Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Излишняя горячность портит дело





Бедой чревато пламя без предела»

(Ю. Баласагунский).

«Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно» (Французская пословица). «Скорость нужна, а поспешность вредна» (А.В. Суворов). «Если ты не будешь спешить, то все будешь видеть ясно и отчетливо, в торопливости человек действует слепо и неблагоразумно» (Т. Ливий, древнеримский историк. 59 до н.э. – 17 н.э.). «Иной сделает, а потом думает – как будто не удачи ищет, а оправданий» (Б. Грасиан). «Люди отличаются еще тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают» (Л.Н. Толстой).

Но несмотря на противоположность в процессе проектирования медлительности и поспешности и та и другая фактически ведут к одному и тому же результату: либо к неудовлетворению потребностей вообще, либо к удовлетворению усеченному, одностороннему. К тому же упущенные возможности всегда вызывают горечь сожаления. Чтобы этого не происходило, мы и должны своевременно составлять жизненные планы и переходить к их реализации. Если же подобное произошло, то горевать, сожалеть о потерянных возможностях не стоит, ибо это бессмысленное занятие.

«Не горюй о том, что было и прошло,

Не вернешь, как ни вздыхай ты тяжко»

(Г. Тукай, татарский поэт. 1886 – 1913).

Способность, умение своевременно удовлетворять прежде всего свои значимые, существенные потребности при наличных возможностях, видимо, следует рассматривать как одно из концентрированных проявлений мудрости, искусства жить. «Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что о после» (Л.Н. Толстой). «... в искусстве, как и в морали, мы часто упускаем главное из-за того, что способны замешкаться в решающий момент. Какой момент надо считать решающим? Величие и состоит в том, чтобы определить его, определив же, удержать и растянуть. Но для большинства из нас промежуток между «О, я мечтаю о будущем» и «Ах, уже поздно, все уже в прошлом», так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться... И мы все время что-то упускаем, воображая, будто еще успеем к этому вернуться. Так губятся произведения искусства, так губятся и целые человеческие жизни от того, что мы либо мешкаем, либо без оглядки несемся вперед» (А. Мердок, английская писательница. Родилась в 1919).

С тем обстоятельством, что любой проект будущей деятельности несовершенен, всегда в себе заключает неопределенность, связана проблема риска. «Без известной доли риска обойтись невозможно. В реальной ситуации всегда необходим человек, который скажет "Ну, ладно, пора! Через час начинаем"» (Ли Якокка, знаменитый американский менеджер). «Отказаться от риска – значит отказаться от творчества» (А.С. Макаренко). «В каждом деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия» (В. Шекспир, английский поэт и драматург. 1564 – 1616). «Кто ничем не рискует, рискует всем» (Д. Дейвис, американская киноактриса. Родилась 1956).

Риск – возможность опасности, неудачи, действие на удачу в надежде на счастливый исход. Риск всегда связан с возможностью того, что нас может постигнуть неудача, что мы того результата, на который рассчитываем, не достигнем. Поэтому прекращение работы над проектом и принятие решения о его реализации, нередко требует от человека смелости, мужества, решительности. «Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны» (Дионисий Галикарнасский, древнегреческий историк и ритор 2-й половины 1 в. до н.э.). «Не отчаивайтесь, даже, если вам придется потратить некоторое время на то, чтобы найти правильный путь, пусть, возможно, и придется несколько раз начинать сначала. Приготовьтесь к разочарованиям! Не лишайте себя побочных занятий, ибо в этих областях своей деятельности вы тоже можете трудиться ради других людей» (А. Швейцер, немецко-французский мыслитель, теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. 1875 – 1965).

«Для хода вещей существенно, выдерживает ли индивидуум неопределенность или ищет спасения в достоверности. Достоинство человека, пытающегося осмыслить будущее, находит свое выражение как в прогнозировании возможного, так и – в сочетании с ним – в незнании, основанном на знании, принцип которого гласит: мы не знаем, что нас ждет. Чувство, воодушевляющее нас в нашем существовании, заключается в том, что мы не знаем будущего, но участвуем в его реализации и видим его в его целостности и непредвиденности. Знание о будущем было бы для нас духовной смертью» (К. Ясперс, немецкий философ. 1883 – 1969).

Но всякий риск должен иметь меру. Если риск за рамки меры выходит, то он превращается в авантюру. А авантюра – это весьма сомнительное дело, рассчитанное на случайный успех, это дело, предпринимаемое фактически без учета реальных возможностей и, как правило, обреченное на провал, это также и беспринципные поступки ради достижения легкого успеха. «Элемент авантюры должен быть не настолько велик, чтобы подвергать все дело неоправданному риску, но и не настолько мал, чтобы за дело было стыдно браться» (Р. Уотермен). Аксиома Гарвардской школы бизнеса гласит: «Бизнес – это умение принимать правильные хозяйственные решения в условиях неопределенности».

Факторами, препятствующими в ситуации относительной неопределенности будущего, прекращению работы над проектом и принятию решения о его реализации, сопряженному с риском, являются страх, сомнения, колебания. «Помните о «факторах СНС» – страх, нерешительность, сомнение – «активно боритесь с ними» (Р. Уотермен). «Не надо страшиться будущего и незачем быть почтительным к прошлому. Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. На неудачах учатся. Честная неудача не позорна, позорен страх перед ней. Прошлое полезно потому, что указывает нам пути и средства к дальнейшему развитию» (Генри Форд, американский промышленник. 1863 – 1947).

Наглядное представление о воздействии на человека страха дает известная старинная притча о страхе. «Куда ты идешь?» – спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек вновь встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха». Римский философ-стоик Сенека остроумно заметил: «Мы на многое не отваживаемся не потому, что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся».

Если взвесив все за и против, мы сделали выбор проекта и приняли решение о его реализации и при этом вполне осознаем, что он заключает в себе момент неопределенности, то страха перед будущим, сомнений у нас быть не должно. Мы должны пойти с самим собой на компромисс: рассматривать проект, заключающий в себе элемент неопределенности, как полностью определенный и быть уверенным в его успешной реализации. Что же касается сомнений, то они хороши на этапе разработки проекта и в особенности при оценке достоинств и недостатков различных вариантов. После принятия же решения о реализации проекта, сомнения следует исключить, так как они уже будут приносить не пользу, а вред, превратятся в источник нерешительности. «Как несчастен тот, кто сомневается! Ум его бросает в разные стороны, точно при килевой и боковой качке. И только одно лекарство есть против этого: противопоставить действительность натискам воображения». (П. Бурже, французский писатель. 1852 – 1935).

Итак, в силу того, что любой проект заключает в себя момент неопределенности, он всегда представляют собой относительную истину и никогда не может быть истинной абсолютной. Вследствие этого даже самое совершенное принятое решение неизбежно заключает в себе определенные заблуждения, ошибки. Этой специфической и объективной особенностью человеческого бытия определяется право каждого человека на заблуждения, просчеты, ошибки. «Ни в одном деле успех невозможен без «права на ошибку». И как певец или скрипач, который будет бояться фальшивой ноты, никогда не произведет в слушателях поэтического волнения, так и писатель или оратор не дает новой мысли и чувства, когда он будет бояться недосказанного и не оговоренного положения» (Л.Н. Толстой). «Ошибаться не только свойственно человеку: это его главное занятие. Вся наша жизнь – ряд ошибок. Но, если бы нам была дана возможность их исправить, мы их повторили бы» (В.П. Крачковский, профессор, инженер путей сообщения. Родился в 1893). «И великие люди ошибаются, а некоторые из них так часто, что иногда появляется искушение считать их маленькими» (Г.Лихтенберг). Но «ошибки великого ума более поучительны, чем истины ума посредственного, и когда первый сбивается с пути, он все-таки указывает верный путь, но только другим способом» (Л. Берне, немецкий публицист и критик. 1786 – 1837). «Лучший из людей, если бы у него на лбу были написаны совершенные им ошибки, должен был бы нахлобучить шляпу на глаза» (Т. Грай, английский поэт. 1716 – 1771).

Таким образом, каждый человек в своей жизни делает множество всевозможных ошибок. Но какие из них являются самыми большими? Английский историк, писатель и публицист Томас Карлейль считал, что «самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным». «Самое верное средство ошибаться – это считать себя непогрешимым» (П. Буаст). «Действительно, считать себя правым во всем – это значит не сомневаться ни в чем. А без сомнения, как известно, развития нет. Правда, есть и такие «люди», которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями» (И. Гете).

Одной из самых больших ошибок в жизни, на наш взгляд, является измена самому себе, отказ от своего призвания. «Не предавай свою цель! Сходя с дороги, разве можно на что-то рассчитывать» (П.С. Таранов).

Итак, полностью избежать в самопроектировании ошибок, просчетов человек не может. Разумеется, следует стремиться к тому, чтобы как можно меньше допускать ошибки. Но как? Для этого прежде всего необходимо научиться мыслить логически, опираться на свой жизненный опыт, а также опыт других людей. «Опыт – вот учитель жизни вечной» (И. Гете). Но опыт отрицательный сам есть плод ошибок. «Опыт – это название, которое каждый дает своим ошибкам» (О. Уайльд, английский писатель. 1856 – 1900). И здесь мы сталкиваемся с одним из парадоксов человеческой жизни, нашедшем выражение в принципе компетентности по Питеру из науки Мерфологии: «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». «Если избегать ошибок полностью не в нашей власти, то в нашей власти не повторять ошибок. Разумная осторожность человека выражается не только в том, что он никогда не совершает ошибки, сколько в том, что он не допускает ее повторения» (К. Боуви, американский писатель и издатель. 1820 – 1904). Поэтому справедливо говорится, что умный от дурака отличается тем, что умный, в отличие от дурака, ошибок не повторяет. Кроме того, каждый человек может также исправить те ошибки, исправить которые можно. «Мы недостаточно долго живем, чтобы извлечь пользу из своих ошибок; мы всю жизнь делаем ошибки: умереть исправленным – вот вся польза, которую можно извлечь из своих постоянных ошибок» (Ж. Лабрюйер, французский писатель-маралист. 1645 – 1696). «Ошибаться может каждый, оставаться же при своей ошибке – только безумный» (Цицерон). «Если человек совершает одну и ту же ошибку дважды, он должен поднять руки вверх и признаться либо в беспечности, либо в упрямстве» (Д. Лоример, американский писатель и журналист. 1868 – 1937). «Помни, – советовал Марк Аврелий, – что изменить свое мнение и следовать тому, то исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке». «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого» (Л.Н. Толстой).

По мнению французского ученого-математика, писателя и философа Рене Декарта (1623 – 1662) «есть три основных источника заблуждений разума: воображение, привычка, самолюбие. Влияя на наши суждения, они делают нас неспособными познать истинную сущность вещей».

Основные условия, позволяющие минимизировать количество ошибок в своей жизни, отражены в следующих словах татарского поэта Г. Тукая (1886 – 1913):

«Ты за то, что не под силу не берись,

Ты посильною задачею займись,

Слову всякому не очень доверяй,

Date: 2015-08-24; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию