Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Список основных понятий и терминов⇐ ПредыдущаяСтр 107 из 107
Аутсорсинг — политика, проводимая странами «первого мира» по выносу производств в регионы относительно недорогой рабочей силы для того, чтобы компенсировать дефицит дешевого труда у себя дома. Бесчувственное равнодушие, блазированность — термин, введенный Георгом Зиммелем для обозначения психологических особенностей и даже типа личности горожан, сложившихся в начале XX века. Это особое культурное приспособление, которым индивиды защищают себя, вытекает из постулируемой Зиммелем неспособности взаимодействовать лицом к лицу с тем обилием людей, что они видят каждый день. Эмоциональная энергия слишком легко и напрасно бы исчерпалась, захоти городские обитатели близко к сердцу принимать многочисленные контакты, на которые их обрекает город. Гораздо более психологически экономны игнорирование окружающих, избегание контакта с ними. Средство самозащиты -- тип личности, каким субъект становится, усвоив социальную логику, лежащую за этим хаосом: сосредоточенность на своих интересах и равнодушие к социальным процессам. Биотическая борьба — термин чикагского автора Роберта Парка, введенный для обозначения бессознательного соревнования и приспособления групп людей, приводящего к тому, что различные социальные функции закреплялись за самыми подходящими участками пространства, наблюдаемого им в родном Чикаго 1920-х годов. Те виды активности, которые функционально более всего подходили для данного места, постепенно в этом месте воцарялись, вытеснял другие активности, которым необходимо было искать для себя другие места. «Бонавентура» — отель в Лос-Анджелесе, превращенный Фредериком Джеймисоном в эмблему постмодернистской культуры. Новые коммуникационные технологии усиливают мобильность капитала, который словно теряет вес и определенное местонахождение, а его усиливающиеся фрагментация и эфемерность отражаются в новых культурных предпочтениях. Отражаются в том числе и буквально: в зеркальном стекле, которым облицовано здание. Отель «Вестин Бонавентура» останется в истории как место, которое посетило рекордное число звезд-интеллектуалов (Анри Лефевр, Жан Бодрийяр, Майк Дэвис и другие), а также просто любопытствующих (автор этой книги), Брендинг городов — комплекс мер, предпринимаемых городскими властями для повышения конкурентоспособности города. Понятие, которое используется взаимозаменяемо с маркетингом городов, но с конца 1990-х годов начинает употребляться чаще. У города тогда есть шанс стать брендом, когда, во-первых, хорошо поняты и известны его «продаваемые» отличия и, во-вторых, разработана совокупность маркетинговых мер, которые эти отличия используют. Бустеризм (от англ. boost — расширять, проталкивать, рекламировать) — продвижение стратегии быстрого развития города любой ценой. В этой деятельности объединяются амбициозные мэры, предприниматели, владельцы недвижимости и узлов транспорта. Гендерные отношения в городе — предмет исследований феминистских урбанистов. Их ранние представители искали в городе проявления патриархального структурирования пространства, а более поздние авторы стремятся разработать менее прямолинейные подходы, сосредоточиваясь на связи материального, социального и символического измерений городской жизни. Город и гендер пересекаются, создавая непохожие сочетания возможностей и закрепощенности для разных групп мужчин и женщин. Городские места, в которых воплощены доминирующие социальные отношения, либо позволяют, либо препятствуют нам увидеть, где именно в социальном пространстве мы помещаемся. Их неотъемлемые характеристики — сексизм, расизм и эйджизм. Гибридность культурная — термин, сложившийся в постколониальных и культурных исследованиях для обозначения результатов культурных обменов. Культурные гибрид- носш возникают во времена исторических трансформаций и под контролем тех, кто властвует: они поощряют только ту гибридность, которая их удовлетворяет. С другой стороны, возможна такая гибридность, в которой культурные различия взаимодействуют неиерархически. Глобализация — система социальных отношений производства и воспроизводства, основанных на неравномерном развитии регионов. Мировая капиталистическая экономика обеспечивает присвоение результатов прибавочного труда в такой системе эксплуатации, которая охватывает три ступени: центр, полупериферия, периферийные страны. Глобализация — это процессы, в которых национальные государства и их интересы вплетаются в сеть транснациональных акторов (корпораций, международных организаций) и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности. Глобализация — сконструированный дискурс, что открывает возможность ее различных прочтений, различных реакций на нее. В зависимости от конкретной истории региона или места в нем складывается специфическое «прочтение» глобализации. Глобальные города — города, в которых сконцентрировано управление мировой экономикой. Главные из них — Лондон, Нью-Йорк и Токио. Стремительный рост глобальных городов начиная с 1970-х годов обусловлен требованиями транснационального капитала, циркулирующего в банковском деле, аудите, рекламе, финансовом менеджменте и консалтинге, а также деловом праве. Глобальный контроль капитала возможен только на основе особых мест — городов с их «аггломе- ративными экономиками», технологически-институциональ- ными системами, организацией производства и так далее. Глобальные города представляют собой одновременно: 1) базы для глобальных операций ТНК; 2) места производства и рын- ки; 3) лидеров иерархии городов, занимающих в ней места в силу своих различающихся ролей в мировой экономике. Город — тип поселения, обычно определяемый в соответствии с размером населения или административным статусом. В наши дни город понимается не как статичная категория, но как динамичное образование, связанное с социальными процессами, посредством которых и создаются городские пространства. географы и урбанисты стремятся мыслить города как часть неравномерных и неравноправных социальных отношений, структурирующих общества. Поэтому в изучении материальных и символических ландшафтов, спорах по поводу идентичностей городов часто на первый план выходят проблемы власти и политики. Город как экосистема — концепция английского физического географа Иэна Дугласа (1981). В ее основе — простой аргумент город, вбирая в себя одни вещества, выделяет другие. Поглощая энергию и воду, город порождает щум, изменение климата, загрязнение воздуха, отходы жизнедеятельности людей и мусор. В то же время в городах все природные, «встроенные® стабилизаторы экосистем либо уничтожены, либо нарушены. Чтобы уменьшить непредсказуемость своего существования, люди возвели здания для защиты от стихии, трубы и очистные сооружения для регуляции потоков воды, улицы и транспорт для коммуникации, социальные институты для регулирования «природных» человеческих страстей. Но сегодня обнаруживается, что эти артефакты и организации более не способствуют стабильности, город как экосистема сам оказывается источником беспорядка в окружающей среде. Городская природа, социоприрода и социоэкология - понятия, введенные в 1990-е годы для обозначения городов как гибридов природы, технологии и архитектуры, а также социальности природы, ее трансформации в соответствии с представлениями властей предержащих. Городская экология — так называется подход к изучению городов, сложившийся в рамках чикагской школы (не путать с экологией городов, которую тоже часто именуют городской экологией). В нем биологизм сочетался с эволюционизмом, а социальность городской жизни виделась укорененной в мате риальной среде. Устойчивые способы воспроизводства социальной жизни в городах понимались этими авторами с отсылкой к естественным силам, действующим помимо сознания людей. Социальная организация мыслилась как результат неосознанной эволюции. Городское правительство (urban government), городское управление (urban governance). Первый термин — городское правительство - подчеркивает, что традиционно управление городом велось из единого центра, который сам был встроен в иерархию вышестоящих правительств и воплощал вертикальный принцип управления. Второй термин куда более сложен, им обозначают процесс управления городом, в который вовлечены разнообразные партнерства. Он относится к «сетям», вовлеченным в принятие решений и достижение консенсуса. Если управление городской жизнью, ведущееся городским правительством, исходит из одного центра, иерархично и предполагает директивный стиль, то управление городской жизнью со стороны паргнерств полицентрично и горизонтально. Другое отличие, которое фиксируют эти термины, заключается в том, что городское правительство более или менее одинаково повсюду, тогда как в рамках городского управления конкретное сочетание институтов, которые городское правительство привлекает к принятию решений и от которых просто зависит, может меняться. В любом случае тенденция, которую маркирует само это терминологическое различие, заключается в расширении числа инстанций, участвующих в управлении городом: бизнеса, некоммерческих организаций, массмедиа, наднациональных институтов (например, Европейского союза) и так далее. Городской режим — понятие, обозначающее неформальные управляющие коалиции, реально принимающие решения и определяющие городскую политику, то есть «формальные и неформальные соглашения, на основе которых общественные органы и частные интересы действуют вместе для принятия и исполнения управляющих решений» (К Стоун). Децентрализация городов — процесс, начавшийся в 1980-е годы и активно продолжающийся в настоящее время, выражаясь в росте пригородов, часто по площади сильно превосходящих первоначальное «ядро», что сопровождается переносом за город компаний и торговых центров, тематических парков развлечений и заводов Ряд авторов считают, что именно этот процесс существенно проблематизирует представление о городе как моноцентричном образовании. Особенно активны здесь представители лос-анджелесской школы урбанистики, которые на примере «своего» города доказывают, что постмодерный город — это децентрированное и, по сути, слившееся с территорией части штата (Южной Калифорнией) образование. Джентрификация — «производство» городского пространства для состоятельных жильцов. Этот процесс, имея классовую подоплеку, неразрывно связан с несправедливостью. Для исследователя он представляет собой дилемму: описывать (и таких исследований большинство) вкусы и пристрастия новых обитателей этих кварталов и районов — среднего класса — или пытаться включить в обсуждение мнения пострадавших. Термин джентрификация (gentriflcation) был введен в 19б0-е годы британским социологом Рут Diac. Отсылка к дворянству — gentry — использована в нем, не без иронии, для обозначения переделки бедных и рабочих городских кварталов для вкусов и нужд более состоятельных людей. Естественный ареал — термин, введенный членами чикагской школы для обозначения социальных пространств, возникающих в ходе «естественного» экологического развития города в противоположность запланированному развитию. Имиджинирннг (imagineering) — термин, введенный американским географом Чарльзом Рутгейзером в книге о том, как городские власти Атланты «продавали» город в канун и во время Олимпийских игр 1996 года, и используемый для обозначения избирательной манипуляции символическими ресурсами со стороны городских властей. Ком модификация пространства — процесс, определяющий существование капиталистического города и связанный прежде всего с превращением городской земли в актив, который может бьггь продан или куплен. Концентрических зон теория — теория чикагского автора Эрнеста Берджеса, запечатленная в схеме концентриче- список основных понятий и терминов ских зон роста города и его социальной организации. Берджес выделяет пять зон: 1) центральный деловой округ, 2) переделываемая зона, или «зона транзита», в которой старые частные дома перестраиваются и приобретают иные функции, прежде всего коммерческие и жилые, 3) зона домов «независимых рабочих»; 4) зона «домов получше»; 5) зона ежедневных пассажиров. Поскольку эта схема призвана была проиллюстрировать социальную и моральную организацию городского пространства, Берджес уделяет особое внимание «зоне транзита», с ее кварталами богемы, районами «красных фонарей», «миром меблированных комнат», чайнатаунами, как самой проблемной. С его точки зрения, достаточная удаленность зоны от центра города была эквивалентна гарантии социальной нормальности. Культурные исследования — междисциплинарное поле исследований современной культуры, связанных с такими вопросами, как культурные идентичности и массмедиа, культурные тексты, деятельность культурной власти, потребление культурных продуктов, связь между массовой, национальной и глобальной культурами, циркулирование, воздействие и рецепция культуры в повседневной жизни. Лос-анджелесская школа — группа калифорнийских исследователей, которая, опираясь на случай Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии, изучает города «последнего поколения», именуемые в литературе постиндустриальными или постмодернистскими. Марксистская урбанистическая политическая экология — вариант осмысления экологических проблем в городе, развитый британским географом Эриком Суингеду. Ее главный тезис в том, что материальные условия городской природы контролируются и манипулируются в интересах элиты за счет маргинализованных слоев населения. Эти условия, в свою очередь, зависят как от социальных, политических и экономических процессов, так и от культурных конструкций и репрезентаций, определяющих, что понимается под «городским» и «природным». «Машина роста» — коалиция элит, нацеленная на извлечение прибыли из городской земли и всего, что на ней возведе- но, с использованием идеологии роста. Термин введен американским социальным теоретиком Харви Молочем, выделившим три компонента «машины роста»: 1) коалиция элит; 2) лоббирование элитами роста как отвечающего их долговременным экономическим интересам; 3) диспропорции в выгодах от роста. Ментальные карты города — результаты практического, а потому неизбежно субъективного картографирования города, имеющиеся у каждого горожанина, В них отмечены самые часто используемые маршруты, памятные для данной личности места, места, в которые хотелось бы перебраться, опасные и безопасные, места работы и места удовольствия. Методологию ментальных карт активно использовал в I960— 1970-е годы бостонский урбанист Кевин Линч, анализируя восприятие горожанами Бостона. Линч интересно пишет, что есть города, предоставляющие замечательный материал для их познания обитателями (и Бостон один из таких городов), а есть «скучные» в этом смысле города. Мобильность — ключевая характеристика городской жизни, изучаемая транспортной географией и в рамках «парадигмы мобильностей», согласно которой города организованы множественными формами движения, ритма и скорости. Мобильность понимается, во-первых, как эмпирическая данность, которую можно проследить и измерить, во-вторых, как центральная характеристика современного мира, близкая по смыслу в одних случаях свободе и креативности, в других — глобализации, в-третьих, как способ чувственного, практического, воплощенного обитания в мире. Мультикультурный капитализм — капитализм, основанный на производстве/воспроизводстве культурного разнообразия и на маркетинге экзотических общностей. Неолиберализм — возникший в 19б0-е годы социально- экономический проект (и сопутствующая ему идеология), соединяющий либеральные идеи с акцентом на экономическом росте, то есть выдвигающий экономический либерализм в качестве средства экономического развития. Основан на приоритете соревнования индивидов, городов и регионов, децентрализации, дерегуляции и приватизации промышленности, земли и системы социальной защиты. Продвигает специфический вариант субъективности, основанный на идее о личной, и только личной ответственности индивида за собственное благополучие и выдвигающий на первый план такие варианты идентичности горожанина, как потребитель и клиент. Новый локализм — термин, фиксирующий реакцию городских правительств на процессы глобализации. Создание и увеличение городских активов мыслится как самый надежный путь включения города в международное разделение труда. Растут альянсы мэров, муниципалитетов, владельцев недвижимости и иного динамичного бизнеса, представляя собой коалиции роста. «Новый локализм» проявляется в том, что почти каждый город хочет занимать заметное место на карте глобализации, то есть привлекать зарубежные инвестиции, а потому тратит большие средства на свой маркетинг (брендинг). Поляризация — тенденция развития городов, состоящая в сосуществовании в них групп людей, сильно отличающихся по уровню доходов, участию в разделении труда, расовым и гендерным признакам. В настоящее время это понятие, с одной стороны, подвергается критике как не позволяющее отразить динамику складывания и взаимоналожения социальных и культурных различий, с другой стороны, активно привлекается для описания последствий неолиберальной городской политики. Постколониальные исследования — часто включают в себя: 1) обсуждение опыта рабства, миграции, угнетения и сопротивления, различия, расы, гендера, места и их материальных последствий; 2) анализ реакции на дискурсы и идеологии имперской Европы (исторический дискурс, антропологический, философский, лингвистический). Они занимаются как анализом условий жизни и культуры в бывших колониях, так и условиями жизни людей в диаспорах. Постмодерный город — понятие, которым оперировали культурные географы и урбанисты в конце XX века. Одна из немногих попыток дать его основные характеристики принадлежит Эду Содже. Он считает, что такой город, во-первых, «региональный», во-вторых, постфордистскиЙ, в-третьих, «мировой», в-четвертых, «дуальный», то есть состоящий из поляри- зованных сообществ, в-пятых, «дисциплинирующий», то есть включающий в себя активно контролируемые места («сообщества за воротами» и тюрьмы - два примера таких мест), и, в- шестых, «город-симулякр», в котором производится гиперреальность и царит потребление. Постфордизм — система промышленного производства, связанная с переходом к так называемой горизонтальной организации (по контрасту с «вертикальной», характерной для фордизма). Если фордизм предполагал производство какого- то продукта силами одной компании, то постфордизм основывается на размещении заказов на производство компонентов продукта среди сети небольших компаний. На постфордистс- ком предприятии не хранятся большие запасы частей или готового продукта, так как эффективно организована логистика. Близость рабочей силы к месту производства уступает место другому приоритету: снижению затрат на стоимость труда, вот почему постфордистские компании активно занимаются «аутсорсингом», размещая трудоемкие производства в развивающихся странах, где труд дешев. Пространственная фиксация (spatial fix) — термин Дэвида Харви для обозначения той тенденции, что городское пространство стало главным способом закрепления капитала. Пространство — абсолютное условие всего производства и всего потребления, и оно должно все активнее расширяться, чтобы соответствовать логике капиталистического роста. Но пространство может стать и барьером на пути получения прибыли и капиталовложений. Присущая капиталу тенденция ускорять время своего обращения и уничтожать пространственные препятствия своей циркуляции обусловливает создание относительно стабильных и неподвижных пространственных образований. Каждая фаза капиталистического развития укоренена в особой форме территориальной организации — «второй природе», состоящей из инфраструктуры (включающей транспорт, иные коммуникации, институты управления и так далее), через которую капитал может циркулировать. Этот момент территориализации возможен за счет долговременных инвестиций в землю и здания, которые в ходе каждого кризиса накопления переоцениваются. Пространственная фиксация — это попытки вернуть капиталу его прибыльность, что выражается в новой конфигурации капитала и городского пространства, возникающей после каждого кризиса. Седентаризим — точка зрения, отдающая предпочтение оседлому и неподвижному образу жизни перед кочевым и подвижным и присущая «сидящему обществу» (Т. Ингольд), каким, возможно, остается современное общество вопреки обилию «мобильных» его репрезентаций. Символическая экономика — понятие, введенное американским урбанистом Шарон Зукин для обозначения использования культурных символов предпринимательским капиталом. Для городов культура — бизнес, а культурная экономика — значимый сектор экономики в целом. Культурные формы оказываются встроенными в производительную деятельность, а культура в целом подвергается различным вариантам коммерциализации и коммодификации. Зукин выделяет три разновидности символической экономики. Первая — манипулирование символами привилегированности и исключенное™. Вторая используется теми, кто «продвигает» конкретные места и получает прибыль, привлекая символы их роста и подъема. Третья - строительство музеев, парков, архитектурных «икон» городской элитой с филантропическими и рекламными целями. Социальный дарвинизм - термин, возникший в конце XIX века для выражения идеи, что люди, подобно животным, борются за существование и что в основе социальной эволюции — соревнование между индивидами, социальными группами, нациями и идеями. Социальный конструктивизм — теория, методология, парадигма, настаивающая на том, что научное знание производится учеными, а не определяется структурами внешнего мира. Противопоставляет себя эссенциализму — установке на объяснение фактов с опорой на универсальные неизменяемые сущности. Общую для этой парадигмы логику хорошо описал Ян Хакинг. Пусть х — некое явление, тогда социальный конструктивист скажет, что х не следовало существовать или быть таким, каково оно сейчас. Он рассуждает так: 1) х, или х в его настоящем виде, не обусловлено природой вещей, оно не не- избежно. Иначе говоря, х возникло или сформировано событиями, силами, историей, которые могли бы повернуться совсем иначе; 2) х в его настоящем виде плохо; 3) было бы лучше, если бы х не было или, по крайней мере, оно было бы радикально изменено. Транснациональное социальное пространство — термин, введенный немецким социальным теоретиком Людвигом Рисом: «...конфигурация социальных практик, артефактов и символических систем, которые простираются между различными географическими пространствами по крайней мере двух национальных государств без создания нового "детерритори- ализированного" национального государства». В этих пространствах место эмиграции и место иммиграции связываются во что-то третье (мексиканские иммигранты в Америке сохраняют многочисленные связи на родине). Говорят также о транснациональных сетях, мигрантах, идентичностях. Понятие оспаривает традиционную привязку общностей к одному определенному месту и постулирует возможность жить и действовать одновременно «здесь и там», «не только, но и». Транснациональные корпорации (ТНК) - компании, действующие более чем в одной стране так, что руководство ими осуществляется из одного региона, а производство размещено в другом. Эпистемология урбанистическая — термин, используемый рядом авторов для фиксации проблем и сложностей познания городской реальности, а также взаимодействия разнородных занимающихся городом систем знания. Фланер - термин, популяризированный Вальтером Бень- ямином для описания гуляющего горожанина, заинтригованного драмами городской жизни, ценителя ее тайн и удовольствий. Фордизм — система промышленного производства, названная по имени основателя автомобильной компании Генри Форда, для которой характерно, во-первых, массовое производство определенного продукта силами одной компании; во- вторых, проживание рабочих неподалеку от завода; в-третьих, привязка определенных типов производства к конкретным городам. список основных понятий и терминов Фрагментация города — понятие, активно используемое исследователями городских сообществ для фиксации процесса ослабевания социальных связей, недостатка «социального капитала», то есть сплоченности, в сообществах «проблемных» социальных групп, часто обитающих на периферии города. Дезорганизация и расщепленность населения по расовому, половому, этническому, профессиональному признакам усиливается разнородностью мест, в которых оно проживает. Франкфуртская школа — возникла на основе Института социальных исследований, созданного по инициативе Макса Хоркхаймера во Франкфурте-на-Майне в 1923 году. Приход нацистов к власти обусловил переезд ее членов в США. Членов школы объединяло стремление создать критическую теорию на основе идей Маркса и других представителей немецкой философии, Чатал-Хююк (VII — первая половина VI тыс. до н. а, Турция) - крупный населенный пункт, раскопанный в 1960-е годы. Сегодня признано, что это первый значительный городской центр, сыгравший ключевую роль в раннем развитии сельского хозяйства и многих других технологических, социальных и художественных инноваций. Раскопал его английский археолог Джемс Мелларт, который в 1964 году опубликовал в журнале «Scientific American* статью «Неолитический город в Турции», где написал, что население Чатал-Хююка составляло 10 тыс. Эд Соджа в книге «Постметрополис» делает Чатал-Хююк начальной точкой «урбанистической революции», призывая переосмыслить традиционную картину возникновения городов после развития сельскохозяйственных культур. Город и городская жизнь возникли, считает он, раньше земледельческого общества, созданные «эгалитарными собирателями», охотниками и торговцами. Относительная открытость городского плана, отсутствие монументальных фортификаций (таких, как в Иерихоне), тот факт, что среди множества скелетов, раскопанных здесь, ни один не носил следов насильственной смерти, — все это указывает на мирную природу города и его продуктивное существование в течение почти тысячелетия, усиленные социальной властью женщин. На одной из стен старейшего святилища была найдена фрес- ка — первый в мире образец городской панорамы — 75 зданий СО слабо извергающимся вулканом на заднем плане. Этот рисунок оставался единственным изображением человеческого ландшафта в течение последующих 7 тыс. лет. Чикагская школа — группа социологов, работавших в 1920—1930-е годы в Чикагском университете и осуществлявших исследования города, объединяя теорию и полевую работу. Экологический отпечаток города — площадь, обеспечивающая его жизнедеятельность, и мера «нагрузки» на природу, которая возникает в результате удовлетворения разнообразных потребностей городских обитателей. Так, экологический отпечаток Лондона в 293 раза превышает его площадь. Сегодня считается, что социоэкологический след городов планеты стал глобальным.
Date: 2015-08-07; view: 610; Нарушение авторских прав |