Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет логики






то...», «и», «или», «следовательно», «неверно..., что», «не», которые на­зываются логическими терминами.

Изучая языковой контекст, логика делает предметом своего рассмот­рения логические формы — способы связи мыслей, представляющих со­держание этого контекста. Для того чтобы выявить логические формы мыслей, необходимо отвлечься от значений и смысла входящих в состав высказываний нелогических дескриптивных терминов, терминов, обо­значающих какой-либо предмет, свойство или отношение1.

Отношение — это установление связей между характеристиками
двух и более объектов. Например, «старше, чем», «расположенный за»,
«стоящий между», подставив на их место символы-переменные А, В, S,
Р, М
и т. п. Каждый из символов-переменных соответствует определен­
ному термину. {

Например, в случае рассуждения «Все млекопитающие — позвоноч­
ные животные. Ни один комар не является позвоночным животным,
значит, ни один комар не является млекопитающим» при замене пере­
менными нелогических терминов рас&уждение будет иметь следующий
вид. Все Р суть М. Ни один S не суть М. Следовательно, ни один S
не суть Р. I

Несмотря на то, что при установлении логической формы <1>т смысла содержательных терминов отвлекаются, она несет в себе информацию, касающуюся этих терминов. В данном случае это информация о том, что если все предметы класса Р включены в класс М и ни один предмет клас-, са S не включен в класс М, то! ни один предмет класса S не в>|лючается! также и в класс Р.

Необходимо отметить, что между мыслями существуют связи, кото­рые зависят только от их логических форм. Такие связи между мыслями по форме, что истинность одной из мыслей обусловливает истинность другой, называются формально-логическими законами. В приведенном выше примере вместо символов-переменных 5, Р, М можно подставить любые нелогические термины таким образом, чтобы высказывания, в состав которых они включены, были истинными по смыслу, и в любом случае, при истинности исходных высказываний, получаемое высказы­вание будет истинным. Подобная связь между мыслями представляет, собой логический закон. Законы логики — это нормы, в соответствии с которыми должны осуществляться рассуждения, в противнрм случае наши выводы могут быть неверными.


1 Свойство — это признак объекта или явления, на основании которого|мы отлича­ем их друг от друга. Например, сравнивая дисциплины, изучаемые в инстипуте, мы мо­жем их охарактеризовать как сложные для понимания, легкие для изучения {гуманитар­ные, естественные и т. д.


: 6


Университетская серия


Университетская серия


Глава 1. Предмет логики

Чтобы установить, является ли логическим законом некоторое рас­суждение, необходимо произвести исследование, возможна ли такая си­туация, что при подставлении вместо символов-переменных произволь­ных терминов того же типа, что и эти переменные, окажется, что полу­ченное высказывание не будет истинным при условии истинности исходных высказываний (такая ситуация называется контрпримером). Если эта ситуация невозможна, значит, связь между исходными выска­зываниями — это логический закон, если она возможна, значит, этой связи нет и рассуждение является неправильным.

Например, имеется рассуждение: студенты — люди. Следовательно, умный студент является умным человеком. Его логическая форма: «Все S суть Р. Следовательно, все S„ суть Р„». Для него можно найтиконтр-пример: «Мыши — животные. Следовательно, крупные мыши —г круп­ные животные» — высказывание, которое не является истинным, зна­чит, исходное рассуждение не является логическим законом.

Необходимо учесть, что требование к рассуждению — иметь пра­
вильную логическую форму — является необходимым, но недостаточ­
ным условием развития научного знания. Правильный по логической
форме вывод может быть ложным по своему содержанию, если посылки
были ложными и содержание вывода не соответствует положению дел
в действительности. -*£

§3. Логика и мышление^ | ~"

Будучи нормативной наукой, регулирующей интеллектуальную по­знавательную деятельность людей, логика включает в себя изучение важнейших элементов рационального познания..

Процесс познания осуществляется как движение от незнания к зна­нию, от знания поверхностного, неполного к знанию глубокому и пол­ному, и представляет собой единство двух ступеней: чувственного позна­ния и рационального познания, или абстрактного мышления.

В чувственном познании выделяют три формы: ощущение, воспри­
ятие и представление. (


Начальной формой познания является ощущение. Ощущение — это отражение объектов посредством органов чувств. Оно возникает и суще­ствует в процессе непосредственного контакта с объектом и дает знание об отдельных сторонах этого объекта. Восприятие представляет собой чувственно конкретный, целостный образ вещей или явлений действи­тельности и также возникает в процессе взаимодеиствия^^бъёктаи объ­екта. Представление, как и восприятие, имеет наглядный' чувственно-конкретный характер, но оно является воспрой'Зве4енйё*1"в сознании

 

! -

Университетская серия


§ 4. Значение логики

человека целостного образа объекта, воздействовавшего на его органы
чувств в прошлом. Будучи вследствие этого менее четким, чем воспри­
ятие, представление становится основой для обобщения, выделения по­
вторяющегося в предметах, абстрагирования.:

Чувственное познание, тем самым, это основа рационального по­знания, абстрактного мышления, которое представляет собой процесс оперирования образами. Формами рационального познания выступают понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и теория.

Понятие — это мысль, отражающая в обобщающей форме сущест­венные признаки предметов и явлений действительности. Его формиро­вание — результат сложных операций абстрагирования, аналира, синте­за данных чувственного опыта.

Суждение — это мысль, в которой что-нибудь утверждается об объ­
екте, ему приписывается наличие или отсутствие некоторых свойств.
Например: дождь не идет, роза красная, ученик читает. j

Мыслительная связь нескольких истинных суждений и выведение из
нее определенного итога в форме нового суждения о предмета^, явлени­
ях, процессах называется умозаключением. Иными словами, Умозаклю­
чение
-- логическая форма получения знания, заключающаяся^ в движе­
нии мысли от определенных исходных данных к новому знанию, скла­
дывающемуся на основе этих данных.,

Гипотеза представляет собой такое знание, истинность ]или лож­ность которого еще предстоит (установить.-О на формулируется в поисках, выхода из проблемных ситуаций, которые появляются в связи с разви­тием науки, либо с осознанием ограниченности знаний. Науч пая гипо­теза должна соответствовать принципам научного подхода к объясне­нию действительности, учитывать ранее установленные наукэй факты и законы, обладать способностью к практической экспериментальной проверке. Оправданность гипотезы прямо пропорциональна тому, на­сколько увеличивается число согласующихся с ней фактов в ходе ее проверки.

Результатом познавательной деятельности является теория!— особая форма научного знания, в которой содержится обобщенное щ едставле-ние о существенных связях и :закономерностях некоторой об; асти дей­ствительности, выступающей в качестве объекта данной теорци.







Date: 2015-08-15; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию