Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение самопроектирования с близкими ему по смыслу понятиями





Чтобы точнее и полнее осмыслить суть самопроектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими ему по смыслу и значению. Исходным пунктом этого осмысления является анализ соотношения проектирования вообще с таким близким ему по смыслу понятиями, как предвидение, предвосхищение, прогнозирование, планирование, конструирование, моделирование. В.И. Курбатов и О.В. Курбатова, поставив этот вопрос, дали определения только понятиям предвидение, прогнозирование и планирование. «Предвидение – в узком смысле – предсказание, в более широком – предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) – человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития». «Прогнозирование … связано с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем». «Планирование – научно и практически обоснованное определение целей, выявленных задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества» (Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. С. 6 – 7). А как быть с понятиями целеполагание, конструирование и моделирование? Но основной недостаток рассматриваемого подхода состоит в том, что понятия, которым даны определения, рассматриваются без выявления их соотношения с понятием проектирования.

На наш взгляд, прежде чем рассматривать указанные близкие понятия, необходимо ответить на вопрос о том, что для всех них является общим. Этим общим, по-нашему мнению, является то, что все они с разных сторон отражают будущее систем, объектов, возможное в бытии и познании. В связи с этим возникает потребность в выделении среди указанных понятий такого понятия, которое по отношению ко всем другим было бы самым общим, т.е. наиболее абстрактным. Нерешенность этого вопроса в литературе по проектированию ведет к нечеткому пониманию указанных понятий и даже к путанице. Следствием этого является, например, определение проектирования через прогнозирование или моделирование и т.д.

Самым общим понятием в системе понятий, отражающих будущее, возможности бытия, на наш взгляд, является понятие предвидение. Оно отражает все то, что вообще возможно в мире: в природе, обществе, жизни отдельного человека и в познании. Предвидение, например, в предметном познании выступает в виде вероятностных суждений о тех объектах и их свойствах, которые возможно существуют, но нам неизвестны (например, предвидение планеты Нептун было осуществлено на основе объяснения аномалий в движении по орбите планеты Сатурн).

Итак, предвидение в системе понятий, отражающих будущее, является базовым, исходным понятием, а такие понятия как прогнозирование, проектирование, целеполагание, планирование, моделирование, конструирование выступают как различные формы проявления предвидения. При этом следует различать процессуальную и результативную форму предвидения и форм его проявления:

1. Предвидение как процесс и предвидение как его результат в виде любого образа будущего;

2. Проектирование как процесс и как его результат в виде проекта;

3. Прогнозирование как процесс и как его результат в виде прогноза;

4. Целеполагание как процесс и как его результат в виде реальной цели;

5. Моделирование как процесс и как его результат в виде модели;

6. Конструирование как процесс и как его результат в виде конструкта (конструкции).

Естественно, возникает вопрос о том, в каких формах осуществляется самопознание отдельным человеком своего будущего? Или, по другому, каким языком он должен «разговаривать» со своим будущим, чтобы сформировать свое Я-идеальное и посредством него овладеть временем своей жизни как основным ее богатством? Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует отметить, что, несмотря на весьма обширную литературу по отражению будущего вообще, на уровне общества и его отдельных подсистем, литература по его отражению на уровне отдельного индивида малочисленна и рассматриваемая проблема разработана слабо. С этим связана «рыхлость» той терминологии (языка), которым пользуются при формировании Я-идеального. Определиться в этом вопросе – значит, во-первых, опираясь на систему понятий, отражающих будущее вообще, сформировать систему понятий, отражающих будущее, возможное бытие на уровне отдельного индивида. Это достигается посредствам добавления к понятиям, отражающим будущее вообще, слова «само». Вследствие этого образуются следующие термины: самопредвидение, самопрогнозирование, самопроектирование, самоцелеполагание, самопланирование, самомоделирование, самоконструирование. Эти термины фиксируют процесс отражения будущего на уровне отдельного индивида, а его результаты соответственно фиксируются терминами: самопредвидение, самопрогноз, самопроект, самоцелеполагание, самоплан, самомодель, самоконструкт (самоконструкция). Самым общим в этом «гнезде» терминов является термин самопредвидение.

Во-вторых, необходимо рассмотреть соотношение этих терминов между собой. Так как нас интересует содержание термина самопроектирование, то мы рассмотрим только его соотношение со всеми другими терминами.

Начнем этот анализ с рассмотрения самопредвидения. Самопредвидение – это любое предвидение, которое осуществляет отдельный индивид. В самопредвидении можно выделить две формы: первая форма связана с самопредвидением будущего явлений, процессов внешнего мира (суждения, например, индивида о будущем страны или отдельного человека, о будущем природных процессов, о сроке использования той или иной вещи и т.д.); вторая форма самопредвидения связана с предвидением своего собственного будущего, связанного, например, с состоянием своего материального благополучия или состояния здоровья в ближайшей перспективе. Первую форму самопредвидения можно условно назвать внешней, а вторую – внутренней. Обе формы самопредвидения могут воздействовать друг на друга. Так, например, самопредвидение некоторых последствий кризиса в стране может повлиять на самопредвидение тех или иных своих действий в будущем.

Самопредвидение может осуществляться на обыденном уровне (например, предвидение явлений природы на основе его повседневных наблюдений), на научном уровне на основе эмпирического и теоретического познания своего прошлого и настоящего и в виде вненаучного предвидения (например, самопредвидение на основе астропрогноза). Предметом нашего исследования будет являться прежде всего внутреннее самопредвидении, осуществляющееся на научном уровне.

Рассмотрим теперь соотношение самопредвидения с другими близкими ему по смыслу понятиями, отражающими будущее индивида.

После самопредвидения вторым основным понятием, отражающим будущее индивида, является самопроектирование. Самопроектирование как отмечалось, это самопроектная деятельность индивида, нацеленная на создание самопроектов, отражающих его желаемое будущее и путей и условий его достижения. Что же касается самопрогнозирования, самоцелеполагания, самопланирования, самомоделирования и самоконструирования, то они, выступая формами самопредвидения, одновременно являются формами самопроектирования. Поэтому в дальнейшем указанные формы отражения будущего индивида мы будем соотносить не с самопредвидением, а с самопроектированием.

Самопроектирование и самопрогнозирование. Прежде чем рассматривать соотношение этих явлений необходимо выявить содержание понятия прогнозирования вообще. По мнению Ж.Т. Тощенко, «прогноз – это вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности» (Тощенко Ж. Т. Социология. – М., 1994. С. 319). Но так могут быть определены и другие формы отражения будущего (целеполагание, планирование и др.). В нашей литературе широко распространена точка зрения И.В. Бестужева-Лады, согласно которой прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача – научное обоснование проектов, планов, программ. (См.: Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М., 1993). Это, разумеется, верно. Однако остается открытым вопрос о том, в чем специфика прогнозирования как формы отражения будущего? Ведь, например, планирование и моделирование тоже обосновывают проекты! Более точным нам представляется определение прогнозирования как предвидения ожидаемого будущего на основе учета динамики прогнозируемого явления. Научный прогноз всегда вероятностен и логически сконструирован как модель будущего. В отличие от научного прогноза, например, пророчество в виде астропрогноза, не предполагает вероятности его осуществления: он обязательно должен сбыться.

Самопрогнозирование мы будем понимать как предвидение индивидом своего будущего на основе тенденции изменения своей жизнедеятельности в прошлом и настоящем, а также идеальных изменений в будущем. Самопрогнозирование индивидом будущего на основе его прошлого и настоящего мы будем называть самопредсказанием.

В зависимости от функции прогнозирования по отношению к проектированию выделяют поисковое и нормативное прогнозирование и соответствующие им прогнозы (См., например, Луков В.А. Социальное проектирование. С. 156 – 173). Для достижения наших целей мы будем пользоваться терминами поисковое самопрогнозирование (поисковый самопрогноз) и нормативное самопрогнозирование (нормативный самопрогноз).

Поисковое самопрогнозирование – это такое самопредвидение индивидом своей жизнедеятельности в определенной точке будущего, которое основывается на анализе тенденции ее изменения или состояния в прошлом и настоящем. Суть поискового самопрогноза состоит в том, чтобы выяснить, что произойдет, какие возникнут проблемы при сохранении существующих тенденций изменения индивида, т.е. при условии, что он не выработает никаких управленческих решений, способных видоизменить указанные тенденции. Цель поискового самопрогноза – установление перспективной проблемной ситуации в тех или иных проявлениях своих деятельностных Я. Так, например, если студент плохо относится к учебе, то он может построить самопрогноз того, что его ожидает в конце учебного года. Поэтому поисковый самопрогноз выступает в качестве исходного пункта самопроектирования.

Нормативное самопрогнозирование – это предвидение будущих состояний своей жизнедеятельности при условии, что по отношению к ним осуществляются активные действия в соответствии с заранее установленными целями, правилами, показателями (нормами). Суть нормативного самопрогноза состоит в оптимизации принимаемых индивидом управленческих решений на основе выбора наилучшего из возможных вариантов достижения намеченной цели. В нормативном самопрогнозе осуществляется предвидение тех результатов, которые будут вызваны имеющимися идеальными моделями будущих состояний своей жизнедеятельности при их мысленной реализации в практической деятельности.

Проведем сравнительный анализ поискового и нормативного самопрогнозирования.

1. Поисковый самопрогноз развертывается от прошлого к настоящему и будущему. Он отражает тенденции саморазвития индивида без самоуправляемого вмешательства и является одним из оснований самоцелеполагания.

Нормативный самопрогноз, наоборот, развертывается как бы от будущего к настоящему. Посредством нормативного самопрогноза из идеальных моделей возможных состояний индивида (например, состоянии Я-профессионального, Я-семейного и т.д.) мысленно выводятся следствия, оцениваются с точки зрения задаваемых критериев, норм и из указанных моделей выбирается оптимальная. На основе нормативного самопрогноза может строиться и такая модель, которая синтезирует в себе лучшее из других моделей. Нормативный самопрогноз представляет собой мысленный эксперимент, он выступает как логический критерий проверки на истинность разрабатываемого проекта до его реализации. Отметим, что в данном случае он единственный критерий.

2. В поисковом самопрогнозе индивидом дается самооценка своих возможных состояний в будущем при невмешательстве в процесс свей жизнедеятельности самоуправляемых действий, а в нормативном самопрогнозе дается оценка состояния индивида при мысленной реализации различных идеальных моделей проекта в соответствии с определенными нормами, т.е. при мысленном вмешательстве в жизнедеятельность индивида его управляющих действий.

3. Общим у поискового самопрогноза и нормативного самопрогноза является то, что они являются средствами научного обоснования самопроектирования. Воздействие самопрогнозов на самопроектирование осуществляется через обратную связь.

Если нам известен неблагоприятный самопрогноз и мы с его учетом предпринимаем определенные действия, направленные на то, чтобы он не осуществился, то мы в этом можем достичь успеха. Изменение объектов или процессов, которые возникают вследствие реализации управленческих решений, учитывающих результаты прогноза, в прогностике получило название «Эффект Эдипа». Эффект Эдипа имеет место там, где действия людей как бы перечеркивают прогноз, что приводит к саморазрушению прогноза. Предсказанное нежелательное событие в таком случае происходит не из-за неточности прогноза, а напротив, по причине своевременной реакции на точный прогноз, которому не дали осуществиться. Так, например, профилактика представляет собой такую систему действий, которая способна предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений от нормы в самообучении, самовоспитании и саморазвитии личности, выявленных в процессе самопрогноза. Если же нам известен определенный самопрогноз, но мы не предпринимаем никаких действий для этого, чтобы он не осуществился, то происходит самоосуществление самопрогноза.

Давно замечено, что прогнозы могут выступать стимулом деятельности людей, воздействовать на их эмоциональную, рациональную и волевую сферы, способствовать реализации их креативности. Это явление получило название «Эффект Пигмалиона».

Самопрогнозы могут воздействовать на человека двояко: самопрогнозирование успеха мобилизует человека и ему нередко удается делать то, что в другом случае было бы невозможно; самопрогнозирование же неудачи, катастрофы может вызвать панику или полную деморализацию человека.

Оценка личностью значимости самопрогноза определяется ее ценностными ориентациями. Технология самопрогнозирования включает в себя следующие этапы:

1) определение объекта и цели самопрогнозирования;

2) осуществление самопрогнозирования;

3) верификация самопрогноза, представляющая собой проверку его на истинность посредством логического доказательства;

4) использование самопрогноза в процессе самопроектирования.

Основными способами самопрогнозирования являются экстраполяция и моделирование. Экстраполяция – познавательная операция, связанная с распространением выводов по данной части какого-либо явления на другую часть либо на всё явление в целом, а также распространение выводов относительно настоящего состояния явления на его состояние в будущем. Так, например, индивид может осуществить прогнозирование тех изменений в его бытовой деятельности, которые произойдут вследствие определенных изменений в его профессиональной деятельности, а также выявить состояние этой деятельности в будущем, опираясь на ее состояние в настоящем.

Моделирование – метод исследования объектов познания с помощью их моделей. Моделью объекта считается его аналог (вещественный или мысленный). Самомоделирование связано с экспериментом, посредством которого прогнозируется поведение оригинала, его свойства, структура и функции на основе анализа свойств, структур и функций заместителя оригинала – модели. Работа с моделями позволяет выбрать лучший вариант решения и избежать риска принятия неудачного, тем более опасного управленческого решения.

Взаимосвязь самопроектирования и самопрогнозирования выражается в следующем: с одной стороны, самопроектирование обусловливает сам факт существования самопрогнозирования, а с другой – самопрогнозирование в виде поискового самопрогноза способствует четкой постановке цели, а в виде нормативного самопрогноза способствует определению оптимального варианта выбора средств и условий достижения цели.

Самопроектирование и самоцелеполагание.

Если поисковый самопрогноз – начало самоцелеполагания, то самоцелеполагание – непосредственное начало самопроектирования. Поэтому связь поискового самопрогноза с самопроектированием осуществляется через самоцелеполагание.

Самоцелеполагание в себя включает: постановку цели (дерева целей) и определение средств их достижения. Цель – идеальный образ, который характеризуется предвосхищением в сознании результата деятельности на достижение которого она будет направлена. Посредством целей человек в идеальной форме разрешает свои жизненные противоречия, проблемы, удовлетворяет потребности. Но сама по себе сформулированная цель является абстрактной. Чтобы цель стала силой, определяющей достижение реального результата, она должна быть обеспечена необходимыми и достаточными средствами или ресурсами (финансовыми, материальными, энергетическими, методическими, информационными, психологическими, организационными и др.). Постановка индивидом целей и определение средств их достижения выступает как процесс целеполагания. Специфическим средством, обеспечивающим достижение цели, является такое качество личности как целеустремленность. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Она является важнейшим волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других ее волевых свойств (решительность, настойчивость и др.).

В процессе самоцелеполагания важно учитывать то, какие средства есть уже в наличии, а какие еще надо искать и приобрести.

Итак, если поисковое самопрогнозирование – это предпосылка самопроектирования, то самоцелеполагание – это уже сам процесс самопроектирования.

Самопроектирование и самопланирование.

Самопланирование как и самоцелеполагание является и формой проявления самопроектирования и одновременно его определенным этапом. В чем специфика самопланирования? Если самоцелеполагание выступает как содержанием самопроектирования (цели и средства их достижения), то самопланирование, опираясь на результаты самоцелеполагания, определяет его форму в виде временных и пространственных параметров самоцелеполагания. Это предполагает определение сроков достижения целей, последовательности действий и темпов их осуществления, пропорции в отношении составляющих системы, пространственных условий достижения цели (методологическим основанием планирования, как отмечалось в первой части монографии, является принцип континуальности пространства и времени). Только тогда, когда результаты целеполагания – цели и средства «одеваются» в пространственно-временные «одежды» самопроектирование становится конкретным и личность за его результат – проект – несет вполне определенную ответственность.

Самопроектирование и самомоделирование.

Выше уже отмечалось то, что самомоделирование выступает как метод самопрогнозирования. Но так как нормативное самопрогнозирование – составная часть самопроектирования, то самомоделирвание является также и определенной формой самопроектирования и его этапом.

Предпосылки самомоделирования в самопроектировании создаются как в процессе самоцелеполагания, так и в процессе самопланирования. Более того, самомоделирование в определенной мере осуществляется уже и в том и другом. Чем это обусловлено? Во-первых, тем, что достижение одних и тех же целей возможно путем использования разных средств: разных материальных и финансовых ресурсов, различных знаний и способностей индивида и т.д. Во-вторых, тем, что в планировании могут намечаться разные сроки, последовательности, темпы, пространственные условия достижения цели, а также разные пропорции в соотношении элементов того или иного результата.

Поэтому трудно точно определить то, где кончается самоцелеполагание и самопланирование и начинается самомоделирование. Но эта граница есть, так как самомоделирование непосредственно нацелено на построение разных моделей (вариантов) достижения цели.

Из того факта, что и в самоцелеполагании и в самопланировании параметры достижения цели могут быть разными и по-разному соотноситься друг с другом, всегда возможно, по крайней мере, построение двух разных моделей, вариантов или сценариев достижения цели. Проверка разных моделей достижения цели, как отмечалось, осуществляется с помощью нормативного самопрогноза посредством мысленного выведения из моделей тех следствий, которые вызываются их мысленной реализацией, оценки их с точки зрения заранее определенных критериев (норм) и выбора из них той модели, которая в наибольшей мере соответствует указанным критериям. Если эта модель личностью рассматривается как оптимальная, то она превращается в проект. Когда проект личностью превращается в управленческое решение, то он становится руководством к действию, инструментом самоуправления.

Самопроектирование и самоконструирование.

Конструировать – создавать конструкцию чего-нибудь, строить, а также вообще создавать что-нибудь. Человек, который создает ту или иную конструкцию, называется конструктором. Если первоначально термин конструирование связывался только с творчеством в сфере материального производства, то в настоящее время он связывается с любой деятельностью, требующей создания нового. Конструирование – интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным восприятием другого объекта, и материализацией идеального объекта в практике. Конструирование осуществляется посредством подбора различных реальных явлений, их мысленного комбинирования и связывания в новый объект, который качественно отличается от тех явлений, из которых он возникает. Появление нового объясняется таким связыванием возможностей реальных явлений, которое в действительности отсутствует. В этом состоит тайна творчества.

После конструирования объекта в идеальной форме осуществляется переход к реальному конструированию вначале в виде, например, чертежей автомашины, а затем в виде реальной автомашины. Понятие конструирование является близким с понятием проектирование, но полностью с ним не совпадает. Совпадение этих понятий состоит в том, что оба они связаны с созданием желаемого образа будущего в идеальной форме и определением путей его достижения. Специфика конструирования состоит в том, что в нем акцент делается на принципиально творческом характере проектирования и раскрывается механизм создания нового: соединение наличных противоположностей необычным образом. Кроме того, как проектирование, так и конструирование есть процесс, который первоначально совершается в идеальной форме в сознании субъекта творчества, поскольку он оперирует не материальными предметами, а их идеальными образами, являющимися отражением реальных предметов. Поэтому непосредственный продукт конструирования на первом его этапе – это идеальный образ объекта в виде определенных знаний, мыслей, представлений, выраженных в знаковой форме (в виде письменного текста, схем, чертежей и т.д.). Этот идеальный продукт – первичный вид той реальности, которая затем будет создана материально в практической деятельности.

Существенно отметить то, что идеальный продукт конструирования (проектирования) – идеально сконструированный объект, будучи первичным с точки зрения времени по отношению к будущей целенаправленно созданной реальности, имеет корни в самой материальной реальности, которая, во-первых, детерминирует необходимость появления идеального объекта на свет, во-вторых, предоставляет средства и условия для его последующей материализации в практике.

Но конструирование, как и проектирование, связано не только с созданием идеального образа будущего в виде идеального проекта, но и с его практической реализацией.

Самоконструирование и самопроектирование соотносятся между собой также как конструирование и проектирование вообще.

Из анализа соотношения понятия самопроектирования с близкими ему понятиями, отражающими будущее, очевидно, что между ними имеет место как общность, так и различие.

 

Date: 2015-08-24; view: 996; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию