Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Размышление 5. Прыжки через ступеньку
Валерий Пекар Наиболее часто задаваемый вопрос на моих лекциях о спиральной динамике — а нельзя ли перескочить через ступеньку? Например, от фиолетовой парадигмы мышления — сразу к синей, минуя красную. Или от красной — сразу к оранжевой. Собственно, а почему бы и нет? (Для краткости ниже будем обозначать текущий уровень "0", пропущенный "+1", а новый, через ступеньку, "+2".) Если время не позволяет детально рассмотреть этот вопрос, я обычно отшучиваюсь примером про братскую Монголию, которая в советские времена прославилась тем, что из феодализма скакнула прямо в социализм, минуя капитализм. Очевидно, никакого скачка на самом деле не произошло — сегодняшняя Монголия такая же феодальная страна, как и до Сухэ-Батора и Чойбалсана. Впрочем, это всё равно шутка, к тому же непонятная молодежи, не слышавшей об этих славных баторах и не понимающей, почему далекая и чужая Монголия называется братской. Если серьезно, то скачок, конечно, возможен. Есть две возможных альтернативы. Первая из них — неудачный скачок: закрепиться на новом уровне "+2" не получится, и первое же изменение условий внешнего мира либо просто серьезное событие вернет человека (компанию, общество) на предыдущий уровень "0". Вторая альтернатива. Скачок на уровень "+2" может быть успешным, но при этом образуется пустота на перепрыгнутом уровне "+1". Эта пустота приводит к тому, что уровень "+2" становится нездоровым: берет от новой парадигмы мышления и системы ценностей всё худшее, отбрасывая лучшее (разумеется, «лучшее», «худшее» — с точки зрения пропущенной парадигмы). Типичный пример — оранжевый предприниматель, пришедший с красного уровня минуя синий: без совести, морали и принципов. Почему так происходит? Вспомним один из постулатов спиральной динамики: каждая парадигма мышления незаменима, ибо несет с собой важные ценности и полезные жизненные навыки. Каждая ступенька, каждый этап развития является подготовкой к следующему этапу. Пропущенный этап "+1" означает, что соответствующие ценности не укоренились в сознании человека, соответствующими жизненными навыками он не овладел. Соответственно, не все навыки и ценности нового этапа "+2" ему доступны. Вот и получается тип, местами напоминающий предыдущий хорошо усвоенный уровень "0", а от уровня "+2" взявший его негативные стороны. Оранжевый с жаждой наживы и успеха, но без принципов и без стремления к познанию. Синий с правилами жизни и кодексом поведения, но без личностной позиции и личной чести. Зеленый со вселенской любовью и принятием, но без способности к труду и без уважения к нему. (Естественно, это всё упрощения — жизнь неизмеримо сложнее и многограннее.) Как помочь таким людям? Бессмысленно «лечить» нездоровый уровень "+2". Нужно наполнить жизнью пропущенный уровень "+1", «зацементировать» пустоту под ногами. Например, красным хулиганистым подросткам бессмысленно читать синюю проповедь добра и зла или тем более доводить дело до красной исправительной колонии, закрепляющей парадигму. Их проблемы, как правило, — на пропущенном фиолетовом уровне, где они не получили безусловной родительской любви, безусловного принятия (подчеркну, безусловного — «потому что ты наш», а не «потому что ты хороший») и чувства безопасности. Эти важнейшие фиолетовые ценности у них просто отсутствуют. Интуитивно чувствуя правильный путь, выдающиеся педагоги прошлого и настоящего делают именно так — заполняют пустоту, трансформируя текущий уровень в здоровый и открывая шанс к дальнейшему росту. Вот почему в обществе нужны все социальные институты, развивающие все уровни, — семья, спорт, церковь, бизнес и многие другие. Выбрасывая что-либо «за ненадобностью», как «устаревшее», мы получаем дырку там, где должны быть соответствующие парадигмы мышления и системы ценностей, — а значит, закрываем рост и развитие. Не стоит удивляться вскоре наступающей разрухе в головах и клозетах — а также тем социальным уродцам, которые будут придуманы для заполнения лакун, типа якобинского Культа Разума или советского «морального кодекса строителя коммунизма». Итак, каждая ступень, каждая парадигма мышления дает ценности и навыки, без которых дальнейшее движение невозможно. В этом свете мне представляется важным переопределить популярный термин «устойчивое развитие» (sustainable development, сталий розвиток). В свете спиральной динамики это не бросок всего общества на самый высокий уровень и тем более не закрепление навечно сегодняшнего «статус кво», а создание условий для гармоничного движения каждого на следующий уровень. Для разных людей следующий будет разным, но путь будет открыт каждому. Июль 2011 Date: 2015-08-15; view: 291; Нарушение авторских прав |