Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет логики
то...», «и», «или», «следовательно», «неверно..., что», «не», которые называются логическими терминами. Изучая языковой контекст, логика делает предметом своего рассмотрения логические формы — способы связи мыслей, представляющих содержание этого контекста. Для того чтобы выявить логические формы мыслей, необходимо отвлечься от значений и смысла входящих в состав высказываний нелогических дескриптивных терминов, терминов, обозначающих какой-либо предмет, свойство или отношение1. Отношение — это установление связей между характеристиками Например, в случае рассуждения «Все млекопитающие — позвоноч Несмотря на то, что при установлении логической формы <1>т смысла содержательных терминов отвлекаются, она несет в себе информацию, касающуюся этих терминов. В данном случае это информация о том, что если все предметы класса Р включены в класс М и ни один предмет клас-, са S не включен в класс М, то! ни один предмет класса S не в>|лючается! также и в класс Р. Необходимо отметить, что между мыслями существуют связи, которые зависят только от их логических форм. Такие связи между мыслями по форме, что истинность одной из мыслей обусловливает истинность другой, называются формально-логическими законами. В приведенном выше примере вместо символов-переменных 5, Р, М можно подставить любые нелогические термины таким образом, чтобы высказывания, в состав которых они включены, были истинными по смыслу, и в любом случае, при истинности исходных высказываний, получаемое высказывание будет истинным. Подобная связь между мыслями представляет, собой логический закон. Законы логики — это нормы, в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения, в противнрм случае наши выводы могут быть неверными. 1 Свойство — это признак объекта или явления, на основании которого|мы отличаем их друг от друга. Например, сравнивая дисциплины, изучаемые в инстипуте, мы можем их охарактеризовать как сложные для понимания, легкие для изучения {гуманитарные, естественные и т. д. : 6 Университетская серия Университетская серия Глава 1. Предмет логики Чтобы установить, является ли логическим законом некоторое рассуждение, необходимо произвести исследование, возможна ли такая ситуация, что при подставлении вместо символов-переменных произвольных терминов того же типа, что и эти переменные, окажется, что полученное высказывание не будет истинным при условии истинности исходных высказываний (такая ситуация называется контрпримером). Если эта ситуация невозможна, значит, связь между исходными высказываниями — это логический закон, если она возможна, значит, этой связи нет и рассуждение является неправильным. Например, имеется рассуждение: студенты — люди. Следовательно, умный студент является умным человеком. Его логическая форма: «Все S суть Р. Следовательно, все S„ суть Р„». Для него можно найтиконтр-пример: «Мыши — животные. Следовательно, крупные мыши —г крупные животные» — высказывание, которое не является истинным, значит, исходное рассуждение не является логическим законом. Необходимо учесть, что требование к рассуждению — иметь пра §3. Логика и мышление^ | ~" Будучи нормативной наукой, регулирующей интеллектуальную познавательную деятельность людей, логика включает в себя изучение важнейших элементов рационального познания.. Процесс познания осуществляется как движение от незнания к знанию, от знания поверхностного, неполного к знанию глубокому и полному, и представляет собой единство двух ступеней: чувственного познания и рационального познания, или абстрактного мышления. В чувственном познании выделяют три формы: ощущение, воспри Начальной формой познания является ощущение. Ощущение — это отражение объектов посредством органов чувств. Оно возникает и существует в процессе непосредственного контакта с объектом и дает знание об отдельных сторонах этого объекта. Восприятие представляет собой чувственно конкретный, целостный образ вещей или явлений действительности и также возникает в процессе взаимодеиствия^^бъёктаи объекта. Представление, как и восприятие, имеет наглядный' чувственно-конкретный характер, но оно является воспрой'Зве4енйё*1"в сознании ! - Университетская серия § 4. Значение логики человека целостного образа объекта, воздействовавшего на его органы Чувственное познание, тем самым, это основа рационального познания, абстрактного мышления, которое представляет собой процесс оперирования образами. Формами рационального познания выступают понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и теория. Понятие — это мысль, отражающая в обобщающей форме существенные признаки предметов и явлений действительности. Его формирование — результат сложных операций абстрагирования, аналира, синтеза данных чувственного опыта. Суждение — это мысль, в которой что-нибудь утверждается об объ Мыслительная связь нескольких истинных суждений и выведение из Гипотеза представляет собой такое знание, истинность ]или ложность которого еще предстоит (установить.-О на формулируется в поисках, выхода из проблемных ситуаций, которые появляются в связи с развитием науки, либо с осознанием ограниченности знаний. Науч пая гипотеза должна соответствовать принципам научного подхода к объяснению действительности, учитывать ранее установленные наукэй факты и законы, обладать способностью к практической экспериментальной проверке. Оправданность гипотезы прямо пропорциональна тому, насколько увеличивается число согласующихся с ней фактов в ходе ее проверки. Результатом познавательной деятельности является теория!— особая форма научного знания, в которой содержится обобщенное щ едставле-ние о существенных связях и :закономерностях некоторой об; асти действительности, выступающей в качестве объекта данной теорци. Date: 2015-08-15; view: 410; Нарушение авторских прав |