Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковная археология как наука





Научное понимание церковной археологии было дано в трудах историка-богослова Александра Петровича Голубцова (1862-1911), предложившего следующее ее определение: «В понятии церковной археологии... входит все, что когда-либо существовало в древней церкви, а теперь отчасти вышло из употребления, отчасти еще существует, но уже в измененном виде... В понятие церковного культа входят две стороны: литургическая, то есть различные формы богослужебной обрядности в их историческом развитии, и монументальная -те вещественные средства, которые составляют обстановку и материал литургических действий, то есть храмы как архитектурное целое, со всеми приспособлениями, относящимися к богослужению, церковная живопись, одежды, утварь и все вообще вещественные богослужебные принадлежности... Все это составляет комплекс, обозначаемый по латыни как antiquitates religiosae, древности религиозные». Кроме того, в область церковной археологии, добавляет А.П.Голубцов, «входит отчасти изучение древнехристианского быта» (Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб.: Сатисъ, 1995.С.16-17).

В современной богословской и религиоведческой историографии определились философские основы церковной археологии, изучающей письменные и вещественные памятники в системе провиденциалистских взглядов на историю церкви. Основоположником провиденциализма (от лат. «провиденция» — провидение, религиозное понимание истории как проявление воли Бога) был Аврелиус Аугустинис Блаженный, или просто Августин (354-430). В своем знаменитом сочинении «О граде Божием» он представил исторический процесс как путь к эсхатологическому «Царству Божиему». Этот труд, впервые опубликованный печатно в 1465 г., был хорошо знаком на Руси гораздо раньше по многочисленным рукописям. На базе философской концепции Августина появились известные памятники русской религиозной философии Х-XVIII вв., представленные целыми направлениями: философия истории в «Повести временных лет» и вообще в русском летописании, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в посланиях псковского старца Филофея; религиозно-этические воззрения в агиографической литературе, или в Житиях Святых, поучениях Феодосия Печерского, Владимира Мономаха, митрополита Даниила и т.д.; политическая доктрина «Москва-Третий Рим», в Русской Правде и судебниках, кормчих и т.д.; философско-лингвистические идеи в русских ономастиконах, азбуковниках и словарях символики; религиозно-нравственное учение, преподанное православным людям в Святом Писании.







Date: 2015-08-24; view: 527; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию