Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция вольных упражнений





Композиция вольных упражнений — это творческий процесс их составления. Композиция зависит: а) от правил соревнований, тре­бующих включать в вольные упражнения элементы и соединения определенной трудности; б) от закономерностей, основанных на учете эмоционального воздействия на судей и зрителей, оцениваю­щих упражнения; в) от уровня подготовленности гимнаста; г) от тенденций в развитии гимнастики. О композиции также говорят при оценке конкретных вольных упражнений («хорошая», «пло­хая», «оригинальная»,«стандартная» композиция).

Правилами соревнований предусмотрен минимум трудных эле­ментов и соединений, соответствующих программе спортивного раз­ряда. Кроме того, в правилах имеются указания о включении в упражнения элементов, требующих проявления определенных ка­честв (гибкости, прыгучести, равновесия, «мягкости» движений и т. п.), об ограничении времени исполнения и количества пауз. При передвижении во время исполнения вольных упражнений реко­мендуется использовать всю площадку.

Композиция должна быть оригинальной. Поэтому, учитывая требования правил соревнований и общее направление развития гимнастики, надо в составленном упражнении показать индивиду­альные особенности каждого гимнаста, чтобы можно было отли­чить одного исполнителя от другого. Неограниченная возможность сочетания разнообразных элементов позволяет составлять упраж­нения любой сложности и композиции. Большое значение в компо­зиции имеет противопоставление темповых, динамических элемен­тов статическим позам, движений мягких, с проявлением большой гибкости — силовым элементам. Вот почему с точки зрения компо­зиции иногда включение менее трудных элементов эффектнее, чем простое суммирование трудных элементов.

Особенности восприятия, вольных упражнений, их зрелищность основаны на определенных закономерностях композиции. Это: един­ство, контрастность, нарастание.

Закон единства в композиции предусматривает це­лостность всего комплекса, имеющего начало, середину и финал, соподчинение отдельных его частей единому замыслу, одному сти­лю. Композиция упражнения зависит также от музыкального про­изведения, связывающего все движения воедино, придающего воль­ным упражнениям определенный характер.

Закон контраста основан на усилении впечатления за


 



10—699 289


счет резкой смены одних движений другими, отличающимися по амплитуде, направлению, скорости и степени мышечного напряже­ния. К примеру, завершение быстрых акробатических прыжков рез­кой остановкой подчеркнет их динамичность. Контрастны быстрые и медленные движения, резкие и плавные, высокие положения и низкие, передвижения вправо и влево и т. п.

Закон нарастания (в некоторых случаях затухания) ос­нован на усилении впечатления путем постепенного, последователь­ного увеличения (уменьшения) амплитуды движений, степени мы­шечного напряжения, скорости движений. Наращивание темпа движений к финалу, последовательное выполнение все более ори­гинальных и трудных элементов к концу упражнения оставляет особенно сильное впечатление у судей и зрителей.

Немаловажное значение в композиции имеет направление пере­мещений по площадке, определение наиболее выигрышного ракурса для демонстрации тех или иных элементов. Ракурс можно изменить поворотом. К примеру, акробатические упражнения, шпагат, стойку на руках, равновесие лучше показывать боком к основному направ­лению; фронтальное равновесие — лицом.

При составлении вольных упражнений рекомендуется пользо­ваться схемами композиции, предусматривающими определенную последовательность в чередовании элементов разных групп.

Наиболее типичны такие схемы, используемые в практике: а) прыжок (или акробатический элемент, соединение) —поворот-падение — перемах ногами — вставание — прыжок (акробатичес­кий); б) падение — перемах ногами — статическое положение — силовой элемент — прыжок; в) поворот — равновесие — элемент на гибкость — прыжок. В схемы женских вольных упражнений, по­мимо того, часто включаются танцевальные шаги, пробежки. По­добные схемы облегчают составление упражнений.

Так, по схеме «а» гимнастам младших разрядов можно предло­жить такое соединение элементов:

1. Шагом левой и махом правой перекидной прыжок с последу­ющим поворотом кругом.

2. Шагом левой и махом правой вперед поворот кругом и паде­ние в упор лежа на согнутых руках, правая назад, выпрямляя ру­ки, упор лежа.

3. Перемах правой с поворотом налево в стойку ноги врозь, ру­ки в стороны.

4. Кувырок вперед в упор присев и встать.


5. Переворот вперед с разбега.

Подбирая разные элементы из программы данного разряда по одним и тем же схемам, можно составить различные варианты уп­ражнений.

Процесс составления вольных упражнений подразделяется на этапы:

1. Определение характера вольных упражнений с учетом инди­видуальных особенностей исполнителя и уровня его подготовленно­сти. Подбор музыкального произведения.


 

2. Выбор схемы (двух-трех) для составления основы упражне­ний.

3. Подбор конкретных элементов, доступных гимнасту, удовлет­воряющих требованиям правил соревнований, и распределение их по схеме. Определение порядка чередования схем.

4. Соединение элементов связующими элементами в единый комплекс.

Чтобы лучше запомнить вольные упражнения, рекомендуется нарисовать схему перемещений по площадке, обозначив стрелками направление, а цифрами — исполняемые элементы (рис. 147).

Особенности составления воль­ных упражнений для мужчин, жен­щин, детей в том, чтобы одним под­черкнуть силу, ловкость и атлетизм, другим — мягкость и грациозность, третьим — задор, игривость.

В акробатических упражнениях трудно выделить «мужские» и «жен­ские» прыжки, но в других группах элементов есть такие движения. На­пример, перемахи ногами в упоре лежа, падения, стойки на руках, как правило, включаются только в воль­ные упражнения мужчин. Особую специфичность, характерность, рит­мичность и законченность вольным упражнениям придают связующие элементы.

В вольные упражнения женщин включаются танцевальные элемен-

ты, пробежки. Это обычно стилизованные движения переменного шага, польки, галопа, мазурки, русской пляски и др. Чтобы придать упражнениям танцевальный характер, не обязательно включать классические па из этих танцев. Достаточно использовать даже от­дельные движения головой, руками или ногами. В сочетании с му­зыкой эти «штрихи» придают упражнениям нужный колорит.

Вольные упражнения для детей должны быть сюжетными, иг­ровыми. Это упражнения типа пионерской зарядки, четкие, акцен­тированные, с имитационными движениями из различных видов спорта. Для показательных выступлений на школьных праздниках можно составлять упражнения с палками, флажками, мячами и другими предметами. Девочкам рекомендуется составлять упраж­нения танцевального характера.







Date: 2015-08-07; view: 510; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию