Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманистическая историография (общая характеристика)
В XIV-XV вв. в Европе происходят глобальные изменения в социально- экономической и политической сфере вызванные началом развития капиталистических отношений. Интенсивная общественная жизнь выдвинула на первый план человеческую личность. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Эти изменения становятся составной частью эпохи "Возрождения". В XV-XVI вв. рост товарно-денежных отношений, зарождение очагов капиталистического производства приходили в столкновение со средневековыми корпоративными связями, рождали представление о важности и ценности свободного труда. Великие географические открытия, достижения в астрономии привели к перевороту в знаниях о пространстве и месте в нем человека. Одним из ключевых факторов развития науки и культуры стало изобретение в середине XV в. книгопечатания. Оно необычайно расширило возможности распространения сочинений античных авторов. В этих условиях возникает новое идейно-мировоззренческое и культурное направление - гуманизм. Наиболее яркая черта этого мировоззрения - мысль о громадных творческих возможностях человека. Гуманисты отходили от теологического видения мира, заменяя его антропоцентристскими представлениями. Средневековая историография строилась на принципе провиденциализма: история обусловлена божественным промыслом, провидением. Средневековое понимание истории было также телеологическим: история движется согласно плану и цели, предустановленными Богом - от акта Творения к пришествию и смерти Иисуса Христа и далее к Страшному суду и установлению тысячелетнего Царства Божия. Гуманисты сохранили конечную причинность в истории за Богом. Но при объяснении отдельных исторических событий они обращались к человеческим мотивам и действиям, и, следовательно, стремились к рационалистической интерпретации прошлого. История рассматривается как сфера действия людей, а не Бога, и это приводит к секуляризации исторического сознания. Гуманисты рассматривали достижения культуры как важнейший показатель эволюции общества. Они отказались от деления всемирной истории по четырем монархиям и предложили трехстадийную периодизацию (Ф. Биондо): золотой век античности, средний век готического варварства, новый век возрождения античного наследия. Ренессанс (Возрождение), выразившийся в «подражании» гуманистов античным ученым и деятелям культуры, был обусловлен спецификой социально-политической жизни Европы XV - XVI вв., связанной с утверждением абсолютизма и формированием национальных монархий. Обращение гуманистов к античности, как эпохе гражданской доблести и политического величия, было порождено поиском образов, которые могли бы подтвердить новые общественные идеалы. Рационалистическое объяснение истории диктовало необходимость критического анализа исторических источников Призыв гуманистов “ad fontes” («к источникам») отражал стремление выявить в документах подлинные факты и отказаться от домыслов и легенд. Иная периодизация истории. появилось представление, что после древности сложилась другая эпоха – средневековье. Можно выдел. признаки гуманистич. историогр.: 1.отход от средневек. провиденциализма; 2.обмирщение самой истории; 3.формир-ся предст-я об иной периодизации; 4.интерес к истории отдел. гос-в и даже отдел. городов, а не к всемирн. истории; 5.постоянное обращение к антич. образцам; 6.стремл-е писать на классич. лат. яз.; 7.не знали принципа историзма (т.е. не пон-мали, что каждая эпоха самоценна и неповторима). Date: 2015-08-15; view: 1864; Нарушение авторских прав |