. Он связан с методами самовнушения французского психотерапевта Эмиля Куэ, широко распространенными за рубежом и в нашей стране в начале XX века. Но метод Э. Куэ не дал положительных результатов и от него отказались еще быстрее его повсеместного распространения. То, что случилось с методом Э. Куэ, на многие десятилетия оставило следы горького разочарования в использовании самовнушения. Почему это произошло?

О практическом применении своего метода Э. Куэ писал: «Каждое утро при пробуждении и каждый вечер, когда Вы ложитесь спать, закрыв глаза и сосредотачивая внимание на том, что говорили, произносить, шевеля губами и достаточно внятно, чтобы слышать слова, отсчитывая двадцать раз на бечевке с двадцатью узлами, следующую фразу: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Слова «во всех отношениях» относятся ко всему, а потому незачем делать отдельные – частные самовнушения. Произносить это самовнушение надо просто, чисто по-детски, машинально и, следовательно, без малейшего усилия». При этом Э. Куэ исходил из предположения о том, что «каждый раз без исключения воображение одерживает верх над волей». Волевые усилия могут только снизить эффект самовнушения. «Чтобы добиться результата, – писал Э. Куэ – совершенно необходимо отсутствие усилий, так как они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. Должно прибегать лишь к воображению».

Но действие указанных нескольких слов самовнушения является слишком слабым раздражителем для того, чтобы вызвать изменения во всем динамическом стереотипе индивида, чтобы изменить всю личность в целом. Можно предположить: действие этих слов целиком преодолевалось сложившимся стереотипом, и эффект от такого самовнушения был равен нулю. Кроме того, отказываясь от использования воли человека, Э. Куэ отказался и от использования такой мощной силы, какой является регулирующее влияние сознания. В результате самовнушение Э. Куэ, которое и так было ничтожно по своему содержанию, не было поддержано ничем. Все это привело к тому, что рациональная идея использования в процессе самосовершенствования, в том числе и в борьбе с неудачами, сил самого человека, в практике самовнушения по методу Э. Куэ привела к разочарованию.

В настоящее время, после научно обоснованного И.П. Павловым физиологического влияния слова, в действенности самовнушения сомневаться трудно. К тому же известно, что йоги Индии с помощью самовнушения добиваются поразительных результатов. А первые попытки применения самовнушения на Западе по системе йогов сразу же привели к успеху. В настоящее время человечество накопило огромный положительный опыт использования самовнушения.

Для обоснования позитивной роли самовнушения в разработке проектов и реализации их в жизни в целом я буду опираться на метод СОЭВУС (словесно-образное эмоционально-волевое управление состояниями человека), разработанный отечественным психотерапевтом Георгием Николаевичем Сытиным. Свой метод СОЭВУС Г.Н. Сытин определяет как комплексный метод речевого управления психическими и соматическими состояниями человека или как метод психокоррекции. Исходным материалом метода послужили знахарские заговоры против болезней. Много странствуя по стране, Г.Н. Сытин собирал и тщательно изучал заговоры и народные рецепты с целью глубже понять законы воздействия нелекарственной медицины. Теоретической основой метода являются фундаментальные исследования в зарубежной и отечественной науке различных проблем в области физиологии, медицины, психологии и педагогики. Непосредственно метод СОЭВУС базируется на: 1) учении И.П. Павлова о слове как реальном раздражителе для человека и о двух сигнальных системах; 2) теории функциональных систем советского физиолога П.К. Анохина (1898 – 1974); 3) принципе единства психического и соматического, принятого в отечественной медицине; 4) теоретических основах саморегуляции, разработанных советскими психологами и педагогами; 5) учениях о самовоспитании, воле и эмоциях; 6) принципах и методах обучения и воспитания, разработанных советскими педагогами; 7) на учении об асимметрии мозга, из которого вытекает необходимость единства в работе левого и правого полушарий. Доктор медицинских наук, профессор А. Быховский в связи с последним отмечает, что Г.Н. Сытин, исследовав влияние полушарий на самочувствие человека, обнаружил, что причина многих заболеваний, как раз и кроется в распределении функций между обеими половинами мозга. Он установил, что левосторонняя рассудочно-логическая половина в наш технократический век используется человеком интенсивнее, чрезмерно перегружена. Тогда как правая, образно-эмоциональная, зачастую из работы бывает выключена. Настрои Г.Н. Сытина как бы примиряют левое и правое полушария мозга, распределяя работу между ними, так сказать, по справедливости.

