Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о понятии
Понятие — важнейший вид мыслей, так как в нем отражается сущностные характеристики действительности в процессе абстрактного мышления. Логика исследует понятия как мысли особого вида), способы выявления логических форм понятий, установления отношений между понятиями. Понятие — это мысль, в которой -обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы согласно их существенным признакам, общим только для этих предметов. В данном случае слово «предмет» употребляется в широком смысле, представляя как материальные, так и "духовные объекты. Языковой формой выражения понятий являются общие описатель Понятие характеризуется с точки зрения своего объема и| содержания. Содержание понятия — это система признаков, на основ: которых осуществляется обобщение и выделение предметов в понятие. Под признаком понимается наличие или отсутствие у предмета некоторого свойства, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Предметы, обобщаемые в понятии, выделяются из некоторого множества предметов — это множество'называется универсумом рассуждения или родом понятия. Различают логическое и фактическое содержание понятия. Логическое содержание — это та информация, которую несет логичес сая форма? понятия. Чтобы выявить логическое содержание, надо отг печься от смыслов и значений, входящих в состав понятия терминов. Зн ш логиче-
Университетская серия Глава 3. Понятие § 1. Учение о понятии
ское содержание понятия, можно установить является ли оно универсальным, т. е. представлен ли в нем весь универсум рассуждения, является ли оно пустым, т. е. имеется ли в наличии ситуация, когда в понятии не выделяется ни один предмет из универсума рассуждения. Фактическое содержание понятия — это информация о предметах, обобщаемых в понятии. Различают основное фактическое содержание и полное фактическое содержание понятия. Основное фактическое содержание — это система только тех признаков, на основе которых осуществлялось обобщение и выделение предметов в понятие, вся остальная информация об этих предметах, их свойствах, отношениях с другими предметами не учитывается. Полное фактическое содержание учитывает все имеющееся о предмете знание, включая и те признаки, по которым осуществлялось обобщение в понятие. Объем понятия — это множество предметов, обобщаемых в понятии, т. е. множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющей содержание понятия. Различают логический и фактический объемы понятия. Логический объем — это класс предметов, которым принадлежат признаки, составляющие логическое содержание понятия. Фактический объем — это класс предметов, обладающих признаками, составляющими фактическое содержание донятия. Отдельные предметы, которые относятся к кла^у предметов,;образующих объем понятия, называются элементами объема понятия. Так, например, элементами объема понятия «автомобиль» являются отдельные разнообразные автомобили. В свою очередь, части объема■йон^Ия^^'это^ттЬдклас-еы объема понятия, которые не совпадают с ним и не являются пустым множеством, например, частями объема понятия «автомобиль» являются легковые автомобили, грузовые автомобили и т. д. Графически объем понятия обычно представляют в виде круга, каждая точка которого представляет какой-то элемент объема понятия. Например, объем понятия «автомобиль» можно представить в виде круга А Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимо 26 Университетская серия i ми, если одно понятие беднее другого по содержанию, то первое шире второго по объему; если же первое понятие богаче второго по содержанию, то оно уже его по объему. Отношение «быть уже (шире) по объему» между понятиями есть не что иное, как строгое включение одного класса в другой класс: понятие хА(х}уже понятия хВ(х) по объему, если и только если каждый элемент объема понятия хА(х) содержится в объеме понятия хВ(х), но некоторые элементы объема второго понятия хВ(х) не содержатся в объеме первого понятия хА(х). Понятие хА(х) богаче понятия хВ(х) по содержанию, если и только если из информации о том, что произвольный объект цз универсума этих понятий обладает признаком а можно с использованием знаний о взаимосвязях, имеющихся в данной предметной области, извлечь информацию о том, что он обладает также признаком в, но! из информации Q: наличии признака в у объекта нельзя извлечь информацию о том, что он обладает признаком а. Закон обратного отношения действует как для фактических, так и для логических объемов и содержаний. Date: 2015-08-15; view: 404; Нарушение авторских прав |