Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Валютное управление
Валютное управление как инструмент стабилизации денежной системы имеет уже достаточно большой исторический опыт. Прообразом валютного управления можно считать создание в 1918 г. на севере России эмиссионной кассы. Северо-русская касса эмитировала параллельно с бумажными деньгами конвертируемый рубль, который постепенно вытеснил обесценивающиеся деньги. Валютное управление можно рассматривать как институт переходного периода, который должен восстановить стабильность рубля. Заслуживает внимания опыт России 1922 г. по введению в обращение золотого червонца (содержащего 7,74 г чистого золота) параллельно с бумажными деньгами, а также эмитирование в феврале 1924 г. правительством России золотых казначейских билетов, которые не имели определенного законом золотого покрытия, но эмитировались в ограниченном количестве и позволили стабилизировать денежную систему. Условием валютного управления является такой высокий уровень резервов, что эмитируемая валюта должна стать совершенно надежной. Считается, что объем резервов должен быть больше, чем 100% эмитируемых денег, для того чтобы они были обеспечены в случае падения цены активов, в которых представлены резервы. Некоторые активы могут приносить доход (например, векселя, облигации Казначейства США), но большую их часть должна составлять валюта, к которой привязаны отечественные деньги. Объем денежной массы может увеличиваться только с ростом валютных резервов. Эта политика вводит запрет на операции центрального банка на открытом рынке, а при жесткой фиксации валютного курса ограничиваются возможности центрального банка оперировать косвенными инструментами - маневрировать процентными ставками и в целом выполнять свои регулирующие функции. Еще одним условием стабильности эмитируемой валюты является независимость эмиссионного института, в первую очередь от правительства. Однако, даже если страна согласилась с введением currency board, предварительно должны быть проведены подготовительные меры, в результате которых страна не должна иметь дефицита государственного бюджета за счет сокращения государственных расходов и увеличения налогов.|Не все страны готовы к такой жесткой экономической политике. Например, Бразилия, имевшая в начале 90-х годов гиперинфляцию в 2700% и стабилизировавшая свою валюту на основе валютного управления (получившего название "План Реал"), не согласилась с предложением МВФ использовать ее второй раз для выхода из кризиса в 1999 г. К подготовительным мерам относится накопление страной достаточных валютных резервов, которые могут быть выражены, например, золотом или свободно используемой валютой и будут выполнять роль якоря для национальной валюты. В такой роли в Эстонии было использовано золото, которое было ей возвращено западными банками, хранившими довоенный золотой запас этой страны. К числу стран, где валютное управление позволило снизить инфляцию, относятся во-первых, небольшие страны, экономика которых близка к открытой, где возможное ухудшение баланса текущих операций может финансироваться за счет притока иностранного капитала в экономику в виде прямых инвестиций (примером является Эстония, валюта которой была привязана к немецкой марке, а проведение жесткой макроэкономической политики позволило снизить инфляцию с 1069% в 1992 г. до 29% в 1995 г.). В Литве политика валютного управления позволила снизить инфляцию с -90,2% в 1993 г. до 72% в 1994 г. Следуя их примеру, в 1997 г. ввели валютное управление такие страны, как Болгария, Босния и Герцеговина. Ко второй группе стран можно отнести такие страны, как Мексика, Аргентина, Бразилия. Этим странам далось провести подготовительные меры благодаря существенной финансовой подпитке от МВФ, хотя сокращение социальных программ как части государственных расходов потребовало больших социальных жертв. Важным источником поступлений в бюджет Аргентины была приватизация, давшая казне около 20 млрд. долл., которые были использованы на погашение государственного долга. Сокращение мелких неэффективных налогов, отмена льгот по НДС и распространение этого налога в равной степени на все группы товаров и услуг позволили в результате реформирования налоговой системы добиться снижения налогового бремени на 3% ВВП, но благодаря быстрому росту экономики бюджет получил заметную прибавку. Эмиссия аргентинского песо осуществлялась в зависимости от размера валютных резервов Центрального банка, но в экстраординарных случаях увеличение денежной массы могло превышать объем резервов на 20%. Этим условием вынуждены были воспользоваться во время кризиса 1995 г. Политика «валютного совета» позволила сократить рост цен, который в 1990 г. составлял 2314%, а в 1995 г. - только 3,4%. Стабильность национальной валюты и создание выгодных условий для развития бизнеса привели к притоку иностранного капитала в аргентинскую экономику, люди получили работу и безработица к 1997 г. снизилась до 13,7%. Учитывая жесткие требования политики «валютного совета», некоторые страны используют для стабилизации своих денежных систем отдельные элементы этого механизма. Например, во Франции до 1992 г. Банк Франции осуществлял кредитование правительства в размерах, ограниченных динамикой валютных резервов, поддержание минимального объема которых контролировало специализированное агентство. К положительным результатам относится то, что валюта страны, в которой введено валютное управление, не может быть девальвирована, что получило подтверждение во время кризиса в Мексике, когда убегающие капиталы из экономики латиноамериканских стран оказали влияние на курс их валют, но не на курс аргентинского песо. В Аргентине, проводившей политику «валютного совета», изъятие депозитов и вложение денег в наличные доллары не имело смысла, а поскольку наличный доллар является активом с нулевой доходностью по сравнению с банковскими депозитами, бегство капиталов из банков быстро сменилось их притоком. Однако политика «валютного совета» не может защитить открытую экономику стран от финансового кризиса в других странах. Кризис мексиканской экономики в конце 1994 г. вызвал кризис доверия к банкам и экономике Аргентины. Замедлился приток инвестиционных капиталов, упал курс государственных ценных бумаг и акций аргентинских предприятий. Были существенно ослаблены позиции банков с большой долей государственных обязательств, а многие банки должны были разориться Наряду с положительными результатами валютное управление имеет и слабые стороны. Девальвация мексиканского песо в 1994 г. привела к бегству иностранных капиталов из Латинской Америки, в том числе и из Аргентины. В условиях валютного управления аргентинский Центральный банк не мог оказать поддержку банкам, страдающим от бегства капиталов и от обесценения государственных бумаг. Тем не менее, тот факт, что кризис в Аргентине оказался менее разрушительным чем в других странах, показывает, что политика «валютного совета» при определенных условиях может быть использована. Однако не все страны готовы повторить этот опыт. Учитывая это, МВФ не рекомендовал Индонезии использование политики «валютного совета» для выхода из валютного кризиса. Главной причиной является отсутствие возможности провести подготовительные меры, поскольку после привязки национальной валюты к стабильной валюте-якорю, у страны не хватит ее официальных резервов. Вводя валютное управление, страна практически устанавливает зависимость национального денежного обращения от валюты иностранного государства, снижение курса которой будет оказывать понижающее влияние на национальную денежную единицу, ставит экономику в зависимость от политики другого государства и ведет к потере национального экономического суверенитета. Date: 2015-08-15; view: 552; Нарушение авторских прав |