Воздействие на человека формул самовнушения, считает Г.Н. Сытин, зависит от значимости для человека, заключенного в них содержания, от их абсолютной физической силы как раздражителя и от интенсивности волевых усилий, с которыми человек проводит самовнушение. Самое слабое действие самовнушение оказывает тогда, когда человек продумывает или проговаривает слова про себя. В этом случае процесс возбуждения в определенной области больших полушарий головного мозга вызывается волевыми усилиями и кинестезическими раздражителями (они идут от речевых сигналов). Самовнушение более эффективно, если человек достаточно громко прочитывает (а не проговаривает на память) текст самовнушения. В этом случае процесс возбуждения в определенной области полушарий головного мозга одновременно вызывается волевыми усилиями и тремя видами сильных раздражений: зрительными, слуховыми и кинестезическими, но проводить самовнушение можно: и чтением про себя, проговариванием по памяти или прослушиванием магнитофонной записи.

Обычно формулы самовнушения применяются в утвердительной форме. Например, для укрепления представления о себе как о человеке с крепким устойчивым здоровьем, надо применять формулы типа «Я совершенно здоров». Формулы противоположного типа «Я не больной» будут приносить вред, так как слово «больно» по физиологическому влиянию сильней, чем частица «не». Такая формула может усилить может представление человека о себе, как о больном, а также о своей болезни, вместо того, чтобы укрепить представление о себе как о человеке здоровом.

В обычной жизни к работе над собой путем самовнушения полезно подготовиться. Для этого рекомендуется следующая формула самовнушения. «Работа над собой для меня вполне посильное дело. Я легко справляюсь со всеми трудностями самовнушения. Самовнушение принесет мне огромную пользу, и я с большим удовольствием буду заниматься самоизменением. Я никогда не буду откладывать проведение нужного самовнушения и буду использовать для этого всякое время, которое у меня обычно пропадает зря, без всякой пользы. Я буду упорнейшим образом заниматься самоизменением и добьюсь своей цели. Я стану таким, каким хочу быть».

Начинать заниматься самовнушением следует с самых простых форм, с прочтения готовых формул самовнушения или с прослушивания звукозаписи с формулами самовнушения. После этого переходить к сложной форме проведения самовнушения: к проработке формул самовнушения с представлениями, что уже требует большей активности и значительных волевых усилий.

Проработка формул самовнушения с представлениями заключается в том, что человек старается ярко, твердо представить себе конкретные жизненные ситуации и свои поступки, соответствующие содержанию формулы самовнушения. Эта форма самовнушения наиболее эффективна, так как в этом случае максимально используется сила регулирующего влияния второй сигнальной системы.

В процессе занятий самовоспитанием одни представления, мысли, чувства, поступки надо подавить, а другие укрепить. К тому, что нужно подавить, надо вызвать ненависть, которая подавляет любое состояние. Эта особенность ненависти очень важна. Так, например, для подавления вспыльчивости рекомендуется использовать формулу: «Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу свою вспыльчивость». Для укрепления самообладания рекомендуется применять формулу: «Мне очень нравится моя выдержка, я люблю проявлять свою выдержку и большое самообладание, это доставляет мне большое наслаждение. Сдерживать – значит поднимать себя». Подобные же формулы полезны для преодоления грубости и формирования вежливости, тактичности и других черт характера.

Но подобные формулы выражения самовнушаемой мысли единственными не являются. Существует целая система выражения самовнушаемой мысли. Г.Н. Сытин выделяет 29 основных форм выражения самовнушаемой мысли, иллюстрируя их на примере стремления ученика повысить активность запоминания нового учебного материала. Однако оснований их выделения он не дает. Нам представляется, что если предлагаемые формы самовнушаемой мысли обобщить, то они сведутся к 8 основным формам выражения самовнушаемой мысли с их вариациями: к желаниям, зрительным образам, способностям, вере, чувствам, интеллекту, воле и к другим людям в их различных проявлениях.

1. Желания. а) Я хочу иметь очень хорошую память, я хочу с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный научный материал;

б) мое желание с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь прочитанный научный материал сильнее всех других желаний.

2. Представления. Я вижу себя как человека с первого раза, ярко, твердо запоминающего на всю жизнь весь прочитанный научный материал. Здесь человеку надо представить себе какой-то свой образ действия или определенный результат деятельности, связанный с успешным запоминанием.

3. Способности (возможности). а) Я способен добиться своей цели и с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный материал; б) Я все смею, все могу, я могу с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный материал.

4. Вера. а) Я верю в то, что я могу с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный научный материал; б) Я твердо уверен в том, что я с первого раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный научный материал; в) Я убежден в том, что я с первого раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный научный материал; г) Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу с первого раза ярко, твердо запомнить весь прочитанный научный материал.

5. Чувства. а) Мне нравится с первого раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный научный материал; б) Я люблю с первого раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный научный материал; в) Я ярко, твердо чувствую себя человеком, с первого раза запоминающего на всю жизнь весь прочитанный научный материал; г) Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие сомнения в том, что я с первого раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный научный материал; д) Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие, неправильные, ложные представления людей о малых возможностях человеческой памяти.

6. Интеллект. Я глубоко осознал, я до конца осмыслил, я до конца понял, что я с первого раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный научный материал.

7. Воля. а) Я прилагаю огромные, могучие волевые усилия, чтобы с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный научный материал; б) Я концентрирую все свои усилия в одном направлении, я создаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для того, чтобы с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный научный материал; в) Я прилагаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для развития своей памяти, чтобы с первого раза ярко, твердо запомнить на всю жизнь весь прочитанный научный материал; г) Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, не боясь трудностей развития памяти.

8. Люди. а) Все люди видят меня как человека с первого раза ярко, твердо запоминающего весь прочитанный материал; б) Все меня знающие относятся ко мне как к человеку, с первого раза запоминающего на всю жизнь весь прочитанный научный материал; в) Мои родители, бабушка, дедушка, все в роду нашем обладали хорошей памятью; г) Мне по наследству передалась хорошая память.

После проведения самовнушения для улучшения запоминания следует действительно прочитать что-либо нужное и постараться укрепить представления о себе как о человеке с одного раза ярко, твердо запоминающем на всю жизнь прочитанный материал.

Из всех указанных формул самовнушения наиболее эффективны те, что связаны с представлениями и волей. Соотношение той или иной самовнушаемой мысли с основаниями выделения формул самовнушаемой мысли позволяет сделать их обозримыми.

В большинстве случаев, считает Г.Н. Сытин, в процессе самовнушения достаточно использовать 1 – 2 формулы самовнушаемой мысли. Лишь в редких случаях, при решении очень трудных задач, следует использовать многообразные формулы самовнушаемой мысли. При этом использовать надо, прежде всего те формулы, которые больше нравятся.

Г.Н. Сытиным разработано около 20 тысяч настроев. В книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» (СПб: ТОО «Лейла», 1993) и книге «Божественные исцеляющие омолаживающие настрои». Т.1 («Эти», 1994) опубликовано около ста наиболее важных настроев. При этом некоторые из них представлены в двух вариантах. Усваивающий их может выбирать тот, который ему больше по душе.

Все настрои по направленности, своей адресности можно разделить на два вида: специальные и общие. Специальные настрои нацелены либо на исцеление отдельных органов (сердца, желудка, головы, почек, печени и т.д.), либо на исцеление болезней (шизофрении, ипохондрии, диабета, эндокринных заболеваний, импотенции и т.д.). Общие настрои ориентированы на самоизменение, самосовершенствование человека, на духовный подъем (на долголетнюю женскую красоту, на долголетнюю мужскую красоту, на смелое поведение и высокую работоспособность, на здоровый дух, на развитие способностей, устойчивость в жизни, радость жизни, на долголетие и другие).

Есть у Г.Н. Сытина и ряд простых, кратких настроев, которые он называет простыми формулами самовнушения. Для самовнушения вежливости и тактичности. Для выполнения режима дня. От курения. Для уменьшения напряжения в процессе работы. Для управления деятельностью головного мозга. На устойчивость сердечно-сосудистой системы.

Естественно, возникает вопрос о том, что является основанием формирования доверия к настроям Г.Н. Сытина? Кроме 1000 исцеленных людей, таким основанием являются также многочисленные объективные проверки метода СОЭВУС. Так, по результатам проверки комиссией Минздрава СССР, 94% из общего числа обратившихся к Г.Н. Сытину больных шизофренией излечились. А у соматических больных не было зафиксировано случаев, когда бы настрои не помогали. Вот, например, что сказано было в заключении института психологии АН СССР: «Методика Г.Н. Сытина дает возможность человеку управлять ритмами сердца, кровяным давлением, мозговым и коронарным кровообращением, другими физиологическими функциями. Минздрав рекомендует методику Г.Н. Сытина при подготовке человека к физическим и нервным перегрузкам. В частности – в космонавтике, авиации, спорте, в вооруженных силах, а также в обыденной жизни и в лечебных учреждениях».

Для формирования доверия в отношении к настроям и снятия с них, так сказать, налета мистики, уверенности в истинности их исключительное значение имеет учет того обстоятельства, что настрои прошли экспериментально-техническую проверку.

Долгие годы Г.Н. Сытин в своих поисках «наилучших настроев» шел на ощупь, выбирая наиболее эффективные слова и их сочетания. Потом, когда Минприбор СССР пригласил его создать на производстве систему психологической поддержки, разработаны были специальные приборы для измерения силы воздействия слова на организм, что сделало поиск более точным, предельно объективным. При измерении потенциалов стрелки приборов с помощью датчиков показывают малейшие изменения в физиологическом состоянии пациента, фиксируют, какие именно слова оказывают наибольшее действие и на какие органы.

Настрои Г.Н. Сытина проверялись также Институтом биофизики и Институтом нормальной физиологии им. академика П.К. Анохина Академии медицинских наук, НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Выводы авторитетных комиссий были не двусмысленны: метод СОЭВУС признан состоятельным и эффективным. Один конкретный пример. В институте нормальной физиологии им. академика П.К. Анохина АМН СССР в присутствии академика К.В. Судакова в результате применения метода СОЭВУС была снята многолетняя устойчивая тахикардия с частотой пульса 120 ударов в минуту. После словесно-образного воздействия частота пульса уменьшилась до нормальной (72 удара в минуту), которая потом сохранялась все время.

Исследования показали, что усвоением настроев обеспечивается большая устойчивость здоровой жизнедеятельности организма. Так, к примеру, результаты первого 30-минутного занятия с больным фиксируются приборами на протяжении месяца и больше. Если занятия на снижение артериального давления проводить правильно, то обычно в течение 30 минут показатели давления снижаются на 30 единиц в сумме 2 показателей.

Настрои Г.Н. Сытина глубоко, последовательно гуманистичны, полны оптимизма. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать настрои и обратить внимание на их словарный состав. Ведь слова, которые обычно человек употребляет, вольно или невольно отражают его мировоззрение. Если у человека много слов унылых, неуверенных, скептически-пессимистических, то мы имеем дело с человеком нерадостным, в себе опоры не имеющем. Когда же в речи человека преобладают слова оптимистические, живые, яркие, динамичные, то жизнь его бьет ключом. Такими словами наполнены все настрои Г.Н. Сытина. Слова Г.Н. Сытина – максималисты, полутонов он не признает: если здоровье – то несокрушимое, если кровь, то течет по жилам свободным потоком, если радость, то наполняет всего человека насквозь, если уверенность – то твердая, тверже любого материала и т.д. В настрое, например, «На устойчивость нервной системы» (первый вариант) Г.Н. Сытин пишет: «Во всем мире нет таких сил, которые бы могли поколебать мою беспредельную уверенность в себе. Моя уверенность в себе становится тверже любого материала во всем мире. Нет такой силы, которая могла бы поколебать мою уверенность в себе. Моя уверенность в себе сильней всего во всем мире». Подобные слова, вытесняя населившие сознание всякого рода комплексы и сомнения, неверие и пессимизм, внушают уверенность в своих силах, оптимизм. Поэтому конечная цель настроев Г.Н. Сытина – помочь людям сделаться уверенными в себе, жизнерадостными, бодрыми, счастливыми, умеющими пробудить в себе силы обновления, развития и тем самым избавиться от стрессов, комплексов, страданий, болезней, усталости, неуверенности, пессимизма.

Какова, так сказать, технология использования настроев Г.Н. Сытина? Тон усвоения должен быть деловым, твердым, убедительным, без всякого пафоса. Текст можно прослушивать в звукозаписи, проговаривать вслух, читать про себя. Как кому больше нравится. Наибольший эффект достигается при чтении текста настроев вслух. В первые дни занятий начинать следует с вводного текста. «Настрой, который я сейчас буду усваивать, будет оказывать на меня сильнейшее влияние благодаря тому, что организм будет в 10 раз усиливать, в 100 раз усиливать его влияние и мобилизовывать все свои резервы для быстрого и полного исполнения того, что сказано в настрое. Я настраиваю себя на глубокое – прочное усвоение содержания нужного, полезного настроя, я буду стараться как можно глубже и прочней его усваивать». Г.Н. Сытин считает, что усвоить настрой – значит привести себя в полное соответствие с его содержанием (а не просто запомнить).

В настроях Г.Н. Сытина много повторений одних и тех же слов и словосочетаний. С помощью их «нагнетается», усиливается основное настроение, которое должен вызвать текст и степень его воздействия. Поэтому Г.Н. Сытин рекомендует те фрагменты настроя, которые человеку нравятся всего больше и имеют, по мнению его, наибольшее для него значение, прослушивать, проговаривать или прочитывать большее число раз.

При усвоении настроев целесообразно наложение рук на определенные места тела, поглаживание головы, лица, массаж волосистой части головы массажной щеткой для волос или руками для улучшения мозгового кровообращения.

Усваивать настрои нужно продолжать до тех пор, пока состояние человека не придет в прочное соответствие с содержанием настроя. Какое время, и какие состояния человека являются наиболее благоприятными для усвоения настроев? Настрои, в принципе, можно усваивать всегда. Вместе с тем следует учитывать, что для усвоения настроев существуют и наиболее оптимальные состояния человека. Исследованиями советских ученых (И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, К.К. Платонова) выявлен был ряд состояний центральной нервной системы, наиболее «восприимчивых» к воздействию слова на физиологические процессы в организме: перед засыпанием, сразу после пробуждения, при утомлении. Эти состояния возникают в условиях некоторой заторможенности коры головного мозга, когда клетки ее находятся в так называемых «фазовых состояниях». Обычно «бодрствующая» нервная клетка отвечает на раздражитель по правилу «силовых отношений». Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее ответная реакция на него. В полузаторможенном же состоянии (например, перед засыпанием) на сильный раздражитель нервные клетки почти не реагируют, тогда как на слабый (в нашем случае им является слово) они отвечают ярко выраженной реакцией. В «просоночных» состояниях слабые раздражители создают в коре головного мозга фиксированные очаги возбуждения, которые потом будут влиять на течение психических процессов в последующем бодрствующем состоянии.

Таким образом, относительно слабые, нематериальные раздражители, включаясь в функциональную систему программирующего аппарата мозга, приобретают способность изменять деятельность физиологических систем организма, а на этой основе и всей жизнедеятельности человека в целом.

В качестве средства самовнушения может использоваться также аутогенная тренировка немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Яркий пример использования аутогенной тренировки в целях формирования веровательной установки описан наиболее последовательным учеником И.Г. Шульца немецким врачом Х. Линдеманом в книге «Аутогенная тренировка» (М., 1980). Им она была использована в целях закрепления своей уверенности во время одиночного путешествия через Атлантический океан в обычной надувной лодке. Так, уже на первом этапе, в процессе психической подготовки, им было выработано и закреплено в сознании само намерение (цель путешествия), выраженное формулой: «Я справлюсь!» Формула эта на время плавания для него стать должна была не только смыслом жизни, но и самой жизнью, содержанием личности, вторым его «Я». И действительно, уже через три недели тренировок внушения себе этой главной установки сформировалась абсолютная уверенность, что возвращение из плавания будет благополучным и успешным. Во время аутогенного погружения Х. Линдеман неоднократно спрашивал себя: «Я останусь в живых?» «Ответом было, – пишет он, – чувство безбрежной уверенности, некоей космической безопасности, которые можно сравнить с непоколебимостью глубоко верующего человека. На свое рискованное предприятие я решился окончательно после того, как уверенность в успехе захватила меня целиком, не оставляя ни тени сомнения. «Я знал, что выдержу и останусь жив».

Но самовнушение может играть в жизни не только роль положительную, но и отрицательную, препятствуя продуктивной деятельности, вызывая ухудшение общего состояния человека, а иногда и смерть. Так, например, в документальной повести Д. Локвуда «Я абориген» (М., 1971) рассказывается о распространении в разных частях Австралии одного из приемов вредоносной магии – нацеливание костью, или обряд отпевания. Целясь во врага своего особой костью и произнося при этом соответствующие заклинания, абориген верит, что кость входит в тело жертвы. А «пронзенный костью», узнав или догадываясь об этом и не сомневаясь в сверхъестественной силе колдовства, считает себя обреченным. Он впадает в угнетенное состояние, перестает есть и пить и действительно заболевает и умирает. Д. Локвуд пишет, что, живя среди аборигенов, он был свидетелем того, как здоровье мужчины, будучи «отпетыми», за несколько дней теряли силы, рассудок и умирали.

Естественно, возникает вопрос о том, как в процессе формирования нашего веровательного отношения, в процессе «производства» оптимизма соотносятся самоубеждение и самовнушение? Из сказанного выше ясно, что самоубеждение и самовнушение являются противоположными способами, технологиями формирования уверенности, оптимизма и что определяющая роль в этом процессе принадлежит самоубеждению, ибо только с помощью последнего можно определить четко цели, средства, мотивы и другие составляющие будущей деятельности нашей. Без самоубеждения, без рационального обоснования уверенности в необходимости определенной деятельности и аргументированного выбора наилучшего варианта ее деятельность эта может базироваться только на слепой вере, на интуиции. Но немаловажную роль в формировании уверенности и оптимизма играет как, полагаю я, убедился читатель, и самовнушение.

Вследствие противоложности самоубеждения и самовнушения между ними может возникать своеобразный конфликт. Так, например, я точно знаю, что я не совсем здоров, что у меня в работе органов дыхания имеются какие-то отклонения, но пользуясь настроем Г.Н. Сытина «На оздоровление системы дыхания», я себе внушаю: «Все внутренние органы в области горла живут здоровой – радостной – счастливой жизнью...» Но ведь то содержание, что заключено во внушающем воздействии, противоречит тому, что объективно я знаю о состоянии своих органов дыхания. Не получается ли, что в этой ситуации я сам себя обманываю? Как бы там ни было, но объективное знание о себе содержанию самовнушения сопротивляется. Как устранить это противоречие? Я полагаю, что сделать это можно осознанием того обстоятельства, что и здоровье, и болезнь, уверенность и неуверенность всегда связаны с определенными программами, представляющими собой идеальные образы нашего сознания. Если мы себе внушаем, что наша дыхательная система здорова, то мы тем самым вытесняем из сознания ту программу, по которой в организме болезнь «работает». Следовательно, в процессе самовнушения имеет место не самообман, а вытеснение программой, по которой «работают» здоровые органы дыхания, программы, по которой «работает» их болезнь. Понятно, что чем сопротивление нашего интеллекта, нашей мысли будет самовнушению меньшим, тем оно будет протекать эффективней.

Из сказанного очевидно, что противоположность между самоубеждением и самовнушением, как технологиями формирования оптимизма, относительна. Использование самовнушения предполагает осмысленное, осознанное отношение к нему, самоубеждение в его эффективности. Кроме того, мысль используется и в ходе самого внушения, в процессе усвоения настроев. Так, например, практически во всех настроях Г.Н. Сытина имеет место обращение к мышлению, интеллекту, разуму. Возьмем, к примеру, настрой Г.Н. Сытина «На устойчивость нервной системы» (второй вариант). В нем читаем: «Сейчас вся моя молодая здоровая нервная система увеличивает энергетические запасы. Я стараюсь это как можно глубже понять, как можно глубже осмыслить... Я отчетливо чувствую, что уже в ближайшее же время моя молодая здоровая нервная система станет в десять раз сильней, в сто раз сильней, чем у самых здоровых молодых людей. Я стараюсь это как можно глубже осмыслить...».

Но не только самовнушение предполагает самоубеждение. Самоубеждение, в свою очередь, включает в себя самовнушение. Осуществляя самоубеждение в чем-либо, мы, нередко, одновременно в определенной мере совершаем и акт самовнушения. Это, например, происходит тогда, когда мы в процессе самоубеждения опираемся на свои удачи и победы. Прием этот очень полезен для укрепления веры в себя, свои возможности, свои силы. Он заключается в сосредоточенности мысли на каком-либо успешном преодолении нами препятствий и твердом запоминании этого успеха. Это создает уверенность в себе, что очень важно для подготовки к преодолению серьезных препятствий в жизни. При встрече с ними мы чувствовать будем себя уверенней и тверже, так как будем думать о том, что «Я то –то преодолел, и с тем-то справился, сумею сделать и это!» Вследствие этого самоубеждение переходит в самовнушение, выступает как самовнушение.

Одним из объяснений многих необычных явлений, речь о которых шла выше (чудодейственное исцеление посредством веры, воздействие вредоносной магии и т.д.) и вообще воздействие на человека веры и неверия является выдвинутая в последнее время отечественным ученым-биологом П. Горяевым гипотеза о существовании так называемых голографических супергенов. Суть ее в следующем. Развитие любого организма, как известно, связано с генами – материальными носителями наследственности в живых организмах. Именно гены, набор их и ДНК определяют внешний физический облик живых существ и их внутреннее строение. Однако, наряду с обычными, материальными генами, которые можно увидеть и под микроскопом, согласно гипотезе П. Горяева, существуют и голографические супергены, которые как бы «помнят» не только наследственную материальную, но и пространственную и временные структуры организма. Они составляют энергетический каркас клетки, группы клеток, органа и всего организма в целом. Нарушение в работе голографических супергенов приводит к ряду тяжелых заболеваний психосоматического порядка. П. Горяев считает, что, например, рак – это прежде всего «стирание» тех голограмм на хромосомном материале, которые как бы задают пространственные ограничения для роста клеток и тканей. Ограничений нет – и клетки «расползаются» безудержно, порождая опухоль.

Можно предположить, что каждая клетка, группа клеток, любой орган имеет свою голографическую пространственно-временную энергетическую структуру, обусловленную деятельностью собственных локальных супергенов. Но этими же свойствами обладает и весь организм в целом. Если это так, то где же «обитают» голографические супергены целостного организма? Скорее всего, они закодированы в многомиллиардной клеточной структуре головного мозга и, возможно, в нервных клетках центров периферической нервной системы. При том или ином изменении пространственно-временных характеристик голографических супергенов мозг получает соответствующую информацию, автоматически восстанавливает нужную для деятельности энергетическую структуру на периферии тела, что и способствует правильным восстановительным процессам органического плана. Голографическое отображение информации и обратная ее коррекция лежат в основе гомеостаза (поддержания постоянства внутренней среды организма), гомеомериза (правильной скорости протекания физиологических реакций в организме) и гомеоморфоза (поддержания формы, взаимного расположения и массы органов в необходимых границах).

При этом в каждом организме заложена не только программа жизни и восстановления, но и программа свертывания и умирания. Глубочайшая уверенность в своей преждевременной кончине выключает «программу жизни» и включает «программу смерти» – и наступает неизбежный финал. Приведенный выше из повести Д. Локвуда пример внушенной смерти это положение подтверждает.

Наши мысли, переживания работу супергенов могут как усиливать, так и ослаблять. С этой точки зрения постоянные необоснованные страхи и опасения, неуверенность в себе, установка на поиск в самом себе отрицательных болезненных ощущений вводят в мозг ложную информацию и деформируют голографическую структуру супергена, усиливая тем самым то или иное заболевание или же просто-напросто порождая его. Положительные же эмоции, наоборот, укрепляют голографическую структуру супергенов, поддерживают их в нормальном состоянии, чем обеспечивается нормальное функционирование организма.

Вообще следует сказать, что всякого рода патогенные состояния души – пессимизм, депрессия, психическая угнетенность, отсутствие жизненно важных целей – энергетику голографических супергенов ослабляют и пролагают путь к болезням, «работают» на выполнение «программы смерти». Так, согласно, например, статистике, рак – это болезнь людей прежде всего депрессивных. И, наоборот, оптимистическая жизненная позиция, стремление к подлинным радостям жизни, глубокая уверенность в выздоровлении и психическое «игнорирование» болезни, поддерживают «программу жизни», заложенную в супергенах, восстанавливают пространственно-временные связи на всех уровнях, и болезнь, даже очень тяжелая, отступает. Поэтому не удивительно, что главной целью комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях является вселение в него уверенности в выздоровлении, чем обеспечивается поддержание и усиление заложенной в организме «программы жизни».

В заключении следует отметить, что все наши проекты, планы неразрывно связаны со здоровьем. Поэтому каждый человек, выбирая жизненное кредо, определенную модель своего будущего, выбирает для себя одновременно и здоровье или болезнь. Так как продуктивная жизнедеятельность ориентирована на максимальную актуализацию заложенной в нас «программы жизни», то выбор ее – это выбор здоровья. И, наоборот, выбор непродуктивного варианта своей жизнедеятельности – это выбор болезней. Так, к примеру, считается, что «артрическая личность» переоценивает свои возможности, «коронарная личность» чрезвычайно конкурентна, а «язвенная личность» в жизни занимает обычно позицию агрессивной обороны.

В тенденции хорошее здоровье – это источник оптимизма, а болезнь – источник пессимизма. Но однозначной связи между здоровьем и оптимизмом, болезнями и пессимизмом нет: здоровым людям может быть присущ пессимизм, а больным – оптимизм.

Завершая разговор о технологиях формирования своего веровательного отношения к жизни, построения оптимизма, важно учитывать также и следующее. В силу того, что мы никогда и ни в одном проекте своего будущего не в состоянии учесть, «вычислить» все то, что может произойти с нами (вследствие этого любой проект, как отмечалось, в себе заключает неопределенность и является истиной только относительной), то каждый проект должен быть открытым. Что это значит? Значит это то, что у творца каждого проекта сформирована должна быть внутренняя готовность (установка) дополнять, корректировать проект свой под воздействием изменений как внутренних факторов (состояния здоровья, приобретения новых знаний, использование которых для достижения цели имеет существенное значение, обнаружения в проекте ошибок и т.д.), так и факторов внешних (природных и социальных). Без такой готовности даже самый замечательный проект может превратиться в некое косное, догматизированное образование, что с неизбежностью приведет к конфликту, противоречию между нашим Я-идеальным и реальными условиями жизни. А упрямство в отстаивании потерявшего смысл проекта и следование ему может привести к потере веры в себя, к пессимизму. «Порой, сбившись с истинного пути, люди бывают недовольны жизнью, часто губят себя только потому, что сошли с этого пути, и не хотят признаться в своей ошибке» (Л.Н. Толстой).


Date: 2015-08-24; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию