Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Органы исполнительной власти
Говоря об органах исполнительной власти, необходимо сказать, что понятие этих органов производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти. Органы исполнительной власти, с одной стороны, это разновидность органов государственной власти, с другой, субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление. Органы исполнительной власти для выполнения возложенных на них функций наделены государственно-властными полномочиями, которые реализуются ими в характерных для этих органов правовых формах. В пределах своей компетенции они издают правовые акты и обеспечивают их выполнение. Наличие у органов исполнительной власти указанных полномочий, предназначенных для реализации именно исполнительной власти, отличает их, с одной стороны, от органов других ветвей государственной власти, а с другой, от организаций, которые не наделены полномочиями подобного рода (от государственных предприятий и учреждений, различных негосударственных образований). Рассматривая органы исполнительной власти, необходимо иметь в виду, что: - во-первых, орган исполнительной власти - всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти; - во-вторых, представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью в отношениях с субъектами представительной и судебной властей и в осуществлении самой исполнительной власти. Прямое организационно-распорядительное влияние представительной власти на органы исполнительной власти в настоящее время слабее, чем в предшествующий принятию Конституции РФ 1993 года период. Они формируются при решающем участии Президента Российской Федерации и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти имеют значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам субъектов РФ). Однако органы исполнительной власти самостоятельны в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип "разрешено все, что не запрещено". Рассматриваемые нами органы осуществляют деятельность, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. Поэтому органы исполнительной власти в соответствии с законодательством обладают как государственными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации, так и широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения, правоохраны. Однако подзаконность деятельности органов исполнительной власти - это важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции РФ, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают и гражданской правоспособностью. Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативными правовыми актами, устанавливающими их статус. Организационными гарантами указанных органов являются: президенты; органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры. Исходя из вышесказанного, можно дать обобщенное понятие органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это такая организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законодательством, обладает определенными методами работы, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Рассматриваемые органы можно классифицировать по ряду признаков, а именно: 1) исходя из федеративного устройства России: - федеральные органы исполнительной власти; - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) исходя из организационно-правовых форм деятельности: - Правительство Российской Федерации; - федеральные министерства; - федеральные службы России; - федеральные агентства; - управления. В субъектах Российской Федерации могут создаваться аналогичные органы исполнительной власти. Организационные формы органов исполнительной власти закрепляются в нормативно-правовых актах (Конституциях или уставах субъектов), устанавливающих правовой статус тех или иных органов. Перечни и формы органов администраций определяются соответствующими субъектами самостоятельно; 3) исходя из характера компетенции: - органы общей компетенции - руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся: правительства, администрации субъектов Российской Федерации; - органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными отраслями или сферами деятельности, например, Министерство информационных технологий и связи, Министерство сельского хозяйства. - органы межотраслевой компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (Федеральная служба безопасности). 4) исходя из порядка разрешения подведомственных вопросов: - коллегиальные органы - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения в коллегиальных органах принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта; -единоначальные органы - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Преимущества единоначалия обеспечивают оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министерства, администрации краев, областей). Классификация органов исполнительной власти не есть раз и на всегда установившаяся, она, как уже говорилось ранее, может изменяться в зависимости от изменений в российском законодательстве. Однако все органы исполнительной власти можно свести в единую систему. Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и способы взаимоотношений на основе разграничения компетенций между ними. Говоря о системе органов исполнительной власти в РФ, необходимо отметить, что она строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Указанные принципы закреплены в Конституции РФ. Кратко рассмотрим каждый принцип в отдельности. ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА. Данный принцип в системе органов исполнительной власти обусловлен федеративным государственным устройством России, который оказывает непосредственное влияние на разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации. С юридической точки зрения, принцип федерализма выражается в следующем: - во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; - во-вторых, Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов исполнительной власти и ее субъектов федерации; - в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации становится административный договор. Он используется в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере функционирования исполнительной власти. ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ. Данный принцип тесно связан с принципом федерализма, но не тождественен ему, так как сочетание этих элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству. Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством. Необходимо отметить, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе постоянного внимания противоречий в функционировании исполнительной власти связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Децентрализация означает закрепление законодательством предметов и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам. В осуществлении принципа сочетания централизации и децентрализации реализуется единство и многообразие исполнительной власти. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ. Рассматриваемый принцип проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации. Date: 2015-08-15; view: 360; Нарушение авторских прав |