Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валютное управление





Валютное управление как инструмент стабилизации денежной системы имеет уже достаточно большой исторический опыт. Прообразом валютного управления можно считать создание в 1918 г. на севере России эмиссионной кассы. Северо-русская касса эмитировала параллельно с бумажными деньгами конвертируемый рубль, который по­степенно вытеснил обесценивающиеся деньги. Валютное управление можно рассматри­вать как институт переходного периода, который должен восстановить стабильность рубля. Заслуживает внимания опыт России 1922 г. по введению в обращение золотого червонца (содержащего 7,74 г чистого золота) параллельно с бумажными деньгами, а также эмитирование в феврале 1924 г. правительством России золотых казначейских билетов, которые не имели определенного законом золотого покрытия, но эмитирова­лись в ограниченном количестве и позволили стабилизировать денежную систему.

Условием валютного управления является такой высокий уровень резервов, что эмитируемая валюта должна стать совершенно надежной. Считается, что объем резервов должен быть больше, чем 100% эмитируемых денег, для того чтобы они были обеспе­чены в случае падения цены активов, в которых представлены резервы. Некоторые активы могут приносить доход (например, векселя, облигации Казначейства США), но большую их часть должна составлять валюта, к которой привязаны отечественные деньги. Объем денежной массы может увеличиваться только с ростом валютных резер­вов. Эта политика вводит запрет на операции центрального банка на открытом рынке, а при жесткой фиксации валютного курса ограничиваются возможности центрального банка оперировать косвенными инструментами - маневрировать процентными ставками и в целом выполнять свои регулирующие функции.

Еще одним условием стабильности эмитируемой валюты является независимость эмиссионного института, в первую очередь от правительства.

Однако, даже если страна согласилась с введением currency board, предварительно должны быть проведены подготовительные меры, в результате которых страна не должна иметь дефицита государственного бюджета за счет сокращения государствен­ных расходов и увеличения налогов.|Не все страны готовы к такой жесткой экономи­ческой политике. Например, Бразилия, имевшая в начале 90-х годов гиперинфляцию в 2700% и стабилизировавшая свою валюту на основе валютного управления (получившего название "План Реал"), не согласилась с предложением МВФ использовать ее второй раз для выхода из кризиса в 1999 г.

К подготовительным мерам относится накопление страной достаточных валютных резервов, которые могут быть выражены, например, золотом или свободно используе­мой валютой и будут выполнять роль якоря для национальной валюты. В такой роли в Эстонии было использовано золото, которое было ей возвращено западными банками, хранившими довоенный золотой запас этой страны.

К числу стран, где валютное управление позволило снизить инфляцию, относятся во-первых, небольшие страны, экономика которых близка к открытой, где возможное ухудшение баланса текущих операций может финансироваться за счет притока ино­странного капитала в экономику в виде прямых инвестиций (примером является Эстония, валюта которой была привязана к немецкой марке, а проведение жесткой макро­экономической политики позволило снизить инфляцию с 1069% в 1992 г. до 29% в 1995 г.).

В Литве политика валютного управления позволила снизить инфляцию с -90,2% в 1993 г. до 72% в 1994 г. Следуя их примеру, в 1997 г. ввели валютное управление такие страны, как Болгария, Босния и Герцеговина. Ко второй группе стран можно отнести такие страны, как Мексика, Аргентина, Бразилия. Этим странам далось провести подготовительные меры благодаря существенной финансовой подпит­ке от МВФ, хотя сокращение социальных программ как части государственных расхо­дов потребовало больших социальных жертв.

Важным источником поступлений в бюджет Аргентины была приватизация, давшая казне около 20 млрд. долл., которые были использованы на погашение государственно­го долга. Сокращение мелких неэффективных налогов, отмена льгот по НДС и распро­странение этого налога в равной степени на все группы товаров и услуг позволили в результате реформирования налоговой системы добиться снижения налогового бремени на 3% ВВП, но благодаря быстрому росту экономики бюджет получил заметную при­бавку.

Эмиссия аргентинского песо осуществлялась в зависимости от размера валютных резервов Центрального банка, но в экстраординарных случаях увеличение денежной массы могло превышать объем резервов на 20%. Этим условием вынуждены были вос­пользоваться во время кризиса 1995 г. Политика «валютного совета» позволила сокра­тить рост цен, который в 1990 г. составлял 2314%, а в 1995 г. - только 3,4%.


Стабильность национальной валюты и создание выгодных условий для развития бизнеса привели к притоку иностранного капитала в аргентинскую экономику, люди получили работу и безработица к 1997 г. снизилась до 13,7%.

Учитывая жесткие требования политики «валютного совета», некоторые страны ис­пользуют для стабилизации своих денежных систем отдельные элементы этого меха­низма. Например, во Франции до 1992 г. Банк Франции осуществлял кредитование правительства в размерах, ограниченных динамикой валютных резервов, поддержание минимального объема которых контролировало специализированное агентство.

К положительным результатам относится то, что валюта страны, в которой введено валютное управление, не может быть девальвирована, что получило подтверждение во время кризиса в Мексике, когда убегающие капиталы из экономики латиноамерикан­ских стран оказали влияние на курс их валют, но не на курс аргентинского песо. В Аргентине, проводившей политику «валютного совета», изъятие депозитов и вложение денег в наличные доллары не имело смысла, а поскольку наличный доллар является активом с нулевой доходностью по сравнению с банковскими депозитами, бегство ка­питалов из банков быстро сменилось их притоком.

Однако политика «валютного совета» не может защитить открытую экономику стран от финансового кризиса в других странах. Кризис мексиканской экономики в конце 1994 г. вызвал кризис доверия к банкам и экономике Аргентины. Замедлился приток инвестиционных капиталов, упал курс государственных ценных бумаг и акций аргентинских предприятий. Были существенно ослаблены позиции банков с большой долей государственных обязательств, а многие банки должны были разориться Наряду с положительными результатами валютное управление имеет и слабые стороны. Девальвация мексиканского песо в 1994 г. привела к бегству иностранных капиталов из Латинской Америки, в том числе и из Аргентины. В условиях валютного управления аргентинский Центральный банк не мог оказать поддержку банкам, стра­дающим от бегства капиталов и от обесценения государственных бумаг.

Тем не менее, тот факт, что кризис в Аргентине оказался менее разрушительным чем в других странах, показывает, что политика «валютного совета» при определенных условиях может быть использована. Однако не все страны готовы повторить этот опыт.

Учитывая это, МВФ не рекомендовал Индонезии использование политики «валют­ного совета» для выхода из валютного кризиса. Главной причиной является отсутствие возможности провести подготовительные меры, поскольку после привязки националь­ной валюты к стабильной валюте-якорю, у страны не хватит ее официальных резервов.

Вводя валютное управление, страна практически устанавливает зависимость нацио­нального денежного обращения от валюты иностранного государства, снижение курса которой будет оказывать понижающее влияние на национальную денежную единицу, ставит экономику в зависимость от политики другого государства и ведет к потере национального экономического суверенитета.







Date: 2015-08-15; view: 552; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию