Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значение следующих • 1
имен. Упражнение 1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значение следующих • 1. Человек. 2. Академия. ;■-'&., ХОЛМ. ■>и А: Гипербола. --/:i'5.'Кентавр.' '■■'";'
Университетская серия УМвёрсйтетская серия Глава 2. Логика и язык § 4. Основные методологические принципы формальной логики
6. Наибольшее натуральное число. 7. Самое большое озеро в Северной Америке. 8. Водоплавающая птица. 9. Автомобиль с разбитой фарой.
10. Третий спутник Марса. 11. Четвертая от Солнца планета Солнечной системы. 12. Кордильеры. Упражнение 2. Определите, какие принципы употребления имен нарушены в следующих контекстах. 1. В институте мы изучаем логику. Мы познакомимся со многими логиками - традиционной и символической, классической и неклассической.. После этого для нас не останется тайн ни в логике ребенка, ни в женской логике. 2. Из милицейского протокола: -...на полу лежал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания». 3. Помещик Троекуров хотел поймать и передать властям Дубровского. Дубровский и француз Дефорж, живший в доме Троекурова - одно лицо. Значит, Троекуров хотел поймать и передать властям француза Дефоржа, жившего в его доме. Упражнение 3. Нарушен ли принцип предметности в следующих утверждениях? ■Как личные, так и неличные формьгвтагола имеют два залога: действительный и страда^ тельный. Глаголы в действительном залоге выражают действие, которое производится подлежащим. Глаголы в страдательном залоге выражают действие, 'которое испытывабтна себе подлежащее1. Упражнение 4. Укажите, какие из следующих выражений - причина, -причина*, -"причина"» можно подставить вместо X в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения. 1. X - философская категория. 2. Х-слово русского языка. 3. Х-выражение, обозначающее слово. 4. X озоновой дыры не выявлена. Упражнение 5. Какие из следующих выражений - Москва, •Москва», •"Москва"; столица России' — можно подставить вместо х, чтобы получить истинное предложение. 1. Х- город, находящийся в Европе. 2. X ~ название города. Маркова Л. С. Краткий грамматический справочник. Английский язык. М.: Воен- 3. X - выражение русского языка. 4, X - выражение, обозначающее слово. Упражнение 6. Является ли контекст экстенсиональным или интенсиональным. 1. Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли (относительно терминов «Солнце» и 'Птолемей*). 2. Поиск Магелланом пролива из Атлантического океана в Тихий (относительно термина •пролив из Атлантического океана в Тихий*). 3. «Ямайка- - простое единичное имя (относительно термина «Ямайка*). 4. Наш новый сотрудник Петров любит бывать в клубе -Точка* (относительно термина •клуб «Точка*). j 5. Студент Кузнецов встретил а метро декана его факультета.! Упражнение 7. Нарушены ли методологические принципы формальной логики] в следующих рассуждениях? 1. -Рассказывают о жене Леонида, Горго. Одна женщина, вероятно, иностранка, сказала ей; «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями», «Но >едь одни мы и рожаем мужей (имеется в виду мужественных людей), - ответила царица»1. 2. «Видный эсер, Аксентьев, характеризует Чернова как «рокового для парти 1 косоглазого человека». Виктор Чернов действительно все время косит то направо,'то Налево»3. 3. «Гость раскланялся с легкостью неимоверной, сохраняя почтительное положение головы, несколько набок, и в коротких, но определенных словах изъяснил, 1тр он увлек-ся"кйртинным мecтoпoлoжeнйЫ:e№дe^eвн'й;'Чfd,■■'Яёeмdтpя^,oднa1<o^lГё 'Из? местоположение, он не дерзнул бы обеспокоить его неуместным заездом своь м, если б не случилось, по поводу весенних разлитии и дурных дорог, внезапной иэпомки в экипаже; что при всем том, однако же, если бы даже и ничего не случилось в его бричке, он не мог бы отказать себе в удовольствии засвидетельствовать ем/ лично свое почтение»3,! 4. «Можно ли назвать наше плавание неудачным? Да, потому что мы не до или до точки финиша, до Нарьян-Мара. Можно ли назвать наше плавание удачным?.То; <е да, потому что мы прошли две трети маршрута и умудрились забраться туда, куда на дах, используя только силу ветра и собственных мышц, кроме самих поме зов, никто не забирался»4. 5. «Сколько получится, если из 12 вычесть 4? Однажды падишах спросил БДрбала: - Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять чет аре? 1 Плутарх. Избранные жизнеописания. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 106. 2 Речь А. В. Луначарского по делу правых эсеров // Судебные речи советских обви ., 3 Гоголь И. В. Мертвые души. Соч. М.: Худож. лит., 1953. Т. 5. С. 284-2$5. 4 Ильичев А. Накрыло волной//'Комсомольская правда. 1992. 28 апр.
Университетская серия Университетская серия 21; Глава 2. Логика и язык § 4. Основные методологические принципы формальной логики
- Ничего не останется, - ответил Бирбал. - Как это ничего? - удивился падишах. - А так, - ответил Бирбал, - если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!»1. 6. «Ночью один из моих пациентов взял принадлежащее другому каноэ и отправился ловить С этой тяжбой оба они явились ко мне - и, как то уже случалось не раз и прежде, мне пришлось выступить в роли судьи. Я начал с того, что обьявил им, что на моей территории действует не туземный закон, а закон разума, который исповедуют белые и который они услышат из моих уст. После этого я приступил к дознанию. Я установил, что каждый из них был одновременно и прав, и не прав. - Ты прав, — сказал я владельцу каноэ, -^ потому, что тот человек должен был попросить у тебя разрешения взять твою лодку. Но ты не прав, потому что-.оказался беспечным и ленивым. Беспечность твоя выразилась в том, что ты просто закрутил цепь твоего каноэ вокруг ствола пальмы, вместо того, чтобы, как полагалось, запереть на замок. Беспечностью твоей ты ввел этого человека в соблазн поехать на твоей лодке. А лень твоя привела к тому, что в эту лунную ночь ты спал у себя в хижине, вместо того, чтобы воспользоваться удобным случаем половить рыбу. - Ты же, - сказал я, обратясь к другрму, - виноват в том, что взял лодку, не спросив позволения ее владельца. Но ты одновременно и прав - в том, что оказался не столь ленив, как он, и не захотел упустить лунной ночи, не воспользовавшись1 ею для: рыбной ловли. После этого в соответствии с существующим обычаем я постановил, что ловивший рыбу должен отдать одну треть'своего улова за пользование! лодкой ^владельцу последней, вторую же треть может оставить себе, ибо затратил силы на ловлю рыбы. Оставшуюся треть я постановил передать в пользу брльницы, потому что дело происходило на ее территории и самому мне пришлось затратить время на разрешение их па-лавры2*3. 7. Отец спрашивает сына, на ком тот женится, когда вырастет. Сын отвечает, что женится Отец сердится: - Ты что же, на моей маме хочешь жениться? Сын отвечает: - Ты же женился на моей маме.
8. -Дед: - Да ты, Алеша, в этом костюме утонешь. Внук: А я не собираюсь в нем купаться». 9. -Собаку можно назвать бараном». В действительности собака и баран.сами по себе выступают как срорма, а понятия.собака* и -баран* установлены людьми. Поскольку по- нятия установлены людьми, то собаку можно назвать бараном, а барана собакой. Понятия -собака* и -баран* можно как бы взаимно заменить, и тогда -собаку можно считать бараном*1. 10. -Коль не любовь сей жар, какой недуг меня знобит? Коль он - любовь, то что ж любовь? Добро? Но эти муки, боже!... Так злой огонь?... А сладость этих мук!* [Петрарка] 11. Наказывать преступников - зло? - Да. Не наказывать преступников - зло? - Да. 12. Отец говорит сыну: -Не откладывай на завтра то, что можешь сделать^егрдня*. Сын отвечает: -Тогда сегодня я не пойду в школу и буду отдыхать. Ведь завтра воскресенье*. 13. «Один философ испытал сильнейшее потрясение, узнав от Бертрана Расрела, что из - Вы всерьез считаете, что из утверждения -два плюс два - пять* следует, что вы Па Рассел ответил утвердительно. \ - И вы можете доказать это? - продолжал сомневаться философ. - Конечно! - последовал утвердительный ответ, и Рассел тотчас же предложил такое доказательство:;
1) предположим, что 2 + 2 = 5; 2) вычтем из обеих частей по 2: 2 = 3; ; 3) переставим правую и левую! части; 3 = 2; \ Папа Римский и я - нас двое. Так как 2 = 1, то Папа Римский и я - однофЦо. Следо 14. «Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.;! - А ваша мать болела артритом? - спросил врач. j - Нет. I - А отец? j - Тоже не болел. j - Нет у вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений*3. 15 «Обвинение заключалось в том, что, во-первых, «в лице Онисимова вые еден Тево-сян>, и в том, что, во-вторых, «роман Бека - клевета на обобщенный обра i руководителя-коммуниста*. Заметим, сколь алогичны претензии. Если в лице Они< имова «выведен» Тевосян, то почему оклеветанный образ руководителя-коммунисТЕ «обобщенный*?.4.
Поучительные истории о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале. М.: Худож. 2 Палавра — судебные препирательства и споры 3 SchweilzerA. Afrikanisehe Geschichten. Leipzig, 1938. S.-lOf — i02. ■ ■ - 1557. С. 307. Сборник упражнений по логике. Минск: Изд-во «Университетское», Н81.-С. 66 Бек А. Новое назначение. М.: Худож. лит., 1988. С. 221.
Университетская серия Университетская серия Глава 2. Логика и язык Date: 2015-08-15; view: 1108; Нарушение авторских прав |