Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука: что представляет собой монастырская археология





Монастырская археология – научное направление, которое стало активно развиваться в России в последние десятилетия. Например, у ученых появилась возможность проводить раскопки в Соловецком монастыре, где были найдены новые факты как древней, так и советской истории. Об этом рассказывает участник археологических экспедиций на Соловках, старший научный сотрудник института археологии РАН Владимир Буров. С ним беседуют Ольга Орлова и Александр Марков.

Дело в том, что в советский период было два основных направления развития археологии – археология древнерусского города и археология сельских поселений и могильников. Монастырская археология, церковная археология не были развиты, потому что церковь у нас была в загоне. В 1960-70-е годы в связи с развитием туризма начались активно вестись реставрационные работы, и тогда понадобились археологи. А в последние годы в связи с передачей объектов культурного наследия монастырей, церквей православной церкви начались активные археологические исследования. Взять московской монастырь, где работает Леонид Андреевич Беляев, подмосковные монастыри, Троице-Сергиеву лавру, где работают наши археологи и прочие монастыри. Но моя судьба - это Соловецкий монастырь. Так сложилось, что я им занимался еще в 1970-е годы, а второй раз пришел на Соловки в 1996 году и работал там буквально до прошлого года. Только в этом году, к сожалению, в силу ряда причин, в том числе и экономических, раскопки на Соловках не состоятся.

В археологии долгое время считалось, что зазорно изучать поздние слои - 17, 18-й века. И когда приносили статьи по археологии 17-го века, то к ним относительно презрительно: ну что это за "позднятина", зачем это нужно. Эти периоды достаточно хорошо обеспечены письменными источниками. И зачем это изучать, если все уже известно по письменным источникам?.. Но как показал опыт, археология дополняет письменные источники, идет взаимопроверка. Иногда то, что есть в письменных источниках, не отражено в земле, а то, что мы находим в земле, этого тоже нет в письменных источниках. И когда мы совмещаем, получаются совершенно неожиданные выводы. Интереснейший материал, взаимопроверка идет. Мой принцип на Соловках - изучать все слои, начиная с 20 века. А 20 век, как известно, ГУЛАГ, "школа юнг" та же. И мы идем сверху вниз до 16 столетия. 15 век, к сожалению, пока не представлен на Соловках. Монастырь был основан в середине 15 столетия, а до этого там обитали промышленники. В 1429 году впервые на Соловках появились монахи. Где-то в середине 15-го столетия, в 1450-ых годах, не раньше, был основан монастырь, когда была поставлена первая церковь Спаса, собственно с этого началась история монастыря. Но этот древнейший период сокрыт от нас тем, что вся территория застроена, заложена плитами, в значительной степени уничтожена и практически археологически недоступна.

В 16 веке там началось гигантское строительство при игумене Филиппе Колычеве, будущем митрополите Московском. И собственно с этого века начинается накопление археологических остатков. Но их тоже опять-таки мало. Потому что археология монастыря специфическая. Ведь если монастырь общежитейный, то по правилам общежития монахи питались в общей трапезной. В кельях они не могли ничего держать кроме может быть книги, иконы. Судя по письменным источникам, по описям кельи, там был совок, клещи для вытаскивания углей, рукомойник, таз, два топора для колки дров. Отапливались печами. Если говорить о печах, мы проследили два типа печей. Древнейшие печи 16 века, нам удалось раскопать одну такую печь, остатки ее, они были глинобитные, а более поздние уже сложенные из кирпича в 17 веке. И даже украшались некоторые печи изразцами. Поэтому никаких особых остатков у нас нет. Впоследствии, когда начинается перестройка в 17-18 веках, то ведь мусор из келий начинает удаляться за пределы монастырей, а какие-то вещи теряются на территории монастыря. Постепенно начинает накапливаться культурный слой. Но самый мощный слой относится, я бы сказал, к 20 веку, был сформирован мощный слой, когда шло разрушение уже келий, выбрасывалось все, уничтожалось, что связано с монашеской монастырской жизнью. И многие вещи 19 века, в основном археология 19 века, попадают в землю. И в наших коллекциях представлены в основном находки 19 века.
Эти находки как-то прояснили картину соловецкой монастырской жизни.

Вот два конкретных примера. На Соловках существовало свое производство, то есть они жили, обеспечивая себя всем необходимым. У них были кузницы, у них были свои ремонтные мастерские, пошивочные мастерские, они сами шили обувь, сами изготавливали одежду, они сами изготавливали гончарные изделия. В частности, у них был гончарный завод на северном берегу Святого озера. И этот завод начал функционировать в середине 19 века и оставил колоссальный след в культурном слое. Посуда была самых разнообразных форм, начиная с горшков для цветов и кончая столовой посудой. Имели клейма Соловецкого монастыря: две буквы СМ или «Солмон», то есть Соловецкий монастырь. Посуда были поливная, они покрывали ее разноцветной глазурью. Там же на этом же заводе они изготавливали грузила рыболовные, их тоже покрывали глазурью. И керамическая коллекция у нас складывается как бы из двух вещей – это остатки горшков, многие из них собираются, здесь еще предстоит большая работа, хотя часть мы собрали горшков, и бытовые вещи, изготовленные на керамическом заводе, но в основном грузила. Вот это первый след.

Из чего они делали грузила?
Дело в том, что на Соловках имеются свои залежи природной глины, и это собственно и позволило в 16 столетии на отделенном острове в Белом море изготовить кирпичи, приступить к каменному строительству. Все это началось при игумене Филиппе, с тех пор, с 16 века шла добыча глины. А в 19 столетии ее стали использовать для изготовления посуды.

Эта глина на суше или на берегу моря?
Она в глубине острова. Была такая гора Варака. До 1930 годов 20 века на Соловках было развито гончарное производство, даже во времена ГУЛАГа продолжали изготавливать посуду, еще какие-то керамические изделия, шашечки мы находили керамические. Изготавливали во время ГУЛАГа письменные приборы, чернильницы, статуэточки маленькие. Ребята из Архангельска, которые копают этот завод в последние два года, Мария Шульгина, аспирант кафедры отечественной истории Амурского государственного университета, они нашли изображение, похоже, Петра Первого.

Получается, что традиции монастырской жизни постепенно перешли в традиции жизни заключенных.
Да, и это отдельная тема, которой занимается Мария Шульгина. Интересно, как произошла трансформация, что из этого вышло, когда все это было разрушено в итоге. Ведь Соловецкий монастырь официально был упразднен в 1920-м году, был создан совхоз, где монахи перевоспитывались и были рабочими Соловецкого совхоза. А в 1923 году уже совхоз был упразднен и начал функционировать Соловецкий лагерь особого назначения. Там предпринимались попытки развивать это хозяйство. Работали гончарные мастерские, кирпичное производство продолжало функционировать и кирпич провали на материк, отвозили на материк готовый кирпич. Кузница функционировала.
То есть монастырские предприятия продолжали жить трудом заключенных.
Там даже оставались еще монахи. Они добровольно работали вместе с заключенными, даже обучали их. Более того, мы раскопали мастерскую эпохи ГУЛАГа. Говорят, для чего нужна поздняя археология. А это оказался интереснейший объект. Случайно на нее напоролись, нашли наши ребята, которые увидели во время строительных работ на окраине поселка какое-то скопление железа, стали смотреть, а там были топоры инструменты. На следующий мы заложили раскоп, это был 2003 год, и мы вышли почти целиком на кузницу 1920-х годов. Это время, когда строилась узкоколейка на Соловках, а ее прокладывали для того, чтобы вывозить лес с Соловков из глубины к причалу. И эта кузница обеспечивала работу строительства узкоколейки. Что мы нашли в этой кузнице? Помимо вещей, связанных с кузнечным производством, молотки, клещи, остатки горнов, кстати, все было забито шлаком, там мы нашли огромное количество топоров, скопление топоров колоссальное - 450 топоров. Все они были принесены с территории монастыря, и это были топоры монастырского производства, в том числе 19, начал 20 веков. И где-то 50 топоров имеют клейма КСМ, то есть кузница Соловецкого монастыря, СМ - Соловецкий монастырь, изображение храма - вот еще третий тип клейма, изображение кружочков - четвертый тип клейма.

 


Лекция 5. Этапы развития религиозного искусства. Первобытное искусство. Искусство Древнего Востока.

1. Культура первобытного общества
Обращаясь к изучению культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура — специфика человеческой деятельности, т. е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.
К какому же историческому периоду времени относится появление культуры? Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: палеолит (до X тыс. до н. э.) — орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении добывать его; основной способ добывания пищи — охота и собирательство, позднее — рыболовство; мезолит (X-VIII тыс. до н. э.) — период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных — объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (УШ-Утыс. до н.э.) — переход от присваивающего хозяйства к производящему — “неолитическая революция” — появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец IV — тыс. до н.э.) — распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. до н.э.) - распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.
Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры — первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым—все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.
В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу “око за око, зуб за зуб”, внутри же рода господствует принцип табу — система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.
Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела.
Поскольку культура—явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе “неолитической революции” растут запасы знаний, накапливается опыт, формируйся иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется “верхушка” и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

2. Древний Восток: единство и многообразие
С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур.
Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине.
Великие культуры Древнего Востока - Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии - при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.
Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций Карл Маркс назвал азиатским способом производства. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и на воду.
Древний Египет Шумер и Вавилон древние Индия и Китай - это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Ефрата и Тигра - шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд - индийская, а в долине реки Хуанхэ - древнекитайская цивилизация.
Культура Древнего Египта
Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.
Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около III тыс. лет назад! Однако самая знаменитая и самая значительная по разменам - пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 метров сейчас 137 площадь - около 55000 метров квадратных. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны.
Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.
Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как “тело Ра”.
Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме.
Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма.
В целом можно выделить несколько черт древнеегипетской культуры:
1. Религиозный и погребальный характер.
2. Монументальность и прочность.
3. Традиционность и стабильность стиля.
4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.
5.Создание классических форм в искусстве.
Культура цивилизации Двуречья
Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с 4тысячелетия до середины 6 века до нашей эры. Однако, если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья - это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья - шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.
В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государство региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта - золотые украшения и зерно, из городов Малой Азии и с гор Кавказа - сурьму, олово и медь.
Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родился легенда о Всемирном потопе).
Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек, состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества.
Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. В Шумере, Вавилоне писцы оставили после себя большое количество табличек. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.

3. Культура Древней Индии и Китая
Культура Древней Индии. Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий создает впечатление разрозненности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.
Начатые в 20-е года XX века раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Индия), Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть хараппской или протоиндийской.
Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов система канализации и водоснабжения. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до нашей эры, происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад.
С конца II начала I тысячелетия до нашей эры дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.
Эстетический идеал древнеиндийского изобразительного искусства, это богатство и пластическая выразительность образов, а также смелость творческой фантазии, мастерство, передача движений и чувств.
Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии религия. Итак, перечислим основные религии индийской цивилизации:
1. Брахманизм (I тысячелетие до нашей эры) - весь мир лишь иллюзия, страдания несущественны, трудолюбие, отсутствие зависти, культ предков.
2. Индуизм (I тысячелетие до нашей эры) в основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение.
3. Буддизм (VI век) - жизнь-это страдания; источник страдания- желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания отказ от мирских соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.
Общей чертой всех перечисленных религий является понятие “сансара” (путь перерождений).
Культура Древнего Китая.
Китай - самая большая и обособленная цивилизация. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил - Света и Тьмы. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле.
Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари.
В середине I в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция, Буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае.
Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (в переводе с китайского -путь). В учении Лао-Цзы дао - невидимый, вездесущий закон природы человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и им управляющий. Учение о дао может привести к выводу: если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, жизнь сама в конце концов нормализуется. Отсюда вывод - человек не должен вмешиваться в естественный ход событий.
Центральное место в учении Конфуция занимает концепция “жэнь” (человечность) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом: “чего не желаешь себе, того не делай другим”.
Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - “Книга перемен”.
Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в первые словари. При императорских дворцах создаются обширные библиотеки. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской Стены, которая частично сохранилась до нашего времени. Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства фарфора.
Несмотря на различия в культурах Древнего Востока стоит отметить общее в их развитии, это обожествление и деспотический характер власти. Но все эти черты не помешали заложить фундамент для античной цивилизации. В частности в Древнем Египте были заложены основы математики и астрономии, в культуре Двуречья появились первые учителя, а в Китае и Индии в VI в. до н.э. вместе с Древней Грецией зарождается философия.

Глоссарий:
Анимизм - от лат. душа, дух. Это вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой.
Веды - памятник древнеиндийской культуры (конец II - начало I тысячелетия до н.э.), источник сведений по социально-экономической и культурной истории Древней Индии.
Карма - в индуизме и буддизме - общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования.
Сансара - в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цель переходов души из одной телесной оболочки в другую, цель перерождений, круговорот рождения и смерти.
Тотемизм - это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением.
Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека.

Вопросы для контроля:
1. Расскажите об этапах первобытной эпохи?
2. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта?
3. Назовите основные черты древнеегипетской культуры?
4. Охарактеризуйте эстетический идеал индийской культуры?
5. Расскажите об основных религиях Древней Индии?
6. Охарактеризуйте древнекитайскую картину мира?
7. Определите значение религиозно-философских систем в культуре Китая (конфуцианство, даосизм)?

Изучение различных отраслей христианского искусства мы на­чнем с архитектуры не потому, впрочем, чтобы этот род искусства в самом начале имел видных представителей в христианском мире и на первых же порах нашел прочную почву для своего развития. Этого не было, и надобно сознаться, напротив, что в первые века христианства эта отрасль искусства была поставлена в очень не­выгодные условия для своего развития вследствие стесненного поло­жения христиан в греко-римском мире и преобладания между ними, так сказать, домашнего и как бы семейного богослужения. Я беру церковное зодчество за исходную точку своих чтений по истории христианского искусства, имея в виду особенное значение храма для богослужения, а следовательно и для всех тех форм искусства, которые с богослужением неразрывно связаны. Храм, в каком бы несовершенном виде мы ни стали представлять его себе, есть пос­тоянное средоточие литургической практики, как бы она ни была проста и малосодержательна: эта последняя, т. е. богослужебная практика, развивается во всей широте только там, где существуют постоянные места молитвенных собраний, и где единичное религиозное чувство получает характер общественный. Можно, ко­нечно, представлять себе религию и без храмов, но эта религия всегда будет бедна внешней обстановкой, и в области такого отвле­ченного, внутреннего богопоклонения нет места для искусства и обрядовых символических форм. Как, например, может развиться вне храма церковная живопись? К чему, при его отсутствии, могут примкнуть или где найдут себе точку опоры многие другие отрасли искусства? Где найдет себе место и усовершенствуется самый бо­гослужебный обряд? История человечества рядом серьезных фактов, в виде монументальных остатков его давно минувшего быта, убеж­дает нас в той исторической аксиоме, что первые проблески искус­ства приурочивались к первым памятникам религиозности, были ли то могилы, жертвенники или идолы в виде грубо отесанных камней. Но, прежде чем религиозное сознание дошло до идеи храма в его законченном виде, прежде чем богослужение развилось на­столько, чтобы вызвать необходимость систематически устроенных зданий этого рода, искусство должно было пройти через целый ряд форм, в которых последовательно и мало-помалу выражалась религиозная идея, и постепенно слагался и вырастал образец храма со всеми его литургическими приспособлениями. Работа человечества над созданием этого святилища длилась целые тысячелетия; едва ли не каждое поколение клало свой новый камень в это величественное здание, пока не выработало его идеального типа, который, как мне представляется, осуществился всего полнее и целостнее в христианских храмах цветущей эпохи церкви. Но это уже конец пути, пройденного самим христианским храмом: всмотримся, насколько позволяет даль почти 19-ти веков, в его начало и постараемся уяснить себе прежде всего то, как отнеслось христианство к храмовым и вообще архитектурным типам, выра­ботанным дохристианским миром, чем и как воспользовалось оно, и с чего, собственно, началась история христианского храма; на­метим хотя бы главные пункты этой сложной многовековой религиозно-строительной работы.

Первобытная эпоха человечества более известна нам по догадкам и более или менее вероятным соображениям, чем по достоверным данным. О жизни и начальных внешних формах богослужения первобытного человека мы знаем или по аналогии с бытом тепе­решних некультурных племен, или по позднейшим сравнительно историческим отзывам; вещественные же остатки его быта прояс­няют судьбу архаического храма лишь в самой слабой степени. В начальной стадии религиозного сознания, по-видимому, вся природа была тем обширным храмом, в котором божество являлось перво­бытному человеку, проявляло свою силу, и где оно обитало, по его представлению. Сам живя под открытым небом или где-нибудь в пещере или землянке, он не привязывал, как кажется, прочно своих религиозных представлений к определенному месту и потому был далек еще от мысли о храме. Но со временем он пытается, как бы сказать, локализовать свои религиозные представления, приурочивает присутствие божества непременно к известным мес­там, которые и становятся первыми центрами богослужения, прототипами в некотором смысле позднейших храмов или, лучше сказать, их фундаментом и краеугольным камнем. Эти места че­ловек старался отличить, отметить каким-либо видимым знаком, посвящал их божеству и приспособлял их к отправлению своих религиозных обрядов. Таким образом закладывалось, кажется нам, первое основание храма. Легко понять отсюда ту тесную связь, в которой стояла первая идея храма или святилища с возникновением религиозной обрядности и появлением первых устойчивых знаков набожности. Но, с другой стороны, и первый камень храмового здания есть результат присущей человеку потребности выразить свое религиозное чувство во внешних формах: отнимите у него эту потребность, ограничьте область его религиозной жизни одним соз­нанием божества, — и ему не будет надобности приходить для своих сношений с божеством на условное место, тем меньше — ставить на нем какое-либо изображение или жертвенник.

Разнообразными соображениями или, лучше сказать, впечат­лениями руководился первобытный человек в выборе места и обста­новки для своих религиозных отправлений, — и, конечно, выда­ющиеся явления природы, воспоминания о знаменательных приклю­чениях, совершившихся здесь или там, наконец, общие символико-поэтические представления определяли такой выбор и прикрепляли религиозное сознание к готовым центрам. Дремучий лес с его тайнами, широко раскинувшиеся многолетние деревья, пещеры и гроты в местностях гористых, берега рек и озер — привле­кали религиозное чувство человека и указывали ему место для жертвенника. От этой эпохи сохранился для нас образчик храма в так называемом жертвеннике и могильном камне. Иногда тот и другой смешивались, но иногда существовали отдельно, и это обо­собление сделалось особенно заметным в эпоху более развитого религиозного культа. Я не буду приводить тех мест из Библии, которые указывают на существование и религиозное употребление жертвенника во времена патриархальные, ни указывать на мно­гочисленные данные этого рода культовой практики в мире язы­ческом. Предания об этих временах еще сохранились в памяти истории; средневековый быт, известия древних западных миссионе­ров, свидетельства наших летописей и множество других исто­рических памятников говорят нам, что примитивный жертвенник очень долго держался в дохристианском быту народов и упорно отказывался уступить свое место влиянию проповедников христиан­ства. В постановлениях церковной власти и в известиях летописцев мы то и дело находим указания на arbores, saxa, lapides, fontes (деревья, скалы, камни, ручьи), которые служили притонами культа у народов средней Европы, с жрецами и кровавыми жертвами, с целым строем обрядов. До нас сохранились и живые свидетели этого культа в разного рода погребальных и жертвенных соору­жениях первобытного человека. Уже давно они обращали на себя внимание историков и туристов, но научная обработка и классификация их началась недавно, а еще позднее уяснилось их первоначальное назначение.

Самое древнее, что мы имеем для знакомства с этими памят­никами, принадлежит к так называемым мегалитическим соору­жениям. Мегалитические памятники, понимаемые в широком смыс­ле этого слова, обнимают древнейшие сооружения человека, сде­ланные из огромных камней и имевшие погребальное или жертвенное назначение. Они сложены без цемента из огромных плит или каменных масс и получили под рукою человека лишь слабую обработку и самое примитивное техническое приспособ­ление. По своему происхождению они относятся к доисторическому быту человечества и составляют первые памятники его религиозного зодчества. «Хотя в них нет еще стремления к художественной отделке или тонкому изящному вкусу, — замечает один русский их исследователь, — а проявляются лишь следы непомерных усилий, потраченных на грубое сооружение, но общий характер этих ка­менных масс поражает диким величием. Невольно удивляешься тому неизвестному народу, который одними руками, быть может, без помощи механических орудий, в состоянии был передвигать эти огромные массы и громоздить их одну на другую. Понятным становится, смотря на огромную величину плит и колоссальные обломки дикого камня, отчего народное воображение приписывало эти первобытные сооружения великанам». В географическом отно­шении область этих памятников очень широка; она обнимает се­верную и среднюю полосу западной Европы, южный край России, затем перебирается за Урал и Алтай и захватывает часть Нового Света, а по своим представителям распадается на несколько классов.

Познакомимся с простейшими и более известными формами этих монументальных сооружений. Самыми древними между ними надобно считать пещеры. Они представляли для первобытного че­ловека готовое убежище, служившее и жильем, и защитой, и похо­ронным склепом. Здесь находили много остатков его архаического быта, в виде кремневых или каменных орудий, как-то: топоров, ножей, стрел, копий и некоторых предметов из бронзы, как-то: колец, шейных украшений и других предметов домашнего быта. В некоторых пещерах уже заметны слабые следы орнаментации. Го­товое помещение, данное природой, первобытный человек старался украшать и убирать, накладывая таким образом свою печать на произведение природы. Он покрывал письменами или, лучше ска­зать, нарезами и геометрическими рисунками стены этих неприхотливых помещений; здесь находимы были, хотя и изредка, грубые изображения животных и рыб, нацарапанные на камне или на кости острым орудием. Эти первобытные пещеры были заняты потом людьми высшей и, говоря относительно, уже культурной расы, которая в этих экскавациях сделала могильники и применила подземные гроты к устройству храмов. Так было в Индии, так появились пещерные церкви Сирии и Палестины, переделанные из пещер руками христианских пустынников.

Более специальное назначение имели курганы, tumuli. Так на­зываются конусообразные земляные насыпи, покрывавшие могилы похороненных под ними покойников и служившие, кроме того, местом для религиозных церемоний. Происхождение курганов относится к отдаленному доисторическому периоду жизни челове­чества и граничит с первыми проблесками культуры и с зародышами погребальной практики. Исторические известия о курганах значительно опоздали против первых опытов этого рода сооружений и относятся к историческому периоду человечества. Я не буду вдаваться в подробное описание строения и назначения древних курганов, ни останавливаться на религиозных обрядах, которых они были свидетелями; ограничусь лишь общим замечанием, что могилы были древнейшими центрами культа и предупреждали собою появление специально молитвенных зданий, или храмовых пост­роек. Многие из курганов, разрытых в средней Европе и в пределах южной России, судя по открытым в них предметам домашнего быта, положенным вместе с покойником, принадлежали так назы­ваемому каменному периоду и появились, по-видимому, в ту эпоху, когда человек еще не знал употребления металлов, обходился одними орудиями из камня или кости, В истории храма могильные сооружения, как древнейшие центры культа, занимают видное место и со стороны архитектонической. Мы увидим впоследствии подра­жание формам tumulus'a в архитектурных постройках позднейшего времени и применение их к устройству храмов.

К первобытным сооружениям того же религиозно-обрядового типа принадлежат еще так называемые кельтские или друидические памятники. Но употребляя это название, я должен оговориться, что оно не точно и, если доселе еще не изгнано из книжного языка, то лишь в силу давности и благодаря привычке. Кельтские памятники явились с этим названием благодаря тем ученым, ко­торые впервые исследовали их в средней Европе и приурочили к народности кельтов и к их религии друидизма. Теперь найдено, что друидические памятники принадлежат чуть ли не всей Европе, встречаются в Африке, в Новом Свете, а при дальнейших изыс­каниях обещают сделаться достоянием всего мира. Поэтому вопрос о народности древних строителей, так называемых, не точно, кельтских сооружений, теряет свою силу и должен быть решен согласно с историческими и этнологическими данными той страны, которой принадлежат эти памятники. Самые их названия: дольме­ны, менгиры или пёльваны, кромлехи обязаны условному языку исследователей и заимствованы из старого кельтского языка Дольмены, или каменные столы, сложены из огромных неоте­санных камней и имеют вид стола, верхняя доска которого лежит на 2-х, 3-х или 4-х каменных плитах, поставленных ребром. Доска эта иногда лежит наклонно и покрыта бороздками для стока жер­твенной крови и возлияний. Иногда камни бывают покрыты письменами и грубыми рельефами, что дает понятие о проблесках эс­тетического чувства у первобытных поселян данной местности. Иногда же дольмены бывают сложены из целого ряда каменных глыб, расположенных в виде стенок, покрытых сверху и представ­ляющих как бы камеру или галерею. Какое назначение имели дольмены? На этот вопрос являются два решения и с одинаковым правом. Одни считают их остатками первобытных жертвенников, другие — могильными ящиками и гробницами, в которые клали умерших. Но для нас в данном случае нет большой важности, на какой стороне останется первенство, потому что, оставив за ними и специально-погребальное назначение, мы должны будем отнести их к разряду культовых памятников. Положительно доказано, что обряд погребения составлял одну из самых ранних форм культа, во все времена тесным образом связывался с религиозными обря­дами, — и на местах погребения всего чаще приносили жертвы. Раскопки, сделанные в недавнее время в Крыму, показали, что под грудой камней лежали кости. Иногда же под покрышкой, как бы в ящике, открывали костяк, в полулежачем положении, присло­ненным к стенке дольмена, как бы сидя. На основании одного древнего объяснения, это положение давали погребенным по ана­логии с положением младенца в утробе матери, а умершие, по представлению древних, сходили в землю как бы в лоно общей матери — природы. Значит, дольмены в первобытную эпоху служили вместо гробов, куда клали покойника, как в ящик, и где до сих пор в этом сидячем положении сохранились скелеты.

Менгиры или пёльваны имеют вид более или менее высокого столба, сложенного из камней. Вершина его иногда представляет сужение или расширение, и весь камень в последнем случае полу­чает вид опрокинутого обелиска. Иногда пёльваны покрыты надписями и изображениями, но чаще не имеют никакой отделки и представляют грубую массу нагроможденных камней (глыб). И до сих пор не решено положительно, какое назначение имели памятники. Одни полагают, что это были могильные сооружения, другие — что это были грубые изображения идолов, подобные ка­менным бабам, находимым в южной полосе России. Но что бы они ни означали, их религиозное назначение не подвержено никакому сомнению. Что около них были приносимы жертвы, на это указы­вают находимые около них в небольших вырытых ямах кости, уголь и зола. Очевидно, это остатки производившихся здесь жер­твоприношений, а может быть, и остатки человеческих жертв, которые были приносимы на месте каких-либо замечательных со­бытий или вблизи кладбищ. Соединение нескольких пёльванов, расположенных в форме круга или эллипса, составляет так назы­ваемые кромлехи. Кромлехи принадлежат к числу древних памятников, оставленных аборигенами средней Европы, и отмечены определенным религиозным характером. Кромлехи суть не что иное, как священная ограда, обозначавшая место, избранное для жерт­воприношения и посвященное какому-либо божеству. Это назна­чение ясно видно из того, что посередине кромлеха иногда находится дольмен, как жертвенник. Кромлех, таким образом, более сложная, более обставленная форма древнего жертвенника, близко гранича­щая с эпохой появления храмов в виде огороженных или обсаженных деревьями пространств, имевших религиозно-культовое назначение. Миссионер Лафито, посещавший Северную Америку, говорит, что видел в Индейской Виргинии храм, устроенный в виде подобного кольца или пояса, уставленного каменными столбами. В заключение упомяну еще об одном оригинальном роде памятников, известных под именем каменных баб. Сооружения, известные под этим на­званием, представляют из себя иногда простые обрубки камня с поставленной на верху их человеческой головой, чаще же имеют вид человеческой фигуры полуобнаженной или вовсе голой с уродливыми очертаниями, говорящими об отсутствии вкуса и край­ней бедности технических средств, которыми располагали их строители. Каменными бабами покрыто пространство от верховьев Енисея до устьев Дуная и Черного моря. Довольно попадается их в Екатеринославской и Херсонской губернии, где они встречаются десятками, но все больше и больше исчезают от истребления и от перевозки в разные музеи. В этих грубых изваяниях мы имеем изображения идолов или бюсты покойников, которые были погре­бены в ближних курганах, и память о которых хотели сохранить посредством этих грубых статуй. Первоначальная эпоха их возник­новения не обозначена в истории точно так же, как и первоначаль­ные идеи, вызвавшие их появление; но их жертвенное и религиозное назначение в быту позднейших исторических племен не подлежит никакому сомнению. Путешественник Рубруквис, проезжавший нашим южным краем в половине XIII века, обратил внимание на каменные бабы и был свидетелем связанного с ними религиозного культа. С этими же остатками язычества должны были вести борьбу первые прозелиты христианства, жившие уже много-много спустя после первых насельников этого края и строителей этих статуй. Новгородская летопись говорит о Стефане, просветителе Пермском, что он научил землю зырян вере Христовой, где прежде кланялись зверям, деревьям, огню, воде и золотой бабе.

Оканчивая на этом перечень религиозных сооружений перво­бытного человека, мы должны заметить, что сохранившиеся их представители не всегда относятся к примитивной поре человечества, но принадлежат во многих случаях историческим временам. Но и относясь к этой сравнительно поздней эпохе, они обязаны были своим происхождением племенам, стоявшим на низшей сте­пени культуры и представлявшим по этому самому близкую ана­логию с бытом архаических племен. Эта аналогия становится тем яснее, что и у современных дикарей мы встречаем подобные же сооружения, и ничто не мешает видеть в них повторение того, что существовало целые века и тысячелетия ранее их появления. Дайте ребенку ящик с деревянными кубиками, и он сейчас же начнет строить из них дольмены, менгиры и кромлехи. Младенческие пле­мена употребляли вместо игрушечного материала глыбы, камни, обломки скал, но делали, в сущности, то же самое. Человек развивался не одновременно на великой поверхности своего земного отечества: одни раньше, другие позже — и вот почему в то время, как Италия и Палестина видели уже первые опыты христианских храмов с их типичной архитектурой, в это же время где-нибудь в Индии или в средней Европе продолжался во всей силе языческий культ с своей примитивной обстановкой; в то время, как в Греции славился Парфенон, в Индии продолжались пещерные храмовые постройки, а где-нибудь в более отдаленном уголке мира, в среде его многочисленных некультурных племен религиозные обряды все еще приурочивались к дольменам, кромлехам, курганам и другим архаическим формам жертвенника. Не каждый народ проходил через все эти ступени строительной деятельности и не от каждого из них остались следы мегалитических построек, но это нисколько не мешает принимать эти последние за первичные, начаточные формы архитектуры и с них начинать древнейший период ее су­ществования. Здесь мы имеем перед глазами и первобытный строительный материал в виде валунов и необделанных каменных масс, и первобытные технические средства, и самую примитивную манеру стройки, кое-где определявшуюся самыми первыми и не­посредственными идеями символизма. Но, в то же время, ме­галитические сооружения и не простые житейские постройки, на­значенные для неприхотливых нужд питания, рождения и само­защиты; это не юрта или палатка современного дикаря, но действительные сооружения, поражающие своей громадной формой и имеющие какое-то особенное, выходящее из обыкновенного ряда значение. Это значение мы, не колеблясь, назовем культовым, — это обстоятельство наложило на них своего рода монументальную печать и обеспечило их долговечность. Этим принципом руко­водились, например, египтяне, которые строили твердые каменные гробницы, как вечное жилище для своих покойников, между тем как свое обыкновенное жилье строили на скорую руку, и от него не осталось и следа. К таким же привилегированным зданиям относились и жилища богов, то есть, храмы, как это доказывают колоссальные развалины последних, сохранившиеся до сих пор и приводящие в удивление каждого наблюдателя.

Таковы те первобытные сооружения, которые послужили первичной формой храмовых построек, и к которым человек древ­нейшего периода приурочивал отправление своих религиозных обря­дов. Как легко видеть, все они далеко не удовлетворяли идеи храма в позднейшем установившемся смысле слова. Более полную и организованную форму храма мы встречаем в так называемом домашнем культе. Известно, что у древних народов, прежде чем сложился порядок культа общественного, парадного, публичного, богослужение отправлялось в семье и дома, вследствие чего самая обстановка домашнего очага получила некоторые приспособления и изменения согласно с условиями этого патриархального культа. Точкой отправления для создания этой практики послужило почитание умерших членов семьи и родичей под именем покровите­лей и защитников семейного очага. Обычай хоронить умерших в том доме, где они жили, ведет свое начало из глубокой древности и практиковался на глазах истории у фиванцев. Сначала домашний культ группировался около этих домашних божеств, но с течением времени все больше и больше расширялся, принимая в свою среду более известных представителей многочисленного цикла, под име­нем лавров и пенатов. Культ этот, общий всем народам, в своей наиболее развитой форме известен из римской практики. По словам Макровия, каждое семейство в Риме отправляло ежегодно свои домашние праздники в честь богов — покровителей. На этих семей­ных церемониях перед своими пенатами глава семейства пользо­вался древним патриахальным правом лица литургического или жреца, а семейный очаг превращался на время в религиозное уч­реждение, в особого рода семейный храм. Как живо сознавалось в римском обществе это религиозное значение отца семейства по отношению к членам его дома, видно из того выражения, которым римская юридическая практика обозначила отношение несовершен­нолетнего сына к его отцу. «A sacris patris dimitti» — вот формула, которой римлянин обозначил отделение совершеннолетнего члена семейства от опеки родительской. Равным образом и усыновление кого-либо выражалось термином: «obstringi sacris patris, a quo adoptebatur». Считаю излишним замечать, что домашний культ римлян нимало не исключал общественных центров богослужения и публичных религиозных обрядов, которые были строго определены законом и имели прочно сложившуюся иерархию. Обычай домаш­него культа шел рядом с ним и был отголоском древнейшей практики, общей всем патриархальным народам и некогда во всей силе державшейся у римлян. Внешняя сторона этого культа при всем разнообразии обрядовых подробностей, вносимых каждым се­мейным кружком, может быть представлена в следующих общих формах. Древние отводили в своих домах особенные помещения для семейных богов и в этих-то молельнях справляли в честь их религиозные обряды. Эти помещения находились во внутренней части дома, откуда и сами боги домашнего цикла получили название: penates, от penitus-penitior, dii penetrales. Изображения их храни­лись в особенных ящичках или ковчегах; к последним иногда приде­лывались дверцы, которые хозяин в случае нужды мог отворять и затворять, — вещь, похожая на наши киоты и божницы. Так как домашний культ был в древности очень распространен, то сущест­вовал особый цех ремесленников, которые занимались приготов­лением этих ковчежцев. К такого рода ремесленникам принадлежал и упоминаемый в Деяниях Апостольских Димитрий среброковач, который занимался приготовлением серебряных ящичков для изва­яний Артемиды Ефесской, культ которой был очень распространен в Малой Азии. Эту домашнюю святыню ставили на стол или тре­ножник, против которого помещался жертвенник, а на этом послед­нем приносились жертвы и делались возлияния.

В истории языческого культа эти ковчежцы или киоты с до­машней святыней имеют то важное значение, что составляют пере­ход к устройству постоянных храмов или учреждению обществен­ного культа. Древние писатели, как языческие, так и христианские, много говорят о повозках или колесницах, на которых возили изображения богов. Они приписывают введение этого обычая то целым народам, то отдельным лицам, и хотя подобные ссылки имеют большей частью легендарный характер, но они важны, как отголосок древнего предания об этой давнишней и широко распро­страненной форме культа. Скиния Молоха у прор. Амоса, ναοί ζευγηφορούμενοι у Евсевия составляют то же самое явление, только более развитое и богаче прежнего обставленное. История и архе­ологические памятники свидетельствуют, что употребление священ­ных колесниц с изображениями составляло существенную принад­лежность всех древних религий, имело место в практике египтян и финикиян. В позднейшие времена у греков и римлян они носили название подвижных храмов, «templa gestatoria», и употреблялись в культе наиболее известных богов, считавшихся покровителями и охранителями целых местностей. Так, в Риме возили на колеснице изображение богини Τύχη, или Фортуны, покровительницы города, а в Греции таким же почетом пользовалась статуя Паллады. Повозка с ее изображением, в сопровождении целой толпы народа, двигалась в торжественной процессии по Афинам, пока не достигала р. Инаха, где ее вместе с колесницей погружали в воду, — затем этой водой кропили дома и городские здания.

Устройство постоянных храмов, как определенных центров бо­гослужения, не отделяется от культовых сооружений первобытного человека какой-нибудь резкой пограничной чертой, но тесно соприкасается с ними. Храм, как жилище божества, есть дальнейшее развитие того понятия, какое заключалось в идее архаического жертвенника, и есть более полное и широкое удовлетворение той потребности заключить, привязать, укрепить за собою божество, которую человек всегда сознавал и пытался осуществить внешним образом. Кромлех или открытая каменная ограда — вот, по моему мнению, прототип древнего храма и первый шаг, сделанный чело­веком на переходном пути от жертвенника к сооружениям более сложного храмового характера. Так как громадное расстояние вре­мен отделяет нас от эпохи построения первобытных храмов, то понятно, что ни один из них не уцелел до нас в полном виде, и мы можем теперь судить о них более или менее предположительно на основании остатков архаических сооружений, представляющих более или менее сохранившиеся развалины. Я укажу для знакомства с этой примитивной архитектурой на остатки больших каменных сооружений в графстве Вильтшир, к северу от Салисбери, в Ир­ландии. Эти каменные руины называются «стонхендж» и имеют вид 4-х концентрических кругов, сложенных из стоячих камней, соединенных вверху на всем протяжении круга архитравами или балками. В центре среднего круга находится большая каменная плита, более чем на половину вросшая в землю, и эту плиту многие из археологов принимают за остаток жертвенника. Более простая конструкция ограничивалась проведением одного ряда, то есть, устройством ограды, которой отмечалось избранное для богослу­жения место и выделялось из ряда других, как особенное, святое, назначенное служить местопребыванием божества. Поэтому перво­бытные храмы имели ту архитектурную особенность, что уст­раивались без кровли и оставались сверху открытыми. Указание на эту особенность храмового устройства можно находить в в самом названии tempi urn, которое происходит от древнелатинского глагола templo, что значит смотрю, наблюдаю. Этимологическое значение этого слова показывает, что храмы, по представлению древних, были местами открытыми, откуда взгляд простирался на все стороны и беспрепятственно мог быть обращен на небо, где находились светила небесные, а эти светила служили, как известно, божествами астрального культа. К этому же заключению приводит и другая более обыкновенная этимология этого слова, имеющего один общий корень с греческим τέμενος. Τέμενος в своем первоначальном зна­чении означает всякое пространство — отделенное, отрезанное (от τέμνω), а отсюда, далее, определенное для известного назначения. Часто под словом τέμενος разумели часть земли или известное пространство, отделенное для религиозных действий, совер­шавшихся авгурами, а также очерченную жезлом авгуров часть неба, на которой они наблюдали за полетом птиц и производили свои гадания. Еще более часто стали придавать это название храму в его простейшей форме, указывая таким образом на его на­ружный вид, как на место, обнесенное оградой или обсаженное деревьями. Внутри ограды помещался жертвенник с изваянием идо­ла, и к нему-то сходился народ для совершения религиозных обря­дов. Древнегерманские названия храма, по объяснению Гримма в его Deutsche Mythologie, имеют корень в словах, обозначающих лес, что, конечно, имеет свое основание в обычаях древних гер­манцев приносить свои жертвы в лесах и священных рощах под тенью ветвистых дубов. Если такие открытые пространства были вначале сборными пунктами культа в известном племени или общине, то не мудрено, что и в позднейших храмовых постройках повторялся тот же тип и выражались древнейшие культовые пре­дания. Впрочем, символические или простые практические сообра­жения вызвали такое устройство храмов, нет сомнения, что оно имело место в первобытной архитектуре и оставило следы в исторических памятниках. Например, знаменитый Карнакский храм в Египте не имеет покрытия в большей части своей площади; крыша устроена только над святилищем и прилежащими к нему залами. Вероятно, сначала стали покрывать место, где стояла статуя бога, и где отправлял обряды жрец, остальное же пространство оставалось открытым; в базиликах и древних христианских храмах двор сохранил эту особенность до сравнительно позднего времени. У Чиампини, в его Vetera monimenta представлен план такого здания. Храм на этом рисунке имеет вид четыреугольника, обне­сенного со всех сторон стеной. В одной из них четвероугольный пролет, ведущий во внутренность ограды и, очевидно, служащий дверью. Нигде не видно следов свода или сужения и никаких намеков на крышу. При таком устройстве становятся излишними всякие отверстия сбоку для пропуска света. Боковые окна являются уже впоследствии; даже и тогда, как стали выводить крышу сводом, здание освещалось не боковыми окнами, а сверху посредством отверстия, которое оставляли в центре купола. В этом роде устроен был Пантеон и храм Ромула. Но это уже постройки позднейшего времени. Переходя теперь от этих подготовительных основных форм к архитектурным сооружениям, осуществившим в более полном виде идею храма, как святилища, то есть определенного средоточия культа, мы должны сделать наперед одно замечание, что эти позд­нейшие, более последовательно проведенные храмовые формы, в существе дела отправляются от древнейших, разрабатывают и развивают их в более или менее законченных сооружениях. Так одни из них подражают принятой там или здесь форме жилья, другие отправляются от могильной насыпи, иные представляют дальнейшую разработку пещер. Индусские храмы принадлежат к двум последним типам и представляют весьма любопытное явление в области древнейшей храмовой архитектуры.

Первоначальная религия индусов — браминизм, как известно, отличалась пантеистическим характером и представляла верховное существо, Браму, в виде мирового духа, проявляющего себя в воплощениях, результатом которых является индусская троица, Тримурти. Вне этого момента воплощений — божество неуловимо и неизобразимо; оно есть проникающая вселенную и живущая в ней духовная мировая сила, ускользающая от всякого ограничения и определения, будет ли то ограничение местное, или определение теоретически-логическое. Представляя себе верховное существо в формах абсолютного бытия, индус переносил на него идею необъ­ятности и разнообразия сил природы и отождествлял последнюю с первым. Само собой понятно, такая форма религии не бла­гоприятствует искусству и развитию храмовой архитектуры. Эта последняя получает у индусов права гражданства с того времени, как идеальное представление божества заменилось в буддизме реаль­ным, антропоморфическим и дало новое направление искусству и набожности. За три столетия до Рождества Христова, благодаря энергичным усилиям царя Асоки, учение Будды сделалось государ­ственной религией индусов и с этим переворотом связываются пер­вые типичные памятники индусской архитектуры. И любопытно, что самые ранние из них связываются с именем Будды и тесным образом примыкают к его памяти. По смерти Будды его тело было разделено, как говорят индусские легенды, на восемь частей и погребено в восьми местах, под восемью могильными курганами (ступами, топами). Затем, уже при царе Асоке, семь из этих реликвий были вынуты и подвергнуты новому делению, так что составилось 84 тысячи частичек, которые были положены в драго­ценные ковчежцы и разосланы по всем, даже маленьким городам царства. Чтобы сохранить память о первом могильном помещении восьми реликвий Будды, каждый из этих ковчежцев был поставлен под ступу. От этого-то могильного кургана, превратившегося затем в круглую каменную башенку, и ведут свое начало первые буддийские храмы. Для нас они важны не по своей легендарной основе, которую можно принять и не принять без важных пос­ледствий для научного вывода, а по отношению к той основной форме, какую они взяли за точку отправления. А эта форма tumulus'a говорит нам о силе влияния, которое имели могильные сооружения на выработку архитектонической форы дохристианского храма и на ее дальнейшее проведение. И, действительно, в различных местах Ост-Индии попадается большое число храмов, обработанных в виде больших курганов. Наилучше сохранившимся памятником этого рода служит храм в Бгильзе, описанный Ферпоссоном и Лассеном. Он имеет вид массивной постройки на круглом фундаменте, выведенной конически, в виде кургана или насыпной могилы. Высота его — 54 фунта, поперечник фундамента — около 120 фунтов; вокруг него идет крытая галерея, а снаружи вся эта постройка обведена каменным забором, представляя из себя как бы загороженный стог сена. Четверо ворот, расположенных в на­правлении четырех стран света, ведут в здание и замечательны по своей скульптурной отделке. Перед северным и южным входом возвышаются две колонны в 33 ф. высотой. Если отнять при­стройки, то в храме Бгильза мы будем иметь точную копию tumulus'a, который, как нельзя лучше, соответствовал представ­лению индусов о непрочности всего земного, для которого символом служил — мыльный пузырь. Чтобы покончить с формой топ, скажем, что эти памятники были строены из обоженной глины, как и теперь строится большинство зданий в средней Азии и Индии, и облицованы известкой. Размер их очень различен: есть имеющие более 200 футов высоты.

Другая не менее распространенная форма индусских храмов пошла от пещерных сооружений и берет эти последние за исходную точку. Первобытный человек при устройстве как своих жилищ, так и помещений для своего бога, прибегал всегда к средствам, которые находились у него под руками, и без дальних околичностей приспо­соблял к этой цели то, что давала ему природа. Но человек древ­нейшего периода, живший в горных местностях, был по необ­ходимости троглодитом, то есть, пользовался для житья естествен­ными пещерами и гротами и старался эти экскавации применить к неприхотливым условиям своего домашнего быта. Если пещера была защищена от ветра и нелегко доступна для зверей, имела вход открытый на юг, так что получала довольно тепла и света, этого было достаточно для обращения такой пещеры в жилье. Впос­ледствии человек стал приготовлять пещеры искусственно, расширяя готовые или пробивая новые в мягких горных слоях, например, в песчанике. Такими пещерами богаты наши Крым и Закавказье, где сохранились самые разнообразные формы пещерных жилищ, обработанных рукой человека. Подобно тому, что мы можем в миниатюрных сравнительно размерах изучать у себя дома, пред­ставляют гигантские доисторические пещеры Индии и такие формы их, как знаменитая Ментонская пещера с найденным в ней скелетом и бытовыми остатками первобытного человека. Древнейшие приспособления пещер к устройству больших храмов мы находим в Индии и Египте, но если от этих архаических колоссальных форм перейти к позднейшим, то мы найдем, что ими наполнена большая часть горных стран Европы, и к этим памятникам уже давно обратилась история церковной архитектуры, как к одному из весьма важных своих источников. Древнейшие из этих сооружений в Индии на­ходятся на левом берегу реки Фалгус, притока Ганга. Они выруб­лены в очень твердой скале и хорошо отделаны. Общая их форма — это ряд низких галерей, суживающихся кверху сводообразно. В некоторых из них находится вырубленное полукруглое углубление в виде ниши, и в этом выступе иногда помещается каменное воз­вышение в виде tumulus'а в память Будды. Вторая гуппа лежит в Ориссе на Удаягири или «горе солнечного восхода». Она представ­ляет более сложную систему пещерных сооружений и отличается соединением галерей с подземными комнатами. Пещеры более круп­ных размеров имеют перед собой балконы или галереи, опирающиеся на столбы (в ширину от 6 до 10 футов). Из этого портика откры­вается ход в главную внутреннюю пещеру, размеры которой в той или другой местности различны. Самая большая имеет 56 футов в длину, и по сторонам — две меньшие, отделяемые от главной двумя или тремя колоннами при входе. Стены этих подземелий украшены иногда барельефами, изображающими военные сцены, чудовищные фигуры, растительные формы, а иногда и браминских богов. Связь подземных храмов с позднейшей церковной архитек­турой не может подлежат

Date: 2015-08-24; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию