Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Размышление 9. О разновидностях субъективного времени
Валерий Пекар И из практической жизни, и из теории спиральной динамики мы знаем, что людям с разной картиной мира непросто понять друг друга. Одна из фундаментальных причин этого непонимания коренится в различном понимании и ощущении одного из наиболее базовых понятий — времени. После появления теории относительности мы признаём, что абсолютного времени не существует. Однако же «в быту» продолжаем пребывать в уверенности, что насчет времени всё ясно, а какие-то специфические эффекты проявляются лишь в «эйнштейновских» условиях: при больших скоростях, вблизи больших масс и т.п. — короче говоря, в слишком больших и слишком малых системах. Вместе с тем, и на бытовом уровне со временем не всё ясно. Субъективное ощущение времени специфично: как говорится в расхожей притче, час в объятиях любимого человека пролетает за минуту, а минута на раскаленной сковородке тянется час. Или, по замечанию М.М.Жванецкого, время зависит от того, по какую сторону от двери туалета вы находитесь. Однако дело не только в скорости. В разных картинах мира субъективное время имеет принципиально разную природу. Интересно проследить, как меняется природа времени в процессе эволюции человечества. Воспользуемся моделью спиральной динамики и опишем природу субъективного времени для разных парадигм мышления.
Рисунок 1. Инстинктивная парадигма (бежевая) Рисунок 2. Магическая парадигма (фиолетовая) Рисунок 3. Героическая парадигма (красная) Рисунок 4. Абсолютистская парадигма (синяя) Рисунок 5. Рационалистическая парадигма (оранжевая) Рисунок 6. Экологическая парадигма (зеленая) Теперь выводы. Во-первых, легко заметить, что каждая система субъективного времени сложнее предыдущей, и это хорошо согласуется с общим пониманием эволюции парадигм мышления от простого к сложному. Во-вторых, каждая новая система субъективного времени в каком-то смысле представляет собой суперпозицию двух предыдущих (навевает воспоминания о ряде Фибоначчи). В-третьих, социальное время как система личных времен оказывается предельно сложным. «Нет единого социального времени с единым и простым течением, но есть социальное время с тысячью замедлений, которое почти не связано с однодневным временем хроник и традиционной истории», — писал Фернан Бродель. Как совместить разные типы времени в социальной жизни? Разрыв в понимании и коммуникации между представителями разных парадигм мышления часто проявляет себя именно как разрыв времени. В-четвертых, коммуникация и совместная деятельность требуют синхронизации, которую нужно понимать не только как совмещение личных времен, но и как совмещение типов личных времен. В-пятых, социальное время всегда должно быть непрерывно, ибо оно несет трансцендентную нагрузку — преодоление смерти. И раз в зеленой парадигме мышления время сейчас разорвано в клочья, можно сделать вывод о том, что зеленая концепция времени еще не сложилась. На фоне кризиса оранжевой парадигмы с ее верой в бесконечный прогресс мы вскоре увидим новую концепцию времени. В этом времени нам и предстоит жить. Май-июль 2012
Date: 2015-08-15; view: 440; Нарушение авторских прав |