Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значение следующих • 1





имен.

Упражнение 1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значение следующих • 1. Человек. 2. Академия.

;■-'&., ХОЛМ.

■>и А: Гипербола. --/:i'5.'Кентавр.' '■■'";'


 



Университетская серия


УМвёрсйтетская серия



Глава 2. Логика и язык


§ 4. Основные методологические принципы формальной логики


 


6. Наибольшее натуральное число.

7. Самое большое озеро в Северной Америке.

8. Водоплавающая птица.

9. Автомобиль с разбитой фарой.

 

10. Третий спутник Марса.

11. Четвертая от Солнца планета Солнечной системы.

12. Кордильеры.

Упражнение 2. Определите, какие принципы употребления имен нарушены в следующих кон­текстах.

1. В институте мы изучаем логику. Мы познакомимся со многими логиками - традицион­ной и символической, классической и неклассической.. После этого для нас не останет­ся тайн ни в логике ребенка, ни в женской логике.

2. Из милицейского протокола: -...на полу лежал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания».

3. Помещик Троекуров хотел поймать и передать властям Дубровского. Дубровский и француз Дефорж, живший в доме Троекурова - одно лицо. Значит, Троекуров хотел поймать и передать властям француза Дефоржа, жившего в его доме.

Упражнение 3. Нарушен ли принцип предметности в следующих утверждениях?

■Как личные, так и неличные формьгвтагола имеют два залога: действительный и страда^ тельный.

Глаголы в действительном залоге выражают действие, которое производится подлежащим. Глаголы в страдательном залоге выражают действие, 'которое испытывабтна себе подле­жащее1.

Упражнение 4. Укажите, какие из следующих выражений - причина, -причина*, -"причина"» можно подставить вместо X в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения.

1. X - философская категория.

2. Х-слово русского языка.

3. Х-выражение, обозначающее слово.

4. X озоновой дыры не выявлена.

Упражнение 5. Какие из следующих выражений - Москва, •Москва», •"Москва"; столица Рос­сии' — можно подставить вместо х, чтобы получить истинное предложение.

1. Х- город, находящийся в Европе.

2. X ~ название города.

Маркова Л. С. Краткий грамматический справочник. Английский язык. М.: Воен-
издаг, 1972.С. 56.... ■>...,„(=


3. X - выражение русского языка.

4, X - выражение, обозначающее слово.

Упражнение 6. Является ли контекст экстенсиональным или интенсиональным.

1. Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли (относительно терминов «Солн­це» и 'Птолемей*).

2. Поиск Магелланом пролива из Атлантического океана в Тихий (относительно термина •пролив из Атлантического океана в Тихий*).

3. «Ямайка- - простое единичное имя (относительно термина «Ямайка*).

4. Наш новый сотрудник Петров любит бывать в клубе -Точка* (относительно термина •клуб «Точка*). j

5. Студент Кузнецов встретил а метро декана его факультета.!

Упражнение 7. Нарушены ли методологические принципы формальной логики] в следующих рассуждениях?

1. -Рассказывают о жене Леонида, Горго. Одна женщина, вероятно, иностранка, сказала ей; «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями», «Но >едь одни мы и рожаем мужей (имеется в виду мужественных людей), - ответила царица»1.

2. «Видный эсер, Аксентьев, характеризует Чернова как «рокового для парти 1 косоглазого человека». Виктор Чернов действительно все время косит то направо,'то Налево»3.

3. «Гость раскланялся с легкостью неимоверной, сохраняя почтительное положение голо­вы, несколько набок, и в коротких, но определенных словах изъяснил, 1тр он увлек-ся"кйртинным мecтoпoлoжeнйЫ:e№дe^eвн'й;'Чfd,■■'Яёeмdтpя^,oднa1<o^lГё 'Из? местопо­ложение, он не дерзнул бы обеспокоить его неуместным заездом своь м, если б не случилось, по поводу весенних разлитии и дурных дорог, внезапной иэпомки в эки­паже; что при всем том, однако же, если бы даже и ничего не случилось в его брич­ке, он не мог бы отказать себе в удовольствии засвидетельствовать ем/ лично свое почтение»3,!

4. «Можно ли назвать наше плавание неудачным? Да, потому что мы не до или до точки финиша, до Нарьян-Мара. Можно ли назвать наше плавание удачным?.То; <е да, потому что мы прошли две трети маршрута и умудрились забраться туда, куда на дах, используя только силу ветра и собственных мышц, кроме самих поме зов, никто не забирался»4.

5. «Сколько получится, если из 12 вычесть 4? Однажды падишах спросил БДрбала: - Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять чет аре?


1 Плутарх. Избранные жизнеописания. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 106.

2 Речь А. В. Луначарского по делу правых эсеров // Судебные речи советских обви­
нителей. М.: Юрид. лит., 1965. С. 1 \.

., 3 Гоголь И. В. Мертвые души. Соч. М.: Худож. лит., 1953. Т. 5. С. 284-2$5. 4 Ильичев А. Накрыло волной//'Комсомольская правда. 1992. 28 апр.


 



Университетская серия


Университетская серия


21;


Глава 2. Логика и язык


§ 4. Основные методологические принципы формальной логики


 


- Ничего не останется, - ответил Бирбал.

- Как это ничего? - удивился падишах.

- А так, - ответил Бирбал, - если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени го­да, что же останется? Ничего!»1.

6. «Ночью один из моих пациентов взял принадлежащее другому каноэ и отправился ловить
рыбу при лунном свете. Владелец лодки на рассвете захватил его с поличным и потребо­
вал, чтобы тот заплатил ему порядочную сумму за пользование каноэ, а равно и отдал
ему весь свой улов. По существующим у туземцев законам он имел на это право.

С этой тяжбой оба они явились ко мне - и, как то уже случалось не раз и прежде, мне пришлось выступить в роли судьи. Я начал с того, что обьявил им, что на моей террито­рии действует не туземный закон, а закон разума, который исповедуют белые и который они услышат из моих уст.

После этого я приступил к дознанию. Я установил, что каждый из них был одновремен­но и прав, и не прав.

- Ты прав, — сказал я владельцу каноэ, -^ потому, что тот человек должен был попро­сить у тебя разрешения взять твою лодку. Но ты не прав, потому что-.оказался беспеч­ным и ленивым. Беспечность твоя выразилась в том, что ты просто закрутил цепь твоего каноэ вокруг ствола пальмы, вместо того, чтобы, как полагалось, запереть на замок. Беспечностью твоей ты ввел этого человека в соблазн поехать на твоей лодке. А лень твоя привела к тому, что в эту лунную ночь ты спал у себя в хижине, вместо того, чтобы воспользоваться удобным случаем половить рыбу.

- Ты же, - сказал я, обратясь к другрму, - виноват в том, что взял лодку, не спросив по­зволения ее владельца. Но ты одновременно и прав - в том, что оказался не столь ленив, как он, и не захотел упустить лунной ночи, не воспользовавшись1 ею для: рыбной ловли. После этого в соответствии с существующим обычаем я постановил, что ловивший рыбу должен отдать одну треть'своего улова за пользование! лодкой ^владельцу последней, вторую же треть может оставить себе, ибо затратил силы на ловлю рыбы. Оставшуюся треть я постановил передать в пользу брльницы, потому что дело происхо­дило на ее территории и самому мне пришлось затратить время на разрешение их па-лавры2*3.

7. Отец спрашивает сына, на ком тот женится, когда вырастет. Сын отвечает, что женится
на бабушке.

Отец сердится:

- Ты что же, на моей маме хочешь жениться? Сын отвечает:

- Ты же женился на моей маме.

 

8. -Дед: - Да ты, Алеша, в этом костюме утонешь. Внук: А я не собираюсь в нем купаться».

9. -Собаку можно назвать бараном». В действительности собака и баран.сами по себе вы­ступают как срорма, а понятия.собака* и -баран* установлены людьми. Поскольку по-



нятия установлены людьми, то собаку можно назвать бараном, а барана собакой. Поня­тия -собака* и -баран* можно как бы взаимно заменить, и тогда -собаку можно считать бараном*1.

10. -Коль не любовь сей жар, какой недуг меня знобит?

Коль он - любовь, то что ж любовь? Добро? Но эти муки, боже!... Так злой огонь?... А сладость этих мук!* [Петрарка]

11. Наказывать преступников - зло? - Да. Не наказывать преступников - зло? - Да.

12. Отец говорит сыну: -Не откладывай на завтра то, что можешь сделать^егрдня*. Сын отвечает: -Тогда сегодня я не пойду в школу и буду отдыхать. Ведь завтра воскре­сенье*.

13. «Один философ испытал сильнейшее потрясение, узнав от Бертрана Расрела, что из
. ложного утверждения следует любое утверждение. Он спросил: \

- Вы всерьез считаете, что из утверждения -два плюс два - пять* следует, что вы Па­
па Римский? I

Рассел ответил утвердительно. \

- И вы можете доказать это? - продолжал сомневаться философ.

- Конечно! - последовал утвердительный ответ, и Рассел тотчас же предложил такое доказательство:;

 

1) предположим, что 2 + 2 = 5;

2) вычтем из обеих частей по 2: 2 = 3; ;

3) переставим правую и левую! части; 3 = 2; \
4} вычтем из обеих частей по 1: 2 = 1.;

Папа Римский и я - нас двое. Так как 2 = 1, то Папа Римский и я - однофЦо. Следо­
вательно, я - Папа Римский*2. j

14. «Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.;!

- А ваша мать болела артритом? - спросил врач. j

- Нет. I

- А отец? j

- Тоже не болел. j

- Нет у вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без даль­нейших объяснений*3.

15 «Обвинение заключалось в том, что, во-первых, «в лице Онисимова вые еден Тево-сян>, и в том, что, во-вторых, «роман Бека - клевета на обобщенный обра i руководи­теля-коммуниста*. Заметим, сколь алогичны претензии. Если в лице Они< имова «вы­веден» Тевосян, то почему оклеветанный образ руководителя-коммунисТЕ «обобщен­ный*?.4.


 


Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М.: Изд. иностр. лит, 2 Смалпиан Р. Как же называется эта книга? М.: Мир, 1981. С. 202.

Поучительные истории о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале. М.: Худож.
лит., 1976. С. 38. " - г

2 Палавра — судебные препирательства и споры

3 SchweilzerA. Afrikanisehe Geschichten. Leipzig, 1938. S.-lOf — i02. ■ ■ -


1557. С. 307.

Сборник упражнений по логике. Минск: Изд-во «Университетское», Н81.-С. 66 Бек А. Новое назначение. М.: Худож. лит., 1988. С. 221.


 



Университетская серия


Университетская серия



Глава 2. Логика и язык








Date: 2015-08-15; view: 1102; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию