Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использования своего времени и жизненного пространства





Главное назначение такой формы освоения человеком будущего как самопланирование состоит в эффективном, продуктивном использовании им времени своей жизни и своего жизненного пространства. Выражается это в следующем: 1) либо в том, чтобы имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности; 2) либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходованием времени; 3) либо в пределах одного и того же жизненного пространства или меньшего добиться больших результатов (например, в одной и той же теплице можно вырастить разное количество огурцов и помидоров). Проблема самопланирования – это проблема приведения выстроенной нами архитектоники целей (дерева целей) в соответствии с имеющимся у нас количеством времени и нашим жизненным пространством или пространственными условиями жизнедеятельности.

Самопланирование – это ответ на пять вопрос, определяемых принципом континуальности пространства и времени. «Когда я буду осуществлять те или иные деятельности (действия)?» «В течение какого времени?» «В какой последовательности?» «Где буду осуществлять?» Выражаясь образно, самопланирование – это «одевание» результатов самоцелеполагания, в котором в той или иной мере «состыкованы» цели и средства, в пространственно-временные «одежды». В процессе самопланирования в результаты самоцелеполагания могут вноситься определенные коррективы. Кроме того, перед самопланированием необходимо провести анализ использования нами своего времени и пространства за какой-то срок (день, неделю, месяц, год) и ответить на вопрос: «Как я использовал свое время и пространство?» Это необходимо для того, чтобы выявить непродуктивные утечки своего времени, формы неэффективного использования пространственных условий и их причины и, естественно, учесть это и в будущем не допускать.

К числу основных требований к использованию пространства – времени следует отнести: 1) установление точных сроков исполнения всех видов деятельности (действий) и конкретное определение места их осуществления; 2) определение четкой последовательности осуществления деятельности (действий) и их периодичности (например, сколько раз в течение недели или месяца ходить зимой на лыжах или сколько совершать прогулок и т.д.). При этом нельзя допускать формулировок типа: «В ближайшее время мне надо сделать то-то и то-то». Но что значит в ближайшее время? В течение дня? Завтра? В течение недели? и т.д. Закон пагубности времени гласит: «Время осуществления работы оказывает воздействие на само это осуществление?» Следствие из этой формулы «Чем дольше делается работа, тем хуже она делается»; 3) установление приоритетов – выделение из набора целей, которых предстоит достигнуть за тот или иной отрезок времени (день, неделю и т.д.), целей наиболее важных, жизненно значимых. При этом весьма существенно отличать цели (дела) важные от целей (дел) спешных. Л. Зайверт пишет: «Самое срочное (спешное) дело не всегда бывает самым важным, однако именно спешные и «неотложные» дела занимают часто большую часть нашего драгоценного времени». «Тирания спешного коренится в забвении приоритетов, в предпочтении неважного важному, и только лишь потому, что вследствие недостаточности планирования неважные дела становятся срочными».

Итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848 – 1943) сформулирован принцип, который получил название принципа Парето (соотношение 80:20) и неоднократно подтверждался на практике в самых различных сферах. Этот принцип гласит: внутри данной группы или множества малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе. «Работу» принципа Парето можно проиллюстрировать следующими примерами из предпринимательской практики: считается, что 20 % ошибок обуславливают 80 % потерь; 80 % ошибок обуславливают 20 % потерь; 20 % исходных продуктов определяют 80 % стоимости готового изделия; 80 % исходных продуктов определяют 20 % стоимости готового изделия.

Разумеется, соотношение 80:20 нельзя понимать в буквальном смысле слова, то есть, что во всех случаях самые важные цели всегда составляют ровно 20 %, а все остальные 80 %. Соотношение 80:20 указывает на тенденцию, выражающую то, что в структуре целей их сравнительно небольшая часть обладает намного большей значимостью, чем их намного большая часть. Поэтому безотносительно к численному выражению принцип Парето в его приложении к повседневной жизнедеятельности требует в поле зрения держать прежде всего наиболее значимые цели и только потом многочисленные остальные, но гораздо менее значимые.

Установление приоритетов можно осуществлять и с помощью анализа А, Б, В, конкретизирующего принцип Парето. С помощью букв А, Б и В жизненные цели, задачи в соответствии с их значимостью, как уже отмечалось, можно подразделить на три группы. Так, например, практика менеджмента свидетельствует, что:

- важнейшие задачи (класса А) составляют примерно 15 % количества всех задач, которые решает руководитель. Однако собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65 %;

- на важные задачи (класса Б) приходится в среднем 20 % общего числа задач и до 20 % их значимости;

- менее важные и несущественные задачи (класса В) составляют, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю – порядка 15 % общей значимости всех дел, которые должен выполнять менеджер.

Таким образом, значимостью задач определяется то время, которое следует выделять для их выполнения. Поэтому если, например, за какой-то период времени необходимо выполнить задачи всех трех классов, то на выполнение задач А необходимо выделить примерно 65 % из общего объема времени, на выполнение задач Б – 20 %, а на выполнение задач В – 15 %. Это значит, что на выполнение различных задач выделять надо столько времени, сколько стоят эти задачи.

В заключение еще раз следует отметить, что определение приоритетности целей, задач имеет сугубо индивидуальный, субъективный характер, так как все оценки зависят от субъекта деятельности. Поэтому те цели, задачи, которые сегодня фигурируют в классе А, завтра или через какой-то больший промежуток времени, могут оказаться в классе Б или В.

Важнейшим принципом самопланирования является определение человеком структуры времени своей жизни посредством его распределения между своими деятельностными Я: профессионально-трудовым Я, экономическим Я, общественно-политическим Я, семейно-личностным, познавательно-культурным, эстетическим, бытовым, оздоровительным, досуговым и самовоспитательным Я.

Затраты времени на функционирование, «жизнь» всех Я индивида можно скомпоновать в следующие блоки:

1. Время, связанное с бытием профессионально-трудового Я человека. В структуре этого времени, наряду с непосредственной производительной деятельностью, входит также время, необходимое для подготовки рабочего места, преодоления расстояния между домом и местом работы и для получения, потребления и переработки необходимой для профессиональной деятельности разнообразной информации (научной, деловой и т.д.);

2. Время, необходимое для непосредственного поддержания жизнеспособности. Это время, связанное с функционированием нашего экономического Я (покупка разнообразных товаров, производство в саду той или иной продукции и т.д.) и бытового Я (организация питания, поддержание в квартире чистоты и порядка, регуляция сна и т.д.);

3. Время, необходимое для нашего общекультурного развития. Это время, связанное с функционированием познавательного Я (чтение научно-популярной, общественно-политической и другой литературы, просмотр познавательных передач по телевидению, слушание подобных передач по радио и т.д.) и эстетического Я (чтение художественной литературы, посещение театров, слушание музыки, посещение художественных выставок, производство красоты своего тела и красоты внешнего вида и т.д.).

4. Время, необходимое для реализации семейно-полового Я. Оно в себя включает: время для личностно-интимных отношений с лицом (лицами) противоположного пола, время для детей, родителей и внуков, а также время для родственников и близких;

5. Время, связанное с функционированием нравственного Я (это время, необходимое для помощи родным, близким, друзьям), а также общественно-политического Я (участие в выборах, демонстрациях, акциях протеста и т.д.);

6. Время, связанное с функционированием нашего оздоровительного Я и досугового Я. Это время, необходимое для поддержания на должном уровне своего здоровья и для отдыха.

Что же касается самовоспитательного Я, то оно обладает относительной самостоятельностью, «живет» только в границах других Я, так как нельзя воспитывать себя вообще. Процесс воспитания происходит только через функционирование других Я (профессионального Я, нравственного Я, бытового Я и т.д.).

Итак, наше время, по крайней мере, в течение суток или недели должно быть распределено по 6 блокам. При этом, считаем мы, затраты времени по всем блокам являются необходимыми. При игнорировании затрат времени хотя бы на один блок, прежде всего в трудовом возрасте, продуктивный характер жизнедеятельности человека, его функционирования и развития, будет давать сбои, как дает сбой, например, автомашина, в которой что-то не в порядке с двигателем или с какой-то другой его частью.

Некоторые выводы в пользу высказанных соображений.

1. Чтобы человеку эффективно, продуктивно работать, чтобы заботиться о жене и детях, коротко говоря, чтобы хватало сил и энергии на полный цикл жизнедеятельности, он должен быть здоровым, постоянно заботиться о своем физическом и душевном состоянии, о своем настроении. Но чтобы быть здоровым, обязательно необходимо выделять определенное время в течение дня, недели, месяца, года для занятия оздоровительной деятельностью (своевременно лечить болезни, заниматься физической культурой, совершать прогулки, работать в саду и т.д.). «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (М. Монтень). Здоровье – это фундамент жизни человека. Если фундамент дома разрушится, то рухнет дом. То же произойдет и с жизнедеятельностью человека если он разрушит свое здоровье. «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр).

2. Для того, чтобы эффективно, продуктивно работать (особенно тогда, когда работа имеет творческий характер) и вообще стремиться превращать свою жизнь в жизнетворчество, необходимо также систематически выделять определенное время на общекультурное развитие. Некоторые читатели нам могут возразить: «У меня есть интересная, творческая работа и мне не до общекультурно развития. Для посещения театров, чтения художественной литературы, музыки у меня просто нет времени». Но время для этого надо находить и вот почему. Своеобразным законом творчества является его органическая взаимосвязь с интуицией. Поэтому справедливо говорят о творческой интуиции. Творческая интуиция – специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов, содержание которых не выводится путем простого соединения предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями. К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся: 1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы; 2) поисковая ситуация, состояние проблемности; 3) действие у человека поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, постоянные усилия, направленные на решение проблемы; 4) наличие «подсказки». История науки и техники свидетельствует о том, что значительное число открытий и изобретений связано с действием «подсказки», служащей «пусковым механизмом» для интуиции. В качестве такой подсказки, например, для немецкого химика Кекуле, пытавшегося решить проблему строения бензола, явилась змея, ухватившая свой собственный хвост, для инженера-мостовика С. Брауна – висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.

Из важности для интуиции подсказок, за которыми стоят аналогии, общие схемы, общие принципы решения задач, вытекают определенные практические рекомендации: каждому человеку, находящемуся в творческом поиске, необходимо стремиться не только к получению максимума информации по своей специальности, но и информации по смежным дисциплинам, а также к расширению диапазона своих интересов, включающих интерес к музыке, живописи, художественной и другой литературе, интерес к политике, передачам по радио и телевидению и т.д. В общем, чем шире будет диапазон интересов человека, его кругозор, тем больше будет создаваться условий для «работы» интуиции. Следует отметить и то, что общекультурное развитие обладает и самоценностью, так как удовлетворяет познавательные и эстетические потребности человека.

3. Разумеется, необходимо выделение времени для семьи, прежде всего для жены (мужа), для детей и родителей. Не может быть настоящей любви без пребывания супругов вместе, без общих интересов и дел (слушания музыки, чтения художественной литературы вслух, совместной работы в саду, прогулок, катания на лыжах и т.д.). При исчезновении общих интересов и совместных дел муж и жена становятся чужими.

Времени требует и воспитания детей. Ведь воспитание детей – это не только долг родителей, но и источник их радости, а также надежда на то, что когда они станут старыми, то дети хоть в какой-то мере вернут им их «вклады» в детей в виде заботы о них. Если же родители все время оставляют детей без заботы и внимания, то на что им надеяться в старости? Дети могут оплатить им тем же. В общем как бы отец или мать не были заняты своими профессиональными и другими делами, они должны, они обязаны при любых условиях находить время для своих детей. Что же касается отказа от детей, то его следует отнести к числу самых тяжких грехов человека.

Естественно, человек должен находить время и для своих родителей, для заботы о них и оказания им внимания.

4. Требуется также выделение определенного времени для поддержания нормальной жизнедеятельности. Нет надобности доказывать, что без более или менее правильной организации своего взаимодействия с рынком, без сколько-нибудь целесообразно организованного быта, питания, сна – жизнь начнет давать сбой во всех других ее составляющих: в профессиональной деятельности, семейной и др.

5. Наконец, человек должен также находить время для своей добродетельной, альтруистической активности, т.е. на помощь и поддержку друзьям, близким, коллегам. Если человек не будет находить времени для других, то потом у других не хватит времени и для него. Коротко говоря, если мы хотим, чтобы кто-то в трудную минуту помогал нам, то мы должны находить время и для помощи другим.

Существенно отметить, что время, выделяемое человеком для отдельных форм его активности, одновременно обладает и самоценностью, и значимостью для других форм активности. Так, например, время, выделяемое для семьи, с одной стороны, обладает самоценностью, так как обеспечивает полноту жизнедеятельности, а с другой стороны, оно имеет немаловажное значение и для профессиональной деятельности (последнее бывает тогда, когда муж и жена в хорошем настроении уходят из дома на работу и с радостью возвращаются домой). Это же можно сказать и о других формах активности.

В свете сказанного становится понятным то, почему для повышения результативности, продуктивности профессиональной деятельности недопустимо увеличение времени это и деятельности за счет уменьшения времени на другие виды деятельности.

Если же едва ли не все свое время человек будет тратить только на работу, то, естественно, он прекратит заниматься своим здоровьем, у него не будет хватать времени для семьи, он прекратит заниматься общекультурным развитием, перестанет отдыхать и т.д. Но к чему это приводит? У него возникнут проблемы со здоровьем, появится «букет» болезней, на лечение которых придется тратить массу времени; у него возникнут проблемы с женой; у него возникнут проблемы с детьми (дети, оказавшиеся без внимания и контроля, могут попасть в дурную компанию и стать наркоманами и т.д.); у него возникнут проблемы с творческой продуктивностью (без разумно организованного образа жизни творческие способности начнут угасать). А в итоге начнется непродуктивная трата массы бесценного времени жизни. Таково следствие нарушения принципа системности в использовании своего жизненного времени.

Проиллюстрируем эти выводы фрагментом из книги Норманна Пила «Энергия позитивного мышления» (М., 1998). «Однажды один весьма напористый бизнесмен обратился к врачу. Он рассказал ему о том, как работает не покладая рук и не знает покоя, пока не справится с очередной порцией проблем:

- Когда я возвращаюсь вечером домой, мой портфель битком набит бумагами, – сообщил он врачу.

- Но для чего же вы берете работу на дом? – осведомился доктор.

- Господи, чтобы она была сделана! – пылко ответил бизнесмен.

- А разве нельзя поручить ее кому-то еще или, по крайней мере, взять помощника? – интересовался доктор.

- Нет, конечно, – раздраженно буркнул бизнесмен. – Только я могу с ней справиться. Я знаю, что делать, чтобы все получилось как надо и быстро. Без меня у них ничего не получиться.

- Если я выпишу вам рецепт, готовы ли вы им воспользоваться? – спросил доктор.

Угадайте, что он ему прописал? Пациенту предлагалось сократить свой рабочий день на два часа и использовать это время для долгих прогулок. Кроме того, полдня в неделю ему рекомендовалось проводить на кладбище.

- Господи, но почему мне торчать полдня на кладбище? Удивленно спросил бизнесмен.

- Потому, что вам полезно побродить по нему и посмотреть на могильные плиты тех, кто остался там навсегда, – последовал ответ.

Я хочу, чтобы вы поняли: некоторые из них оказались там, потому что жили примерно как вы: считали, что весь мир покоится на их плечах. Когда будете там, постарайтесь задуматься над этим грустным фактом: когда и вы останетесь там навсегда, мир не остановится и отыщутся другие, кто будет выполнять вашу работу…

Пациент понял, что имеет в виду врач. Он умерил свой пыл. Он научился передавать свои полномочия другим. Он перестал жить в суете, он успокоился. И надо добавить, чтобы дела у него пошли в гору».

Но человеческая жизнь сложна, противоречива и во многом непредсказуема. Вследствие этого, в ней могут возникать такие ситуации, когда профессиональная деятельность может потребовать принесения ей в жертву семейного времени, времени для оздоровления, для общекультурного развития и т.д. Это допустимо, оправдано если имеет единичный, разовый характер, проявляется иногда. Но это недопустимо, если превращается в правило. Неплановая потребность в увеличении времени в определенных условиях может проявляться и в других видах деятельности человека.

Индивидуальные особенности расходования времени зависит от того, какой (какие) вид (виды) активности человека является приоритетным (приоритетными), от состава семьи, возраста и других факторов.

Посредством решения вопроса о расходовании времени на разные виды своей активности человек определяет отношение к времени как бы в пространственном его измерении, так сказать, вширь. Но необходимо также определить отношение к времени и в направлении его течения. Это предполагает ответ на следующие вопросы: «Когда следует решать те или иные задачи?» «В какой срок?» «В какой последовательности?» «В каком темпе, ритме?». Ответы на эти вопросы предполагают также ответ на вопрос о том, где будут решаться задачи.

Планирование человеком своей жизни, на наш взгляд, приобретает более или менее конкретный характер, если планы преимущественно составляются не более чем на пять лет. За составлением перспективного плана следует составление плана годового. Последний в себя включает, с одной стороны, те или иные задачи перспективного плана, а с другой – свои специфические задачи. По этой же технологии вначале каждого месяца целесообразно составлять месячный план, а затем, с учетом его задач, необходимо составлять план недельный. Недельный план предполагает определение того, какие дела в течение недели необходимо сделать обязательно (это может быть выполнение какой-то работы, поездка в сад и т.д.), какие дела надо завершить, а к каким следует только приступить. При этом и в годовом плане, и в месячном, и в недельном необходимо указать конкретное время выполнения той или иной задачи. Так, например, в недельном плане следует записать: определенную работу выполнить в среду и четверг, в сад поехать в субботу и т.д.

На основе недельного плана составляется дневной план. Дневной план – это последняя и одновременно самая важная, значимая ступень планирования. Почему? Потому что все другие планы (от планов перспективных до планов недельных), как идеальные модели будущего, претворяются в жизнь, переводятся из идеального плана в план реальный только через дневные планы. Дневные планы – это мостик, обеспечивающий переход из мира идеального в мир реальный, от нашего Я идеального к Я реальному. Этим и определяется огромная значимость ежедневного планирования. Поэтому если перспективные и промежуточные планы выступают как стратегия жизни, то ежедневные планы как ее тактика. Если первым двум видам планов принадлежит определяющая роль, то ежедневным планам – роль решающая, так как если человек шаг за шагом изо дня в день не будет двигаться к своей перспективной цели, то цель эта не стоит выеденного яйца, есть красивый воздушный замок, а наша проектная деятельность – типичная маниловщина.

Реалистический дневной план в себя включает определение того, что мы хотим сделать в этот день, должны сделать и что можем сделать. Объем времени, которым мы располагаем в дневном планировании, включает в себя все время суток за вычетом времени на сон. Но порою объектом планирования может оказаться и сон. Так, иногда в силу сложившихся обстоятельств, мы можем ложиться позже, а вставать раньше, т.е. вопреки нашему режиму сна.

В дневном планировании можно выделить следующие стадии.

1. Определение всех тех дел, которые необходимо сделать в течение дня, т.е. от пробуждения до отхода ко сну.

2. Выделение из числа намеченного на сегодня дела (или дел) наиболее важного (важных).

3. Определение последовательности запланированных на сегодня дел в течение дня и необходимого для их выполнения времени.

4. Вечером следует зафиксировать, что сделано и что не сделано и по какой причине (в силу внешних обстоятельств, вследствие субъективных причин, состояния здоровья и т.д.), оценить ход выполнения плана. Разумеется, то, что не сделано сегодня, но должно было быть сделано, необходимо перенести на другое время. Поэтому самопланирование выступает важным фактором самосовершенствования личности.

Так как в повседневной жизни многое повторяется, то целый ряд пунктов в ежедневных планах воспроизводится (например, завтрак, обед и ужин, утренняя зарядка, периодические вечерние прогулки и т.д.). Но и повторяющееся в планах тоже может являться объектом планирования. К примеру, каждый день необходимо определять то, что у нас будет сегодня на завтрак, что на обед и что на ужин. Проблема планирования питания потребует от нас еще большего внимания, если мы стремимся питаться правильно, воплощаем в жизнь идею сбалансированного питания. Это же можно сказать и о других с той или иной частотой воспроизводящихся пунктах плана.

Планы на каждый день можно составлять утром или вечером, но обязательно их следует записывать в специальном блокноте.

День жизни человека – основная базовая единица всей его жизни. Ведь все события жизнедеятельности человека развертываются только в границах дневного времени (иногда суток). В течение этого времени он добивается успеха и терпит поражение, радуется и страдает… Жизнь человека сегодня, теперь и здесь – это и есть настоящая жизнь. А все, что находится за пределами этого дня есть либо то, что уже прошло – вчера, либо то, что еще не наступило – завтра.

В отношении к дневному времени посредством ежедневного планирования выявляется то, в какой мере мы осознали время нашей жизни как ценность и как обращаемся с этой ценностью: расходуем экономно, бережно или бездумно транжирим. Другими словами, принцип экономии времени «работает» не в процессе абстрактных рассуждений об экономии времени, а только в процессе составления ежедневных планов и претворения их в жизнь в течение дня. А из чего состоят недели, месяцы и годы жизни? Только из отдельных непрерывно сменяющих друг друга дней. Вне конкретных дней жизни просто нет. Поэтому реальная экономия времени нашей жизни – это экономия его сегодня, здесь и теперь.

Существенно отметить, что посредством ежедневного планирования определяется конкретное распределение времени для реализации всех наших Я: профессионального Я, экономического Я, бытового Я, познавательного Я, эстетического Я, семейного Я, нравственного Я, общественно-политического Я, оздоровительного Я и досугового Я. Поэтому жизнь человека в течение дня (суток) представляет собой жизнь в сфере тех или иных Я и переходы от одних деятельностных Я к другим. Так, с утра чаще всего в работу «включаются», сменяя друг друга, сразу нескольких наших Я: бытовое Я (готовим завтрак), семейное Я (общаемся с женой и готовим детей к садику или к школе), оздоровительное Я (делаем зарядку или по утрам бегаем), познавательное Я (готовя завтрак, одновременно слушаем радио). Затем «включается» профессиональное Я.

После работы «включается» экономическое Я (делаем покупки в магазинах). Дома снова «работают» бытовое Я, оздоровительное Я (вечером совершаем прогулку), познавательное Я (слушаем радио, читаем газеты, журналы) и эстетическое Я (смотрим по телевизору художественный фильм или слушаем музыку и т.д.). В другой день набор наших «работающих» Я и их конфигурация могут быть несколько иными.

Какие можно высказать доводы в пользу целесообразности или даже не целесообразности, а просто обязательности ежедневного планирования? Но прежде чем ответить на этот вопрос имеет смысл нарисовать в общих чертах портрет человека, который либо вообще не использует планирование, либо использует его на низком уровне. Встав утром, этот человек сразу же принимается за что-то, что попадается ему на глаза или, часто, в лучшем случае, намечает ряд дел, но без определения их значимости, времени выполнения и последовательности их выполнения. Вследствие этого, жизнь во дне грядущем заключает в себе значительную неопределенность, которая давит на психику, вызывая нервное напряжение, тревожность. Если дел много, то дело – 2, дело – 3 начинают давить на дело – 1, которое наш герой выполняет в данный момент. Нередко, не выдержав этого давления, он бросает дело – 1 незаконченным и хватается за дело – 2. Его нервное напряжение возрастает. Но вот в ходе выполнения дела – 2 наш герой натыкается на незапланированное дело – 4, которое кажется ему важнее, чем выполняемое дело – 2. И он бросает и дело – 2 и принимается за дело – 4. Но тут в полухаотическое использование времени дня врывается случайность (на работе это может быть зашедший к нам просто «поболтать» сотрудник, дома это может быть соседка, которая зашла к нам на пять минут, но «отхватила» у нас более часа и т.д.). Но противостоять случайностям наш герой фактически не может, так как задачи сегодняшнего дня им либо вообще не определены, либо же определены весьма приблизительно и без учета их приоритетности и распределения выполнения во времени. Но без контроля посредством плана за расходованием времени человек неизбежно становится рабом случайности, «растворяется» в бытии, обезличивается. И тогда жизнь становится суетой сует и всяческой суетой.

Итак, что дает планирование каждого очередного дня? Прежде всего четкое и ясное представление о задачах дня, их значимости, времени выполнения и порядка выполнения. А этим обеспечивается то, что: 1) день грядущий предстает в нашем сознании определенным и ясным; 2) нервное напряжение является нормальным, тревоги нет; 3) намеченные дела мы делаем без суеты, спокойно и уверенно; 4) мы успеваем сделать многое и ежедневно экономим как минимум один час «золотого» времени. Поэтому времени хватает на все; 5) планирование обеспечивает самоуправление своей жизнью, т.е. сознательное творение самого себя; 6) достигается единство слова и духа, мысли и действия, внутреннего и внешнего и формируется цельность личности. «Каждый поступок, идущий вразрез с нашим внутренним «Я», это рана, которую мы наносим собственной душе. Если мы будем несправедливы по отношению к самим себе, то в конце концов наша душа разорвется на части и истечет кровью. Наша жизнь полна силы и гармонии лишь тогда, когда наше внешнее «Я» соответствует внутреннему» (А. Швейцер, французский врач, теолог, философ. 1875 – 1965); 7) основное чувство, которое человек испытывает в течение дня и в конце его есть чувство удовлетворения жизнью; 8) неожиданные события, непредвиденные дела, задачи человек обычно воспринимает спокойно и относится к ним конкретно. Если то или иное событие, вторгшееся в запланированный ход жизни, по значимости своей превосходит какие-то конкретные плановые дела, то последние мы приносим в жертву случайному событию. Если, к примеру, к нам из другого города приезжает мать, то мы, естественно, оставляем все свои дела и едем ее встречать. Если же случайное событие по значимости менее важное, чем задачи дневного плана, то мы это событие отвергаем, говорим ему «нет».

В литературе по менеджменту широко распространено следующее правило планирования рабочего времени: составлять план лишь на определенную часть своего времени, как показывает опыт, всего лучше на 60 %, так как события, которые трудно предусмотреть, отвлекающие моменты (поглотители времени), а также личные интересы и потребности не могут быть запланированы целиком без остатка. Поэтому свое рабочее время надо распределять между 3 блоками: 60 % – запланированная активность, 20 % – непредвиденная активность (случайности, обусловленные внешней средой), 20 % – спонтанная активность (творчество). В свете сказанного нами выше об отношении к случайностям, представляется, что делать это не совсем целесообразно. Если при столкновении с непредвиденными проблемами, эти проблемы оказываются более значимыми, чем запланированные нами задачи, то следует от запланированных задач просто отказаться и приступить к решению первых. Ведь нередко может возникнуть следующая ситуация: мы на 40 % рабочего времени ничего не запланировали, но не появляются и непредвиденные проблемы, их просто нет.

Что же тогда делать? Сидеть и ждать непредвиденных проблем и спонтанной активности или же в авральном порядке определить те задачи, решением которых надо срочно заполнить образовавшееся свободное время?

Из личного опыта и ежедневного планирования. Все выгоды и пользу планирования я постиг в студенческие годы. Эти годы были трудными. В самом деле, когда я мог готовился к занятиям, если учеба на дневном отделении (каждый день в основном было по три пары) заканчивалась в 14 часов 15 минут, а работа воспитателем в строительном общежитии начиналась в 16 часов и заканчивалась в 23 часа. При этом занятия я практически не пропускал. И, как говорили студенты, был для них даже своеобразным эталоном дисциплинированности. Но первое время учебы я был просто в трансе. Меня «давило» противоречие, заключавшееся между, с одной стороны, моим стремлением при подготовке к семинарским занятиям изучать различную литературу, а с другой стороны – невозможностью делать это в тех жестких временных условиях, в которых я находился. И вот тогда методом проб и ошибок я пришел к выводу, что указанным жизненным обстоятельствам можно противопоставить ежедневное планирование. Завел блокнот и по утрам, за примерно 10 – 15 минут начал составлять план на каждый день. Эффект оказался неожиданным. Я стал успевать делать очень многое. Уровень перманентной стрессовости резко упал. Редкими стали случаи, когда к семинарским занятиям я был не готов.

Регулярное самопланирование серьезно помогло мне при написании кандидатской и докторской диссертации, писавшихся без аспирантуры и докторантуры и без творческих отпусков. Сегодня без ежедневного самопланирования своей жизни не представляю. Ежедневное самопланирование и реализация планов в жизни – это и есть наша реальная свобода в реальном мире.

Итак, самопланирование – единственный способ разумного овладения человеком временем своей жизни, приобретения над ним власти. Только посредством самопланирования, опирающегося на знания объективные законов индивидуального бытия человека, возможно построение сознательной продуктивной жизнедеятельности, подлинное самоуправление, достижение в этом мире свободы, т.е. самореализация.

Date: 2015-08-24; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию