Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Со смысложизненными понятиями





В литературе по социальному проектированию этот вопрос рассматривается как соотношение социального проектирования в контексте общих понятий. По избранному контексту, т.е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, – пишет В.А. Луков, – можно безошибочно установить направление той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненная концепция, ценности, нормы, установки, идеал (См.: Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2003). С В.А. Луковым мы в целом согласны. Правда, желательно было бы среди названных общих понятий выделить системообразующее. Более углубленное рассмотрение содержания самопроектирования также нуждается в выявлении его связи с вышеперечисленными В.А. Луковым понятиями. При этом системообразующим среди них на уровне отдельного индивида, на наш взгляд, является его личностный смысл жизни. Смысл же жизни отдельного индивида, личности может быть понят широко в соотношении с миром ценностей (антиценностей), норм, идеалов, установок, инноваций. Поэтому все понятия, с которыми здесь рассматривается соотношение самопроектирования, мы будем называть смысложизненными. Что же касается социальной субъектности индивида, выражающейся в его способности быть субъектом человеческой деятельности, то это является исходной предпосылкой рассмотрения проектирования вообще и самопроектирования в частности.

Признание за каждым человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на самого себя как частицу общественного организма составляет нравственно-философское основание самопроектирования.

Смысл жизни. Субъектность индивида – абсолютное условие самопроектирования, рождения самопроекта, но сама она в определяющей мере зависит от его смысла жизни.

Смысл вообще – важнейшая характеристика нашего сознания. Любые потребности людей, которые они хотят удовлетворить, обретают для них форму смысла. Смысл – это идеальное выражение значимости для человека вещей, процессов, отношений, людей и т.д., способны удовлетворить его потребности. Смысл отвечает на вопрос «зачем?», «ради чего?». Смысл, например, автомашины состоит в перемещении в пространстве с определенной скоростью людей и грузов.

Смысл жизни же отвечает на вопрос относительно нас самих: «зачем я живу?», «для чего и для кого я стремлюсь прожить свою жизнь и преодолеваю трудности?», «какую роль я должен играть в жизни и где мое место в контекстах общества?». Вопрос о смысле жизни – это вопрос о значимости нас самих для нас самих, для других людей и даже для природы.

Формы проявления жизнедеятельности человеческих индивидов чрезвычайно разнообразны. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число смыслов жизни индивидов, выражающих направленность их жизнедеятельности, наиболее общие линии социального поведения, отношения к жизни.

Возможны различные классификации смыслов жизни. Так, например, несмотря на бесконечное многообразие форм проявления нравственности конкретных людей, возможны только три предельных варианта их нравственных смысложизненных ориентаций. Разрешение противоречия между индивидом и обществом исключительно в пользу индивида (эгоизм), в пользу общества (альтруизм) и в пользу обеих сторон противоречия (эгоальтруизм).

Возможна также классификация смыслов жизни и с точки зрения их отношения к самопроектированию. В.А. Луков объединил различные линии социального поведения как сообществ, так и индивидов в три жизненные концепции людей: двигаться по воле жизненных волн; активно защищать традиции, изменять мир. Мы согласны с В.А. Луковым и считаем, что соответствующие этим жизненным концепциям смыслы жизни наиболее рельефно выражают их отношение к самопроектированию.

Первый смысл жизни: двигаться по воле жизненных волн. Этот подход нашел свое теоретическое обоснование в скептицизме, основоположником которого был древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.). По мнению Пиррона «текучесть и непрерывная качественная неустойчивость вещей ведут к их нечеткой различимости в восприятии, а потому и невозможности судить о них с точки зрения категории «истины» и «лжи». Так что лучше всего – воздерживаться от однозначно определенных утверждений и пребывать в невозмутимости духа и полной свободе суждений». К гносеологическому скепсису Пиррон добавил моральный, заявляя, что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Отрицая возможность достоверного знания, скептицизм отрицал и возможность рационального обоснования нравственных норм и действий. В чем же тогда смысл жизни человека? А в том, чтобы воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) – наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

Этот подход к смыслу жизни свойственен также буддизму.

Второй смысл жизни: активно защищать традиции, устои. Определенная часть людей очень жестко следует этой смысложизненной ориентации. Это характерно для некоторых закрытых обществ, для религии, нередко проявляется среди руководителей разных уровней, деятелей науки и искусства, везде, где возникает угроза существующим традициям, устоям. Но от чего они защищаются? От нововведений, которые являются продуктами проектной деятельности, людей, их творческой активности. Какова причина этого явления? Прежде всего традиционализм человеческого мышления, который рефлекторно противится новому (См. подр.: Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. С. 73 – 75). К тому же любое нововведение на какое-то время разбалансирует сложившуюся систему, нарушает ее функционирование.

Неприятие нововведений связано и с историческим опытом человечества, который свидетельствует о том, что на множество благих идей нововведений обычно лишь одно оказывается действительно конструктивным. Футурофобия как страх человека перед будущим и страх перед неведомым новым, в известном смысле, играет и положительную роль, так как способна отсеять не только непродуктивные нововведения, но и порою опасные и губительные для общества. Но стихийно осуществляющаяся футурофобия может также подавить любое нововведение, в том числе и конструктивное, позитивное.

Но если в обыденном сознании футурофобия возникает как бы инстинктивно, как один из инструментов сохранения традиции, нравов, обычаев, стабилизирующих общество, и как одно из средств страхования от губительных нововведений, то в бюрократическом сознании футурофобия целеосознанно проистекает из сознания опасности «иного будущего» для позиции бюрократа и особенно для его стремления занять еще более высокую позицию в той же системе. Иначе говоря, обыденное сознание враждебно «иному будущему» вообще, как бы подсознательно и легко поддается тому или иному нововведению, когда оно преподносится ему в виде новой моды, в виде бума, ажиотажа. В отличие от него бюрократическое сознание враждебно «иному будущему» и связанным с ним нововведениям глубоко осознанно.

Третий смысл жизни – изменять мир, проявляющийся в двух разных линиях социального поведения личности.

Одна из этих линий ведет человека или сообщество к изменению мира путем личного самосовершенствования, воздействия моральным примером, критики несовершенства общественного устройства. Это путь американского писателя и философа Генри Торо (1817 – 1862), прожившего на берегу Уолденского озера неподалеку от Конкорда более двух лет в полном одиночестве и создавшего в результате этого эксперимента замечательную книгу «Уолден, или Жизнь в лесу». Это путь великого русского писателя и социального мыслителя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Это также путь одного из руководителей национально-освободительного движения в Индии Мохандаса Карамчанда Ганди (1869 – 1948), прозванного в народе Махатмой – Великой душой.

Так, например, Л.Н. Толстой утверждал: насилие между людьми должно быть преодолено непротивлением (непротивлением злу насилием), самосовершенствованием.

Другая линия поведения – действия по изменению путем инновации (социальных, технических, педагогических и т.д.).

В деятельности индивида, направленной на самоизменение и изменение общества самопроектная деятельность проявляется наиболее полно.

Итак, социальная субъектность индивида – абсолютное условие рождения самопроекта, но сама она в решающей степени зависит от того или иного смысла жизни, от его смысложизненной ориентации.

Ценности. Основанием же смысла жизни людей, их смысложизненных ориентаций являются господствующие в том или ином обществе ценности. Вопрос о природе ценностей рассмотрен нами в первой части монографии «Теоретические основы самопознания личности». Здесь мы попытаемся выявить связь ценностей с самопроектированием индивида.

Объективно существующие в обществе ценности задают те цели, к которым люди должны стремиться (терминальные ценности), и основные средства их достижения (инструментальные ценности) (См.: Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – С. 660). Но объективно существующие общественные ценности всегда преломляются через призму индивидуальности личности и обстоятельства ее жизни. Именно поэтому, – как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, – заданные культурой ценности каждый понимает по-своему и помещает на лично выбранное место в своей иерархии ценностей. Общество может проповедовать жертвенность, а индивид выдвинет для себя в первые ряды творчество или обогащение, и наоборот, в культуре, где принято выбирать успех и богатство, всегда есть люди, которые выбирают ценности коммуникации или общественного служения (См.: Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006. С. 119). В свою очередь выбранные личностью ценности предопределяют постановку ею тех целей к которым она стремиться и средства (ресурсы) их достижения. Цели же индивида и средства их достижения выступают основанием самопроектирования и его результата – проекта. Одновременно и цели индивида, и средства их достижения, и сам процесс самопроектирования, и его результат – проект становятся его личностными ценностями. В свете сказанного личностными ценностями индивида являются и самопрогнозирование, и самопланирование, и самомоделирование, и их результаты – самопрогноз, самоплан и самомодель, ибо они также выступают как средства достижения целей.

Идеалы и нормы. Как самопроектирование соотносится с идеалами и нормами? Исходным пунктом ответа на этот вопрос является признание того, что идеалы и нормы – это тоже ценности. Поэтому нам представляется спорной позиция В.А. Лукова, который фактически противопоставляет ценности и нормы. «Если ценности, – пишет он, – осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения, то нормы конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди» (Луков В.А. Социальное проектирование. С. 13 – 14). По нашему мнению, и нормы и идеалы – это ценности как на уровне общества, так и на уровне индивида. Разница между ними в том, что идеалы относятся к терминальным ценностям, а нормы к инструментальным.

Идеал (в переводе с греческого – идея, первообраз) – это наивысшее выражение желаемого и должного, образ совершенства. Особенность идеала, в сравнении со всеми другими целями индивида, состоит в том, что он есть существенная и высшая цель его жизни. Подробнее идеал нами рассмотрен будет ниже. Здесь же мы отметим только то, что направленность самопроектирования на достижение идеала – его важнейшая характеристика. Идеал индивида органически связан с его смыслом жизни. Все другие цели индивида по отношению к идеалу выступают как средства его достижения. Разумеется, средствами его достижения являются и средства достижения конкретных целей. Одним из таких средств являются нормы (норма в переводе с латинского – правило). Норма вообще – правило, образец, точное предписание, принцип деятельности, признанные социальной системой и в той или иной форме заданные для исполнения ее членов. Нормами индивида являются, во-первых, принятые им для регуляции своей деятельностью нормы общества, во-вторых, определенные им самостоятельно индивидуальные нормы, обусловленные его уникальностью и особенностями его образа жизни (например, нормы потребления тех или иных продуктов питания, уровень психологического напряжения, разного уровня периодичности в действиях и т.д.). Нормы индивида предписывают ему конкретные действия в конкретных условиях пространства и времени.

Установки. Смысл жизни индивида, его ценности, идеалы и нормы обнаруживают себя через установки. Установка – это состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке явлений, процессов, ситуаций и поведению в них. Различием установок индивидов определяется то, что одни и те же события, люди, ситуации вызывают нередко разные, иногда прямо противоположные отношения к ним – позитивные, негативные и т.д. оценки, реакции и действия.

В установке выражается субъективное отношение индивида к реализации разработанного им в процессе самопроектирования проекта, в том числе и к переходу от самопроектирования к реализации проекта. Подробнее установка нами будет рассмотрена в третьей части монографии.

Инновация. Проектирование вообще – это всегда проектирование чего-то качественно нового, которое называется нововведением или инновацией. Инновация (в переводе с латинского означает обновление) – это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе научных знаний и переосмысления предыдущего опыта. Своевременные исследования сходятся на том, что инновации, по сути своей, не что иное, как процесс, в ходе которого идея, открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т.п. превращаются в новшества, т.е. в продукцию, имеющую какие-то качественные отличия от простой репродукции имеющихся образцов, стереотипов, продуктов.

Инновации всегда предполагают определенные изменения на тех или иных уровнях социальной системы (включая и уровень бытия отдельного индивида) и в идеальной форме производятся посредством проектной деятельности. Поэтому и самопроектирование также представляет собой деятельность по созданию в идеальной форме инновации или разновидность инновационной деятельности в обществе. Через самопроектирование инновационный процесс включается в контекст самоуправления индивида. И.В. Бестужев-Лада справедливо отмечает, что нововведения можно операционально определить, как такую разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления технического, экономического, социального или иного.

Систематизация нововведений может осуществляться по самым разным основаниям: можно выделять нововведения материально-технические и социальные, по инновационному потенциалу (радикальные и модифицирующие), завершенные и не завершенные, успешные и не успешные (См. подр.: Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. С. 66 – 72). Все эти основания могут использоваться и при систематике инновации на уровне отдельного индивида.

 


Date: 2015-08-24; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию