Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учил мудрец: кто мудр – от зла уйдет





Кто сеет зло – возмездие пожнет»

(Фирдоуси)

Если отрицательные эмоции ведут к функциональным заболеваниям, то положительные, наоборот, обеспечивают здоровье человека. А здоровье – это не только составляющая счастья, но и основа его.

С целительной силой эмоции, считают ученые, сравниться могут только антибиотики и картизон (гормональный препарат). Но положительное воздействие последних ослабляется их отрицательными побочными действиями. Благотворное воздействие положительных эмоций выражается в том, что они возбуждают гипофиз, а гипофиз, благодаря этому, создает такое оптимальное равновесие гормонов, которое человек искусственным путем создать пока не может. «Мудрость» человеческого организма состоит в том, что он «знает» секрет оптимального гормонального равновесия. И так как последнее достигается самим организмом, то получается, что исцеление происходит за счет мобилизации им своих собственных резервов. Человек же этого пока не знает. Но человек уже знает, что есть только один способ добиться этого равновесия – обеспечить воздействие на организм положительных эмоций. И открытие этой истины, видимо, следует считать одним из самых великих открытий XX века. Оно проливает свет и на многие исцеления, которые в течение веков казались чудесами (исцеление колдунами, знахарями, иконами и т.д.). Поддержание в организме нормального гормонального равновесия – главный источник сохранения молодости и долголетия.

Положительные эмоции вызывают два основных последствия: а) они вытесняют отрицательные, патогенные эмоции; б) воздействуют на гипофиз, а гипофиз обеспечивает слаженную работу всех жилез внутренней секреции. Благодаря этому возникает такое состояние души, которое можно определить как удовлетворение, радость, наслаждение, уверенность в своих силах или, говоря кратко, как переживание счастья. А счастье, как переживание удовлетворения жизнью, есть высший идеал и предел человеческих мечтаний, конечный пункт человеческого бытия.

«Кто счастлив? Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования» (Фалес).

«Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия, невозмутимость» (Демокрит).

«Чтобы ни говорили, но даже в самой добродетели конечная цель – наслаждение» (М. Монтень). Если же в жизни отсутствует радость, наслаждение, то это тревожный симптом, это признак неправильного пути. При этом многие мыслители отмечали, что счастье зависит, прежде всего, от каждого из нас. «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». «Если тебя спросят: в чем состоит благополучие? Ответствуй: быть в согласии с самим собой, быть для себя всем и иметь право сказать… («Все свое ношу с собой») – это, бесспорно, важнейшее для счастья» (Артур Шопенгауэр, немецкий философ. 1788 – 1860).

Таким образом, все то в человеческой жизни, что в границах позитивной духовности ведет к удовольствию: познание мира (в том числе и через образование и самообразование), формирование своей духовности, овладение умениями и навыками в различных видах деятельности и достигаемые в них лично и общественно полезные предметные результаты и т.д., все же есть только условие для достижения конечной цели – переживания удовлетворения жизнью, счастья, эмоционального равновесия.

Из сказанного напрашиваются следующие выводы.

В системе человеческих ценностей высшей ценностью является чувство удовлетворения жизнью, чувство счастья, чувство эмоционального равновесия. Это утверждение, на наш взгляд, не противоречит утверждению о том, что высшей ценностью является человек, ибо утверждение: «Человек – высшая ценность» – приобретает свой подлинный смысл и значение только при достижении человеком счастья. Что же касается интеллекта и воли, то они в конечном счете являются только слугами указанных выше чувств. Хороши они только в том случае, если способны созидать и поддерживать эти чувства, сохранять эмоциональное равновесие человека. «Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя» (А. Шопенгауэр).

С позиции сказанного очевидно, что в жизни человека действительно значимо владение лишь теми материальными ценностями (и тем их количеством), которое не ведет к разрушению его эмоционального равновесия (владение же значительными материальными ценностями рождает страсть иметь их еще больше, рождает страх потерять их, заключает в себя опасность подчинить свою жизнь собственной логике вещей и «растворить» себя в них). Поэтому отрицательное отношение к накоплению материального богатства как самоцели – вечный мотив культуры. «Старайся быть разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой» (Эзоп). «Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит» (И. Христос). «Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости» (Будда). «То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр). Главная цель образования состоит не столько в накоплении самого по себе предметного знания о мире и человеке, сколько в овладении технологическими знаниями (опирающимися на предметное знание) предписывающими то, как человек должен правильно действовать в этом мире в различных формах своей активности, чтобы эти действия вели к успеху, к положительным чувствам и поддерживали эмоциональное равновесие. Коротко говоря, важнейшая цель образования, вооружение учащихся теми знаниями, которые позволили бы им управлять не только своими действиями, но и миром своих мыслей и чувств и находить оптимальный выход из трудных жизненных ситуаций. Можно иметь очень развитый интеллект, обладать обширными знаниями и богатством и быть несчастным, если не владеть технологиями управления своими мыслями и чувствами. Однако множество фактов свидетельствуют о том, что в жизни огромных масс людей отрицательные эмоции скорее преобладают над положительными, чем наоборот. Видимо, именно это имел в виду Пифагор, когда на вопрос: «Что самое истинное?» – ответил: «Что люди дурны». Но в этом не столько вина, сколько беда людей, ибо эмоциональному контролю, управлению своими чувствами, как в прошлом, так и сегодня, их практически никто не учит ни в школе, ни в вузе.

Итак, забота человека о здоровье своего тела создает благоприятные условия для формирования здорового духа, позитивной духовности, а формирование позитивной духовности благотворно воздействует на физическое тело человека. Великий китайский философ Лао-Цзы сказал: «Внешнее неотделимо от внутреннего. Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Также и благородный дух не жизнеспособен в слабом теле, как бы не стремился человек к горным высям. Тело и дух должны быть едины…»

Диалектическая взаимосвязь в человеке тела и духа, телесного и духовного – определяющее условие всесторонней и гармоничной самореализации личности.

Анализ более конкретного воздействия на духовность человека процессов, связанных с его физическим телом (движения, питания, голодания) и более конкретного воздействия его духовности (нравственного и эстетического) на физическое тело смотрите подробнее в работе Байлука В. В. Человекознание. Кн. 1. Самопознание (Екатеринбург. 1998. С. 132 – 167).


Date: 2015-08-24; view: 904; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию