Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация упражнений





В основу классификации упражнений на бревне положена спе­цифика действий, направленных на сохранение равновесия тела при выполнении разнообразных элементов на повышенной и ограничен­ной площади опоры. Классификация позволяет лучше представить все многообразие форм и характера движений, определить глав­ные требования, предъявляемые к технике их исполнения, и пост­роить последовательную систему обучения и тренировки.

Все упражнения подразделяются на две группы: упражнения на месте и с переменой места опоры. Каждая из них состоит из двух подгрупп, отличающихся наличием или отсутствием вращения тела вокруг вертикальной и горизонтальной осей.

Подгруппы содержат, в свою очередь, разновидности, учитываю­щие перемещение о. ц. т. по вертикали, и, наконец, упражнения, сходные по характеру опоры и структуре, объединяются в отдель­ные группы элементов (см. классификационную таблицу).

В первую из подгрупп упражнений, выполняемых на месте, вхо­дят равновесия «классического» типа, не связанные с решением других двигательных задач. Это упоры, равновесия, стойки, мосты,

шпагаты.

Разновидность данной подгруппы составляют упражнения, ус­ложненные движением звеньев тела, а также стойки на руках (си­лой и махом) и перемахи.

Вторая подгруппа упражнений на месте представлена поворо­тами, относящимися к наиболее трудным элементам. При их вы­полнении площадь опоры имеет наименьшую, сравнительно с дру­гими элементами, величину, причем опора носит «скользящий» характер. Степень трудности поворотов определяется величиной пло­щади опоры, углом поворота и необычностью позы. Повороты с дополнительным движением частями тела, приводящим к перемеще­нию о. ц. т. по вертикали, составляют отдельную разновидность, пока еще мало используемую гимнастками.

К упражнениям с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси относятся многочисленные способы передви-


               
 
   
     
 
 
 
   

жений (в том числе с поворотами), а также связующие элементы, служащие для смены положений тела на бревне вставанием, опус­канием, перемахом и т. д. В первую разновидность подгруппы вхо­дят упражнения без фазы полета, во вторую — имеющие ее: бег, прыжки и др.

Кувырки, повороты, сальто и другие акробатические элементы образуют разновидности упражнений с переменой места опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси. Так же как и в первой под­группе, разновидности отличаются одна от другой наличием или отсутствием фазы полета. Как правило, акробатические элементы с фазой полета — наиболее трудные и рискованные упражнения.

Вскоки и соскоки принадлежат к различным классификацион­ным группам элементов. Например, вскок в упор присев на правой, левую в сторону или вскок в шпагат продольно относятся к упраж­нениям, выполняемым на месте без вращения и перемещения о. ц. т. по вертикали; вскок в присед кувырком вперед (из стойки попе­рек) — к упражнениям с переменой места опоры и вращением без фазы полета и т. д.

Нередко различные элементы на бревне, в том числе и вскоки, могут иметь признаки, характерные одновременно для разных клас­сификационных групп. Например, перекидной прыжок в равнове­сие содержит прыжок, поворот и равновесие, а переворот назад (фляк) в перекат включает детали техники акробатических эле­ментов и упражнений на месте без вращения с перемещением о. ц. т. ■по вертикали.

Основы техники упражнений

Техника упражнений на бревне обусловлена конструктивными особенностями снаряда. В связи с узкой опорной поверхностью (10 см) степень устойчивости тела на бревне в среднем в 3—4 раза меньше, чем на полу, а возможность отклонений в сторону от на­правления движения исключена. Не разрешается прибегать и к ба­лансирующим движениям частями тела для сохранения и восста­новления равновесия. Поэтому при определении техники упражне­ний на бревне надо исходить из биомеханических закономернос­тей сохранения равновесия тела, избирая такие способы исполне­ния упражнений, при которых надежность сохранения равновесия была бы достаточно высокой.

Из курса анатомии известно, что силы тяжести отдельных час­тей тела образуют моменты вращения — опрокидывающие момен­ты относительно осей нижележащих суставов, которые уравнове­шиваются напряжением соответствующих групп мышц. Без актив­ной мышечной деятельности равновесие как отдельных звеньев, так и.всего тела сохранять невозможно.

Увеличение наклона головы или туловища (при плохой осанке) приводит к удалению линии тяжести (вертикали, проходящей че­рез центр тяжести) от оси вращения и к увеличению опрокидываю­щих моментов, а следовательно, к дополнительному напряжению


мышц, противодействующих изменению принятой позы. Это за­трудняет сохранение равновесия и может явиться причиной его на­рушения. Поэтому вопрос о том, как должны располагаться звенья тела по отношению друг к другу в той или иной позе, — один из важнейших при определении рациональной техники упражнений на бревне.

Наиболее целесообразное с точки зрения экономичности позы и большей устойчивости тела взаиморасположение его звеньев в тот или иной момент движения называется рациональной осанкой.

Устойчивость тела зависит и от того, в каком направлении при исполнении различных элементов на бревне совершаются движения конечностями. При выполнении несимметричных движений рука­ми или ногой в сторону от вертикальной плоскости смещается ли­ния тяжести к краю опоры и ухудшаются условия сохранения рав­новесия. Поэтому все звенья тела должны двигаться точно по тра­екториям, обеспечивающим наиболее выгодное положение о. ц. т. над бревном.

Таким образом, упражнения на бревне необходимо выполнять очень точно, сохраняя при этом рациональную осанку.

Требования к рациональной технике согласуются с общеприня­тыми представлениями о гимнастическом стиле исполнения упраж­нений, не допускающем дополнительных движений для сохранения равновесия тела. Из общих основ техники упражнений на бревне вытекает ряд частных требований к технике исполнения элементов различных классификационных групп.

В основе выполнения упражнений на месте без вращения вокруг вертикальной оси лежит сохранение статически наиболее устойчи­вого выпрямленного и «закрепленного» положения тела (рацио­нальная осанка), которое достигается напряжением мышц опорной ноги и туловища. Сохранение равновесия должно обеспечиваться движениями в суставах, ближайших к опоре (голеностопных или лучезапястных). Балансирующее движение туловищем или руками считается ошибкой и приводит к снижению оценки. Выполнение этих движений после прыжков или поворотов усложняет сохране­ние равновесия, так как увеличивает опрокидывающие моменты (и тем в больших размерах, чем выше скорость движения). Поэ-

тому особое значение для устойчиво­сти в таких элементах имеет свое­временность тормозящих усилий. Для этого опора должна носить сто­порящий характер и начинаться до того, как линия тяжести тела при­близится к площади опоры (рис. 201). Приземляться надо с носка на всю стопу, слегка сгибая ногу и сдер­живая движение туловища вперед. При выполнении движений рука­ми или другими частями тела не сле-


дует расслаблять мышцы туловища и нарушать рациональную осанку. Несоблюдение этого правила может неожиданно привести к потере равновесия.

В основе техники поворотов лежит навык сохранения устойчи­вого положения, в котором должен выполняться поворот. Сохране­ние равновесия при поворотах базируется на тех же принципах, что ив упражнениях без вращения, но еще больше зависит от навыка рациональной осанки, позволяющей удерживать при вращении вы­прямленное положение тела и головы. Для лучшей устойчивости необходимо сосредоточить взгляд в начале и в конце поворота на точках, играющих роль ориентиров, и концентрировать внимание на мышечных ощущениях, соответствующих положению выпрям­ленного туловища.

Мах для создания вращения выполняется руками и свободной ногой при закрепленном положении туловища. При поворотах в различные равновесия подготовку к ним нужно начинать заранее, чтобы конец вращения совпадал с выполнением нужной позы.

В упражнениях с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси рациональная осанка играет не меньшую роль, чем в упражнениях на месте. Выпрямленное положение тела дости­гается умеренным напряжением мышц туловища и ног на протяже­нии выполнения всего упражнения. Следя за бревном, нельзя опус­кать голову на грудь, так как положение головы в известной сте­пени обусловливает положение всего тела.

Для обеспечения устойчивости в переднезаднем направлении передвижения, особенно с фазой полета, следует выполнять так, чтобы неопорные части тела отставали в движениях от опорных, то есть линия тяжести тела при постановке ног должна находиться возможно дальше от переднего края площади опоры. Это позволит своевременно затормозить движение вперед. В момент опоры необ­ходимо избегать «проваливания» в тазобедренных суставах. Ставя стопу во всех элементах, носок следует разворачивать наружу так, чтобы мизинец соприкасался с ребром бревна. При этом увеличива­ется устойчивость во фронтальной плоскости и улучшается «чувст­во бревна».

Устойчивость в боковых направлениях взаимосвязана с точнос­тью всех движений. Отклонение звеньев тела от вертикальной плоскости бревна, неточные направления отталкивания смещают линию тяжести к краю опоры и снижают устойчивость.

Сохранение равновесия при исполнении акробатических упраж­нений также в значительной степени зависит от точности действий. Часто гимнастка не видит исполняемых ею движений ногами (в пе­реворотах в сторону, в перекидках), и траектории их при недоста­точной точности значительно искажаются. Это приводит к наруше­нию устойчивости, равно как и малейшие отклонения от движения по прямой при кувырках.

Высокая точность движений необходима и для безопасности исполнения наиболее сложных элементов на бревне (например, сальто, переворотов назад), в которых невозможен зрительный кон-


троль за бревном. Для лучшей устойчивости в боковых направлени­ях важно равномерно распределять усилия на опорные звенья и обе стороны тела. В переворотах в.сторону, перекидках переходы через стойку на руках нужно делать полностью разгибая руки в плече­вых суставах и не расслабляя мышц туловища, так как движение по инерции в конце этих элементов при расслаблении мышц, как правило, приводит к нарушению равновесия.

Выход линии тяжести тела за границы опоры в направлении • движения возможен лишь после того, как будет создана новая опо-

ра/то есть подставлены руки, ноги или голова (например, в перевороте, рис. 202). Ноги ставятся так же, как и в упражнениях без вращения, с развер­нутыми наружу носками.

Чтобы правильно определить тех­нику исполнения того или иного эле­мента, нужно прежде всего найти ему место в классификационной таблице, установив последовательно принад­лежность его к группе, подгруппе и ее разновидности. Общие закономерности сохранения равновесия, присущие всем элементам данной разновидности, еле-

дует дополнить и конкретизировать с учетом специфики двигатель­ной структуры данного элемента. Например, из упора углом ноги врозь вне продольно силой согнувшись стойка на руках. Определя­ем, что элемент относится к группе упражнений, выполняемых на месте, к подгруппе упражнений без вращения вокруг вертикальной оси и к разновидности упражнений с перемещением о.ц.т. по верти­кали. Важнейшим условием сохранения равновесия тела при испол­нении элементов данной группы является удержание о.ц.т. над пло­щадью опоры. Значит, стойку на руках нужно делать так, чтобы ноги, поднимаясь вверх, находились в плоскости бревна. Для этого следует поднять сначала таз и лишь потом ноги, разводя их широко в стороны.

Date: 2015-08-07; view: 1332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию