Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самопроектирование и судьба человека





Рассмотрение проблематики самопроектирования будет неполным без анализа его соотношения с проблемой человеческой судьбы. И в прошлом и в настоящее время трактовки судьбы являются разными. Приведем некоторые из них из ряда справочных изданий. «Судьба – понятие, выражающее религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей». В древнегреческой мифологии участь людей и даже богов зависит от богинь судьбы – мойр. Со временем судьбу стали представлять как верховную справедливость, управляющую миром. Представление о судьбе как божественном предопределении присуще всем современным религиям. Некоторые религиозные направления (например, православие) стремятся ослабить фатализм представлений о судьбе посредством эклектического сочетания идей божественного предопределения и свободы воли человека (См.: Философский словарь. М., 1987. С. 467).

«Судьба – 1) универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая представление о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью; 2) философско-мифологическое понятие, содержание которого является продуктом экспликаций и рефлексивного осмысления названной универсалии; 3) философско-мифологическая персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космоса».

Конституируется в контексте культурной доминанты детерминизма, понятого в качестве принудительной каузальности, предполагающей наличие внешней детерминанты любого процесса, артикулируемой в традиционной культуре в качестве субъекта соответствующего действия «причинения». В рамках данной семантики, однако, европейская культура конституирует аксиологически противоположные версии интерпретации судьбы. В рамках одной из них последняя понимается как фатум (рок), внешний по отношению к индивиду или Космосу – от античных мойр до современного теистического проведенциализма. В другой интерпретации внешней по отношению к судьбе детерминантой (автором судьбы) выступает сам субъект – судьба мыслиться как продукт сознательного ее созидания: от архаических представлений, отраженных в многочисленных пословицах типа «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», характерных практически для всех без исключения национальных культур, – до марксистого «человек – творец и хозяин своей судьбы».

С точки зрения античной культуры предопределенное судьбой можно узнать (мантика, прорицания, обращения к оракулу, астрология), но нельзя ни предотвратить, ни изменить. Поэтому проблема познаваемости судьбы, в практическом своем приложении оборачивается проблемой прогностики – предвидения и предсказания. При этом судьба в античной культуре понимается не только в качестве фатально действующей необходимости, но и в качестве индетерминированной игры случая (случайность, успех, беда) (См.: Новейший философский словарь. Минск, 2003. С. 1003-1005). В древне римской мифологии фортуна – «1) богиня судьбы, счастья, удачи; изображалась стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах и рогом изобилия в руке; 2) судьба, счастливый случай счастья» (Современный словарь иностранных слов. С-Петербург, 1994).

«1. Судьба – стечение обстоятельств, не зависимых от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого-чего-нибудь (у рукописи интересная судьба). 4. Будущее, то, что случиться, произойдет» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999).

Проблема судьбы – это, на наш взгляд, вопрос о детерминации жизненного пути человека внешними и внутренними факторами, факторами необходимыми и случайными, объективными и субъективными. Абсолютизация того или иного из выделенных здесь факторов является основанием различных версий, трактовок судьбы в мировой философской мысли, в культуре. При самом общем подходе, видимо, можно выделить три версии судьбы: фатализм, волюнтаризм и диалектический подход (См.: Золотухина-Аболина. Философская антропология: учебное пособие. Ростов н/Д, 2006).

Фатализм (в переводе с латинского означает роковой) – концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены господству необходимости, не оставляя места свободе, творчеству, случайности, изначально предопределены. «Не удивляйся происходящему, ибо ничто не происходит случайно, все идет так, как должно идти» (Платон).

Date: 2015-08-24; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию