Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод обучения Лозанова





 

В наши дни, метод Лозанова, известный как суггестопедия (suggestopaedia), основан на тех же принципах. Доктор Лозанов из Болгарии основал школу в Софии, где были проведены эксперименты по изучению языков в течение трех месяцев, вместо положенных трех лет. Принципы, используемые в данной методике, сходны с теми, что используют йоги для развития более высоких уровней осознанности. Метод суггестопедии очень близок к йоге, и я считаю, что это один из лучших когда-либо разработанных методов для оптимизации образовательного процесса. Для успешного использования данного метода следует руководствоваться следующими пунктами:


Создание атмосферы
: Создание обстановки спокойной радости и в то же время стимулирование возбуждения и бдительности в разумных пределах совершенно необходимо. Очень важно, чтобы класс отражал отношение учителя к своей практике йоги. Учитель, словно капитан на корабле, ответственен за соответствующую обстановку.


Развитие всех чувств
: Следующий принцип заключается в том, что йога учит использовать все чувства во время обучения. Наша система образования развивает только зрение и слух. Дети должны смотреть на картинки, образы, читать, находить информацию в текстах и слушать. Без сомнения, глаза и уши очень важны, но что насчет осязания, обоняния и вкуса? Похоже на уроках совсем забыли про эти чувства. Если мы обучаем при помощи слуха и зрения, то почему мы не можем использовать осязание, обоняние и вкус? Эти чувства особенно важны при работе с совсем маленькими детьми.


Создание баланса между интроверсией и экстраверсией:
Педагоги, обучающие детей йоге, должны понимать один важный факт: взрослый человек, практикуя йогу учится интроверсии, но новорожденный, который находится под защитой матери и пребывает в прямой связи с бессознательным, учится направлять свои чувства наружу, и на окружающий мир. После освоения этого навыка ребенок, спустя некоторое время, учится направлять свою энергию вовнутрь.

Было бы ошибкой учить маленького ребенка погружаться во внутренний мир, так как для него на данном этапе развития необходимо развивать свои чувства в направлении внешнего мира. Йоги должны понимать эти процессы и не должны заставлять активных детей всё время пребывать в недвижимом положении и молчании, так как это создаст дисбаланс в личности ребенка. Учителя йоги должны понимать, что осознанность взрослого человека отличается от осознанности ребенка. Не следует учить ребенка интроверсии, за исключением случаев, когда необходима концентрация, или после периодов возбуждения.

Новая система образования с применением йоги и других подобных средств сможет развиваться, только если люди поймут природу ребенка. Если мы возьмем за основу природу взрослого человека, ничего не получится. Раньше, люди относились к детям как к маленьким взрослым. Если мы взглянем на картины 17-18 веков, мы увидим, что дети одеты как маленькие мужчины и женщины. В наши дни складывается впечатление, что всё происходит наоборот - взрослые хотят, чтобы к ним относились как детям! У взрослых сейчас бывают всякие «игрушки», именуемые гаджетами. Для них, как и для прежних поколений, очень сложно понять природу ребенка. Вот почему для йогов очень важно изучить процессы, происходящие в человеке во время непрекращающегося развития. Важно осознавать, что необходим контроль за развитием для создания баланса между интроверсией и экстраверсией.


Определение типов внимания:

Чтобы повысить осознанность, учителю необходимо знать о четырех видах внимания.

