Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список основных понятий и терминов





Аутсорсинг — политика, проводимая странами «первого мира» по выносу производств в регионы относительно недо­рогой рабочей силы для того, чтобы компенсировать дефицит дешевого труда у себя дома.

Бесчувственное равнодушие, блазированность — термин, введенный Георгом Зиммелем для обозначения пси­хологических особенностей и даже типа личности горожан, сложившихся в начале XX века. Это особое культурное приспо­собление, которым индивиды защищают себя, вытекает из по­стулируемой Зиммелем неспособности взаимодействовать ли­цом к лицу с тем обилием людей, что они видят каждый день. Эмоциональная энергия слишком легко и напрасно бы исчер­палась, захоти городские обитатели близко к сердцу прини­мать многочисленные контакты, на которые их обрекает го­род. Гораздо более психологически экономны игнорирование окружающих, избегание контакта с ними. Средство самозащи­ты -- тип личности, каким субъект становится, усвоив соци­альную логику, лежащую за этим хаосом: сосредоточенность на своих интересах и равнодушие к социальным процессам.

Биотическая борьба — термин чикагского автора Робер­та Парка, введенный для обозначения бессознательного сорев­нования и приспособления групп людей, приводящего к тому, что различные социальные функции закреплялись за самыми подходящими участками пространства, наблюдаемого им в родном Чикаго 1920-х годов. Те виды активности, которые функционально более всего подходили для данного места,

постепенно в этом месте воцарялись, вытеснял другие ак­тивности, которым необходимо было искать для себя другие места.

«Бонавентура» — отель в Лос-Анджелесе, превращенный Фредериком Джеймисоном в эмблему постмодернистской культуры. Новые коммуникационные технологии усиливают мобильность капитала, который словно теряет вес и опреде­ленное местонахождение, а его усиливающиеся фрагментация и эфемерность отражаются в новых культурных предпочтени­ях. Отражаются в том числе и буквально: в зеркальном стекле, которым облицовано здание. Отель «Вестин Бонавентура» останется в истории как место, которое посетило рекордное число звезд-интеллектуалов (Анри Лефевр, Жан Бодрийяр, Майк Дэвис и другие), а также просто любопытствующих (ав­тор этой книги),

Брендинг городов — комплекс мер, предпринимаемых городскими властями для повышения конкурентоспособнос­ти города. Понятие, которое используется взаимозаменяемо с маркетингом городов, но с конца 1990-х годов начинает упот­ребляться чаще. У города тогда есть шанс стать брендом, ког­да, во-первых, хорошо поняты и известны его «продаваемые» отличия и, во-вторых, разработана совокупность маркетинго­вых мер, которые эти отличия используют.

Бустеризм (от англ. boost — расширять, проталкивать, рек­ламировать) — продвижение стратегии быстрого развития города любой ценой. В этой деятельности объединяются амби­циозные мэры, предприниматели, владельцы недвижимости и узлов транспорта.

Гендерные отношения в городе — предмет исследова­ний феминистских урбанистов. Их ранние представители ис­кали в городе проявления патриархального структурирования пространства, а более поздние авторы стремятся разработать менее прямолинейные подходы, сосредоточиваясь на связи материального, социального и символического измерений городской жизни. Город и гендер пересекаются, создавая не­похожие сочетания возможностей и закрепощенности для разных групп мужчин и женщин. Городские места, в которых воплощены доминирующие социальные отношения, либо по­зволяют, либо препятствуют нам увидеть, где именно в соци­альном пространстве мы помещаемся. Их неотъемлемые ха­рактеристики — сексизм, расизм и эйджизм.

Гибридность культурная — термин, сложившийся в постколониальных и культурных исследованиях для обозна­чения результатов культурных обменов. Культурные гибрид- носш возникают во времена исторических трансформаций и под контролем тех, кто властвует: они поощряют только ту гибридность, которая их удовлетворяет. С другой стороны, возможна такая гибридность, в которой культурные различия взаимодействуют неиерархически.

Глобализация — система социальных отношений произ­водства и воспроизводства, основанных на неравномерном развитии регионов. Мировая капиталистическая экономика обеспечивает присвоение результатов прибавочного труда в такой системе эксплуатации, которая охватывает три ступени: центр, полупериферия, периферийные страны. Глобализа­ция — это процессы, в которых национальные государства и их интересы вплетаются в сеть транснациональных акторов (корпораций, международных организаций) и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности. Глобализация — сконструированный дискурс, что открывает возможность ее различных прочтений, различных реакций на нее. В зависимости от конкретной истории региона или мес­та в нем складывается специфическое «прочтение» глоба­лизации.


Глобальные города — города, в которых сконцентри­ровано управление мировой экономикой. Главные из них — Лондон, Нью-Йорк и Токио. Стремительный рост глобальных городов начиная с 1970-х годов обусловлен требованиями транснационального капитала, циркулирующего в банковском деле, аудите, рекламе, финансовом менеджменте и консалтин­ге, а также деловом праве. Глобальный контроль капитала воз­можен только на основе особых мест — городов с их «аггломе- ративными экономиками», технологически-институциональ- ными системами, организацией производства и так далее. Глобальные города представляют собой одновременно: 1) базы для глобальных операций ТНК; 2) места производства и рын-

ки; 3) лидеров иерархии городов, занимающих в ней места в силу своих различающихся ролей в мировой экономике.

Город — тип поселения, обычно определяемый в соответ­ствии с размером населения или административным статусом. В наши дни город понимается не как статичная категория, но как динамичное образование, связанное с социальными про­цессами, посредством которых и создаются городские про­странства. географы и урбанисты стремятся мыслить города как часть неравномерных и неравноправных социальных от­ношений, структурирующих общества. Поэтому в изучении материальных и символических ландшафтов, спорах по пово­ду идентичностей городов часто на первый план выходят про­блемы власти и политики.

Город как экосистема — концепция английского физи­ческого географа Иэна Дугласа (1981). В ее основе — простой аргумент город, вбирая в себя одни вещества, выделяет другие. Поглощая энергию и воду, город порождает щум, изменение климата, загрязнение воздуха, отходы жизнедеятельности людей и мусор. В то же время в городах все природные, «встро­енные® стабилизаторы экосистем либо уничтожены, либо на­рушены. Чтобы уменьшить непредсказуемость своего суще­ствования, люди возвели здания для защиты от стихии, трубы и очистные сооружения для регуляции потоков воды, улицы и транспорт для коммуникации, социальные институты для ре­гулирования «природных» человеческих страстей. Но сегодня обнаруживается, что эти артефакты и организации более не способствуют стабильности, город как экосистема сам оказы­вается источником беспорядка в окружающей среде.

Городская природа, социоприрода и социоэколо­гия - понятия, введенные в 1990-е годы для обозначения го­родов как гибридов природы, технологии и архитектуры, а также социальности природы, ее трансформации в соответ­ствии с представлениями властей предержащих.

Городская экология — так называется подход к изучению городов, сложившийся в рамках чикагской школы (не путать с экологией городов, которую тоже часто именуют городской экологией). В нем биологизм сочетался с эволюционизмом, а социальность городской жизни виделась укорененной в мате­

риальной среде. Устойчивые способы воспроизводства соци­альной жизни в городах понимались этими авторами с отсыл­кой к естественным силам, действующим помимо сознания людей. Социальная организация мыслилась как результат не­осознанной эволюции.


Городское правительство (urban government), город­ское управление (urban governance). Первый термин — городское правительство - подчеркивает, что традиционно управление городом велось из единого центра, который сам был встроен в иерархию вышестоящих правительств и вопло­щал вертикальный принцип управления. Второй термин куда более сложен, им обозначают процесс управления городом, в который вовлечены разнообразные партнерства. Он отно­сится к «сетям», вовлеченным в принятие решений и достиже­ние консенсуса. Если управление городской жизнью, ведуще­еся городским правительством, исходит из одного центра, иерархично и предполагает директивный стиль, то управление городской жизнью со стороны паргнерств полицентрично и горизонтально. Другое отличие, которое фиксируют эти тер­мины, заключается в том, что городское правительство более или менее одинаково повсюду, тогда как в рамках городского управления конкретное сочетание институтов, которые город­ское правительство привлекает к принятию решений и от которых просто зависит, может меняться. В любом случае тен­денция, которую маркирует само это терминологическое раз­личие, заключается в расширении числа инстанций, участ­вующих в управлении городом: бизнеса, некоммерческих организаций, массмедиа, наднациональных институтов (на­пример, Европейского союза) и так далее.

Городской режим — понятие, обозначающее неформаль­ные управляющие коалиции, реально принимающие решения и определяющие городскую политику, то есть «формальные и неформальные соглашения, на основе которых общественные органы и частные интересы действуют вместе для принятия и исполнения управляющих решений» (К Стоун).

Децентрализация городов — процесс, начавшийся в 1980-е годы и активно продолжающийся в настоящее время, выражаясь в росте пригородов, часто по площади сильно превосходящих первоначальное «ядро», что сопровождается переносом за город компаний и торговых центров, тематичес­ких парков развлечений и заводов Ряд авторов считают, что именно этот процесс существенно проблематизирует пред­ставление о городе как моноцентричном образовании. Осо­бенно активны здесь представители лос-анджелесской школы урбанистики, которые на примере «своего» города доказывают, что постмодерный город — это децентрированное и, по сути, слившееся с территорией части штата (Южной Калифорнией) образование.

Джентрификация — «производство» городского про­странства для состоятельных жильцов. Этот процесс, имея классовую подоплеку, неразрывно связан с несправедливо­стью. Для исследователя он представляет собой дилемму: описывать (и таких исследований большинство) вкусы и пристрастия новых обитателей этих кварталов и районов — среднего класса — или пытаться включить в обсуждение мне­ния пострадавших.


Термин джентрификация (gentriflcation) был введен в 19б0-е годы британским социологом Рут Diac. Отсылка к дво­рянству — gentry — использована в нем, не без иронии, для обозначения переделки бедных и рабочих городских кварта­лов для вкусов и нужд более состоятельных людей.

Естественный ареал — термин, введенный членами чи­кагской школы для обозначения социальных пространств, воз­никающих в ходе «естественного» экологического развития города в противоположность запланированному развитию.

Имиджинирннг (imagineering) — термин, введенный аме­риканским географом Чарльзом Рутгейзером в книге о том, как городские власти Атланты «продавали» город в канун и во вре­мя Олимпийских игр 1996 года, и используемый для обозначе­ния избирательной манипуляции символическими ресурсами со стороны городских властей.

Ком модификация пространства — процесс, определя­ющий существование капиталистического города и связанный прежде всего с превращением городской земли в актив, кото­рый может бьггь продан или куплен.

Концентрических зон теория — теория чикагского ав­тора Эрнеста Берджеса, запечатленная в схеме концентриче-

список основных понятий и терминов

ских зон роста города и его социальной организации. Берджес выделяет пять зон: 1) центральный деловой округ, 2) переделы­ваемая зона, или «зона транзита», в которой старые частные дома перестраиваются и приобретают иные функции, прежде всего коммерческие и жилые, 3) зона домов «независимых ра­бочих»; 4) зона «домов получше»; 5) зона ежедневных пассажи­ров. Поскольку эта схема призвана была проиллюстрировать социальную и моральную организацию городского простран­ства, Берджес уделяет особое внимание «зоне транзита», с ее кварталами богемы, районами «красных фонарей», «миром меблированных комнат», чайнатаунами, как самой проблем­ной. С его точки зрения, достаточная удаленность зоны от цен­тра города была эквивалентна гарантии социальной нормаль­ности.

Культурные исследования — междисциплинарное поле исследований современной культуры, связанных с такими воп­росами, как культурные идентичности и массмедиа, культурные тексты, деятельность культурной власти, потребление культур­ных продуктов, связь между массовой, национальной и гло­бальной культурами, циркулирование, воздействие и рецепция культуры в повседневной жизни.

Лос-анджелесская школа — группа калифорнийских ис­следователей, которая, опираясь на случай Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии, изучает города «последнего поколения», именуемые в литературе постиндустриальными или постмо­дернистскими.

Марксистская урбанистическая политическая эколо­гия — вариант осмысления экологических проблем в городе, развитый британским географом Эриком Суингеду. Ее главный тезис в том, что материальные условия городской природы контролируются и манипулируются в интересах элиты за счет маргинализованных слоев населения. Эти условия, в свою оче­редь, зависят как от социальных, политических и экономичес­ких процессов, так и от культурных конструкций и репрезен­таций, определяющих, что понимается под «городским» и «природным».

«Машина роста» — коалиция элит, нацеленная на извлече­ние прибыли из городской земли и всего, что на ней возведе-

но, с использованием идеологии роста. Термин введен аме­риканским социальным теоретиком Харви Молочем, выде­лившим три компонента «машины роста»: 1) коалиция элит; 2) лоббирование элитами роста как отвечающего их долговре­менным экономическим интересам; 3) диспропорции в выго­дах от роста.

Ментальные карты города — результаты практического, а потому неизбежно субъективного картографирования горо­да, имеющиеся у каждого горожанина, В них отмечены самые часто используемые маршруты, памятные для данной лич­ности места, места, в которые хотелось бы перебраться, опасные и безопасные, места работы и места удовольствия. Ме­тодологию ментальных карт активно использовал в I960— 1970-е годы бостонский урбанист Кевин Линч, анализируя вос­приятие горожанами Бостона. Линч интересно пишет, что есть города, предоставляющие замечательный материал для их по­знания обитателями (и Бостон один из таких городов), а есть «скучные» в этом смысле города.

Мобильность — ключевая характеристика городской жиз­ни, изучаемая транспортной географией и в рамках «парадиг­мы мобильностей», согласно которой города организованы множественными формами движения, ритма и скорости. Мо­бильность понимается, во-первых, как эмпирическая данность, которую можно проследить и измерить, во-вторых, как цент­ральная характеристика современного мира, близкая по смыс­лу в одних случаях свободе и креативности, в других — глоба­лизации, в-третьих, как способ чувственного, практического, воплощенного обитания в мире.

Мультикультурный капитализм — капитализм, осно­ванный на производстве/воспроизводстве культурного разно­образия и на маркетинге экзотических общностей.

Неолиберализм — возникший в 19б0-е годы социально- экономический проект (и сопутствующая ему идеология), со­единяющий либеральные идеи с акцентом на экономическом росте, то есть выдвигающий экономический либерализм в ка­честве средства экономического развития. Основан на при­оритете соревнования индивидов, городов и регионов, децен­трализации, дерегуляции и приватизации промышленности,

земли и системы социальной защиты. Продвигает специфиче­ский вариант субъективности, основанный на идее о личной, и только личной ответственности индивида за собственное благополучие и выдвигающий на первый план такие варианты идентичности горожанина, как потребитель и клиент.

Новый локализм — термин, фиксирующий реакцию го­родских правительств на процессы глобализации. Создание и увеличение городских активов мыслится как самый надежный путь включения города в международное разделение труда. Растут альянсы мэров, муниципалитетов, владельцев недвижи­мости и иного динамичного бизнеса, представляя собой коа­лиции роста. «Новый локализм» проявляется в том, что почти каждый город хочет занимать заметное место на карте глоба­лизации, то есть привлекать зарубежные инвестиции, а пото­му тратит большие средства на свой маркетинг (брендинг).

Поляризация — тенденция развития городов, состоящая в сосуществовании в них групп людей, сильно отличающихся по уровню доходов, участию в разделении труда, расовым и гендерным признакам. В настоящее время это понятие, с од­ной стороны, подвергается критике как не позволяющее отра­зить динамику складывания и взаимоналожения социальных и культурных различий, с другой стороны, активно привлекает­ся для описания последствий неолиберальной городской по­литики.

Постколониальные исследования — часто включают в себя: 1) обсуждение опыта рабства, миграции, угнетения и со­противления, различия, расы, гендера, места и их материаль­ных последствий; 2) анализ реакции на дискурсы и идеологии имперской Европы (исторический дискурс, антропологичес­кий, философский, лингвистический). Они занимаются как анализом условий жизни и культуры в бывших колониях, так и условиями жизни людей в диаспорах.

Постмодерный город — понятие, которым оперировали культурные географы и урбанисты в конце XX века. Одна из немногих попыток дать его основные характеристики принад­лежит Эду Содже. Он считает, что такой город, во-первых, «региональный», во-вторых, постфордистскиЙ, в-третьих, «ми­ровой», в-четвертых, «дуальный», то есть состоящий из поляри-

зованных сообществ, в-пятых, «дисциплинирующий», то есть включающий в себя активно контролируемые места («сообще­ства за воротами» и тюрьмы - два примера таких мест), и, в- шестых, «город-симулякр», в котором производится гиперре­альность и царит потребление.

Постфордизм — система промышленного производства, связанная с переходом к так называемой горизонтальной орга­низации (по контрасту с «вертикальной», характерной для фордизма). Если фордизм предполагал производство какого- то продукта силами одной компании, то постфордизм основы­вается на размещении заказов на производство компонентов продукта среди сети небольших компаний. На постфордистс- ком предприятии не хранятся большие запасы частей или го­тового продукта, так как эффективно организована логистика. Близость рабочей силы к месту производства уступает место другому приоритету: снижению затрат на стоимость труда, вот почему постфордистские компании активно занимаются «аут­сорсингом», размещая трудоемкие производства в развиваю­щихся странах, где труд дешев.

Пространственная фиксация (spatial fix) — термин Дэ­вида Харви для обозначения той тенденции, что городское пространство стало главным способом закрепления капитала. Пространство — абсолютное условие всего производства и всего потребления, и оно должно все активнее расширяться, чтобы соответствовать логике капиталистического роста. Но пространство может стать и барьером на пути получения при­были и капиталовложений. Присущая капиталу тенденция ус­корять время своего обращения и уничтожать пространствен­ные препятствия своей циркуляции обусловливает создание относительно стабильных и неподвижных пространственных образований. Каждая фаза капиталистического развития уко­ренена в особой форме территориальной организации — «второй природе», состоящей из инфраструктуры (включаю­щей транспорт, иные коммуникации, институты управления и так далее), через которую капитал может циркулировать. Этот момент территориализации возможен за счет долговремен­ных инвестиций в землю и здания, которые в ходе каждого кризиса накопления переоцениваются. Пространственная

фиксация — это попытки вернуть капиталу его прибыльность, что выражается в новой конфигурации капитала и городско­го пространства, возникающей после каждого кризиса.

Седентаризим — точка зрения, отдающая предпочтение оседлому и неподвижному образу жизни перед кочевым и под­вижным и присущая «сидящему обществу» (Т. Ингольд), каким, возможно, остается современное общество вопреки обилию «мобильных» его репрезентаций.

Символическая экономика — понятие, введенное аме­риканским урбанистом Шарон Зукин для обозначения исполь­зования культурных символов предпринимательским капита­лом. Для городов культура — бизнес, а культурная экономика — значимый сектор экономики в целом. Культурные формы ока­зываются встроенными в производительную деятельность, а культура в целом подвергается различным вариантам коммер­циализации и коммодификации. Зукин выделяет три разновид­ности символической экономики. Первая — манипулирование символами привилегированности и исключенное™. Вторая используется теми, кто «продвигает» конкретные места и по­лучает прибыль, привлекая символы их роста и подъема. Третья - строительство музеев, парков, архитектурных «икон» городской элитой с филантропическими и рекламными це­лями.

Социальный дарвинизм - термин, возникший в конце XIX века для выражения идеи, что люди, подобно животным, борются за существование и что в основе социальной эволю­ции — соревнование между индивидами, социальными группа­ми, нациями и идеями.

Социальный конструктивизм — теория, методология, парадигма, настаивающая на том, что научное знание произ­водится учеными, а не определяется структурами внешнего мира. Противопоставляет себя эссенциализму — установке на объяснение фактов с опорой на универсальные неизменяемые сущности. Общую для этой парадигмы логику хорошо описал Ян Хакинг. Пусть х — некое явление, тогда социальный конст­руктивист скажет, что х не следовало существовать или быть таким, каково оно сейчас. Он рассуждает так: 1) х, или х в его настоящем виде, не обусловлено природой вещей, оно не не-

избежно. Иначе говоря, х возникло или сформировано собы­тиями, силами, историей, которые могли бы повернуться со­всем иначе; 2) х в его настоящем виде плохо; 3) было бы луч­ше, если бы х не было или, по крайней мере, оно было бы радикально изменено.

Транснациональное социальное пространство — тер­мин, введенный немецким социальным теоретиком Людвигом Рисом: «...конфигурация социальных практик, артефактов и символических систем, которые простираются между различ­ными географическими пространствами по крайней мере двух национальных государств без создания нового "детерритори- ализированного" национального государства». В этих про­странствах место эмиграции и место иммиграции связывают­ся во что-то третье (мексиканские иммигранты в Америке сохраняют многочисленные связи на родине). Говорят также о транснациональных сетях, мигрантах, идентичностях. Поня­тие оспаривает традиционную привязку общностей к одному определенному месту и постулирует возможность жить и дей­ствовать одновременно «здесь и там», «не только, но и».

Транснациональные корпорации (ТНК) - компании, действующие более чем в одной стране так, что руководство ими осуществляется из одного региона, а производство разме­щено в другом.

Эпистемология урбанистическая — термин, использу­емый рядом авторов для фиксации проблем и сложностей по­знания городской реальности, а также взаимодействия разно­родных занимающихся городом систем знания.

Фланер - термин, популяризированный Вальтером Бень- ямином для описания гуляющего горожанина, заинтригован­ного драмами городской жизни, ценителя ее тайн и удоволь­ствий.

Фордизм — система промышленного производства, на­званная по имени основателя автомобильной компании Генри Форда, для которой характерно, во-первых, массовое произ­водство определенного продукта силами одной компании; во- вторых, проживание рабочих неподалеку от завода; в-третьих, привязка определенных типов производства к конкретным городам.

список основных понятий и терминов

Фрагментация города — понятие, активно используемое исследователями городских сообществ для фиксации процес­са ослабевания социальных связей, недостатка «социального капитала», то есть сплоченности, в сообществах «проблемных» социальных групп, часто обитающих на периферии города. Дезорганизация и расщепленность населения по расовому, половому, этническому, профессиональному признакам усили­вается разнородностью мест, в которых оно проживает.

Франкфуртская школа — возникла на основе Института социальных исследований, созданного по инициативе Макса Хоркхаймера во Франкфурте-на-Майне в 1923 году. Приход нацистов к власти обусловил переезд ее членов в США. Членов школы объединяло стремление создать критическую теорию на основе идей Маркса и других представителей немецкой философии,

Чатал-Хююк (VII — первая половина VI тыс. до н. а, Тур­ция) - крупный населенный пункт, раскопанный в 1960-е го­ды. Сегодня признано, что это первый значительный город­ской центр, сыгравший ключевую роль в раннем развитии сельского хозяйства и многих других технологических, соци­альных и художественных инноваций. Раскопал его англий­ский археолог Джемс Мелларт, который в 1964 году опублико­вал в журнале «Scientific American* статью «Неолитический город в Турции», где написал, что население Чатал-Хююка со­ставляло 10 тыс. Эд Соджа в книге «Постметрополис» делает Чатал-Хююк начальной точкой «урбанистической револю­ции», призывая переосмыслить традиционную картину воз­никновения городов после развития сельскохозяйственных культур. Город и городская жизнь возникли, считает он, рань­ше земледельческого общества, созданные «эгалитарными собирателями», охотниками и торговцами. Относительная открытость городского плана, отсутствие монументальных фортификаций (таких, как в Иерихоне), тот факт, что среди множества скелетов, раскопанных здесь, ни один не носил сле­дов насильственной смерти, — все это указывает на мирную природу города и его продуктивное существование в течение почти тысячелетия, усиленные социальной властью женщин. На одной из стен старейшего святилища была найдена фрес-

ка — первый в мире образец городской панорамы — 75 зданий СО слабо извергающимся вулканом на заднем плане. Этот ри­сунок оставался единственным изображением человеческого ландшафта в течение последующих 7 тыс. лет.

Чикагская школа — группа социологов, работавших в 1920—1930-е годы в Чикагском университете и осуществляв­ших исследования города, объединяя теорию и полевую ра­боту.

Экологический отпечаток города — площадь, обеспе­чивающая его жизнедеятельность, и мера «нагрузки» на приро­ду, которая возникает в результате удовлетворения разнообраз­ных потребностей городских обитателей. Так, экологический отпечаток Лондона в 293 раза превышает его площадь. Сегод­ня считается, что социоэкологический след городов планеты стал глобальным.

 







Date: 2015-08-07; view: 610; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию