Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 3-4. История зарождения и развития церковной археологии как науки
Занятия церковными древностями начались с эпохи Возрождения, и в эту, собственно, пору положены были первые зачатки собирания и научного изучения памятников христианского искусства. Но так как вкусы того времени тяготели к искусству и литературе классического греко-римского мира, то памятники искусства церковного затрагивались лишь мимоходом, случайно, — когда на них наталкивались при поисках за антиками. Переселение многих ученых греков в Италию после катастрофы, постигшей Константинополь в 1453 году, было возбудительным мотивом к занятию этим предметом. В числе первых эмигрантов из Константинополя оказалось немало людей науки, владевших не только в совершенстве греческим языком, но и знанием классической древности вообще. Принятые с полным радушием в Италии, они сделались учителями в высших школах Рима, Флоренции, Болоньи и некоторых других городов и повели дело с таким успехом, что довольно скоро приобрели себе достойных учеников и продолжателей, а через них пропагандировали изучение классических древностей не только в самой Италии, но во Франции и Германии. Под влиянием этих стремлений, итальянские ученые предпринимали многочисленные путешествия для отыскивания памятников искусства, ездили по соборам, церквам и монастырям, посещали библиотеки и архивы и отовсюду извлекали предметы старины. Более систематические труды по части христианского искусства начались с Рима и его памятников. Онуфрий Панвинио первый занялся описанием базилик Рима, а бессмертный Бозио, как я уже упоминал о том, отважился проникнуть в римские катакомбы и привел в известность массу древнехристианских памятников первоначального зодчества, фресковой живописи и скульптуры, с которых, собственно, и началась научная разработка истории христианского искусства. По следам этих тружеников шли их продолжатели. Не довольствуясь находками, они стали составлять из них собрания, и небогатые на первый раз коллекции антиков послужили основанием для обширных музеев, которые стали появляться на Западе с половины XVII века. Из многих учреждений этого рода следует назвать и в самых общих чертах познакомиться с некоторыми, более замечательными по количеству и качеству собранного в них монументального материала. Во главе их по старшинству и по содержанию бесспорно нужно поставить Ватиканский музей в Риме. Он был основан в половине позапрошлого века папою Венедиктом XIV (1740—1758). Помимо громадного количества художественных и бытовых произведений греко-римского мира, в состав его вошли преимущественно памятники искусства, извлеченные Антонием Бозио и его многочисленными продолжателями из катакомб, а самое учреждение музея совпало с временем нового исследования римских подземелий, произведенного Боттари. Это самое богатое и ценное собрание предметов христианской древности. Здесь все памятники — древнехристианские саркофаги, надгробные плиты, диптихи и т. д. и т. д. — в оригиналах и дают исследователю такой обширный материал, которого не отыщешь нигде более. Этот музей постоянно затем пополнялся, и, когда в 50-х годах прошлого столетия теперь уже покойный де Росси предпринял свое исследование римских катакомб, прежнее помещение Ватикана оказалось недостаточным, и папа Пий IX в 1854 г. открыл новое отделение в Латеранском дворце, вследствие чего этот отдел в отличие от Ватиканского музея называется Латеранским. Сюда вошли многочисленные эпиграфические коллекции, остатки фресковой живописи, множество надгробных камней с рельефными изображениями символического и исторического характера — главным образом, предметы, добытые исследованиями патера Марки и его даровитейшего ученика Росси, а из Ватиканского музея перемещена часть богатой коллекции древнехристианских саркофагов и знаменитая статуя Ипполита Римского. Римский музей, основанный еще в XVII веке иезуитом Кирхером, известен ученому миру своей богатейшей коллекцией древнехристианских лампочек, мраморной статуэткой Доброго Пастыря и карикатурным изображением распятого с ослиной головой. Не говорим уже о том, что, помимо названных собраний, весь «вечный город» в его целом: Рим подземный — с его неисчерпаемыми богатствами древнехристианского быта и художества и надземный — с его базиликами, блещущими драгоценными мраморами, представляется нам единственным в своем роде и ни с чем не сравнимым, прежде всего, церковно-археологическим музеем. Во Франции и Германии изучение христианского искусства долго не возбуждало такого широкого интереса, как в Италии, а потому и музеи являются здесь позже. По своему составу и содержанию они относятся или к востоку и древнеклассическому миру, или к средневековой эпохе и заключают, главным образом, памятники романо-византийской эпохи, немецкой готики и стиля возрождения. Имея больше местное значение — для христианской археологии Франции и Германии, для нас потому они не особенно важны. Но, зато, в Берлине есть образцовое учреждение этого рода, приспособленное к систематическому, строго научному изучению христианского искусства и, несмотря на отсутствие оригинальных произведений, заслужившее себе европейскую известность. Разумею относительно небольшой музей христианских древностей при Берлинском университете. Инициатива этого учреждения и дальнейшие труды его по его устройству принадлежали известному берлинскому профессору Пиперу в сообществе некоторых западных ученых, содействовавших учредителю своими трудами и отчасти материальными средствами. Опираясь на эти средства, Пипер уже в 60 гг. прошлого столетия видел свое предприятие осуществленным и прочно обеспеченным в своей дальнейшей будущности. Так как этот музей образцовый и лучше других соответствует целям научного изучения христианского искусства, то я и остановлюсь несколько подробнее на передаче его содержания. Расположение предметов искусства в музее сделано опытной рукой, а главное, проникнуто живой исторической мыслью, проведенною систематически в общем плане и деталях этого замечательного учреждения, представляющего как бы очерк христианской культуры по монументальным данным. Первый отдел музея носит название «преддверия христианства» и изображает переходный момент от политеизма к монотеизму, насколько он отразился в произведениях последней эпохи языческого греко-римского мира. Здесь помещены памятники античного искусства, в которых обнаруживается возвышение религиозного сознания от грубой политеистической формы представления к единобожию, и в которых как бы отразилось предчувствие христианского откровения. Здесь размещены картины помпейянской живописи, снимки с монет, гемм и надписей на различных предметах античного искусства, как напр.: «Высочайшему Богу, вечному Богу», также изображения богинь вечности и провидения. Бюсты греческих и римских философов, возвышавшихся над представлениями народной религии, дополняют содержание этого руководительного отдела и переводят зрителя к главному, т. е. древнехристианскому. Сюда вошли, прежде всего, надгробные надписи, извлеченные из катакомб, снятые с саркофагов Рима, Флоренции, Германии и Франции. За этим эпиграфическим отделом располагается отдел церковной архитектуры с дополняющими его предметами утвари. Здесь помещены планы и модели важнейших произведений церковного зодчества, начиная с катакомбных крипт до позднейших произведений романского и готического стилей. Рядом с архитектурным отделом идет серия памятников христианской живописи и скульптуры. Этот чрезвычайно любопытный отдел заключает множество снимков и оригиналов, начиная самой древней эпохой христианства до памятников средневековой живописи и произведений итальянской школы. В параллель с этим размещено там и здесь большое количество снимков с миниатюр на древних рукописях и образцы палеографические. Говоря вообще, Берлинский музей не богат количеством собранных предметов и имеет очень немного оригиналов, так что в этом отношении он уступает не только известнейшим музеям Италии, Англии и Франции, но, может быть, и некоторым частным собраниям. Но то, что дает ему особенное значение в ряду других, — это план его устройства и строгая систематичность, благодаря которым Берлинский музей является образцом научно-устроенных собраний этого рода и может служить к наглядному ознакомлению не только с замечательнейшими образцами, но и целыми эпохами христианского искусства. Что касается до собраний древностей, находящихся у нас, то они состоят большей частью из предметов старорусского быта и церковного искусства и из весьма немногих памятников византийских. Связь между теми и другими понятна сама собой, и о ней я распространяться не буду. Замечу только, что предметы нашей родной старины еще далеко не все приведены в известность и описаны, а главное, рассеяны по церковным, монастырским и соборным ризницам, по музеям археологических обществ и институтов, епархиальных церковно-археологических комитетов и губернских архивных комиссий, по магазинам антиквариев и домам частных владельцев-любителей древностей. Для знакомства с церковным искусством на Руси особенно важны цельные собрания церковных древностей при Академии Художеств, Музее Императора Александра III, Московском Румянцевском музее и Киевской Духовной Академии. Из коллекций византийско-русской старины, собранных в Румянцевском музее, особенного внимания церковного археолога заслуживают: собрание икон и утвари, привезенное с православного востока Севастьяновым, и многочисленные снимки с миниатюр замечательных Афонских рукописей. Необычайно быстро, благодаря, главным образом, щедрым пожертвованиям частных лиц, развившийся археологический музей при Киевской Академии всегда будет возбуждать глубокий интерес в церковных археологах своей богатой коллекцией в высшей степени разнообразных, редких и дорогих древнегреческих и русских икон. Нечего и говорить, что Синодальная ризница в Москве представляет богатейшее собрание подлинных предметов церковной утвари и облачения, начиная с XIV века; особенно же их много от периода патриаршего. Однородные с ней собрания находятся в ризницах лавр Троице-Сергиевской и Киево-Печерской, Киево-Софийского и Новгородского Софийского соборов и в некоторых других церковных хранилищах. Здесь бесспорно уцелели драгоценные памятники нашей церковной старины, по которым наглядно представляешь себе обстановку нашего старинного богослужения, быт высшего духовенства и монашества и много других явлений нашей церковной жизни. Но все эти собрания носят местный, условный отпечаток и не дают понятия о ходе искусства на Руси, о движении нашей культурной жизни. Для этой последней цели, очевидно, нужны собрания систематические или научно-организованные музеи, сила которых не в количестве материала, но в его подборе, не в числе оригиналов, а в последовательном расположении слепков, снимков и фотографий, воспроизводящих наиболее типичные памятники минувшей жизни. В этом отношении может оказать важную услугу нашей исторической и церковно-археологической науке открытый в мае 1883 года Императорский Российский Исторический музей в Москве. В настоящем своем виде он не оправдывает еще вполне плана, по которому был задуман, но все же представляет весьма солидное начало осуществления положенной в его основу грандиозной мысли «наглядно изобразить русскую церковную и бытовую жизнь посредством вещественных памятников, сохранившихся на русской почве». В настоящее время открыто лишь 13 залов. Собранные в первых пяти залах предметы обнимают культуру первобытного населения теперешней территории России; по ряду предметов, бывших в употреблении у них за этот доисторический период, эпоха эта известна в науке под именем каменного, бронзового и железного века. Далее, в 6-й зале, идут памятники эллино-скифские или остатки могильных сооружений и предметов утвари, принадлежавших варварским племенам, кочевавшим в южных степях России; за ними следуют в музее памятники быта и искусства греческих племен, некогда населявших наше Черноморье. Эти поселения образовались из греческих колоний, которые выселились на берега Эвксинского понта для торговых сношений, завели здесь конторы, гавани и перенесли культуру своей родины. Первые следы их относятся к VII в. до Р. X., а самыми древними из этих поселений были Пантикапея у Керченского пролива и Ольвия при устьях Буга. Христианские памятники (в зале В) начинаются находками на месте древнего Херсонеса, находившегося совсем неподалеку от нынешнего Севастополя. Херсонес, где крестился св. Владимир, был передаточным пунктом, через который церковная жизнь и богослужебная обрядность Византии перешла на Русь, и, когда Владимир Святой построил в Киеве свою знаменитую Десятинную церковь, то, выражаясь словами летописца, «вдал в нее все, еже бе взял из Корсуня: иконы, сосуды и кресты». Восточная окраина Черноморья (зала Б), или теперешнее наше Закавказье, была тоже занята греческими поселениями, хотя и не так густо, как его северный берег. Но некоторые местности Закавказья, например Пицунда и Кутаиси, сохранили и до сих пор остатки древнегреческого христианства в каменных крестах, в разного рода развалинах архитектурных памятников, напр., в Кутаисском соборе, выстроенном в половине XI века. Но памятники церковного искусства на Руси древнейшей эпохи не были нашим национальным произведением: они взяты или готовыми из Византии, или представляют их подражание. А византийские памятники, со своей стороны, составляют продолжение, видоизменение и переработку форм искусства древнехристианского. Поэтому для сознательного изучения древнерусского искусства необходимо привести и поставить его в связь с этими древнейшими прототипами. Этой последней цели, собственно, и должна служить круглая зала (А) в Историческом музее, напоминающая своей архитектурой храм св. Софии в Константинополе. Зала эта и по сие время далеко не заполнена, и в ее составе чувствуются очень крупные пробелы, но и то, что успели сделать для ее пополнения, заслуживает серьезного внимания в научном отношении. В куполе этой ротонды, в простенках между верхними окнами, находятся лицевые изображения из катакомб, в сводах с их парусами — снимки с некоторых раввенских мозаик и несколько изображений из св. Софии Константинопольской. Здесь же, посредине залы, красуется вышеназванная нами статуя Ипполита Римского, до сих пор нигде еще не воспроизведенная в слепке; саркофаг Юния Басса половины IV века из крипты св. Петра в Риме и еще несколько образцов того же рода из Латеранского музея. Дальнейшие приобретения позволяют надеяться, что эта зала сослужит хорошую службу для занимающихся церковной археологией и даст снимки с таких предметов, которые не для всех доступны даже и на месте нахождения их подлинников. Последующие две из открытых зал (7 и 8) заняты, главным образом, памятниками Киевской Руси. В одной из них помещены предметы древности с 988 г., т. е. года крещения Руси, до 1054 года — смерти Ярослава I; во второй — с 1054 года до 1125 года, заканчивая княжением Мономаха. Из предметов, собранных в них, заслуживают особенного внимания превосходно исполненные копии с мозаических изображений Киево-Софийского собора, каковы: Тайная вечеря под двумя видами; Благовещение, на котором Богородица изображена с клубком пурпуровой пряжи в руке и веретеном; слепок с древнего колокола, найденного в Десятинной церкви; гробница Ярослава Мудрого; кальки с жанровой стенописи в притворе Киево-Софийского собора, изображающей, по-видимому, эпизоды великокняжеской охоты и некоторые сцены из византийского цирка. Последние 5 зал заняты памятниками Великого Новгорода со Псковом, Владимиро-Суздальской области и Москвы. Высокий интерес, которого достигло изучение церковного искусства, вызвал длинный ряд выдающихся трудов на Западе и у нас по этой части, благодаря которым литература нашего предмета обогатилась капитальными пособиями. Не будем перечислять этих замечательных произведений учености, трудолюбия и симпатий к церковным древностям, но остановимся на одном из них, в котором лучше других, на мой взгляд, выяснено важное значение памятников церковного искусства для изучающего христианское богослужение и вообще богословие, и обозначился, так сказать, кульминационный пункт, до которого может подняться, дойти наша специальность в своем историческом развитии. Говоря это, разумею «Введение в монументальное богословие» проф. Пипера, в котором проектирован был в свое время смелый план построения науки церковных древностей.Под археологическими памятниками берлинский профессор разумел все вообще вещественные данные, которые обязаны своим происхождением христианскому сознанию и могут служить выражением религиозной жизни христианского общества в разные эпохи его существования. Но это не есть история христианского искусства, как понимали до него археологию систематики с легкой руки исследователей античной жизни, — а, скорее, история внутренней жизни и культурных отношений по монументальным остаткам прошлого. Задача исследователя их, по воззрению Пипера, состоит не в характеристике форм искусства и определении техники, стилей и истории производств, а в тех выводах и приложениях к христианской науке, которые могут быть сделаны на основании этих памятников. В этом пункте монументального богословия лежит центр тяжести всей системы Пипера и окончательные выводы из богатого материала христианских древностей, тщательно им сгруппированных. Церковная архитектура с ее стилями входит в эту часть преимущественно своей символикой. Приложение церковной живописи или иконографии гораздо шире и значительнее. Предметы церковной иконографии, как известно, очень разнообразны, и ее содержание заимствуется частью из Библии, частью из истории церковной до последних времен и событий церковной жизни. Благодаря этому широкому содержанию, иконография дает богатый материал для истории Царства Божия на земле и уясняет множество предметов, относящихся к области вероучения и морали. Уже Иоанн Дамаскин в своем слове об иконах сравнивал их с переводами и толкованиями писания. Нет нужды говорить, сколько услуг могут оказать в этом отношении нумизматика и эпиграфика, разумеется, христианского периода. В них заключается обильный источник для характеристики первохристианских воззрений на загробную жизнь, на почитание святых, для уяснения первоначальных отношений христиан к языческому обществу и многое другое. Этот материал уже давно стал обращать внимание западно-европейских ученых и вызвал со стороны некоторых из них мысль о построении особенной науки под именем «Theologia lapidaris». Возвращаясь к труду Пипера, я должен заметить, что он ограничился одним введением и не был подвинут вперед ни на шаг. Правда, в этом введении были положены солидные основы новой науки, но самое здание ее не было начато, и вот причина, почему эта смелая и, можно сказать, гениальная мысль, облетев в свое время ученую среду, теперь как бы замерла и отошла со смертью автора в область попыток, правда серьезных, но не оправдавшихся на деле. Да всестороннее оправдание этого плана едва ли и возможно при наличных средствах, которыми располагает теперешняя наука церковных древностей, при далеко еще не законченном собирании ее материалов.
Долгое время кафедра церковной археологии в духовных академиях существовала в сдвоенной форме: как кафедра церковной археологии и литургики 153. Такое назначение кафедры редко совпадало, однако, с одинаковой личной заинтересованностью профессора и в литургике и в церковной археологии. Обычно оттенялся один из предметов. Предпочиталась литургика: она была нужнее в пастырском служении будущих деятелей церкви. К тому же изучение литургики имело некоторую традицию, тогда как изучение церковной археологии только начиналось и своей новизной вызывало настороженность преподавателей. Первые лекции по церковной археологии — одна в неделю — стали читаться с 1844 года в Московской духовной академии. Но до 1869 года ни один из профессоров не считал этот предмет за науку, на лекциях излагалось все что вздумается, кроме самой церковной археологии. Перелом наметился с 1869 года, когда был утвержден новый академический устав, обязательным требованием которого явилось точное соблюдение правил о кафедрах. Кафедра литургики и церковной археологии в академии у Троицы предназначалась для Ивана Даниловича Мансветова (1843—1885) 164, на которого ректор академии А. В. Горский и вся Московская академия возлагали самые блестящие надежды. Записей лекций И. Д. Мансветова, которые он читал в 1868—1885 годах, не сохранилось, и только по его печатным трудам мы видим, что церковная археология понималась им как специальная отрасль знания о религиозных вещественных памятниках, включая памятники церковного искусства. Но и И. Д. Мансветов видел свое настоящее призвание в литургике. Такая же картина наблюдается в научной деятельности выдающегося русского литургиста А. А. Дмитриевского (1856—1929) 155, который вел кафедру церковной археологии и литургики в Киеве. В обширном научном наследии А. А. Дмитриевского156 очень немногие работы являются данью той половине занятий, которые были связаны с назначением академической кафедры. Упомянем для примера его научный отчет о длительном путешествии на Восток, где попутно с обследованием литургических рукописей в библиотеках Стамбула, Афона, Каира, Александрии, Афин и монастыря св. Екатерины на Синае А. А. Дмитриевокпй специально изучал византийские рукописи с миниатюрами и впервые, на десятки лет опередив греческих и американских ученых, составил учетный перечень икон разного времени и происхождения, хранившихся в церквах Синайского монастыря 157. В отличие от И. Д. Мансветова и А. А. Дмитриевского заметный уклон в сторону художественной археологии обнаруживает Александр Петрович Голубцов (1860—1911) 158, занявший кафедру в Московской духовной академии после преждевременной кончины И. Д. Мансветова. Поскольку жизнь А. Н. Голубцова пришлась на новую эпоху, которая проявляла больше научного интереса к прошлому России, в перечне его трудов мы находим уже не единичные работы об искусстве. Таковы его статьи «О греческом иконописном подлиннике» (1888), «Из истории изображения креста» (1889), «Древнехристианская символика Воскресения» (1896), «О древнейших изображениях Божией Матери» (1897), «Из истории древнерусской иконописи» (1897), «Материалы для истории древперусской иконописи» (1910), а также отдельные рецензии и большое, оставшееся незаконченным исследование о происхождении иконостаса и так называемых «местных» икон 159. Лучшие статьи А. П. Голубцова по церковной археологии, изданные после его смерти 160, показывают широкую программу как его лекций по этому предмету, так и всей научной работы по изучению церковного искусства. Особенностью А. П. Голубцова как ученого является синтетическое восприятие им предмета своих занятий. Литургика и археология были для него составными частями одной науки — науки о христианских древностях: задача первой состояла в изучении церковного обряда, а задача второй в изучении церковного искусства и быта. И хотя формально, для удобства исследования и цельности изложения, его историко-литургические и историко-археологические работы велись параллельно и образуют два разных цикла, в действительности они глубоко проникают друг в друга. Его монументальные книги о соборных чиновниках дают немало любопытных сведений о памятниках церковного искусства, а изучение последних во многом дополняет известия источников по истории церковного богослужения. Синтезирующий подход к науке определил и строгие требования, которые А. П. Голубцов предъявлял к себе а другим ученым. «Археолог,— писал он в теоретической части своего курса по церковной археологии,— должен быть лингвист, обладать солидным знанием истории вообще и культуры в частности, а для церковного археолога необходимо еще специально богословское образование и знание церковной литературы. Без этого условия объяснять археологический памятник дело невозможное» 161. Добавим, что под церковной литературой А. П. Голубцов подразумевал не литературу как таковую, а знание источников — и не только изданных, но и неизданных, рукописных. Умение работать с рукописями, которыми, кстати сказать, были так богаты библиотеки Троицкой лавры и Московской духовной академии, умение искать и находить ранее никому неизвестные материалы отличало А. П. Голубцова во все годы его короткой научной жизни. Оно же, это умение, определило и чрезвычайную свежесть целого ряда еюпубликаций. Достаточно указать, например, что он первым, еще до Б. Т. Георгиевского, отыскал, оценил и напечатал редчайшую по полноте и точности опись икон Иосифо-Волоколамского монастыря от 1545 года 162, без которой немыслимо, в частности, изучение искусства Дионисия и других московских художников XV и начала XVI века. В России получила преимущественное развитие христианская, или церковная, археология. В 1869 г. изучение этой богословской дисциплины было введено в курсы общения в духовных семинариях и академиях. Церковная археология изучалась и в Архангельской духовной семинарии. Археологическое изучение церковных древностей было начато с 1889 г. во время раскопок в Древнем Киеве, а затем и в других древнерусских городах. Во многих епархиях Русской Православной Церкви были учреждены археологические комитеты и общества. Среди 23 церковно-археологических обществ имелось и Архангельское, созданное в 1905 г.Однако более известным стал предшествовавший ему Церковно-археологический Комитет (до 1891 г.-комиссия), открытый 25 января (6 февраля) 1887 г. Тогда же при комитете открылось Епархиальное Древлехранилище. Активное участие в деятельности комитета и древлехранилища приняли архангельские священники В.А.Смирнов, И.И.Легатов, Ф.Павловский и др. Однако основную работу в этих учреждениях вел И.М.Сибирцев, о котором следует рассказать особо. Иустин (Юстин) Михайлович Сибирцев [28.05.(9.06.).1853, Архангельск—6.11.1932, там же] историк, археограф и палеограф. Он родился в многодетной семье священника М.И.Сибирцева, о котором в книге написано выше. Начальное образование талантливый мальчик получил в немецкой школе, среднее—в духовной семинарии; в 1877 он закончил историческое отделение Санкт-Петербургской духовной академии. После её окончания И.М.Сибирцев преподавал латинский, греческий и немецкий языки в Архангельской духовно семинарии, историю -в женском епархиальном училище. В течение 25 лет Сибирцев занимался организацией народного просвещения в Архангельской епархии, с 1902 г. целиком ушел в науку: собирал, описывал и готовил к изданию документы по историиАрхангельского Севера XV-XVIII вв.; опубликовал (совместно с академиком А.А.Шахматовым) двинские грамоты XV в.; подготовил к археографическому изданию акты Лодомской церкви XVI-XVII вв. и т.д. И.М.Сибирцев стал одним из учредителей Архангельского церковно-археологического комитета (помощник председателя, с 1895 г. председатель комитета) и бессменный руководитель древлехранилища (1887-1920 гг.). Он был членом губернского статистического комитета, с 1903 г.—членом археографической комиссии АН; пожизненный член Архангельского общества изучения Русского Севера. Сибирцев редактировал журнал «Архангельские епархиальные ведомости» в 1894-1899, 1904-1912 гг. Он был также председателем переводческой комиссии по изданию книг для «Инородцев местного края» (с 1905 г.), опубликовал первый ненецкий букварь. Однако главным детищем И.М.Сибирцева было древлехранидлище. Если в 1889 г. в нем был всего 201 экспонат, то в1912 г. хранилось уже свыше 25 тысяч документов XV-XVII вв., свезенных сюда из Антониево-Сийского(около 17 тыс. документов), Крестного, Богословского (Шенкурский уезд) и других монастырей; здесь были собраны церковные архивы епархии. Кроме того, в музей поступило свыше пятисот рукописных книг, а также более 600 вещественных памятников. К 1917 г. собрание насчитывало около 800 рукописных и старопечатных книг, более 30 тысяч документов, свыше 700 предметов церковной утвари и народного быта. В память о дореволюционном церковно-археологическом комитете 30 декабря 1996 г. по благословению еп.Тихона была создана Церковно-археологическая Комиссия Архангельской епархии под руководством архм.Трифона (Плотникова). В советское время труда российскихархеографов было создано Древлехранилище Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР (РАН) в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Оно возникло на базе Отдела древнерусской литературы, созданной академиком А.С.Орловым в 1932 г. В середине 1930-х гг. сбор рукописей и старопечатных книг на Печоре начал В.И.Малышев (23.05.1910. г.Наровчат—2.05.1976, Ленинград). После войны Владимир Иванович расширил район сборов на всей территории Русского Севера. В 1949-1976 гг. Малышев и его ученики собрали свыше 7 тысяч документов и книг, образовавших Древлехранилище, в котором наиболее представительными стали печорская, карельская, пинежская, мезенская и северодвинская коллекции. Только в Архангельской области было собрано свыше двух тысяч рукописей. В их числе имеются такие памятники письменности, как», «Летописец Пинежский»,вирши Сильвестра Медведева, автографы инока Епифания, стихи покаянные в рукописи XVI в. из библиотеки Строгановых, северодвинские лицевые (то есть с миниатюрами) сборники XVII-XIX вв. и т.д. В древлехранилище оказались именные фондды—рукописи из собраний известных северных краеведов К.П.Гемп, А.Г.Гемпа, С.И.Тупицына и др. В составе уникального собрания рукописей и старопечатных книг находились книги из родовых крестьянских библиотек (с XVII в.) Основоположником отечественной археографии был П.М.Строев (1796-1876), который вместе с Я.И.Бередниковым (1793-1854) в течение шести лет, начиная с 1828 г., обследовал свыше 200 архивохранилищ в Архангельской, Олонецкой, Вологодской и Костромской губерний. При участии Строева была создана Петербургская археографическая комиссия (1834 г.), опубликовавшая тысячи документов по истории России и Русского Севера, в том числе по истории Русской Православной Церкви. В советское время при АН СССР (сейчас РАН) была воссоздана Археографическая комиссия (1956 г.) под руководством академика М.Н.Тихомирова; с 1965 г. её возглавил С.О.Шмидт. В эти годы возобновились археографические изыскания на Севере при участии Вологодского проблемного объединения по аграрной истории России (с 1967 г.) и Северного отделения Археографической комиссии РАН под руководством Петра Андреевича Колесникова (1907-1996) и его ученика А.В.Камкина. Археографические исследования проводят крупные университетские центры Северной России. Date: 2015-08-24; view: 881; Нарушение авторских прав |