  1. Слабое внимание или тамасичное: у ученика скучный вид, говорящий о недостатке интереса и апатии. Глаза могут быть закрыты или направлены в точку с отсутствующим взглядом. Иногда ребенок может хмуриться или выглядеть вполне послушным. Из-за равнодушия ребенка, его внешний вид иногда может быть не очень опрятным. Такие признаки говорят, что ребенку необходимо больше практиковать стимулирующие, чем расслабляющие техники. Такие дети способны, но очень мечтательны.
  2. Неуравновешенное внимание или раджасическое: глаза стреляют в разных направлениях, язык и зубы все время подвижны. Такие дети часто кусают язык или губы. Выражение лица может меняться каждую минуту. Волосы могут быть засалены из-за постоянного подкручивания руками. Такой ребенок реагирует даже на небольшой шум, но его внимание быстро переключается на следующее раздражение. Это характеристика неугомонных детей, наиболее распространенного поведения в наши дни. Можно назвать их гиперактивными из-за преобладания в них симпатической системы. Такой ребенок заинтересован, но его внимание очень непродолжительно, и он тратит его неразборчиво. Гиперактивным детям больше подойдут расслабляющие упражнения, научившись расслабляться, они получат огромную пользу.
  3. Сконцентрированное внимание или саттвическое: глаза сосредоточены; ребенок выглядит погруженным в урок или работу и не погружен в мечты. Иногда лицо напряжено и немного двигаются скулы, словно концентрация вызывает легкое напряжение. Такое выражение лица сохраняется долгое время и не меняется постоянно, как у ребенка с раджасическим вниманием.

Обычно такое внимание наблюдается у детей со сбалансированной нейровегетативной системой, что позволяет им хорошо учиться. Они всегда способны хорошо заниматься; слушать учителя и достойно отвечать. Их внимательность и спокойствие подкрепляют энтузиазм и творческие способности. Эти два качества представляют собой важные критерии в оценке стабильности ребенка. Если ребенок слишком вял и устал, связан рутиной - это негативным образом повлияет на образовательный процесс.


  1. Совершенное внимание: Ясный взгляд. Часто можно наблюдать улыбку, мышцы лица расслаблены, нет никакого напряжения. Реакция ребенка обычно спонтанна, уверенна и правильна.

Это высший тип внимания в нашей классификации, но он наименее распространен. Такое внимание бывает у одаренных детей, имеющих силы к концентрации. Дети должны быть внимательны, и в описании, данном выше, вы можете увидеть типы внимания, которые учитель должен уметь распознавать. Учитель сам по себе должен быть внимателен, для того чтобы знать какие типы упражнений следует давать детям с разными видами внимания.


Если ученик тамасичен, то его следует обучать динамическим техникам. В другом случае, если ребенок раджасичен и всё время скачет, как мартышка, учителю необходимо практиковать с ним расслабляющие упражнения. Если ребенок более или менее сконцентрирован, ему следует практиковать и те и те упражнения для поддержания баланса. Ну а если перед учителем ребенок гений, то и нужда в упражнениях отпадает – такой ребенок будет прогрессировать сам по себе.

Во время обучения также можно выделить и определенные периоды времени, описав их как тамасический, раджасический и саттвический. Например, понедельник 8:30 утра - это тамасический период, тогда как в пятницу в 4 вечера можно охарактеризовать как раджасический. Учителю следует выбрать из огромного количества упражнений те, которые непосредственно будут подходить определенному периоду времени.


Забота об осанке детей
: было обнаружено, что уровень энергии человека находится в прямой зависимости от состояния позвоночника. Дело не в положении каждого позвонка, а в направлении, в котором течет энергия, поднимаясь к головному мозгу, импульсах, сравнимых с электрическими, которые питают наше внимание и тягу к жизни. В наше время детей не учат, как правильно сидеть и стоять, поэтому одна из целей йоги в школе это обучение детей правильной осанке. Вместо того, чтобы постоянно заставлять детей сидеть ровно, гораздо эффективней будет в познакомить их развлекательной форме с упражнениями для прямой осанки.

 

Вопросы и ответы

 


Свами Сатьянанда Сарасвати

В каком возрасте дети должны начинать заниматься йогой?

В возрасте восьми лет детей можно обучить сурья намаскар, мантре и пранаяме. Эти три практики должны выполняться на протяжении нескольких лет, пока не начнут проявляться признаки полового созревания. Тогда следует немного изменить практику и давать детям больше асан и пранаям. Если ребенок начнет практиковать эти три техники в возрасте восьми лет, половое созревание естественным образом отложится на два-три года. Обычно этот процесс начинается между 12 и 14 годами и достигает своего пика между 14 и 16. Но если ребенок практикует йогу, половое созревание начинается в 14 лет и достигнет пика в 18. Когда у ребенка начнут проявляться признаки взросления, ему можно начинать делать все главные асаны.

Техникам медитации следует обучать после 21 года. Это касается детей, начавших практику йоги в восьмилетнем возрасте. До 21 года можно практиковать простейшие способы медитации, такие как киртан, мантры и визуализации.

 

Мне показалось, что эти практики дают только мальчикам. Могут ли девочки выполнять их?

Не стоит утверждать, что эти практики не подходят для девочек. В ведические времена и мальчики, и девочки были инициированы в сандхью и Гаятри. Женщин перестали посвящать в Гаятри мантру гораздо позже, во время упадка нашей культуры. Девочки определенно могут практиковать Гаятри мантру.

 

Мантры и музыка полезны детям?

 

Расслабление ума при помощи мантры представляет собой одну их техник развития сознания, но янтра - это более прямой метод, потому что это практика осознанности, а не релаксации. Некоторые техники используют музыку, чтобы способствовать расслаблению. Это не плохо, но создается определенное отсутствие активности. Большинство музыки снижает активность ума, но существует так же музыка способствующая пробуждению сознания у детей. Визуализация янтры, по сути, представляет собой динамичный пробуждающий метод. Во время концентрации на янтре мозг работает на более высоких частотах, не сбавляя своей активности. Концентрация на янтре резонирует с соответствующим архетипом в сознании, и ведет к внутреннему пробуждению.

Наши усилия необходимо сосредоточить на пробуждении осознанности. Мне нравится музыка, и я в ней разбираюсь, но я считаю, что она снижает активность мозга. Отсутствие активности не является целью йоги, особенно если мы пытаемся разбудить спящий потенциал ребенка. Каждая практика, показываемая детям, должна направлять их в сторону пробуждения. Разумеется, это не означает, что музыка не должна включаться в план занятий по йоге. При правильном подходе к музыкальным практикам в уме ребенка проявляется определенный архетип. Если музыка не систематична или с сексуальной подоплекой, неизвестно, к чему приведет такая музыкальная терапия.


Полезно ли двухлетнему ребенку знать мантры?

Нет. В этом возрасте еще рано учить ребенка мантре, но вместо этого вы можете сами выполнять практики которым вы хотите научить его. Если вы будете читать Упанишады, практиковать мантры и медитацию, вставать каждый день в 4 или 5 утра, ребенок сможет впитать в себя все эти хорошие привычки, поскольку в этот период человек подобен фотокамере. Дети, определенно, подвержены влиянию своего окружения. Если вы постоянно переживаете или кричите, чему вы тогда научите своих детей? Если вы нервничаете, возбуждаетесь или, наоборот, слишком подавлены, каким примером вы послужите детям? Вещи, которым вы хотите научить детей, не свойственны вам самим. Следовательно, чтобы привить детям правильный образ жизни, вы должны сами ему следовать.

 

Следует ли учить детей йоге в соответствии с их собственным выбором?

Если в этом вопросе вы хотите положиться на желания детей, тогда пусть они выбирают и всё остальное. Дети легко поддаются влиянию, они невинны и доверчивы. Они верят в высшую реальность, но их необходимо воспитывать. Лучше всего приучать детей к дисциплине и практике йоги с самого начала. Если дети и родители вместе ведут дисциплинированный и правильный образ жизни, это обязательно отразится на качествах всего общества. Первая йога сутра Патанджали гласит: «Атха йога анушасанам», что значит «йога – это дисциплина». Там даже не сказано о том, что йога это практика. Дисциплина приходит постепенно. Если вы сильно нажмете на карандаш, он сломается. Обучайте детей дисциплине в отношении духовного и йогического знания.

 

Как мы можем противодействовать плохому влиянию?

 

Семейная жизнь оказывает большое влияние на жизнь ребенка, поэтому для начала необходимо реинтегрировать семейную культуру. Структура семьи в течение последних двадцати лет находится в стадии распада, но сейчас нам следует остановить этот процесс, уделяя максимальное внимание истинным семейным ценностям. Часто на детей сильнее влияют их сверстники, чем родители. Например, если ребенок не прав, и на ошибку укажет его друг, то он примет сказанное к сведению, но ему будет всё равно, что говорят родители.

Во-вторых, все школы должны быть преобразованы определенным образом. Здесь, в Индии, у нас есть система гурукул, при которой дети живут в ашраме с гуру на протяжении нескольких лет. Они находятся вдали от городов, активно участвуя в образовательном процессе. Они рано встают, совершают омовение, выполняют свои обязанности и учатся.

 

Существуют ли главные правила в йоге для воспитания детей?

Родители слишком много переживают за своих детей. Детей следует оставлять со сверстниками; они должны развиваться сами по себе. Долг родителей - это забота о детях в совсем маленьком возрасте, чтобы им не грозила никакая опасность. Я наблюдал сам, и многие из вас согласятся, что обычно родители слишком сильно пекутся о том, что их ребенок делает правильно или нет.

 

Как родители могут поощрять хорошие поступки и пресекать плохие?

 

Вы должны показывать хороший пример детям, и они обязательно буду ему следовать. Лучше учить ребенка во время пребывания в лоне матери, чем после рождения пытаться промыть ему мозги. Внутриутробная жизнь имеет огромное значение, так как существует возможность изменить структуру ДНК ребенка.

 

Как мы должны воспитывать детей, чтобы они не были эгоистичными и агрессивными?

Детей не следует подавлять. Личность должна расти, эго развиваться, но вы можете начертить ей путь для духовного прогресса. Вы можете сами подавать пример своей духовной жизнью или позволить ребенку развиваться в соответствии со своей природой, особо не ограничивая его. Мы не должны пытаться заставлять ребенка следовать нашим собственным представлениям или изменять его. Дети должны следовать своей собственной природе.

 

В какой период лучше начинать учить детей йоге в школе?

Йоге благополучно можно обучать в доступной для детей терминологии с пятого класса до уровня выпускника, шаг за шагом. Это должны делать учителя, глубоко понимающими предмет и прошедшие специальное обучение.

 

На чем должна быть основана система образования?

 

Школьная система должна быть основана в большей степени на самодисциплине, чем на принуждении. Для этого необходимо чтобы учитель усвоил йогическую философию и развил внутреннюю силу, таким образом, вдохновляя других на самодисциплину. Такая система будет эффективнее и прочнее.

 

Вы согласитесь с тем, что плохие ученики обычно бывают у плохих учителей?

 

Я соглашусь, но еще бывают плохие ученики из-за плохих родителей. Это может быть связано с генетической деградацией рода, плохим окружением, способом воспитания, недостатком уважения, понимания и так далее. Следует учитывать все эти факторы.

 

Может ли йога помочь в профилактике детских преступлений?

 

Это очень важная тема. Почему дети начинают вести себя асоциально и совершают разные преступления? Многие люди видят в корне проблемы разные причины, но у меня есть своя теория. В возрасте семи-восьми лет шишковидная железа начинает дегенерировать, затвердевая, и начинается полноценная активность гипофиза. Когда гипофиз начинает действовать, в кровь ребенка поступают разные гормоны. Агрессивное, антисоциальное и криминальное поведение ребенка свидетельствует о начале процесса полового созревания и может проявиться в любой момент после начала процесса дегенерации шишковидной железы. Но, несмотря на это, если поддерживать шишковидную железу в нормальном состоянии и не позволять ей дегенерировать, то в данном случае освобождение гормонов гипофиза, отвечающих за половое созревание, будет отложено.

По мере взросления детей шишковидная железа затвердевает, и гипофиз начинает свою деятельность автоматически. В результате чего в крови наблюдается высокий уровень половых гормонов, действующих на разные железы и нервную систему, что напрямую отражается на поведении. Данный процесс является причиной дисбаланса между ментальной и жизненной системами ребенка.

Жизненный, подразумевается пранический, или биоэнергетический, а ментальный означает мышление. Пранические и ментальные системы перестают координировано взаимодействовать друг с другом, также как и железы, например, щитовидная и надпочечники.

Освобождение половых гормонов начинается на определенном этапе взросления. В наши дни это происходит слишком рано, до того как ребенок приобретет умственную и эмоциональную способность справляться с мощными гормональными всплесками. В таких случаях, у детей совершенно бесконтрольно рождаются всякие мысли и идеи.

Каждая личность обладает внутренним сдерживающим фактором. Если вы захотите убить кого-либо, вы подумаете об этом, но вслед за этой мыслью вам в голову придет совершенно противоположная. В мыслях всегда присутствует конфликт, это и есть контроль. Это показатель зрелости. Если вы захотите совершить самоубийство, выпив яда, в вашу голову будут постоянно приходить варианты: «да», «нет», потом снова «да» и так далее. Дети могут быть охвачены одной единственной идеей и следовать ей, во что бы то ни стало. Они теряют вивека шакти (способности различать). Они не обладают такой способностью из-за того, что не достигли физической, гормональной и ментальной зрелости.

Надпочечники также имеют большое влияние на организм человека. Щитовидная железа играет важную роль в проявлении эмоций человека, таких как страх и любовь. Если в работе этих желез наблюдается дисбаланс, что происходит с детьми? Их поведение напрямую зависит от развития этих желез.

Итак, в йоге для детей первостепенную важность играет торможение процесса дегенерации шишковидной железы. Чем дольше шишковидная железа находится под контролем, тем больше у ребенка шансов контролировать половые железы. А если контролируются половые железы, то организм ребенка будет готов справиться с сокрушающим действием половых гормонов. Половые гормоны токсичны по своей природе. Они могут быть причиной физиологических заболеваний и даже безумия. Вот почему существует система брака, так как благодаря ней человек получает возможность избавить тело от этих токсичных гормонов и продуктов их распада. Что произойдет, если эти гормоны начнут действовать в нежном возрасте, когда ребенок еще не достиг умственной, физической и эмоциональной зрелости? Представьте себе, если двенадцатилетний ребенок будет знать столько же, сколько знаю я? Что будет с его ментальным балансом? Во время дегенерации шишковидной железы в юном возрасте, не существует никакой координации между физическими, эмоциональными и умственными процессами. Так возникает девиантное поведение.

В древней Индии эту проблему удавалось избегать благодаря тому, что детей в семи - восьмилетнем возрасте посвящали в три особые йогические практики: сурья намаскар, пранаяму и Гаятри мантру. На сегодняшний день эта традиции сохранилась в виде церемонии получения священного шнура, но, к сожалению, немногие люди понимают значение и важность этого ритуала. Они считают, что посвящение - это не более чем социальный ритуал и не относятся к этому серьезно. Однако, этим йогическим техникам необходимо обучать в момент начала дегенерации шишковидной железы, тогда дети смогут сбалансировано развиваться.

Мой ребенок страдает от муковисцидоза, панкреатического заболевания. Не могли бы вы посоветовать какую-либо практику?

 

В данном случае, я считаю, вам следует начать практику йога нидры. Вы должны научить своего ребенка повторять мантру, перед тем как он заснет. Он будет повторять ее пока, постепенно, не погрузится в глубокий сон. Вам следует потревожить его сон и сказать, чтобы он продолжал повторять мантру. Он повторит ее и опять провалится в дрему. Опять потревожьте его и продолжайте упражнение еще в течение десяти минут. Возможно, он будет ворочаться. Утром, когда он проснется, спросите его: «Знаешь ли, что за мантре я тебя обучаю? Она очень хорошая, и поможет тебе укрепить здоровье». Повторяйте данную практику на протяжении пятнадцати дней.

Прежде всего, следует лечить болезнь, проникшую глубоко в сознание. Человек может быть болен физически, но также мы кормим болезнь мыслями, повторяя: «я болен, я болен», сознательно или бессознательно. В первую очередь отсоедините от болезни осознание. В большинстве случаев останется только половина проблем, связанных с болезнью, или даже меньше, а иногда таким образом можно полностью вылечиться.

Болезнь не всегда имеет физическую основу, причина может скрываться гораздо глубже. Например, ментальное состояние родителей может служить причиной заболевания. Это очень загадочное явление; мы не можем доказать его, но оно несомненно имеет место. Нервозность родителей и их ссоры могу стать причиной болезни наряду с физиологическими отклонениями у детей. Очень тяжело бывает определить истинную причину. Следовательно, лучше лечить заболевание на глубоких уровнях, используя повторение мантр.

Возьмите любую мантру, которую сможет повторить ваш ребенок. Но он не должен понимать значение этой мантры, иначе, если он его узнает, в его сознании начнутся интеллектуальные процессы, а их по возможности следует избегать. Итак, практикуйте йога нидру с вашим ребенком на протяжении пятнадцати дней. После этого вы можете начать знакомить его с легкими асанами, например, сурья намаскарой, сиддхасаной, падмасаной. Дети обычно радуются практике йоги.

 

В каком возрасте следует начинать учить детей пранаяме?

 

После семи лет можно начинать, но без задержки дыхания. Не обучайте детей кумбхаке, задерживанию дыхания. Вдохов и выдохов на этом этапе достаточно.

 

Можно ли учить брахмари пранаяме в возрасте от двух с половиной до четырех лет?

 

Да, это полезно для детей, и им нравится издавать жужжащий звук «мммммммм-ммммм-мммм».

 

На моих занятиях дети и взрослые занимаются вместе, но трое из взрослых душевнобольные. Наношу ли я, таким образом, вред детям?

 

Нет, вам следует дать им практику внутренней визуализации, дхарану. Пусть они лягут или сядут и начнут визуализировать. Пусть они представят себе доску с белым, красным, голубым или желтым мелом. Вы должны сказать им, чтобы они писали на воображаемой доске цифры 1,2,3 белым мелом, 4,5,6 - красным мелом, 7,8,9,10 - голубым. Пусть они попробуют представить себе всё, как вы говорите. Потом быстро, не медля, смените цвета мела в цифрах 1,2,3, затем 4,5,6 и 7,8,9,10. Они должны быстро менять цвета визуализации, не давайте им время ослабить внимание.

Есть множество объектов для визуализации, но следует начинать с самых простых, таких как цифры, затем можно использовать геометрические фигуры. Геометрические структуры используются в тантре и оказывают огромный эффект на человеческий разум. Вы можете совмещать эти геометрические структуры, или янтры, чтобы помочь людям. Например, для начала предложите им визуализировать прямостоящий треугольник голубого цвета, а затем перевернутый желтого цвета. Внутри одного треугольника находится другой, а другие два пересекаются друг с другом. Вокруг треугольника расположен один круг, равно как и внутри него. Такие умения визуализации зависят от способностей ума.

Также, можно позволить им визуализировать пейзажи, например, красивые озера и океаны, волны и небо, облака в виде кроликов, лошадей, демонов или драконов, звезды, но только не солнце или луну, с такой практикой дети не смогут справиться. Позднее, когда вы почувствуете в них возросшую чувствительность, вы можете попросить их визуализировать воздушные волны. Воздух нельзя увидеть, но его аромат ли прикосновение можно почувствовать.

Для начала познакомьте их с визуализацией простых символов. Начните с самого простого упражнения с доской. Можно поменять доску на блокнот, а мелки на фломастеры, это не так важно. Пусть они визуализируют числительные, алфавит, свои имена, в разных цветах. Их возможности к визуализации будут расти. Возможно, именно таким образом развивается фотографическая память.

 







Date: 2015-08-15; view: 981; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию