Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение вольным упражнениям





Обучение вольным упражнениям заключается не только в ос­воении акробатических прыжков, сложных элементов и запомина-1 нии всего комплекса. Одной из важнейших задач является овладе-

10* 291


ние так называемой «школой», культурой движений, которая имеет большое значение для повышения мастерства выполнения упраж­нений всего гимнастического многоборья.

Для освоения вольных упражнений необходима хореографи­ческая, акробатическая и специальная гимнастическая подго­товка.

Во время занятий хореографией гимнасты овладевают конкрет­ными навыками и развивают специальные качества, используя сред­ства и методы, принятые в хореографии (искусство танца). Это по­зиции ног, рук и головы, приседания и взмахи ногами, равновесия и позы, повороты и прыжки, танцевальные движения, заимствован­ные из классического балета, народного и характерного танца. Тренировочные упражнения, как правило, выполняются с музы­кальным сопровождением. Их задача — развить пластичность дви­жений и чувство ритма. Гимнасты приобретают важные навыки и качества: приучаются оттягивать носок и держать ногу прямой, сильно отталкиваться и мягко приземляться при прыжках, держать туловище прямым при поворотах. Хореографические упражнения для ног развивают выворотность — правильный поворот ног носка­ми наружу, пятками внутрь в стойках на ногах, выпадах, равнове­сиях, выполняемых из основных позиций.

В подготовительном положении руки опущены, округлены, не касаются тела.

Позиции рук:

I позиция — руки подняты вперед на уровень груди, округлены,
ладони внутрь.

II позиция — руки в стороны, округлены, ладони вперед.

III позиция — руки вверх, округлены, ладони внутрь.

Во всех позициях положение кисти неизменно: она округлена, большой и средний пальцы согнуты несколько больше остальных и находятся друг против друга. В вольных упражнениях мужчин, в отличие от упражнений женщин, движения руками более прямоли­нейны. При выполнении хореографических упражнений туловище должно быть прямым, подтянутым, плечи ненапряженными, свобод­но опущенными.

Обучение начинается у опоры. Занимающиеся становятся лицом или боком к ней и слегка держатся двумя или одной рукой за спе­циальный станок (или рейку гимнастической стенки, бревно, жердь и т. п.). После освоения хореографических упражнений у опоры пе­реходят к их выполнению без дополнительной опоры.

В занятиях рекомендуется выполнять упражнения в определен­ном порядке. Следует начинать с приседаний у опоры в разных по­зициях, далее выполнять отведения ноги вперед, в сторону и назад на носок и «броски» под углом 45°, затем — круговые движения но­ском ро полу и с подниманием ноги на 45°. После этого надо перей­ти к «броскам» ноги от голени и полуприседаниям с отведением но­ги на 45°. Далее следуют медленные поднимания ноги на 90° и вы­ше, завершаемые «бросками» на 90° и выше. Затем выполняются наклоны туловища вперед, назад и в сторону и упражнения на


растягивание, стоя на одной ноге и опираясь другой на рейку. За­вершается занятие упражнениями в поворотах и прыжками.

Придерживаясь этой схемы, можно разнообразить упражнения, выполняя их в различных сочетаниях (например, соединять «брос­ки» с полуприседаниями, наклонами). В зависимости от подготов­ленности гимнастов каждое упражнение следует повторять от 8 до 16 раз.

Особенности обучения акробатическим прыжкам состоят в том, чтобы научить гимнастов выполнять их с разбега, ограниченного од-ним-двумя шагами, и без разбега, из необычных исходных положе­ний в различные конечные положения (см. раздел «Акробатиче­ские упражнения»).

Очень эффективно обучение с использованием тренажерных ус­тройств, ямы с поролоном в сочетании с батутом, эластичной акро­батической дорожки из лыж, системы поясов для страховки.

Под специальной гимнастической подготовкой понимается обу­чение гимнастов элементарным движениям и их сочетаниям, а так­же более сложным движениям, входящим в вольные упражнения наряду с акробатическими прыжками (падения, перекаты, перема­хи ногами, равновесия, стойки и т. п.).

Элементарные движения просты по технике. Большинство из них включается в подготовительную часть урока. Это всевозможные по­ложения рук и движения ими, головой, ногами и туловищем и их сочетания, выполняемые в стойках на ногах, в седах, в смешанных упорах (см. раздел «Терминология гимнастических упражнений» и «Общеразвивающие упражнения»). Элементарным движениям обу­чают также в специально отведенное время в основной части трени­ровочного занятия.


Параллельно с занятиями хореографической подготовкой осваи­ваются основные двигательные навыки: основные и промежуточные положения отдельных частей тела; движения ими в разных плоско­стях; одновременные, разновременные и последовательные движе­ния; различные исходные положения (стойки на ногах, седы, упоры лежа, положения лежа и т. п.). При обучении надо обращать вни­мание на степень мышечного напряжения, развивать умение вы­полнять упражнения быстро и медленно, с ускорением и замедле­нием, резко и плавно, напряженно и расслабленно. Характеризуя исполняемые элементы по амплитуде, скорости перемещения, на­правлению и степени мышечного напряжения, необходимо научить занимающихся выполнять их различными способами: силой, махом, рывком, волнообразно. Особое внимание при этом надо уделить со­четанию движений с непрерывным дыханием.

Большинство элементарных движений, составляющих основу вольных упражнений гимнастов младших разрядов, осваиваются групповым методом в подготовительной части занятия. Из знако­мых движений, разученных отдельно, составляются учебные комби­нации на 4—8 счетов, а затем и на 16—32 счета. Вначале основное внимание уделяется точности движений, их форме. С этой целью рекомендуется выполнять каждое движение на первый счет, а на


 




счет «два», «три», «четыре» — делать паузу, проверяя точность ис­полнения. По мере овладения движениями учебная комбинация выполняется в требуемом ритме и темпе. Подобным групповым способом осваиваются обязательные упражнения.

Особое значение в овладении «школой» вольных упражнений (при хореографической подготовке и элементарных движениях) имеет музыка. На первых же занятиях с музыкальным сопровожде­нием надо ознакомить гимнастов с такими понятиями, как музы­кальный ритм и темп, размер, такт и счет. Музыка повышает эмо­циональное состояние занимающихся, а также служит ценным средством эстетического воспитания. Даже если правилами сорев­нований не предусмотрено выполнение упражнений под музыку, целесообразно их разучивать и тренировать с музыкальным сопро­вождением.

Большую пользу приносят занятия у зеркала, позволяющие кон­тролировать точность движений, исправлять недочеты в осанке, добиваясь красоты исполнения.

Обучение сложным гимнастическим элементам вольных упраж­нений имеет много общего с обучением упражнениям на снарядах. Используются те же методические приемы расчленения элементов на отдельные части, применяются подводящие и подготовительные упражнения, приемы помощи и страховки, ориентации во времени и пространстве и т. п. Элементы вольных упражнений осваиваются-в основной части занятия индивидуально, с учетом особенностей каж­дого исполнителя.

При изучении отдельных групп элементов необходимо учитывать специфические особенности, общие в технике исполнения. В част­ности, при освоении прыжков надо научиться правильно отталки­ваться ногами из небольшого полуприседа, выпрямляя ноги и де­лая движения стопой с пятки на носок; мягко приземляться с носка на всю стопу с последующим полуприседанием; соединять несколь­ко прыжков в серию без пауз в движении. Техника прыжка зависит не только от правильного толчка ногами, но и от движений руками, от умения принимать или сохранять нужную позу или совершать различные действия в фазе полета. Этим умениям надо обучать отдельно, используя приемы фиксации тела в нужном положении с помощью партнера, поддерживающего за пояс, сзади, увеличивая время полета за счет отталкивания с пружинного мостика или пры­гая с высоты. Затем все действия соединяются в одном прыжке. Особенно полезны для освоения прыжков упражнения на батуте. Специальные упражнения для развития силы ног и прыгучести не­обходимо применять регулярно.


Обучая гимнастов равновесиям на двух (одной) ногах, различ­ным стойкам на руках, следует научить их сохранять определенное положение и принимать его тем или иным способом. К примеру, сначала с помощью партнера или у стенки с опорой о нее ногами гимнаст должен научиться балансировать, сохраняя равновесие в стойке на рука^, а затем выполнять ее махом одной ногой, толчком двумя или силой. Точно так же вначале осваивается равновесие на


одной ноге: с помощью партнера, у дополнительной опоры, затем с шага, прыжком, после поворота и т. п.

При выполнении перемахов ногами из упора лежа имеют значе­ние толчок руками, быстрота движений и хорошая подвижность в тазобедренных суставах. Поэтому при обучении этим движениям рекомендуется применять упражнения с отталкиванием руками от стены, подскоки в упоре лежа на полу, упражнения для увеличения гибкости.

В технике элементов с поворотами имеют значение: правиль­ное выполнение подготовительных действий перед поворотом (по­луприседание, замах и т. п.); положение тела во время поворота (сохранение прямого тела, неизменного положения); движения го­ловой, руками, способствующие повороту, а также действия, пред­отвращающие поворот. Кроме того, при поворотах на 360° и более немаловажное значение имеет устойчивость вестибулярного аппа­рата к вращательным движениям. В связи с этим при обучении по­воротам нужно осваивать отдельные их компоненты и параллельно проводить функциональную подготовку вестибулярного аппарата, выполняя все более сложные вращательные движения.

В технике некоторых сложных элементов решающее значение имеет гибкость или сила. Естественно, овладевая мостами, шпага­тами, медленными переворотами назад, вперед, равновесиями с захватом и т. п., надо в первую, очередь развить гибкость (с по­мощью серии специальных упражнений, увеличивающих подвиж­ность в тазобедренных суставах и позвоночнике). Для освоения си­ловых элементов (медленных переходов в стойку на голове, на ру­ках, угла в упоре на руках, горизонтального упора и др.) необхо­димо развивать динамическую и статическую силу мышц и туло­вища.







Date: 2015-08-07; view: 347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию