Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие правила и приемы управления памятью⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Память составляет основу познания мира человеком. Отсутствие памяти превратило бы его, по выражению С. Л. Рубинштейна, в «существо мгновения». В онтогенезе память обеспечивает человеку способность к научению. Замечено, что все известные мыслители, ученые имеют прекрасную память. К счастью, память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в эффективные технологии. • Объективные факторы управления памятью: окружающая обстановка, характер запоминаемого материала (его логичность, связность, наглядность и внешняя доступность), фармакологические средства, электрические, электромагнитные и акустические воздействия. • Субъективные факторы управления памятью: задатки индивида, его повседневная практика, психологические установки, мотивация, индивидуализированные приемы запоминания, физическое и психическое состояния человека. • Современные методы управления памятью используют процессы регуляции внимания, приемы структурирования и логического осмысления материала, тренировку воображения, мнемонические средства и др. • Память, как и мышечная система, развивается только под «нагрузкой»: чтобы научиться плавать, надо... плавать! • Чем выше уровень самостоятельности, проявляемой человеком в процессе своей профессиональной деятельности, тем быстрее развивается память. • Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явление «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных перед этим знаний по предмету остаются, увы, одни слабые воспоминания. • Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. • Интересный материал, вызывая эмоции, способствует развитию памяти. По словам Ривароля А. (фр. писатель, 1753), память повинуется сердцу. Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему. Выявлено, что несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом. • Запоминание лучше при структурировании материала на относительно законченные фрагменты (или по схеме «дерево») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а в течение нескольких отрезков времени — часов, дней). • Существенный эффект — в вербальном «озвучивании» запоминаемого материала и его эмоциональной раскраске. • Курсы ускоренного чтения для улучшения памяти используют психолингвистические факторы, выделяющие наиболее важные моменты в смысловой структуре текста. • Главное условие эффективности любых приемов управления памятью - их индивидуализация, т. е. их соответствие характеристикам личности.
|