Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ





В предыдущей главе мы рассмотрели процесс формирования перцептивных действий, который является, с нашей точки зрения, определяющим моментом перцептивного развития. Восприятие ребенка изменяется и совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями и их системами, позволяющими решать новые, более сложные перцептивные задачи. Нет такого вида или аспекта перцептивного развития, который можно было бы рассматривать вне проблемы формирования перцептивных действий. Возьмем в качестве примера линейный глазомер. Обычно уровень его развития у ребенка (да и у взрослого) характеризуется величиной так называемого порога глазомера, т. е. точностью решения задачи, требующей зрительного сравнения двух или нескольких объектов (обычно отрезков прямой) по величине (11, гл. IX; 150, 222, 307). При этом в качестве глазомерных задач выступают нахождение большего отрезка из двух, деление линии пополам (или на большее количество частей), выбор (или воссоздание) отрезка определенной величины по образцу и др.

Проведенное под нашим руководством исследование Т. В. Лаврентьевой показало, однако, что точность решения какой-либо одной глазомерной задачи не может служить показателем развития глазомера, поскольку она не определяет точности и самой возможности решения других глазомерных задач. Уровень развития глазомера определяется тем «набором» перцептивных действий, которым владеет ребенок. Именно от этого зависит, какие

214

глазомерные задачи и с какой степенью точности он может решить.

Но изучение перцептивного развития ребенка не сводится к выявлению закономерностей формирования отдельных перцептивных действий или их систем, которые характеризуют не генетическое, а функциональное развитие восприятия. Нередко наблюдаемое смешение изучения генетического и функционального развития ведет к тому, что ступени овладения определенным видом перцептивного действия, обнаруживаемые в ходе исследований, принимаются за возрастные особенности восприятия, хотя такие же ступени (но на задачах другой сложности) нередко можно проследить у детей совершенно другой возрастной категории и даже у взрослых людей.



Наши исследования формирования перцептивных действий у детей разного возраста показывают, что существует возрастной этап, на котором такое формирование еще не происходит, что для каждой возрастной ступени можно выделить характерный тип перцептивных действий, которыми владеют дети и которыми они могут овладеть в ходе соответствующего обучения, что, наконец, сам ход овладения новыми перцептивными действиями изменяется с возрастом. Именно эти данные представляются нам наиболее существенными для характеристики возрастного развития восприятия. В этой главе мы попытаемся на основе сопоставительного анализа результатов исследований, проводившихся с детьми разных возрастных категорий (от рождения до 7 лет), наметить основные причины, обусловливающие ход перцептивного развития ребенка, и дать общую характеристику направления этого развития.

При рассмотрении перцептивных действий и процесса их формирования мы неоднократно подчеркивали, что это формирование находится в тесной зависимости от тех видов деятельности, в контекст которых включено восприятие. Именно деятельность определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование. С другой стороны, сам предметный и операционно-двигательный состав практических действий, обслуживающих деятельность, имеет решающее значение

215

для формирования средств и операций перцептивного действия.

Но деятельность ребенка, как известно, отнюдь не является чем-то застывшим и неизменным. Напротив, раннее и дошкольное детство является возрастом, в котором происходит чрезвычайно интенсивное развитие и возникновение новых видов деятельности, усложнение ее строения. Естественно поэтому, что требования к детскому восприятию со стороны деятельности непрерывно изменяются и усложняются, а вместе с тем изменяются и те компоненты самой деятельности, которые являются исходными для формирования перцептивных действий.

Таким образом, формирование и совершенствование деятельности ребенка является основой развития его восприятия. Типичные особенности восприятия на каждом этапе возрастного развития отражают особенности тех видов деятельности, в связи с которыми развивается восприятие. При этом, как мы уже показывали на отдельных примерах в главе II, вначале происходит овладение новым видом деятельности (или новым типом действий в ходе развития данного вида деятельности), а потом постепенно происходят соответствующие изменения в области восприятия.

Не все виды деятельности, которыми овладевает ребенок на протяжении дошкольного детства, имеют одинаковое значение для его перцептивного развития.

В главе II, рассматривая задачи перцептивных действий, мы останавливались на выделении тех типов практических и познавательных задач, которые предъявляют наиболее жесткие требования к восприятию. К. ним относятся, во-первых, практические задачи, требующие специфического учета тех или иных свойств и отношений предметов, и, во-вторых, задачи познавательные, предусматривающие необходимость качественной и количественной характеристики этих свойств и отношений. Наиболее существенное влияние на формирование перцепции оказывают те виды деятельности, которые содержат подобные задачи.



При определении значения разных видов деятельности ребенка для развития восприятия необходимо также учитывать, в какой мере они создают возможности для формирования внешних ориентировочных действий.

Здесь опять-таки необходим дифференцированный

216

подход, поскольку с возрастом изменяется сам характер зависимости процесса формирования перцептивных действий от практической деятельности ребенка. Как было показано в главе III, первоначально перцептивные действия формируются начиная с решения практической задачи путем двигательных проб через внешнее ориентировочное действие к ориентировочному действию, выполняемому в перцептивном плане.

Впоследствии становится возможным формирование перцептивных действий при решении не только практических, но и познавательных задач с применением внешнего ориентировочного действия в качестве исходной формы. Наконец, наступает этап, на котором ориентировочное действие может быть при известных условиях сформировано сразу в перцептивном плане, хотя и с использованием некоторых внешних опор.

Практические и познавательные действия, которыми овладевает ребенок при усвоении разных видов деятельности, не только приводят к формированию новых перцептивных действий, но и создают условия для применения уже сформировавшихся перцептивных действий, их стереотипизации и образования представлений о свойствах и отношениях предметов, часть которых приобретает функцию сенсорных эталонов. Такие условия также оказываются неодинаковыми в разных видах деятельности.

Изменяясь в зависимости от изменения общей деятельности ребенка, перцептивные действия и их структурные компоненты лишь постепенно приобретают те специфические особенности, которые характерны для сложившегося человеческого восприятия.








Date: 2015-08-15; view: 886; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию