Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Будущее городов
494 Реальность — в том числе и городская реальность — часто открывается нам только как уже интерпретированная. Париж в восприятии худо-бедно образованного человека неотделим от торговых пассажей, описанных Беньямином, от размноженных в миллионах фотографий парочек, целующихся на набережных Сены. Сказав «Монпарнас», ты слышишь в своей собственной голове отклик — «богема®. Увидев смуглого человека в парижском метро, перебираешь в голове эссе парижских философов о горящих в пригородах машинах. 494 При слове «Лувр» вспоминается пирамида Пея, преобразившая серо-желтый песчаник королевского двора, А можно не умничать, а вспомнить (снятые где-нибудь в Таллине) стройные ряды мушкетеров в небесно-голубых плащах, столь памятные по советскому фильму. 494 Но не только восприятие, но и опыт городского существования пронизаны словами, образами и знаками. Физическое в нем — пустая улица ранним утром, глоток относительно свежего воздуха, скованность движений — сплетено с символическим: за десять минут ожидания машины, что отвезет тебя в аэропорт, тебе могут вспомниться и одиночки на картинах Дэнниса Хоппера, и твое первое возвращение домой на рассвете, в сонной голове промелькнет что-то про добродетельность встающего рано человека и утопичность предвосхищения им целого дня. 494 Язык, текст, дискурс повсеместны в том смысле, что 495 мы не в состоянии избежать отбирающих, фильтрующих и преображающих реальность эффектов нашей интеллектуальной оснастки, ограничивающего воздействия наших интерпретативных рамок и сетей метафор. 495 Эти рамки и сети не столько ограничивают, сколько пронизывают наш опыт, и без них он был бы плоским и бесцветным. Era бы вообще без них не было. И уж тем более велика их власть, когда речь заходит о будущем: схемы и прожекты, предсказания и сценарии — как еще мы можем заглянуть в завтра? 495 Кого из нас не преследует опыт прогулки по старому центру европейского города с его уличными кафе и скверами, небольшими площадями и необычными магазинами, вкусно пахнущими рынками и духом истории, которым пропитаны здания, кварталы и, кажется, сами обитатели! Помню громкое восклицание девушки из Сан-Франциско, услышанное перед входом в ресторанчик на Монмартре: «Ах, если бы только я могла здесь поселиться! Вся моя жизнь была бы совершенно иной!» Какая ирония! Я имею в виду то немалое число американцев, что могли бы с энтузиазмом произнести эту фразу как раз о Сан-Франциско. И есть, конечно, немалое число русских, украинцев и их собратьев, которые вообще не столь разборчивы: для них удачно поселиться и вписаться просто где-то «там» было бы неплохой жизненной перспективой. Эта связь между жизнью и местом, между лучшей, возможной жизнью и городом, который даст ей возможность состояться, связь между твоей жизнью и твоим будущим городом обостренно переживается каждым. Сидя в долгих пробках, претерпевая цгум улицы во время бессонницы, добывая справки в присутственных местах, сталкиваясь со жлобством, свои огорчения мы резонно связываем с городом, в котором живем. Но будем объективны: мегаполис, с его сумасшедшим ритмом, пестрыми обитателями, манящей новизной продуктов и переживаний, ощущением включенности в происходящее, составляет родную для многих из нас среду. Среду, которая создается веками, 495 В одних случаях это происходит таким фантастически удачным образом, что 496 город на века становится магнитом воображения. 496 В других, более нам знакомых, вроде бы удалось создать приемлемую для жизни среду, однако и все новые вызовы подстерегают, и не заходимся мы от восторга при виде возводимого и восстанавливаемого. 496 Будущее нашего города вовлечено и в мечты, и в повседневные резоны: что будет с ценами на жилье, бензин и автомашины, «встанут» ли Москва и другие крупные города, с какими детьми будут играть наши внуки. 496 Мы вряд ли сможем эффективно повлиять на то, как повернется дело. Понимание это сильно отличает наших современников: они часто лишены общей для энтузиастов проекта модерности уверенности в возможности рационального планирования и регулирования совместной жизни людей — в противопоставлении тому, как она налаживается «стихийно». В XX веке практически повсеместно были воплощены идеи модернистского планирования городов, и результаты этого вол- лощения особенно выразительны на постсоветском пространстве, где до сих пор царит бетонная монотонность спальных районов. 496 Будущее городов давно составляет предмет увлеченных спекуляций. 496 Начиная с описания Платоном в «Государстве» идеального города-государства прогрессивные реформаторы и визионеры Фредерик Стаут, Ричард Легейтс, ФредерикЛо Олмстед, Эбенезер Ховард, Патрик геддес, Ле Корбюзье, Николай Милютин и даже принц Чарльз пытались сформулировать теоретические основы рационального городского планирования. Потребовались десятилетия экспериментов с социальным жильем, новой архитектурой и так далее, чтобы стал очевиден чрезмерный радикализм модернистской планировочной традиции. Корбюзье, который уличные кафе считал грибком, разъедающим тротуары Парижа, теперь попал в немилость. Я хочу подчеркнуть, что именно связь между социальным реформаторством и планированием сегодня сходит на нет. Период эффективной социальной политики центральных и городских правительств закончился. 496 Закончилось, по-видимому, 497 и время, когда архитектура использовалась для стабилизации социальных отношений. 497 Бесчисленные школы, больницы и жилые кварталы, возведенные повсеместно в Европе и Америке в первые десятилетия после Второй мировой войны, хоть и подверглись впоследствии критике, должны быть поняты как выполнявшие очень важную социальную функцию — сообщать человеку чувство принадлежности к кругу равных себе. Человек мог жить в «спальном» районе вместе с десятками тысяч себе подобных, тесниться на тридцати метрах с родителями, и ближайшее будущее его не то чтобы радовало, но у него, как и у многих, все же было ощущение включенности в происходящее. 497 Сегодня, когда кризис социальной политики приводит к резкой поляризации городов (и в городах), проживание в некоторых районах и городках становится стигмой. «Депрессивные» города у нас, этнические пригороды европейских и американских столиц похожи в том, что их обитатели знают друг о друге много не делающего чести, стыдятся того, кто они сами и где вынуждены жить, лишены достойных способов самоуважения и уважения со стороны других и вместе свидетельствуют о том, что современные общества не знают, что делать с большими группами «невписавшихся» людей. Однако размах городской бедности в Америке шире, чем в Европе, и комментаторы правы, объясняя это своеобразным характером политической системы, которая, предоставив проблемные зоны и целые города самим себе после волнений 19б0-х годов, сориентирована на интересы белого и состоятельного большинства. Ждет ли Россию подобное будущее? 497 Станет ли мир в целом «планетой трущоб», как явствует из прогноза Майка Дэвиса, который именно так назвал свою последнюю книгу? 497 Сколько восторгов и надежд было высказано в предшествующие несколько десятилетий в связи с успехом информационных технологий! 497 Экономическая и культурная жизнь виделась освобожденной от нужды в пространственной близости и концентрации. 497 Горожане, предсказывал, к примеру, Алвин Тоф-498-флер в 1980-е годы, смогут переехать за город, в «электронный коттедж», связанный со всем миром совершенными коммуникационными сетями. 498 Высококвалифицированный профессионал, будь это архитектор или финансовый аналитик, переводчик или страховой агент, продавец или программист, то есть обладатели тех профессий, работа которых связана, условно говоря, с обработкой информации, работая не снимая пижамы в пригородном доме, виделись энтузиастам этого сценария избавленными от стрессов офисной работы и городской скученности. Контакты «лицом к лицу» понимались как уступающие по значимости членству индивида в социальных сетях и многочисленным разновидностям виртуального опыта. «Глобальная деревня» Маюпоэна тоже была выражением убеждения, что традиционные города исчезнут. 498 Поль Вирильо заявил, что отношения по месту жительства исчезнут в новом технологическом пространстве-времени, где и будет происходить все самое главное. Однако пристальный взгляд на развитие глобальных городов, на экономические социальные сети убеждает в обратном: информационные технологии особенно активно используются для усиления центрального положения лидирующих экономических «узлов». Работа в команде или поблизости друг от друга гарантирует доверие (или его подобие), без которого невозможно представить современную экономическую социальность, так что именно ради контактов «лицом к лицу» люди переезжают в столицы и едут в командировки. С другой стороны, реальность «информационного города» показывает, что соединение развития городов и информационной революции принесло очевидные выгоды прежде всего капиталу. «Кибербустеризм», под обаяние которого мы часто попадаем, скрывает крайнюю неравномерность распределения преимуществ информационной революции. 498 Городские власти на интернет-порталах, конечно, предлагают задавать вопросы и даже вносить предложения, но очевидность использования IT-благ в интересах городских «машин роста» бесспорна. 499 Серьезные изменения, которые претерпевают сегодня города, только набирают скорость. Подытожим ключевые тенденции, которые эти изменения вызывают (и над которыми специалисты по городам продолжают размышлять). 499 1. Глобализация. 499 От города как достаточно автономного образования через город как компонент национального государства к сети городов, существенно отличающихся по включенности в мировую экономику и по «свободе» от национально-государственных ограничений, — таков главный вектор перемен. Он предполагает осмысление городов на пересечении всемирного, национального и местного масштабов и в контексте роста неравенства между «глобально успешными» городами и всеми остальными. 499 2. Деиндустриализация и постиндустриализация (постфордизм). 499 Город, который был организован вокруг нужд промышленности и восстановления рабочей силы фабрик и заводов, уступает место городу торговых центров, разнообразного сервиса, скоростных дорог, «сообществ за воротами» и других новых вариантов организации жилищ. Большой объем промышленного производства — в соответствии с идеологией «аутсорсинга» — перемещается в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, но и возникающие там мегагорода далеки от описанных традиционной теорией промышленных городов. 499 3. Динамика концентрации и рассредоточения 499 «Центральность» крупных городов делает их местами повышенной экономической активности, привлекательными для проживания местами, зонами повышенной креативности и плотных социальных связей. Другие крупные города в то же время развиваются по пути «полицентричности» и рассредоточения предприятий, сервиса, жилых районов. Потоки людей, каждый день устремляющихся на работу и домой, — главное следствие пространственного рассредоточения городов, их «расползания» все дальше и дальше в пригороды. 499 Сотни миль, которые работники всего мира наматывают по транспортным коридорам 500 между провинциями и штатами, делают современные городские образования очень непохожими на описанные ранними урбанистами. 500 Экономические, технологические, экояогичес- кие, социальные, эмоциональные проблемы, связанные с исчезновением во многих регионах традиционной городской моноцентричности, только начали описываться урбанистами. 500 4. Неалиберализация социальной политики. 500 Усиление соревнования между городами в рамках глобальной экономики вызывает переориентацию политики городских правительств. 500 Происходит переход от города, озабоченного социальным воспроизводством жителей, к городу-предпринимателю. Прежний объем вложений в социальную политику не может себе позволить ни одно городское правительство. Результат — нарастание социального напряжения, фрагментации, поляризации. 500 5. Рост моралъпой двусмысленности. 500 Умножение связей горожан с тем и теми, что и кто выходит далеко за пределы их города, ставит под вопрос понимание города как места жизни коллектива. Вынужденный переход многих людей от долговременной занятости к кратковременной лишает их способности развивать чувство солидарности с ближними. Либеральные идеи толерантности сосуществуют с враждебностью, страхом, недовольством, которые многие «хронически» испытывают в городах. В то же время «нормативное» измерение городского существования, то есть идеи справедливости, «хорошей жизни», солидарности, почти некому представлять и исследовать. 500 6. Экологические проблемы. 500 Загрязнение атмосферы и глобальное потепление приковывают внимание к «экологическому отпечатку» крупных городов. Остановить негативные процессы можно, только если пересмотреть способы осуществления городской жизнедеятельности, прежде всего энергоснабжения. С другой стороны, сегодня очевидна уязвимость городов перед лицом природных катаклизмов, так что необходимо комплексное обсуждение глобального изменения климата и процессов урбанизации. 501 Эд Соджа заявил в своей книге «Постметрополис», что «наше время — и наилучшее и наихудшее для изучения городов: хотя нашего ответа ждут столь много новых и сложных тенденций, сегодня между нами гораздо меньше, чем в прошлом, согласия в том, как наилучшим образом теоретически и практически осмыслить создаваемые новые городские миры». Преодолеть это неблагоприятное стечение обстоятельств можно, если сбавить темп и, оглянувшись на лишь по видимости «сброшенные с корабля современности» теоретические контексты и традиции, попытаться найти в них перспективные стратегии. Одна из них — компаративная урбанистика: необходимо отыскивать различия и помещать непохожие города в общую теоретическую картину, учитывая, что европейский город — только один из множества вариантов городов. Вторая стратегия — материальность и пространственность городов, состоящие из мобильности вещей и людей, потоков, сетей и связей. Третья — «местные», «по месту жительства» исследования городов и отдельных аспектов их функционирования, при условии что опыт других городов и моменты взаимосвязи между городами, даже далеко отстоящими, не будут забыты. Тогда несопоставимость результатов, обусловленная разрывами и расколами современной урбанистики, уступит место интересно описанному разнообразному опыту, в том числе «исключенных» людей и мест. Ведь не секрет, что пока в описаниях «незападного» городского опыта, в том числе российского, преобладают всего два параметра: географический и экономический. Власть, неравенство, расизм, мутирующий капитализм — все это очень важные измерения городской жизни, но рано или поздно наступает очередь сравнения именно городского опыта. И здесь нас подстерегают свои иерархии, проявляющиеся в том, что и «космополитизм», и «витальность», и «креативность» зарезервированы, если судить по литературе, лишь за считанными городами. 501 Даже «повседневность» изучена на примере тех городов, которые сегодня успешно стали глобальными, но и прежде манили к себе весом написанного 502 и сказанного о них. 502 Универсален ли описанный в этих городах опыт? 502 Или, возможно, правы те авторы, кто, забыв о провинциальной уязвленности, терпеливо описывают различные группы горожан и их практики? 502 Интерес к тому, что делает различным городской опыт для различных категорий обитателей, может основываться на идее «права на город». Одно из ее возможных пониманий состоит в том, что связь городского окружения и идентичности горожанина зависит от степени вовлеченности человека в городскую жизнь. Уют, гармония и «витальность» столиц включают в себя и те очевидные моменты, что здесь кто-то властвует, а кто-то не знает, куда себя деть, не имея работы уже несколько лет подряд. Серьезной победой урбанистов последнего поколения, кто с «запачканным лицом» сам проводит полевые исследования, является убеждение в сохраняющейся возможности критического анализа городского опыта. Хотя не секрет, что певцы урбанистической креативности вроде Ричарда Флориды имеют больше шансов популяризовать свои идеи и самих себя. 502 Интерпретациями мы живем, и интерпретации мы производим. Они заведомо неполны и субъективны: городская реальность разнообразна и текуча. В этой книге шла речь только о некоторых сторонах практик управления, форм коммуникации, социальных отношений, институтов, которые, взаимодействуя, образуют город - в тесной связи материальных процессов и дискурсов, метафор и повествований, с помощью которых осмысливается современный городской опыт.
Date: 2015-08-07; view: 390; Нарушение авторских прав |