Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъект и объект самопроектирования





Элементарная структура самопроектной деятельности индивида, как и структура человеческой деятельности вообще, в себя включает взаимосвязи следующих составляющих: субъекта и объекта, потребностей и интересов, целей, средств и результатов, объективного и субъективного. Субъектами проектирования являются различные носители управленческой деятельности. Если к структуре субъекта проектирования в обществе подходить с точки зрения общего, особенного и единичного, то в нем можно выделить три уровня: 1) субъект на уровне общества, социальной системы в целом в виде взаимосвязи всех его подсистем, представляемый государством; 2) субъект на уровне подсистем социальной системы – регионов, предприятий, учреждений и т.д., представляемый их управленческими структурами; 3) субъект на уровне отдельного индивида, представляемый его системой самоуправления. Все эти субъекты самопроектирования могут выступать в качестве таковых как по отношению ко всем подсистемам общества, так и по отношению к самим себе. Так, например, если отдельный индивид ставит цель внесения изменений в функционирование того предприятия, на котором он работает, то он выступает в качестве субъекта проектирования по отношению к одной из подсистем общества, если же он ставит цель внести изменения, например, в отношение к своей семейной жизни, то он выступает в качестве субъекта проектирования по отношению к самому себе.

Существенно отметить то, что проявление индивидов в качестве субъектов проектирования может зависеть от субъектов проектирования более высоких уровней (так, например, педагог в своей проектной деятельности всегда опирается на Государственный Образовательный Стандарт, являющийся продуктом проектирования на уровне государства, в свою очередь студент в процессе самопроектирования так или иначе опирается на программы курсов, являющиеся продуктом проектной деятельности педагогов), а может и не зависеть (так, например, садовод сам решает, что и когда садить на своем садовом участке). А вот деятельность всех субъектов проектирования более высокого уровня всегда опосредуется проектной деятельностью отдельных индивидов и без нее невозможна в принципе.

Объектом проектирования являются системы, процессы, взаимодействия разных субъектов, включенные в проектную деятельность, подвергающиеся идеальному преобразованию субъектом проектирования и выступающие основанием этого проектирования. Объектами проектирования фактически выступают все его субъекты. Поэтому структура объекта проектирования во многом совпадает со структурой субъекта проектирования. Если исходить с точки зрения общего, особенного и единичного, то можно выделить следующие уровни объекта проектирования: 1) общество в целом во взаимодействии всех его подсистем; 2) отдельные подсистемы общества: сферы общественной жизни (сфера материального производства, духовного производства и др.), регионы, города, поселки, учреждения, предприятия и т.д.; 3) отдельные индивиды. При этом каждый объект проектирования может выступать таковым как по отношению к самому себе как субъекту проектирования, так и по отношению к другим субъектам проектирования. Так, например, каждый отдельный индивид выступает и объектом самопроектирования по отношению к себе как к субъекту, так и объектом проектирования других субъектов: государства, региональных субъектов управления и системы управления отдельных организации. По отношению к отдельному индивиду объектами самопроектирования в демократическом обществе могут выступать и все другие подсистемы общества. Однако такая соотносительность субъектов и объектов проектирования имеет место только в социальном проектировании. В техническом же проектировании объект проектирования всегда остается только его объектом.

Для понимания самопроектирования важное методологическое значение имеет рассмотрение самоотношения индивида как объекта самопроектирования и как объекта научного самопознания. В научном самопознании индивида интересует прежде всего то, каким он был в прошлом и является в настоящем сам по себе, т.е. получение о себе предметного, объективного знания. В самопроектировании его интересует то, каким он хочет, может и должен стать в будущем.

Но научное самопознание и проектное самопознание не только различаются, но и заключают в себе нечто общее, связаны и даже в определенном отношении совпадают, пересекаются. Их совпадение состоит в том, что научное самопознание индивида связано не только с отражением его прошлого и настоящего, но и с отражением тенденции его изменения в будущем, т.е. с выполнением самопрогностической функции (научное познание в целом выполняет функции описания, объяснения и предвидения в виде поискового прогноза). Но самопрогнозирование, как отмечалось, являясь средством самопроектирования, связано с ним неразрывно. Разумеется, человек может делать самопрогнозы и безотносительно к их использованию в своей деятельности (например, самопрогнозы в отношении погоды).

Взаимосвязь и единство научного самопознания и самопроектирования выражается и в том, что исходной предпосылкой самопроектирования является получение об объекте самопроектирования объективной, предметной информации: о его особенностях, о его истории, о внутренних факторах воздействия на него, о его взаимодействии с внешней средой. Объект самопроектирования должен быть описан и объяснен в тех границах, которые задаются интересами субъекта самопроектирования. В общем субъект самопроектирования прежде чем начать проектную деятельность, должен овладеть необходимым массивом объективной информации об объекте и осуществить разного рода его оценки. Если эта деятельность осуществляется для целей самопроектирования, то она выступает как самодиагностирование. Результат же самодиагностирования – самодиагноз выступает основанием и поискового самопрогнозирования и самопроектирования.

Таким образом, самопроектирование индивида вызывает к жизни самодиагностирование, а последнее и опосредованно (через самопрогнозирование) и непосредственно становится предпосылкой самопроектирования.

Специфика индивида как объекта самопроектирования, как и всех социальных объектов вообще, в отличие, например, от технических объектов, состоит в том, что в процессе этого самопроектирования должны учитываться не только объективно-материальные факторы его жизнедеятельности, но и субъективные условия, субъективные факторы (интересы, цели, ценностные ориентации, мировоззрение, эмоции, интуиция и т.д.). Если объективным фактором детерминации жизнедеятельности индивида принадлежит в конечном счете роль определяющая, то субъективным факторам роль – решающая. Этим и объясняется тот факт, что разные люди, находясь примерно в одних и тех же объективных условиях, далеко не всегда ставят одни и те же цели, и, как правило, используют неодинаковые средства их достижения.

Date: 2015-08-24; view: 482; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию