Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валютный контроль и валютные ограничения





 

Для эффективности валютного регулирования большое значение имеет состояние национального валютного контроля и спектр тех валютных ограничений, которые определяются исходя из режима валютного курса и валютной политики.

Меры по валютному контролю направлены как против нелегального вывоза капита­лов, так и против задержки платежей импортеров и на своевременный возврат экспорт­ной выручки, полученной вполне легально.

Точно так же, как валютное регулирование, меры валютного контроля и сущест­вующие в странах валютные ограничения являются составными частями механизма реализации валютной политики, проводимой в интересах структурных изменений в экономике для достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.

Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, опреде­ленного их законодательством. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений. В той степени, в какой меры валютного контроля и валютных ограниче­ний заставляют участников валютного рынка поступить так, как предписано регули­рующими органами, и изменить направление движения валютных и финансовых пото­ков, на внутреннем и на мировом валютных рынках, валютный контроль носит регули­рующий характер.

В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно вы­делить следующие:

- обеспечение экономической безопасности;

- стимулирование развития внешнеэкономических связей;

- формирование валютных резервов стран;

- выполнение международных обязательств стран.

Для выполнения таких мер создается механизм валютного контроля за внешнеэко­номической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной дея­тельности, а также специальные органы, участвующие в процессе валютного контроля, которые меняются в связи с направлениями валютной политики. К органам валютного контроля, как правило, относятся центральные банки стран с уполномоченными ими кредитными учреждениями, как, например, в Австрии, Германии, где выделен специ­альный круг банков, через которые проводятся валютные операции. В России основ- органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, полномочия которого в этой области определяются валютным законодательством, а к органам валютного контроля относится наряду с Центральным банком РФ и Правительство РФ. В качестве агентов валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.

Однако полномочия центральных банков зависят от степени их независимости от правительства стран. В странах, где центральный банк находится в определенном подчинении Министерству финансов, он реализует ту валютную политику, которую разра­ботало правительство, как, например, Национальный банк Венгрии. Осуществление валютного регулирования и валютного контроля является прерогативой Министерства финансов Венгрии, которое осуществляет эти функции через венгерский Националь­ный банк. В некоторых странах существуют специализированные регулирующие орга­ны, как, например, в Испании, где валютный контроль, так же как и валютное регули­рование, осуществляют Генеральный директорат внешних операций Министерства экономики и финансов и Банк Испании.

В соответствии с определенными внешнеэкономической политикой страны направ­лениями внешнеторговой деятельности в форме международного обмена товарами, работами и различного вида услугами основным требованием валютного контроля явля­ется соблюдение валютного законодательства, которое, как правило, предусматривает комплекс мероприятий по контролю за выполнением текущих операций и операций, связанных с движением капитала (в соответствии со структурой статей платежного баланса).

Так, в США и Японии сняты почти все валютные ограничения и не осуществляется валютный контроль за проведением текущих операций, а регулирование внешнеторго­вой деятельности осуществляется на основе частичного лицензирования экспортно-импортных операций и таможенного регулирования.

Однако отмена ограничений и контроля за перемещением валютных ценностей про­исходила постепенно. В период фиксированных валютных курсов использование жест­кого валютного контроля позволяло странам избегать валютных кризисов, вызванных валютной спекуляцией после второй мировой войны. Преждевременная попытка Вели­кобритании в 1947 г. под нажимом США отменить валютные ограничения и перейти к обратимости фунта стерлингов привела к необходимости возобновить всеобъемлющие меры по валютному контролю. Только после того как были созданы экономические предпосылки введения конвертируемости валюты в конце 50-х годов, Великобритания смогла ее восстановить.

Уже в начале -60-х годов валютные ограничения по всем видам международных опе­раций начали ослабевать, при этом одновременно в США происходило ужесточение контроля по таким текущим сделкам, как фрахт, туризм, по операциям движения капи­тала, которые проводились в рамках стабилизационных программ 1961-1965 гг., а в 1968 г. были лимитированы все операции, связанные с экспортом капитала, особенно частного.

Переход к плавающим валютным курсам означал отмену валютного контроля и ва­лютных ограничений только по текущим операциям и введение всевозможных мер по использованию развитыми странами валютных рестрикций по движению капиталов. Причиной стало снижение курса доллара и массированное перемещение спекулятивных краткосрочных капиталов из США в Западную Европу. В начале 70-х годов были вве­дены ограничения на доступ капиталов нерезидентов на рынки Австрии, ФРГ, Дании, Швейцарии.

С либерализацией внешнеэкономической деятельности России масштабы утечки ка­питала резко возросли. Особенно стремительный их рост пришелся на 1992-1994 гг. По некоторым оценкам, за рубежом за этот период осело 50-80 млрд. долл., из них более 10 млрд. долл. в виде сокрытой экспортной выручки.

Эти явления потребовали принятия мер для пресечения бегства капитала. В октябре 1993 г. была утверждена совместная Инструкция ЦБ РФ № 19 и Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». В связи с этой Инструкцией осуществляется двойной контроль за проведением экспортных опе­раций российскими предприятиями.

Инструкция вступила в действие с 1 января 1994 г. относительно товаров стратеги­ческого экспорта (сырьевых товаров, определенных в перечне Совета Министров - Правительства РФ) и с 1 марта 1994 г. - для всех других экспортируемых товаров и сыграла важную роль в борьбе с утечкой капитала.

Более радикальные меры, предъявляемые к российским импортерам, были изложены в Письме ЦБ РФ «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 15 ноября 1995 г. № 208 и в совместной Инструкции Банка России № 30 и ГТК РФ № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. (с изме­нениями от 14 января 1998 г.), которая была введена в действие с 1 января 1996 г. Она была направлена на ограничение перевода средств за рубеж в оплату фиктивных импортных контрактов.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импор­тируемые товары, так же как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Банка России.

После августовского кризиса 1998 г. власти стали уделять особое внима­ние операциям по покупке резидентами иностранной валюты под импортные контрак­ты, поскольку в условиях сильного колебания курса рубля к доллару многие россий­ские импортеры начали страховать свои валютные риски путем покупки иностранной валюты задолго до срока осуществления ими платежей по заключенным с нерезидента­ми импортным контрактам, а зачастую и просто под фиктивные импортные контрак­ты. Такое поведение хозяйствующих субъектов приводило к искусственному завыше­нию спроса на иностранную валюту и оказывало дополнительное давление на внутрен­ний валютный рынок. В результате с 1 ноября 1998 г. был введен в действие Указ Бан­ка России «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций по­купки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ» № 383-У. Этот документ носил, прежде всего, регулирующий характер по отношению к валют­ному рынку России. По мнению Банка России, этот документ в дополнение к принятым мерам должен был помочь сделать более прогнозируемым курсообразование и оказать стабилизирующее влияние на валютный рынок России.

 

Date: 2015-08-15; view: 1178; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию