Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности методики обучения и тренировки





Выше говорилось, что наиболее характерными признаками ра­циональной техники упражнений на бревне являются правильное взаиморасположение звеньев тела (рациональная осанка) и высо­кая точность движений. Овладение ими и должно лежать в основе всей подготовки гимнасток к выполнению упражнений на данном снаряде.

При формировании осанки следует создать у гимнасток мышеч­ные ощущения правильной позы. Чтобы лучше «прочувствовать» позу, целесообразно специально нарушать рациональную осанку, а затем восстанавливать, сопоставляя ощущения, получаемые в разных положениях тела. С той же целью рекомендуется сохранять равновесие в позах с закрытыми глазами. В данном случае обостря-


ется мышечная и тактильная чувствительность и ускоряется про­цесс обучения. После появления правильных ощущений надо увели­чивать трудность сохранения равновесия, вначале изменяя исход­ные положения рук и выполняя движения звеньями тела, затем усложняя способы исполнения позы (после прыжка, поворота).

Мало пока используется эффективный метод обучения рацио­нальной осанки — сохранение равновесия на месте и в движении после многократного вращения тела (на фоне раздражения вести-* булярного аппарата).

При обучении поворотам нужно не только формировать навык сохранения равновесия в позе, соответствующей положению тела при повороте, но и учить «входить» в нее (позу) в начале движения. Движения конечностями и туловищем, необходимые для создания вращения, не должны приводить к расслаблению мышц, фиксиру­ющих положение звеньев тела, и к нарушению равновесия. Для со­вершенствования устойчивости заканчивать поворот следует оста­новкой в позе поворота без дополнительной опоры.

Однако положение тела при исполнении упражнений не остает­ся постоянным. Изменяются ориентация его в пространстве, сустав­ные углы и соответственно уровень напряжения и длина мышечных волокон. Исключение составляют упражнения на месте без пере­мещения о. ц. т., к которым относятся позы (равновесия, стойки, мосты, шпагаты) и повороты в разных исходных положениях. По­этому при изучении упражнений нужно формировать рациональную осанку не в одном, а во многих положениях тела, которые прини­мает гимнастка, выполняя тот или иной элемент.

Наибольшее разнообразие быстро меняющихся положений тела наблюдается при исполнении акробатических элементов (упражне­ний с переменой опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси). В первую очередь надо осваивать вертикальные положения тела, а затем наклонные, в которых о. ц. т. находится еще над площадью опоры. Например, при перекидке назад вначале осваиваются ко­нечная поза и стойка на руках, затем наклонные положения тела вперед и назад. При изучении переворота в сторону —сначала стойка на руках и стойки на одной руке, а потом переход с одной руки на две и с двух — на другую руку.

Целесообразно проделывать элементы по частям, т. е. от одной позы к другой, заостряя внимание занимающихся на динамике мы­шечных ощущений. Приход в переворотах на одну ногу нужно обя­зательно фиксировать, совершенствуя устойчивость, иначе будет трудно добиться слитности исполнения элементов в соединении.

Обучение различным способам передвижения также начинается с освоения позы, исключающей расслабление мышц туловища и ног, особенно в одноопорных фазах движения. При этом необходимо до­биваться правильного положения головы, что не только повышает зрелищность упражнения, но и улучшает устойчивость гимнастки на бревне.

С целью развития пространственных дифференцировок и воспи­тания точности движений желательно в план занятии (прежде все-


го для начинающих) включать упражнения, развивающие способ­ность занимающихся оценивать положение звеньев тела, направле­ние движения, высоту и дальность прыжка, величину мышечных усилий. Например:

1. И. п. — основная стойка. Поднять руки в стороны, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. То же, но за­крыть глаза до поднимания рук. То же, поднимая руки вверх-впе­ред, вверх-наружу, вперед-наружу и т. д.

2. Те же упражнения в других и. п.: в стойке ноги врозь, правая впереди, в седе, лежа на спине и др.

3. И. п. — руки на поясе. Поднять правую ногу вперед-наружу, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. То же, но закрыть глаза до поднимания ноги. То же, поднимая ногу назад, вперед, в сторону, назад-наружу и т. д.

4. Те же упражнения в других и. п.: в седе, в упоре на коленях, лежа на спине и др.

5. И. п. — руки в стороны, закрыть глаза. Махом правой вперед коснуться предмета, подвешенного на веревке (малый мяч, мешочек с песком). То же, но стоя боком к предмету, вполоборота, лежа на спине.


6. С закрытыми глазами передвижение шагом, прыжками и дру­гими способами по начерченной мелом линии.

7. Прыжки на полу по точкам, определяющим размер и направ­ление прыжка.

8. Прыжок шагом на указанное тренером расстояние. Закрыть глаза и повторить прыжок на то же расстояние.

Также рекомендуется выполнять с закрытыми глазами различ­ные передвижения, прыжки в глубину, повороты на 180 и 360° и дру­гие упражнения на полу и низком бревне. Занимающиеся могут са­ми контролировать точность движений, проверяя величину и на­правление отклонений от прямой линии.

Одним из факторов, затрудняющих процесс обучения упражне­ниям на бревне, является защитная реакция организма, возникаю­щая в связи с возможностью падения. Поэтому очень важно в ходе занятий воспитывать у занимающихся уверенность в безопасности выполнения упражнений и умение преодолевать защитные рефлек­сы. Решению этой задачи содействует рациональная последователь­ность изучения упражнений, отвечающая требованиям перехода от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Как правило, новые упражнения нужно изучать на полу и лишь потом исполнять на снаряде, постепенно увеличивая его высоту. Чтобы занимающиеся привыкли к высоте, целесообразно применять на бревне упражнения общеразвивающего типа, выполняемые под счет или музыкальный аккомпанемент. Нужно добиваться макси­мальной плотности занятий, используя поточный и групповой мето­ды исполнения упражнений с начинающими гимнастками. На заня­тиях с разрядницами целесообразно устанавливать дополнительные снаряды.


 




Устранению «боязни» бревна способствуют систематические за­нятия на узком буме и тросе, после которых обычное бревно кажет­ся достаточно широким и удобным.

Особое внимание следует уделять правильной страховке. Чем ближе сустав к опоре, тем большую роль он играет в регуляции дан­ной позы, поэтому поддерживать гимнасток нужно по возможности за наиболее отдаленные от снаряда части тела (например, в стойке на руках — за бедра). При поддержке в стойке на ногах или на од­ной ноге можно подать гимнастке свободный конец палки. Однако подобная помощь должна быть кратковременной. В отдельных слу­чаях рекомендуется применять подставки: мостик, скамью, горку матов и другие устойчивые предметы, с которых удобно оказывать помощь.

Начальная подготовка. Учебный материал для начинающих дол­жен содержать сравнительно знакомые и привычные (естественные) положения тела и его движения. К ним можно отнести: стойки (на двух ногах или одной, другую назад, вперед, в сторону); то же на колене (коленях); упоры (на колене или коленях с опорой на две руки или на одну) присев на двух ногах и на одной; приседы; седы; положения лежа (на спине, на груди, на спине согнувшись, с захва­том бревна, без захвата); ходьбу (обычную, на носках, на пятках, сгибая ноги вперед, приставными шагами, с остановками на носке, спиной и боком вперед, с поворотами, переступанием); танцеваль- -ные шаги*(вальс, русский шаг и др.); бег (на носках мелким шагом, прыжками с ноги на ногу); прыжки (с двух на две, на одну, в упор присев на месте и с продвижением вперед; с поворотами на 45 и 90°; шагом); повороты (на 90 и 180°, на двух ногах, в приседе, приседая и вставая; на 180 и 360° из положения стойки продольно ноги скрестно).


Начинать изучение упражнений нужно с наиболее простых вари­антов исполнения, при неподвижном положении рук. Далее следу­ет менять исходные положения рук, усложняя задачу сохранения равновесия, и сочетать исполнение упражнений с движением звень­ями тела. Амплитуду и скорость движений, высоту и дальность по­лета (в прыжках), а также высоту снаряда нужно увеличивать по­степенно, по мере того как появляется легкость и непринужденность выполнения упражнений. Изученные элементы следует объединять в связки и комбинации для дальнейшего совершенствования ампли­туды движения, легкости и динамичности выполнения.

Последовательность разучивания стоек и дру­гих упражнений на месте без вращения:

1. Выполнить простейший вариант упражнения на полу; испра­вить ошибки в осанке и положениях звеньев тела. Сохранить позу в течение 5—10 сек.

2. Изменить и. п. рук, ног. Проверить позу. То же на низком бревне (скамейке). То же на обычном бревне.

3. Соединить данное упражнение с изученным ранее. Выполнить сначала на низком, а затем на обычном бровне.

Последовательность разучивания поворотов:


 

1. Принять на полу положения: исходное, конечное, позу поворо­та— и сохранить равновесие в них в течение 5—10 сек. Исправить ошибки в положении туловища и головы. То же на бревне.

2. Освоить поворот в медленном темпе на полу, сохраняя в кон­це положение на носках. То же на бревне.

3. Выполнить поворот на бревне в среднем и быстром темпе.

4. Соединить поворот с движением руками.

Последовательность разучивания передвиже­ний:

1. Выполнить упражнения на полу с хорошей осанкой. Уточнить положение головы, стоп, рук.

2. То же, но по прямой линии. То же на низком и обычном брев­не.

3. То же с движением руками.

В качестве вскоков можно использовать простейшие элементы, исполняемые с места или с разбега на конце или в середине брев­на: в упор; то же одну в сторону на носок; в упор на коленях и на одном колене; в сед ноги врозь (на конце бревна), на бедре.

Разучивать вскоки нужно сначала на коне с ручками и без ручек и только после уверенного и самостоятельного исполнения на этих снарядах приступать к выполнению их на бревне.

При выполнении соскоков в период начальной подготовки у за­нимающихся воспитываются ориентировка в пространстве и навыки сохранения равновесия. Однако положительное влияние их сказы­вается лишь при достаточно высокой требовательности педагога к качеству исполнения.

Последовательность разучивания соскоков:

Из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади; из упора ноги врозь с перемахом ноги с поворотами и без поворотов; из упора сза­ди махом вперед; из упора на одном колене прогнувшись; то же из упора присев на одной; толчком ног прогнувшись; то же с поворота­ми на 90, 180° и более; согнув ноги назад; ноги врозь, согнувшись


и др.

Период спортивного совершенствования. Изучение основных уп­ражнений на бревне связано с дальнейшим совершенствованием на­выка рациональной осанки и пространственной точности движений. Поэтому гимнасткам старших разрядов кроме упражнений, указан­ных в разделе «Особенности методики обучения и тренировки», сле­дует исполнять с закрытыми глазами кувырки, перевороты и другие акробатические элементы на полу, гимнастической скамейке и низ­ком бревне.

Трудность многих упражнений в равновесии обусловлена не столько координационной сложностью элементов, сколько степенью устойчивости тела при их исполнении. В связи с этим целесообразно специально заниматься формированием навыков сохранения равно­весия в малоустойчивых положениях, тренируясь на снарядах более узких, например на низком буме 3—5 см шириной, на туго натяну­том тросе, на подставках-столбиках для отработки поз (рис. 203, 204).


 




Для облегчения задачи воспитания рациональной осанки реко­мендуется на первых этапах обучения каждому новому элементу на узком буме или тросе пользоваться веером, балансируя руками.

Указанные упражнения необходимо проделывать систематиче­ски, так как перерывы в занятиях не позволяют достичь стабильных результатов и отрицательно влияют на качество подготовки.

Результат выполнения произвольных комбинаций на бревне за­висит в значительной степени от их композиции. Требования к ней обусловлены правилами соревнований, отступление от которых на­казывается снижением оценки. Одним из таких требований является разнообразие элементов. Гимнастка должна полностью раскрыть в комбинации свои двигательные возможности, продемонстрировать высокий уровень развития физических качеств, способность коорди­нировать сложные движения и сохранять устойчивость в трудней­ших условиях опоры, проявить в действиях смелость и уверенность.

Разнообразие упражнений достигается изменением не только формы и содержания движений, но и ритма их исполнения. Медлен­ные и плавные движения большой амплитуды должны с помощью оригинальных переходов органически переплетаться с темперамент­ными прыжками и поворотами, выполненными в быстром темпе.

Преобладание в комбинации элементов, односторонне характе­ризующих двигательную подготовленность гимнастки, свидетельст­вует о недостатках в постановке учебно-тренировочного процесса.

Весьма важное требование к композиции — слитность и целост­ность исполнения произвольных упражнений. Каждый элемент, не­зависимо от структуры и принадлежности к той или другой класси­фикационной группе, должен быть выполнен слитно с предыдущим и последующим элементами, в одинаковых либо разных ритме и темпе.

В каждом занятии достаточное время следует отводить специ­альной физической подготовке занимающихся, которая должна осу­ществляться с учетом важности укрепления и развития мышц ног и туловища и увеличения подвижности в тазобедренных суставах и позвоночнике. Это ускорит овладение равновесием тела в необыч­ных позах, позволит разнообразить упражнения новыми зрелищны­ми и оригинальными элементами.








Date: 2015-08-07; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию