Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы исполнительной власти





Говоря об органах исполнительной власти, необходимо сказать, что понятие этих органов производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти.

Органы исполнительной власти, с одной стороны, это разновидность органов государственной власти, с другой, субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление.

Органы исполнительной власти для выполнения возложенных на них функций наделены государственно-властными полномочиями, которые реализуются ими в характерных для этих органов правовых формах. В пределах своей компетенции они издают правовые акты и обеспечивают их выполнение. Наличие у органов исполнительной власти указанных полномочий, предназначенных для реализации именно исполнительной власти, отличает их, с одной стороны, от органов других ветвей государственной власти, а с другой, от организаций, которые не наделены полномочиями подобного рода (от государственных предприятий и учреждений, различных негосударственных образований).

Рассматривая органы исполнительной власти, необходимо иметь в виду, что:

- во-первых, орган исполнительной власти - всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти;

- во-вторых, представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью в отношениях с субъектами представительной и судебной властей и в осуществлении самой исполнительной власти.

Прямое организационно-распорядительное влияние представительной власти на органы исполнительной власти в настоящее время слабее, чем в предшествующий принятию Конституции РФ 1993 года период. Они формируются при решающем участии Президента Российской Федерации и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти.

Органы исполнительной власти имеют значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам субъектов РФ).

Однако органы исполнительной власти самостоятельны в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип "разрешено все, что не запрещено".

Рассматриваемые нами органы осуществляют деятельность, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. Поэтому органы исполнительной власти в соответствии с законодательством обладают как государственными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации, так и широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения, правоохраны.

Однако подзаконность деятельности органов исполнительной власти - это важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции РФ, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают и гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативными правовыми актами, устанавливающими их статус. Организационными гарантами указанных органов являются: президенты; органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры.

Исходя из вышесказанного, можно дать обобщенное понятие органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законодательством, обладает определенными методами работы, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Рассматриваемые органы можно классифицировать по ряду признаков, а именно:

1) исходя из федеративного устройства России:


- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) исходя из организационно-правовых форм деятельности:

- Правительство Российской Федерации;

- федеральные министерства;

- федеральные службы России;

- федеральные агентства;

- управления.

В субъектах Российской Федерации могут создаваться аналогичные органы исполнительной власти.

Организационные формы органов исполнительной власти закрепляются в нормативно-правовых актах (Конституциях или уставах субъектов), устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

Перечни и формы органов администраций определяются соответствующими субъектами самостоятельно;

3) исходя из характера компетенции:

- органы общей компетенции - руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся: правительства, администрации субъектов Российской Федерации;

- органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными отраслями или сферами деятельности, например, Министерство информационных технологий и связи, Министерство сельского хозяйства.

- органы межотраслевой компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (Федеральная служба безопасности).

4) исходя из порядка разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные органы - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения в коллегиальных органах принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта;

-единоначальные органы - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Преимущества единоначалия обеспечивают оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министерства, администрации краев, областей).

Классификация органов исполнительной власти не есть раз и на всегда установившаяся, она, как уже говорилось ранее, может изменяться в зависимости от изменений в российском законодательстве. Однако все органы исполнительной власти можно свести в единую систему. Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и способы взаимоотношений на основе разграничения компетенций между ними.

Говоря о системе органов исполнительной власти в РФ, необходимо отметить, что она строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Указанные принципы закреплены в Конституции РФ.

Кратко рассмотрим каждый принцип в отдельности.

ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА. Данный принцип в системе органов исполнительной власти обусловлен федеративным государственным устройством России, который оказывает непосредственное влияние на разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации.


Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации.

С юридической точки зрения, принцип федерализма выражается в следующем:

- во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

- во-вторых, Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов исполнительной власти и ее субъектов федерации;

- в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации становится административный договор. Он используется в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере функционирования исполнительной власти.

ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ. Данный принцип тесно связан с принципом федерализма, но не тождественен ему, так как сочетание этих элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству.

Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством.

Необходимо отметить, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе постоянного внимания противоречий в функционировании исполнительной власти связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам.

В осуществлении принципа сочетания централизации и децентрализации реализуется единство и многообразие исполнительной власти.

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ. Рассматриваемый принцип проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.







Date: 2015-08-15; view: 360; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию