Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура маховых гимнастических упражнений
Как видно из предыдущего изложения, маховые гимнастические упражнения представляют собой сложные двигательные действия, распадающиеся на ряд характерных фаз. Рассмотрим в качестве примера упоминавшийся выше соскок махом вперед с перекладины (см. рис. 145) и выделим в нем по-фазно наиболее существенные действия, протекающие одновременно и последовательно. 1-я фаза: начиная мах вперед-книзу, гимнаст выпрямляется в плечевых и тазобедренных суставах и оттягивается от опоры (/). 2-я фаза: по ходу спада гимнаст слегка сгибается в тазобедренных суставах (кадры 1 — 2). 3-я фаза: расслабляя мышцы живота, гимнаст умеренно прогибается и подготавливается к броску ногами вперед-кверху (кадры 2 — 4). 4-я фаза: совершая бросковое дви» жение ногами вперед-вверх, гимнаст сгибается в тазобедренных суставах (кадры 4 —7). 5-я фаза: вслед за бросковым движением ногами гимнаст резко разгибается, опуская стопы, и делает мощный рывок грудью вверх (кадры 7— 9). 6-я ф а з а: немедленно после рывка грудью спортсмен отталкивается от перекладины и, быстро сгибаясь, взлетает вверх-вперед (кадры 9—11). 7-я фаза: в высшей точке полета гимнаст максимально сгибается, а затем четко разгибается (кадры 11 — 12). 8-я фаза: посылая ноги и плечи несколько вперед, гимнаст готовится к приземлению (кадры 12 — 13). 9-я фаза: спортсмен приземляется на пружиняще выставленные вперед ноги {13). Как видно из описания, даже это относительно простое упражнение представляет собой цепь взаимосвязанных действий как на опоре, так и в полете. При этом действия каждой описанной фазы играют в движении определенную роль. В соответствии с этим всякое маховое упражнение принято условно подразделять на три стадии действий, описанные ниже (Н. Курьеров). —~ Подготовительные действия связаны с началом упражнения. В ходе их исполнения гимнаст принимает наиболее рациональное положение тела на. снаряде, набирает, если это необходимо, нужный мах, а также предпринимает ряд специальных действий, нужных для подготовки к следующей, основной, стадии упражнения. В приведенном выше соскоке махом вперед подготовительные действия охватывают 1,2 и 3-ю фазы упражнения. В это время гимнаст не только набирает при движении вниз нужную скорость движения, но и заставляет звенья своего тела — в первую очередь ту- ловище и особенно ноги — двигаться так, чтобы к моменту исполнения главного, броскового маха вперед-кверху они находились в самом выгодном положении. Так, во 2-й фазе подготовительных действий спортсмен несколько сгибается в тазобедренных суставах, чтобы принять положение, наиболее удобное для последующего разгибания тела. А разгибание (3-я фаза), в свою очередь, подготавливает следующее за ним бросковое движение ногами. Важно отметить, что во время таких последовательных сгибаний и разгибаний тела мышцы спины и брюшного пресса периодически натягиваются и сокращаются, что имеет большое значение для эффективности их работы. В частности, наиболее важным результатом действий 3-й фазы, а следовательно, и подготовительной стадии в целом в нашем примере является то, что мышцы передней поверхности тела натягиваются, благодаря чему хорошо подготавливается ускоренное бросковое движение ногами в следующей фазе упражнения, относящейся уже к основным действиям. Принципиально такую же роль играют подготовительные действия и в других гимнастических движениях. При этом внешняя форма и сложность действий подготовительной стадии могут быть различными, но смысл их остается всегда сходным. Так, в подъеме разгибом на кольцах (рис. 185) подготовительные действия состоят из одной фазы — акцентированного сгибания тела в тазобедренных суставах, после которого следует главное разгибание, обеспечивающее подъем. Смысл подготовительных действий здесь состоит в том, чтобы привести звенья тела в наиболее выгодное положение по отношению друг к другу, натянуть мышцы спины, которые должны активно работать в следующей фазе упражнения, а также определить общий ритм и темп действий при исполнении подъема.. Подготовительные действия маховых- упражнений — важная стадия, от которой в значительной мере зависит качество исполнения того или иного элемента. Это необходимо учитывать в ходе учебно-тренировочного процесса. Основные действия маховых упражнений — самая важная, решающая их стадия, от которой зависит не только точность, рациональность движения, но и возможность его исполнения. Если описанные действия недостаточно четки или вообще не удались гимнасту, то не получается и упражнение в целом. Поэтому действия основной стадии маховых движений называются также их технической основой (М. Укран). Техническая основа упражнений на снарядах, как правило, включает в себя несколько фаз действий. В описанном выше соскоке махом вперед их три (4,5 и 6-я). Как видно из описания, данные действия приходятся на самый ответственный и активный этап упражнения; звенья тела гимнаста в это время.двигаются с наибольшими скоростями, для чего спортсмен прилагает значительные усилия, сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах. Такая повышенная мощность действий — характерный признак основной стадии упражнений.
Главное назначение основных действий упражнения — сообщить телу гимнаста вращение определенного характера, заставить его перемещаться относительно снаряда нужным образом. Например, когда делается соскок махом вперед, спортсмен в основной стадии упражнения вначале (вращаясь назад) поднимается вверх и вперед (4-я и начало 5-й фаз); от этого действия зависит высота движения тела во время вылета, а значит, и качество соскока. Однако данных действий здесь недостаточно: если бы гимнаст в середине 5-й фазы вдруг отпустил перекладину, то его тело, продолжая вращаться назад, перевернулось бы через голову и вместо предполагавшегося соскока махом вперед получилось бы движение типа сальто назад. Следовательно; чтобы сделать это упражнение так, как оно было задумано, нельзя переходить в соскок преждевременно, необходимо выполнить действия 5-й и 6-й фаз. Если это условие соблюдается, то за счет мощного разгибания тела и его последующего сгибания гимнаст гасит первоначальное вращение назад и начинает поворачиваться в противоположную сторону — вперед, то есть получает возможность избежать ненужного здесь переворачивания через голову — сделать собственно соскок махом вперед. Таким образом, от действий основной стадии зависят характер вращательного движения и специфика упражнения. Из приведенных примеров видно, что в зависимости от характера технической основы упражнения тело гимнаста может по холу движения вращаться или все время в одном направлении или в определенный момент менять его. Подобные различия в структуре характерны для всех маховых упражнений. В таких, например, элементах, как простые махи, подъемы, соскоки переворотом, различные кувырки, сальто, спортсмен все время вращается в одном направлении. Обычно техническая основа таких упражнений состоит из двух фаз действий. В первой из них ноги двигаются ускоренно, накапливая кинетическую энергию, а во второй фазе полученная энергия перераспределяется на другие звенья тела; при этом перемещение ног затормаживается, но смежные звенья начинают двигаться быстрее (сравните со структурой отталкивания, стр. 280). К числу упражнений, при исполнении которых направление вращения меняется, принадлежат помимо разбиравшегося соскока махом вперед махи, подъемы и соскоки дугой (за исключением исполняемых из статических положений), подъемы махом назад с перемахами ногами, соскоки лётом и т. п. Как и в соскоке махом вперед, основная стадия этих упражнений состоит из трех фаз действий. Первая из них, так же как и в упражнениях предыдущего типа, связана с ускоренными движениями ногами в первоначальном направлении. Во 2-й фазе гимнаст вначале перераспределяет накопленную ногами энергию на смежные звенья, а затем, продолжая начатые действия, заставляет ноги вращаться в противоположном направлении. Такова, например, 5-я фаза соскока махом вперед: спортсмен стремится энергично разогнуться в тазобедренных суставах, однако вначале это приводит лишь к тому, что движение ног вперед-кверху затормаживается и лишь потом, когда усилия на разгибание становятся особенно активными, тело начинает быстро прогибаться, а ноги получают вращение вперед и вновь накапливают энергию движения. В 3-й фазе основных действий спортсмен вторично прибегает к перераспределению скоростей движения, но на этот раз туловище и руки, а с ними и все тело получают от ног скорость в направлении, противоположном тому, в котором происходило вращение в самом начале упражнения. Два описанных типа основных действий (с двумя и с тремя фазами) входят в состав подавляющего большинства маховых гимнастических упражнений. Поэтому, анализируя технику различных движений, занимаясь их практическим освоением, следует принимать во внимание особенности технической основы разучиваемого элемента-и точно определить ее тип (см. классификацию маховых упражнений на снарядах, рис. 146). Завершающие действия — это заключительная стадия элемента, благодаря которой он приобретает вполне определенный, законченный вид. В ходе завершающей стадии тело гимнаста (взятое как •целое) движется по инерции, используя для этого кинетическую энергию, накопленную в результате основных действий. В элементарных, простых упражнениях действия завершающей стадии ограничиваются инерционным перемещением, по ходу которого тело спортсмена выходит в нужное конечное положение. Таковы многие маховые движения, относящиеся к числу так называемых профи- лирующих упражнении: простые подъемы в упор, ничем не усложненные обороты, соскоки и тому подобные элементы, к разряду которых относится и неоднократно упоминавшийся соскок махом вперед с перекладины (рис. 145, кадры 11 — 13). Однако структура завершающей стадии маховых упражнений бывает и более сложной, когда, используя перемещение тела по инерции, гимнаст одновременно производит действия, частично видоизменяющие и усложняющие элемент. Такими действиями обычно являются дополнительные сгибания и разгибания тела, повороты, перемахи ногами, перелеты через снаряд, дополнительные вращения и др. Подобные усложняющие действия используются при выполнении большинства элементов на снарядах. Благодаря им спортсмен может придавать упражнению желаемый характер. Например, вместо простого соскока махом вперед с перекладины гимнаст мог бы выполнить аналогичное упражнение с сильным продолжительным сгибанием тела в полете или усложнить его поворотом кругом. Еще больше вариантов, например, у сальто назад с перекладины; оно выполняется прогнувшись (профилирующий вариант) или в группировке; с поворотом на 180, 360, 720°; существуют также двойное, тройное сальто, сальто сгибаясь и разгибаясь и т. п. Важно помнить, что и основное упражнение и его варианты имеют принципиально одинаковые основные действия и поэтому долж; ны рассматриваться как технически родственные движения, составляющие определенную структурную группу элементов. Но при этом они все же различаются по форме и трудности исполнения, так как заканчиваются специфическими завершающими действиями. Таким образом, завершающие действия в маховых упражнениях, с одной стороны, используют и закрепляют результаты исполнения основных действий, приводят тело гимнаста в требуемое конечное положение, а с другой — своеобразно оформляют завершающую стадию, усложняют данное упражнение и придают ему специфический вид. Date: 2015-08-07; view: 519; Нарушение авторских прав |